Сочувствовать , сопереживать — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Сочувствовать , сопереживать

2022-10-10 49
Сочувствовать , сопереживать 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коррекционно-развивающие занятия

МОСКВА 2003


Для детей  5 —  8 лет


УДК 376 ББК 74.3 С 30

ВВЕДЕНИЕ


Семенака СИ.

С 30       Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-

развивающие занятия для детей 5-8 лет. — М.: АРКТИ, 2003. — 79с. (Развитие и воспитание дошкольника).

ISBN 5-89415-343-3

В пособии представлены разработки занятий по формирова­нию у детей эмпатии; авторские варианты проблемных ситуа­ций, отдельных игровых упражнений, содержание которых но­сит вариативный характер; подобрана серия разнообразных ди-. агностических методик по изучению проявления эмпатии у детей.

Пособие предназначено студентам педагогических учебных заведений, воспитателям, учителям, психологам, родителям.

УДК 376 ББК 74.3

© Семенака СИ., 2003 © АРКТИ, 2003

ISBN 5^89415-343-3


Анализ исследований проблемы агрессивного поведения детей позволил выделить в качестве важнейшего фактора, контролирующего агрессию — формирование эмпатии. В пси­хологии под эмпатией понимается способность индивида эмо­ционально отзываться на переживания другого, мысленно или эмоционально встать на место другого человека, пережи­вающего какие-либо чувства. Развитие эмпатии представля­ет собой неотъемлемую часть формирования личности, вос­питания у индивида культуры межличностных отношений. Эмоционально-нравственные основы культуры личности зак­ладываются уже в дошкольном возрасте. Воспитание сочув­ствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой ча­стью нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чув­ства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь челове­ку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враж­дебность и агрессивность.

Яркую оценку эмпатии дал известный педагог В.А. Сухо-млинский: «Глухой к другим людям — останется глухим к са­мому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспита­нии — эмоциональная оценка собственных поступков...».

В связи с часто демонстрируемыми в средствах массовой информации сценами насилия дети становятся не чувствитель­ными к боли другого человека. Учитывая эмоциональную впе­чатлительность детей 5-8 лет, усилия дошкольных образова­тельных учреждений и школы должны быть направлены на формирование осознанного противостояния злу и проявления радости за другого.


 


1*-2392


3


Подробно механизмы проявления эмпатии раскрыты в ра­ботах зарубежных ученых, в частности К. Рождерса, который считает, что быть в состоянии эмпатии значит воспринимать внутренний мир другого точно, но без потери ощущения «как будто». Термином «эмпатия» он определяет'личностную чер­ту — способность к пониманию и сопереживанию.

Ссылаясь на исследования А. А. Бодалева, Л.П. Стрелковой, А.А. Рояк, А.Б. Николаевой, И.М. Юсупова, М.Я. Якобсон и других отечественных ученых, кратко остановимся на возраст­ных особенностях проявления и формирования эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста, знание которых позволит педагогам правильно осуществлять отбор средств пе­дагогического воздействия.

С возрастом развивается способность ребенка переживать за другого, что связано с возрастными изменениями у него темпе­рамента, эмоциональной возбудимости, а также с влиянием со­циального окружения. На ранних стадиях психического разви­тия ребенка закладывается первый компонент эмпатийного процесса — сопереживание, проявляющееся на основе таких механизмов, как эмоциональное заражение и идентификация. Сопереживание — это переживание сходной эмоции с объек­том. По мере становления второго компонента эмпатийного про­цесса сочувствия доминирующую роль начинают играть когни­тивные компоненты, знания моральных принципов и социаль­ные ориентации ребенка. Сочувствие выражается в стремлении оказать помощь другому. Подлинная эмпатия предполагает: высокую эмоциональную чувствительность; высокий уровень понимания.

На основе таких двух компонентов эмпатийного процесса, как сопереживание и сочувствие, у дошкольников возникает импульс к содействию другим, который побуждает ребенка к конкретным поступкам. Л.П. Стрелкова отмечает, что «переход к реальному содействию возможен при расширении круга переживаемых эмоций». В исследованиях А.А. Рояк и А.Б. Николаевой доказа­на роль игровой деятельности в формировании у детей способно­сти к сочувствию, сопереживанию.

В младшем школьном возрасте, наряду с развивающимся чувством «Я», у ребенка складывается представление о «Я»


других людей, отличном от его собственного. В этот период D важно научить ребенка учитывать интересы других, их потреб­ности, выраженные в переживаниях. Для формирования эм­патийного поведения ребенку необходимо зрительно воспри­нять или эмоционально осознать ценность своих поступков. К факторам, мешающим формированию и проявлению эмпатии, ученые относят эгоцентризм, тревожность, агрессивность, не-вротизацию.

Для развития эмпатии важно учитывать, что в возрасте 5-8 лет ребенок особенно восприимчив влиянию взрослого. В связи с этим немаловажное значение имеет и то, насколько воспита­тель, учитель, родители сами обладают эмоциональной отзыв­чивостью на переживания ребенка, умеют вовремя прийти ему на помощь.

