Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2022-10-10 | 43 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Цели:
1. Формировать представление о душевной боли и пережи
вании обиды, причиной которой может быть равнодушное отно
шение окружающих.
2. Диагностировать проявление эмпатии.
Ход занятия
Светлячок открывает свою книгу с советами и читает детям поговорку: «Обидеть легко, да на душе каково?». Взрослый предлагает детям помочь Светлячку объяснить ее смысл.
— Почему так говорят?
— Приходилось ли вам кого-либо обижать?
— Что вы при этом чувствовали?
Чтение рассказа В. Сухомлинского «Как на свете жить?».
«У маленькой Кати большая радость — поправился ее папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенес.
Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит: мама тихо плачет.
А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.
Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:
34
5'-2392
35
— Наш папа выздоровел!
Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч. Катя пошла к девочкам, игравшим в "классы".
— Наш папа выздоровел, — сказала она.
Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:
— Ну и что же?
Катя почувствовала, как к горлу подкатился тяжелый комок; дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу заплакала».
— Почему заплакала Катя?
— Что чувствовала девочка в этой ситуации?
— Как бы вы поступили на месте ее друзей?
— Как можно помочь ребятам исправить свою ошибку?
О настоящих товарищах написано много стихов и одно из них Светлячок предлагает детям послушать.
Чтение стихотворения С. Михалкова «Хорошие товарищи».
Мальчик Миша мается — Миша заикается. Как другие — чисто,., ясно — Он не может говорить. Й просить его напрасно То, что скажет, повторить. Нелегко ему даются Все слова на букву К, Но ребята не смеются — Дружба классная крепка: Ты, Мишутка, не теряйся! Ты с других пример бери! Молча с духом собирайся И смелее говори!
|
Совещы Светлячка:
Нельзя смеяться над недостатками внешности других детей, дразнить, давать прозвища.
Настоящий друг должен уметь сочувствовать товарищу: радоваться его успехам и огорчаться неудачам.
Нельзя проявлять равнодушие к обиженному, плачущему ребенку, допускать несправедливость по отношению к слабому.
Не делай для людей того, чего сейчас себе ты не желаешь.
36
Проблемная ситуация
для диагностики проявления эмпатии у детей
(Ситуация взята из учебно-методического пособия для детских дошкольных учреждений и начальной школы Л. Стрелковой «Войди в тридесятое царство».)
«...Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный — сразу видно, что не драчун, — и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.
— Мальчик, как тебя зовут?
— Витя. А тебя как?
— Женя. Давай играть в салки?
— Не могу, я хромой.
И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве...»
Детям предлагается закончить изложение проблемной ситуации. Возможные варианты ответов детей, свидетельствующие о проявлении эмпатии:
«Ну, если ты не можешь играть в салки, давай посидим, посмотрим книжку, я сейчас принесу ее»:
«Но если ты можешь играть в салки, то давай рисовать машинки, а когда ты выздоровеешь, поиграем в салки».
Светлячок предлагает детям прикоснуться к своему волшебному фонарику и загадать желание для мальчика Вити. После того как прозвучат пожелания детей, Светлячок подводит детей к выводу: доброта детских сердец обязательно поможет мальчику выздороветь и он сможет так же весело играть, как и они.
|
Игра-шутка «Сиамские» близнецы (СЛ. Шмаков)
Ребята становятся парами и привязываются спина к спине (ноги и руки свободные). Это как бы пары «наоборот». Они должны сплясать «барыню». Пробежать десять метров туда и обратно, как «сиамские» близнецы.
37
ЗАНЯТИЕ 6
День рождения друга
Цели:
1. Развивать потребность в проявлении гуманных чувств к
сверстнику.
2. Побуждать детей быть внимательными к сверстникам и
близким.
3. Учить замечать их переживания и ожидания.
Ход занятия
Взрослый обращает внимание детей на приподнятое настроение Светлячка и предлагает угадать, чем оно вызвано. Выслушав возможные варианты ответов, сообщает: «Светлячок приглашен на день рождения своего друга Чебурашки».
Упражнение «Что бы ты пожелал товарищу в день его рождения»
Педагог предлагает представить детям, что они приглашены на день рождения к своему товарищу. Он так долго ждал этого радостного дня и с волнением ожидает прихода гостей. Выбирается один ребенок на роль именинника, все остальные — гости. Перед началом игры каждрму ребенку, исполняющему роль гостя, предлагается продумать слова поздравления и пожелания своему товарищу."
Если дети затрудняются в высказывании пожеланий, то данную игру можно превратить в тренинг, в котором можно предусмотреть репетицию поздравления именинника, дав детям образцы:
«Желаю тебе здоровья, радости».
♦Пусть в день твоего рождения исполнятся все твои мечты».
«Пусть у тебя будет всегда много друзей».
«Будь красива, как Мальвина, Весела, как Буратино. Чтоб Пьеро в кино водил, Артемон цветы дарил!».
38
Проблемная ситуация
Что можно подарить другу в день его рождения? Совместное обсуждение проблемы, после которой педагог подводит детей к выводу: дорог не подарок, а внимание.
