Друг и в радости , и в горе всегда рядом — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Друг и в радости , и в горе всегда рядом

2022-10-10 43
Друг и в радости , и в горе всегда рядом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели:

1. Формировать представление о душевной боли и пережи­
вании обиды, причиной которой может быть равнодушное отно­
шение окружающих.

2. Диагностировать проявление эмпатии.

Ход занятия

Светлячок открывает свою книгу с советами и читает детям поговорку: «Обидеть легко, да на душе каково?». Взрослый пред­лагает детям помочь Светлячку объяснить ее смысл.

— Почему так говорят?

— Приходилось ли вам кого-либо обижать?

— Что вы при этом чувствовали?

Чтение рассказа В. Сухомлинского «Как на свете жить?».

«У маленькой Кати большая радость — поправился ее папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенес.

Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит: мама тихо плачет.

А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.

Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:


 


34


5'-2392


35


— Наш папа выздоровел!

Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали пле­чами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч. Катя пошла к девочкам, игравшим в "классы".

— Наш папа выздоровел, — сказала она.

Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:

— Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатился тяжелый ко­мок; дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу заплакала».

— Почему заплакала Катя?

— Что чувствовала девочка в этой ситуации?

— Как бы вы поступили на месте ее друзей?

— Как можно помочь ребятам исправить свою ошибку?

О настоящих товарищах написано много стихов и одно из них Светлячок предлагает детям послушать.

Чтение стихотворения С. Михалкова «Хорошие товарищи».

Мальчик Миша мается — Миша заикается. Как другие — чисто,., ясно — Он не может говорить. Й просить его напрасно То, что скажет, повторить. Нелегко ему даются Все слова на букву К, Но ребята не смеются — Дружба классная крепка: Ты, Мишутка, не теряйся! Ты с других пример бери! Молча с духом собирайся И смелее говори!

Совещы Светлячка:

Нельзя смеяться над недостатками внешности других детей, дразнить, давать прозвища.

Настоящий друг должен уметь сочувствовать товарищу: ра­доваться его успехам и огорчаться неудачам.

Нельзя проявлять равнодушие к обиженному, плачуще­му ребенку, допускать несправедливость по отношению к сла­бому.

Не делай для людей того, чего сейчас себе ты не желаешь.

36


Проблемная ситуация

для диагностики проявления эмпатии у детей

(Ситуация взята из учебно-методического пособия для детс­ких дошкольных учреждений и начальной школы Л. Стрелко­вой «Войди в тридесятое царство».)

«...Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, ве­селые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный — сразу видно, что не драчун, — и Жене захотелось с ним познакомить­ся. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.

— Мальчик, как тебя зовут?

— Витя. А тебя как?

— Женя. Давай играть в салки?

— Не могу, я хромой.

И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень тол­стой подошве...»

Детям предлагается закончить изложение проблемной си­туации. Возможные варианты ответов детей, свидетельствую­щие о проявлении эмпатии:

«Ну, если ты не можешь играть в салки, давай посидим, по­смотрим книжку, я сейчас принесу ее»:

«Но если ты можешь играть в салки, то давай рисовать ма­шинки, а когда ты выздоровеешь, поиграем в салки».

Светлячок предлагает детям прикоснуться к своему вол­шебному фонарику и загадать желание для мальчика Вити. После того как прозвучат пожелания детей, Светлячок подво­дит детей к выводу: доброта детских сердец обязательно помо­жет мальчику выздороветь и он сможет так же весело играть, как и они.

Игра-шутка «Сиамские» близнецы (СЛ. Шмаков)

Ребята становятся парами и привязываются спина к спине (ноги и руки свободные). Это как бы пары «наоборот». Они дол­жны сплясать «барыню». Пробежать десять метров туда и об­ратно, как «сиамские» близнецы.

37


ЗАНЯТИЕ 6

День рождения друга

Цели:

1. Развивать потребность в проявлении гуманных чувств к
сверстнику.

2. Побуждать детей быть внимательными к сверстникам и
близким.

3. Учить замечать их переживания и ожидания.

Ход занятия

Взрослый обращает внимание детей на приподнятое настро­ение Светлячка и предлагает угадать, чем оно вызвано. Выслу­шав возможные варианты ответов, сообщает: «Светлячок при­глашен на день рождения своего друга Чебурашки».

Упражнение «Что бы ты пожелал товарищу в день его рождения»

Педагог предлагает представить детям, что они приглаше­ны на день рождения к своему товарищу. Он так долго ждал этого радостного дня и с волнением ожидает прихода гостей. Выбирается один ребенок на роль именинника, все остальные — гости. Перед началом игры каждрму ребенку, исполняющему роль гостя, предлагается продумать слова поздравления и по­желания своему товарищу."

Если дети затрудняются в высказывании пожеланий, то дан­ную игру можно превратить в тренинг, в котором можно пре­дусмотреть репетицию поздравления именинника, дав детям образцы:

«Желаю тебе здоровья, радости».

♦Пусть в день твоего рождения исполнятся все твои мечты».

«Пусть у тебя будет всегда много друзей».

«Будь красива, как Мальвина, Весела, как Буратино. Чтоб Пьеро в кино водил, Артемон цветы дарил!».

