Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2022-10-10 | 49 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Коррекционно-развивающие занятия
МОСКВА 2003 |
Для детей 5 — 8 лет
УДК 376 ББК 74.3 С 30
ВВЕДЕНИЕ
Семенака СИ.
С 30 Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-
развивающие занятия для детей 5-8 лет. — М.: АРКТИ, 2003. — 79с. (Развитие и воспитание дошкольника).
ISBN 5-89415-343-3
В пособии представлены разработки занятий по формированию у детей эмпатии; авторские варианты проблемных ситуаций, отдельных игровых упражнений, содержание которых носит вариативный характер; подобрана серия разнообразных ди-. агностических методик по изучению проявления эмпатии у детей.
Пособие предназначено студентам педагогических учебных заведений, воспитателям, учителям, психологам, родителям.
УДК 376 ББК 74.3
© Семенака СИ., 2003 © АРКТИ, 2003 |
ISBN 5^89415-343-3
Анализ исследований проблемы агрессивного поведения детей позволил выделить в качестве важнейшего фактора, контролирующего агрессию — формирование эмпатии. В психологии под эмпатией понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого, мысленно или эмоционально встать на место другого человека, переживающего какие-либо чувства. Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений. Эмоционально-нравственные основы культуры личности закладываются уже в дошкольном возрасте. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.
|
Яркую оценку эмпатии дал известный педагог В.А. Сухо-млинский: «Глухой к другим людям — останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании — эмоциональная оценка собственных поступков...».
В связи с часто демонстрируемыми в средствах массовой информации сценами насилия дети становятся не чувствительными к боли другого человека. Учитывая эмоциональную впечатлительность детей 5-8 лет, усилия дошкольных образовательных учреждений и школы должны быть направлены на формирование осознанного противостояния злу и проявления радости за другого.
1*-2392
3
Подробно механизмы проявления эмпатии раскрыты в работах зарубежных ученых, в частности К. Рождерса, который считает, что быть в состоянии эмпатии значит воспринимать внутренний мир другого точно, но без потери ощущения «как будто». Термином «эмпатия» он определяет'личностную черту — способность к пониманию и сопереживанию.
Ссылаясь на исследования А. А. Бодалева, Л.П. Стрелковой, А.А. Рояк, А.Б. Николаевой, И.М. Юсупова, М.Я. Якобсон и других отечественных ученых, кратко остановимся на возрастных особенностях проявления и формирования эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста, знание которых позволит педагогам правильно осуществлять отбор средств педагогического воздействия.
С возрастом развивается способность ребенка переживать за другого, что связано с возрастными изменениями у него темперамента, эмоциональной возбудимости, а также с влиянием социального окружения. На ранних стадиях психического развития ребенка закладывается первый компонент эмпатийного процесса — сопереживание, проявляющееся на основе таких механизмов, как эмоциональное заражение и идентификация. Сопереживание — это переживание сходной эмоции с объектом. По мере становления второго компонента эмпатийного процесса сочувствия доминирующую роль начинают играть когнитивные компоненты, знания моральных принципов и социальные ориентации ребенка. Сочувствие выражается в стремлении оказать помощь другому. Подлинная эмпатия предполагает: высокую эмоциональную чувствительность; высокий уровень понимания.
|
На основе таких двух компонентов эмпатийного процесса, как сопереживание и сочувствие, у дошкольников возникает импульс к содействию другим, который побуждает ребенка к конкретным поступкам. Л.П. Стрелкова отмечает, что «переход к реальному содействию возможен при расширении круга переживаемых эмоций». В исследованиях А.А. Рояк и А.Б. Николаевой доказана роль игровой деятельности в формировании у детей способности к сочувствию, сопереживанию.
В младшем школьном возрасте, наряду с развивающимся чувством «Я», у ребенка складывается представление о «Я»
других людей, отличном от его собственного. В этот период D важно научить ребенка учитывать интересы других, их потребности, выраженные в переживаниях. Для формирования эмпатийного поведения ребенку необходимо зрительно воспринять или эмоционально осознать ценность своих поступков. К факторам, мешающим формированию и проявлению эмпатии, ученые относят эгоцентризм, тревожность, агрессивность, не-вротизацию.
Для развития эмпатии важно учитывать, что в возрасте 5-8 лет ребенок особенно восприимчив влиянию взрослого. В связи с этим немаловажное значение имеет и то, насколько воспитатель, учитель, родители сами обладают эмоциональной отзывчивостью на переживания ребенка, умеют вовремя прийти ему на помощь.