С учетом актуальности проблемы формирования эмпатии у детей и профилактики агрессивности в детском возрасте раз­работан цикл коррекционно-развивающих занятий «Учимся сочувствовать, сопереживать» (для детей 5-8 лет). Содержа­ние предлагаемых занятий направлено на решение следующих задач:

♦ расширение представлений о понятиях «добро» и «зло»;

♦ развитие способности к эмоциональному сопережива­
нию;

♦ развитие стремления к проявлению сочувствия и сопе­
реживания всем тем, кто в них нуждается;

♦ формирование ценностного отношения к моральной сто­
роне поступков;

♦ воспитание гуманного отношения к родным, близким,
сверстникам, животным.

При разработке конспектов коррекционно-развивающих занятий были учтены факторы, влияющие на эмпатийность детей:

♦ степень близости с объектом;

♦ частота общения с ним;

♦ интенсивность стимула, вызывающего эмпатию (боль,
слезы);

♦ предыдущий опыт эмпатии.


С учетом данных факторов содержание занятий условно рас­пределено по трем разделам: Раздел 1. Я и мои родные.

Раздел 2. Учимся сочувствовать и сопереживать друзьям. Раздел 3. Мы и наши друзья — животные. Каждое занятие имеет следующую примерную структуру:

♦ игровой прием, с помощью которого создается мотива­
ция оказания помощи тем, кто в ней нуждается, или
проявление сопереживания героям в трудных ситуа­
циях;

♦ моральная оценка поступков героев художественных
произведений;

♦ решение проблемных ситуаций, позволяющих закреп­
лять в сознании детей значимость проявления эмпатии;

♦ игровые упражнения в проявлении сочувствия, сопере­
живания;

♦ советы сказочного персонажа — Светлячка, расширяю­
щие представления детей о культуре взаимоотношений
с родными, близкими, друзьями,'животными;

♦ игры, в которых дети упражняются в проявлении радо­
сти, характеризующей общий настрой Группы.

В содержание отдельных занятий включено проведение ди­агностических упражнений, позволяющих оценить отношение отдельных детей к окружающим его людям.

При проведении каждого занятия в качестве основных ме­тодов и приемов работы предлагается использовать:

♦ беседы на моральные темы;

♦ чтение и последующий анализ художественных произ­
ведений;

♦ упражнения в выражении эмоционального состояния
'другого человека или животного с помощью ролевой

гимнастики;

♦ обсуждение и проигрывание проблемной ситуации;

♦ просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мульт­
фильмов;

♦ слушание или пение детских песен;

♦ рисование на заданную тему.


Задача педагога на каждом занятии обращать внимание детей на нравственную сторону поступков людей; учить ви­деть и определять характер отношений определенного че­ловека к другим людям, животным и дать ему моральную оценку. Важно побуждать детей задумываться над мотивами поступка, устанавливать взаимосвязь мотива и результата по­ступка.

Эффективным способом активного отношения ребенка к об­суждаемой нравственной проблеме является обращение к уже имеющемуся у него опыту, сравнению пережитых им самим чувств с чувствами тех людей, сверстников, о которых он узнал из содержания художественного произведения или проблемной ситуации. Ситуации, требующие поставить себя на место дру­гого, способствуют формированию осмысления переживаний других людей, животных. Большое значение в развитии эмпа­тии у детей имеет и постановка вопроса, побуждающего, напри­мер, по внешним признакам определять и понимать состояние человека. Вопрос «Как бы ты поступил..?» помогает ребенку свя­зать услышанное или прочитанное с собственным нравствен­ным опытом, переживаниями.

На отдельных занятиях предусмотрено выполнение домаш­них заданий, связанных с проявлением сопереживания и со­чувствия родителям, братьям и сестрам или животным. При их выполнении нужно позаботиться о том, чтобы ребенок испыты­вал чувство удовлетворения от совершенного поступка (помог уставшей маме; пожалел плачущую маленькую сестренку; сде­лал кормушку и покормил зимующих птиц или голодного ко­тенка и т.п.).

При отборе материала для занятий использованы игры, иг­ровые упражнения, опубликованные на страницах современных методических разработок или сборников (В.М. Минаева, А.И. Сорокина, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова, Т.И. Попо­ва, Н.Л. Кряжева, С.А. Шмаков, Л.Б. Фесюковой, И.В. Цветко-ва и др.). При составлении советов Светлячка использовались рекомендации и разработки О.С. Богдановой, Г.П. Лаврентье­вой, В.И. Петрова, О.Д. Калининой, А.А. Плешакова.

Вниманию воспитателей, учителей предлагаются авторские варианты проблемных ситуаций, отдельных игровых упражне-


ний, содержание.которых носит вариативный характер и мо­жет быть дополнено другими проблемами, с которыми педаго­ги сталкиваются при решении задач нравственного воспитания и, в частности, воспитания эмпатии.

В Приложении подобрана серия разнообразных диагности­ческих методик по изучению проявления эмпатии у детей, ко­торые отличаются своей доступностью в применении и помогут педагогам определять особенности эмпатииных переживаний у воспитанников.


РАЗДЕЛ i

Я И МОИ РОДНЫЕ

ЗАНЯТИЕ 1


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.