38


Проблемная ситуация

Что можно подарить другу в день его рождения? Совместное обсуждение проблемы, после которой педагог подводит детей к выводу: дорог не подарок, а внимание.

Игра «Подарки друг другу»

В этой игре ребенок должен выбрать того, кому он хочет сде­лать подарок, и подумать, что именно он подарит.

Правило игры: подарок можно делать тому, кому еще никто ничего не подарил.

Выбирая привлекательный предмет (косынки, ленты, знач­ки, игрушки), ребенок должен обязательно подумать о том, кому он будет дарить, а значит, представить, что этот человек любит и что ему может понравиться.

Выбрав подарок, ребенок со следующими словами подходит к сверстнику:

Я принес тебе подарок. Если нравится, возьми, Всем ребятам покажи И со мною попляши.

Советы Светлячка:

Учитесь проявлять внимание к другу и испытывать от этого радость.

Учитесь разделять радость со своим товарищем.

Нельзя завидовать и выражать недовольство тем, что у ваше­го товарища есть то, чего у вас нет.

Нельзя хвастаться перед товарищами тем, что имеешь ты один.

Упражнение «Подари движение другу» (Н. Кряжева)

Дети стоят в круге, звучит веселая музыка, ведущий по­казывает движение, все дети его повторяют, затем движение придумывает ребенок, а все повторяют его движение, и так по кругу.

В конце занятия предложить детям посмотреть фрагмент из мультфильма «День рождения кота Леопольда» и спеть вместе песенку «Если добрый ты...» (музыка Б. Савельева).

39


Дождик босиком по земле прошел, Клены по плечам хлопал. Если ясный день, это — хорошо, А когда наоборот — плохо.

Слышишь, как звенят в небе высоко Солнечных лучей струны? Если добрый ты, то всегда легко, А когда наоборот — трудно.

С каждым поделись радостью своей, Рассыпая смех звучно. Если песни петь, с ними веселей, А когда наоборот — скучно!

Варианты проблемных ситуаций для обсуждения с детьми

«Оля — девочка добрая, но стеснительная. Дети не замеча­ют просто, как она иногда пытается к ним обратиться с просьбой поиграть, поговорить, но так и не решается. Чаще всего она сто­ит в сторонке и смотрит, как весело играют ее сверстники».

— Что чувствует девочка, когда видит играющих сверстников?

— Как можно помочь Оле?

«Дети старшей группы одеваются на прогулку. Наташа торо­пится успеть одеться вместе с детьми, но у нее никак не застеги­вается верхняя пуговица пальто. К ней подой1ел Петя и сказал...»

— Что сказал Петя? Почему?

Ответы детей выслушиваются, выбирается модель желаемо­го поведения (мальчик предлагает девочке свою помощь) и обыг-рывается.

«Дети играют во дворе. Мимо Толи пробежал Денис и неча­янно толкнул его. Толя упал прямо в лужу. Тогда Денис...»

— Что сказал или сделал Денис? Почему?

Ответы детей выслушиваются и выбирается модель желае­мого поведения (мальчик извинился и оказал Толе помощь).

«Коля построил замок из песка. И все им любовались. Толь­ко один Игорь сказал, что он может сделать лучше, а когда Коля не поверил, разбежался и затоптал всю постройку».


«Оле на день рождения мама подарила красивую куклу. Оля ее принесла в детский сад. Увидев у Оли новую куклу, к ней подошли ее подружки Света и Таня. Света сказала: "Оля, дай нам поиграть с твоей куклой". Тогда Света ответила...»

— Что ответила Света? Почему?

Ответы детей выслушиваются воспитателем, выбирается модель желаемого поведения (девочка дает своим подругам по­играть с куклой) и обыгрывается. По окончании упражнения детям предлагается высказаться по поводу того, что они чувство­вали, выполняя роли разных по характеру детей.

«В нашей группе есть мальчик, у которого очень часто быва­ет плохое настроение. Глаза у него очень печальные, грустные. Ему одиноко и обидно, что с ним никто не хочет играть».

. — Что нужно сделать, чтобы всем было весело и все дружили?

— Что бы вы посоветовали мальчику?

«На занятии по рисованию Дима справился с заданием са­мый первый и любовался своим рисунком. Это заметил воспита­тель и похвалил его. Услышав похвалу в адрес своего товарища, Коля громко произнес: "У него плохо получился дом!". Дима расстроился, ведь он так старался».

— Можно ли Колю назвать настоящим товарищем?

— Что чувствовал Дима, когда услышал похвалу в свой адрес?

— 'Изменилось ли его состояние, когда Коля произнес: «У
него плохо получился дом!»? Почему?

— Как бы вы поступили на месте Коли?

«Ребята играют на площадке в прятки. Сереже не везло — он уже полчаса водящий. А так хочется поменяться ролью с кем-нибудь. Ему так обидно, что вот-вот расплачется».

— Почему Сережа обиделся на товарищей?

— Как можно помочь Сереже?

— Что бы вы посоветовали его товарищам?


40


РАЗДЕЛ 3

МЫ И НАШИ ДРУЗЬЯ-ЖИВОТНЫЕ

ЗАНЯТИЕ 1


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.