С учетом актуальности проблемы формирования эмпатии у детей и профилактики агрессивности в детском возрасте разработан цикл коррекционно-развивающих занятий «Учимся сочувствовать, сопереживать» (для детей 5-8 лет). Содержание предлагаемых занятий направлено на решение следующих задач:
♦ расширение представлений о понятиях «добро» и «зло»;
♦ развитие способности к эмоциональному сопережива
нию;
♦ развитие стремления к проявлению сочувствия и сопе
реживания всем тем, кто в них нуждается;
♦ формирование ценностного отношения к моральной сто
роне поступков;
♦ воспитание гуманного отношения к родным, близким,
сверстникам, животным.
При разработке конспектов коррекционно-развивающих занятий были учтены факторы, влияющие на эмпатийность детей:
|
♦ степень близости с объектом;
♦ частота общения с ним;
♦ интенсивность стимула, вызывающего эмпатию (боль,
слезы);
♦ предыдущий опыт эмпатии.
С учетом данных факторов содержание занятий условно распределено по трем разделам: Раздел 1. Я и мои родные.
Раздел 2. Учимся сочувствовать и сопереживать друзьям. Раздел 3. Мы и наши друзья — животные. Каждое занятие имеет следующую примерную структуру:
♦ игровой прием, с помощью которого создается мотива
ция оказания помощи тем, кто в ней нуждается, или
проявление сопереживания героям в трудных ситуа
циях;
♦ моральная оценка поступков героев художественных
произведений;
♦ решение проблемных ситуаций, позволяющих закреп
лять в сознании детей значимость проявления эмпатии;
♦ игровые упражнения в проявлении сочувствия, сопере
живания;
♦ советы сказочного персонажа — Светлячка, расширяю
щие представления детей о культуре взаимоотношений
с родными, близкими, друзьями,'животными;
♦ игры, в которых дети упражняются в проявлении радо
сти, характеризующей общий настрой Группы.
В содержание отдельных занятий включено проведение диагностических упражнений, позволяющих оценить отношение отдельных детей к окружающим его людям.
При проведении каждого занятия в качестве основных методов и приемов работы предлагается использовать:
♦ беседы на моральные темы;
♦ чтение и последующий анализ художественных произ
ведений;
♦ упражнения в выражении эмоционального состояния
'другого человека или животного с помощью ролевой
гимнастики;
♦ обсуждение и проигрывание проблемной ситуации;
♦ просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мульт
фильмов;
♦ слушание или пение детских песен;
♦ рисование на заданную тему.
Задача педагога на каждом занятии обращать внимание детей на нравственную сторону поступков людей; учить видеть и определять характер отношений определенного человека к другим людям, животным и дать ему моральную оценку. Важно побуждать детей задумываться над мотивами поступка, устанавливать взаимосвязь мотива и результата поступка.
|
Эффективным способом активного отношения ребенка к обсуждаемой нравственной проблеме является обращение к уже имеющемуся у него опыту, сравнению пережитых им самим чувств с чувствами тех людей, сверстников, о которых он узнал из содержания художественного произведения или проблемной ситуации. Ситуации, требующие поставить себя на место другого, способствуют формированию осмысления переживаний других людей, животных. Большое значение в развитии эмпатии у детей имеет и постановка вопроса, побуждающего, например, по внешним признакам определять и понимать состояние человека. Вопрос «Как бы ты поступил..?» помогает ребенку связать услышанное или прочитанное с собственным нравственным опытом, переживаниями.
На отдельных занятиях предусмотрено выполнение домашних заданий, связанных с проявлением сопереживания и сочувствия родителям, братьям и сестрам или животным. При их выполнении нужно позаботиться о том, чтобы ребенок испытывал чувство удовлетворения от совершенного поступка (помог уставшей маме; пожалел плачущую маленькую сестренку; сделал кормушку и покормил зимующих птиц или голодного котенка и т.п.).
При отборе материала для занятий использованы игры, игровые упражнения, опубликованные на страницах современных методических разработок или сборников (В.М. Минаева, А.И. Сорокина, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова, Т.И. Попова, Н.Л. Кряжева, С.А. Шмаков, Л.Б. Фесюковой, И.В. Цветко-ва и др.). При составлении советов Светлячка использовались рекомендации и разработки О.С. Богдановой, Г.П. Лаврентьевой, В.И. Петрова, О.Д. Калининой, А.А. Плешакова.
Вниманию воспитателей, учителей предлагаются авторские варианты проблемных ситуаций, отдельных игровых упражне-
ний, содержание.которых носит вариативный характер и может быть дополнено другими проблемами, с которыми педагоги сталкиваются при решении задач нравственного воспитания и, в частности, воспитания эмпатии.
В Приложении подобрана серия разнообразных диагностических методик по изучению проявления эмпатии у детей, которые отличаются своей доступностью в применении и помогут педагогам определять особенности эмпатииных переживаний у воспитанников.
РАЗДЕЛ i
Я И МОИ РОДНЫЕ
ЗАНЯТИЕ 1
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!