Как химеры отравляют нам жизнь — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Как химеры отравляют нам жизнь

2022-09-11 28
Как химеры отравляют нам жизнь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Подведем итоги. Химеры потому и являются опасными иллюзиями, что навязывают человеку морально-этические нормы и образ жизни, которые не соответствуют ни здравому смыслу, ни его биологической природе. Жизнь согласно таким нормам сопровождается внутренним неврозом и плохо подавляемой агрессивностью, а отход от них — чувством вины перед химерой и обществом в целом. В результате человек остается перманентно несчастным, ибо, с одной стороны, не реализует свои элементарные потребности, а с другой — ощущает себя несоответствующим провозглашенным химерой идеалам. Такая ситуация часто ведет к совершению преступлений против других людей или к психическим заболеваниям.

Сходство химер с психическими заболеваниями привело меня к мысли, что по манере поведения и способам распространения химеры удивительно похожи на другие, самые страшные для человека заболевания — злокачественные опухоли, которые являются чудовищной заменой природного многообразия мирных клеток организма однообразием агрессивных клеток-мутантов. Их поразительное сходство начинается с названия. На родном языке медицины, античной латыни, слово «злокачественный» звучит как malignus, то есть злой, недоброжелательный и завистливый (чему завидует, нашему здоровью?), и совсем не напоминает слово «дьявол» (diabolus). В более новых языках, сформировавшихся уже в химерное время, обозначающий злокачественность французский термин malin и соответствующий ему испанский maligno от имен Дьявола (Le Malin, El Maligno) уже ничем не отличаются. По-видимому, все оттого, что в античную эпоху химеры еще не вошли в повседневную жизнь человека, и его еще не запугивали смертельно опасным предводителем темных сил, которому позже приписали все земное зло. Сопоставление основных черт раковых опухолей и химер на самом деле впечатляет своей однотипностью.

Здоровые клетки совершают обычно около пятидесяти делений и после этого включают механизм самоуничтожения. Раковые клетки бессмертны, так как делятся бесконечно до тех пор, пока существует организм, в котором они живут, и умирают только вместе с ним. Химеры всегда провозглашают свое бессмертие в теле человечества и бессмертие своих доктрин — заповедей. Жизненный цикл химер на самом деле очень напоминает развитие рака: они рождаются, быстро растут, стремительно набирают силу, а при активной борьбе с ними слабеют, истощаются и замирают, но практически никогда не погибают окончательно, воскресая время от времени для новой попытки отравить земную жизнь человеку (или хотя бы его потомкам).

Здоровые клетки различных тканей организма мирно сосуществуют друг с другом, выполняя свойственные им взаимодополняющие функции. Раковые клетки всегда выделяют токсины, чтобы убить клетки организма, на которых они выросли, и заменить их своими. Химеры всегда стремятся переделать под себя или полностью разрушить все предшествующие их появлению верования, идеологии и формы общественного устройства. Несогласные беспощадно вытесняются или уничтожаются. Чтобы осознать это, достаточно вспомнить репрессии в религиозных и тоталитарных обществах, распространяющиеся даже на мало отличающиеся от них самих формы религиозных доктрин-ересей и инакомыслия.

Здоровые клетки неспособны самостоятельно перемещаться по организму и образовывать метастазы. Раковые клетки начинают метастазировать в другие части тела после достижения определенного этапа в развитии опухоли, разрушая их таким же образом, как и ткани, в которых они зародились первоначально. Химеры проникают во все аспекты человеческого бытия, перемещаются внутри общества от одних групп людей к другим и легко пересекают границы между территориями и странами. Вспомним в этой связи религиозный прозелитизм прошлого и настоящего и безудержное распространение в ХХ в. социальных утопий.