Игра «Подарки друг другу»
В этой игре ребенок должен выбрать того, кому он хочет сделать подарок, и подумать, что именно он подарит.
Правило игры: подарок можно делать тому, кому еще никто ничего не подарил.
Выбирая привлекательный предмет (косынки, ленты, значки, игрушки), ребенок должен обязательно подумать о том, кому он будет дарить, а значит, представить, что этот человек любит и что ему может понравиться.
|
Выбрав подарок, ребенок со следующими словами подходит к сверстнику:
Я принес тебе подарок. Если нравится, возьми, Всем ребятам покажи И со мною попляши.
Советы Светлячка:
Учитесь проявлять внимание к другу и испытывать от этого радость.
Учитесь разделять радость со своим товарищем.
Нельзя завидовать и выражать недовольство тем, что у вашего товарища есть то, чего у вас нет.
Нельзя хвастаться перед товарищами тем, что имеешь ты один.
Упражнение «Подари движение другу» (Н. Кряжева)
Дети стоят в круге, звучит веселая музыка, ведущий показывает движение, все дети его повторяют, затем движение придумывает ребенок, а все повторяют его движение, и так по кругу.
В конце занятия предложить детям посмотреть фрагмент из мультфильма «День рождения кота Леопольда» и спеть вместе песенку «Если добрый ты...» (музыка Б. Савельева).
39
Дождик босиком по земле прошел, Клены по плечам хлопал. Если ясный день, это — хорошо, А когда наоборот — плохо.
Слышишь, как звенят в небе высоко Солнечных лучей струны? Если добрый ты, то всегда легко, А когда наоборот — трудно.
С каждым поделись радостью своей, Рассыпая смех звучно. Если песни петь, с ними веселей, А когда наоборот — скучно!
Варианты проблемных ситуаций для обсуждения с детьми
«Оля — девочка добрая, но стеснительная. Дети не замечают просто, как она иногда пытается к ним обратиться с просьбой поиграть, поговорить, но так и не решается. Чаще всего она стоит в сторонке и смотрит, как весело играют ее сверстники».
— Что чувствует девочка, когда видит играющих сверстников?
— Как можно помочь Оле?
«Дети старшей группы одеваются на прогулку. Наташа торопится успеть одеться вместе с детьми, но у нее никак не застегивается верхняя пуговица пальто. К ней подой1ел Петя и сказал...»
— Что сказал Петя? Почему?
Ответы детей выслушиваются, выбирается модель желаемого поведения (мальчик предлагает девочке свою помощь) и обыг-рывается.
«Дети играют во дворе. Мимо Толи пробежал Денис и нечаянно толкнул его. Толя упал прямо в лужу. Тогда Денис...»
— Что сказал или сделал Денис? Почему?
Ответы детей выслушиваются и выбирается модель желаемого поведения (мальчик извинился и оказал Толе помощь).
|
«Коля построил замок из песка. И все им любовались. Только один Игорь сказал, что он может сделать лучше, а когда Коля не поверил, разбежался и затоптал всю постройку».
«Оле на день рождения мама подарила красивую куклу. Оля ее принесла в детский сад. Увидев у Оли новую куклу, к ней подошли ее подружки Света и Таня. Света сказала: "Оля, дай нам поиграть с твоей куклой". Тогда Света ответила...»
— Что ответила Света? Почему?
Ответы детей выслушиваются воспитателем, выбирается модель желаемого поведения (девочка дает своим подругам поиграть с куклой) и обыгрывается. По окончании упражнения детям предлагается высказаться по поводу того, что они чувствовали, выполняя роли разных по характеру детей.
«В нашей группе есть мальчик, у которого очень часто бывает плохое настроение. Глаза у него очень печальные, грустные. Ему одиноко и обидно, что с ним никто не хочет играть».
. — Что нужно сделать, чтобы всем было весело и все дружили?
— Что бы вы посоветовали мальчику?
«На занятии по рисованию Дима справился с заданием самый первый и любовался своим рисунком. Это заметил воспитатель и похвалил его. Услышав похвалу в адрес своего товарища, Коля громко произнес: "У него плохо получился дом!". Дима расстроился, ведь он так старался».
— Можно ли Колю назвать настоящим товарищем?
— Что чувствовал Дима, когда услышал похвалу в свой адрес?
— 'Изменилось ли его состояние, когда Коля произнес: «У
него плохо получился дом!»? Почему?
— Как бы вы поступили на месте Коли?
«Ребята играют на площадке в прятки. Сереже не везло — он уже полчаса водящий. А так хочется поменяться ролью с кем-нибудь. Ему так обидно, что вот-вот расплачется».
— Почему Сережа обиделся на товарищей?
— Как можно помочь Сереже?
— Что бы вы посоветовали его товарищам?
40
РАЗДЕЛ 3
МЫ И НАШИ ДРУЗЬЯ-ЖИВОТНЫЕ
ЗАНЯТИЕ 1
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!