Здоровые клетки могут существовать и размножаться только при определенной температуре, наличии регулирующих размножение веществ, так называемых факторов роста, а также кислорода. Раковые клетки неприхотливы и способны размножаться практически при любых условиях. Химеры тоже очень неприхотливы и для поддержания своей жизнедеятельности не нуждаются в интеллектуальных достижениях и в культурном многообразии. В любом случае, наука и искусство не являются для них факторами роста. Более того, чем ниже уровень развития человека и хуже условия его существования, тем лучше себя чувствует и быстрее растет в нем химера. Все самые многочисленные и успешные химеры зародились и окрепли в среде неграмотных и угнетенных.

Здоровый организм состоит из большого числа совершенно различных тканей, каждая из которых выполняет свою, присущую только ей жизненно важную функцию. Раковые опухоли совсем не похожи на ткань, в которой выросли, но очень похожи друг на друга вне зависимости от того, в какой ткани организма они выросли. Химеры религиозных и социальных верований тоже похожи друг на друга во всех местах обитания, вне зависимости от прежнего уклада жизни в том месте, в которое они прибыли. Они легко встраиваются в любые общественные образования и превращают их здоровое многообразие в однородную массу единой веры и единой цели.

Раковым клеткам необходима пища для размножения. В качестве такой пищи они используют здоровые клетки организма, вернее то, что от них осталось. Химеры существуют не в параллельном нам бестелесном сказочном мире, они живут вместе с нами, внутри нас и снаружи, и им тоже нужна пища для поддержания своей жизнедеятельности. В качестве такой пищи они используют естественные человеческие ценности и эмоции.

Так что по своей сути химеры вовсе не детские сказки-миражи, а очень агрессивные разрушители человеческого бытия. Ведомый химерами, человек перестает быть мерой всего и главным героем своей жизни, теряет природную целостность и чувствует себя несовершенным. Он уже не осознает, что ему на самом деле нужно, и теряет автономию.

Дружба с химерами никогда не бывает безобидной и безвредной: наличие у человека химерных идеалов обесценивает его сегодняшнюю жизнь. Ею пренебрегают, помещая все позитивные ожидания в несуществующий идеальный мир. Эти злокачественные и агрессивные сказки высасывают нашу жизнь точно так же, как пиявки высасывают кровь. Но самое главное — человек теряет способность быть счастливым. Он становится легкой добычей религиозного экстремизма и социальных утопий и готов посвятить всю жизнь кому угодно, любой химере, кроме самого себя. Получается, как в школьных законах о сохранении энергии: никакого компромисса здесь нет и быть не может — чем больше вы любите кого-либо или что-либо, тем меньше вы любите самого себя. Именно поэтому все настоящие подвижники были или далекими от мирской жизни аскетами или сумасшедшими.

В астрономии есть красивое и очень звучное понятие — черная дыра. Это область пространства-времени с таким сильным гравитационным притяжением, что покинуть ее не могут не только материальные объекты, но и свет. Как только объект пересекает некий минимальный радиус приближения, черная дыра втягивает его в себя, как огромный космический пылесос. Вернуться обратно уже невозможно, и даже сигнал о помощи послать не получится. Химеры — тоже черные дыры. Они будут год за годом потреблять огромное количество вашей энергии, той самой энергии, которая могла бы пойти на создание ценностей для себя и других. В конце концов они медленно и незаметно проглотят весь ваш пыл, все усилия, всю веру в чудеса и надежду на будущее, но никогда не откликнутся, не одобрят, не вознаградят и не помогут. В них просто провалится без остатка вся ваша земная жизнь. А вот никакой другой жизни у вас не будет, не надейтесь!

Химер вокруг нас очень много, слишком много. Большинству людей не удается отделить зерна от плевел, а ценности — от химер, и они живут в надежде на светлое будущее или справедливый Страшный суд. Так их воспитали и так они воспитывают своих детей. Все начинается со вполне невинного клятвенного обещания любить другого человека до гробовой доски (большинство из нас все же повторяют это обещание нескольким людям) и заканчивается чрезвычайно опасным жгучим романтическим желанием построить земной рай в отдельно взятой стране. Но не стоит отчаиваться: вовсе не факт, что дети повторят судьбу родителей. Вполне возможно, что наши потомки не увидят в сегодняшних химерах никакого здравого смысла, не захотят связывать с ними надежды и пойдут совершенно другим путем. Тем более что идеалы, как и все остальное, живущее в нашем мире, тоже смертны: несокрушимый тысячелетний германский рейх просуществовал 12 лет; незыблемый оплот светлого будущего, Советский Союз, — 74 года; царство крестьян, Демократическая Кампучия — четыре; даже от добрых мифологических богов остались лишь научные работы и книжки с картинками.

Может, все станут самостоятельными и не будут больше нуждаться в «братьях», как говорит британский философ Бертран Рассел, который произнес в 1927 году свою знаменитую тираду о причинах веры в Бога «Почему я не христианин»:

«Причины, которые в действительности побуждают людей верить в бога, вообще не имеют ничего общего с интеллектуальными аргументами. Большинство людей верит в бога просто потому, что эту веру в них вдалбливали с младенческих лет, и это — главная причина. Другой могущественнейшей причиной, на мой взгляд, является желание иметь ангела-хранителя, своеобразное чувство, что у тебя есть старший брат, который позаботится о тебе».

Это еще не всемирно известный Большой брат Оруэлла, он появится только в 1948 году, но его предвестник.

Совершенно нельзя исключать, что от современных химер и их материальных воплощений тоже когда-нибудь останутся одни развалины, как от греко-римских храмов. Есть только одна определенность: все мы умрем, и от наших тела и великолепного и тонко чувствующего мозга тоже ничего не останется. Не хочется об этом думать, но все будет, как в бессмертном стихотворении Шарля Бодлера «Падаль»:

«…и вы, заразу источая,

Вы трупом ляжете гнилым…».

Не знаю, сколько вам лет, читатель, но от всего сердца желаю прожить как можно дольше. Но надо быть реалистами: в любом случае это «дольше» не продлится больше нескольких десятков лет. Так не разумнее ли посвятить каждую минуту, каждое мгновение этих быстро текущих лет не химерам, а собственной жизни? Хотелось бы именно так, но сегодня так не получается, и сотни миллионов людей посвящают единственную жизнь различным химерам. Поэтому мне ничего другого не остается, кроме как выразить сожаление по этому поводу и завершить главу окончательными пояснениями моей позиции.

Что я хочу сказать

Я выступаю против идеалистического восприятия действительности и не разделяю доктрины монотеистических религий. Нет у нас ни богов, ни авторитетов — Больших Братьев. Те боги и авторитеты, поклоняться которым нас учили в детстве родители и общество, во взрослой жизни поблекли, оказались совсем ненужными или полностью себя скомпрометировали. Чужие боги и авторитеты ничем не приглянулись и завлечь не сумели. Так что, при всем уважении к чужому мнению, больше всего я уважаю собственное.

Такая позиция основана не на слепом идеологическом предубеждении, как часто бывает. На мой взгляд, монотеизм сделал все возможное, чтобы разрушить разум и рациональный подход к действительности: уже много тысяч лет не слышно призывов проверить религиозные постулаты — в том числе главный из них, Божественное присутствие, — жизненной практикой. Такое положение вещей никак не вписывается в мою систему координат, в которой именно разум занимает не только первое, но и все остальные места в верхней части списка приоритетов.

Мое отторжение монотеизма вызвано убеждением, что он ознаменовал фундаментальную веху в человеческой истории, веху недобрую, и принес людям намного больше вреда, чем пользы. Принятие доктрин монотеизма сильно затормозило развитие человеческой цивилизации и, несмотря на многовековые попытки, не сделало людей счастливее, скорее наоборот. Это касается абсолютно всего: условий повседневной жизни, физического и психического здоровья, развития интеллекта и культуры. Да, я не признаю позитивного влияния религиозного сознания на человеческое общество. Те короткие исторические периоды, когда это влияние можно было бы с некоторой натяжкой считать позитивным, сменялись значительно более длинными, в которых этот слабо стоящий на ногах позитив быстро и успешно стирался в пыль.

Мне наверняка возразят, что сегодняшние монотеистические религии стали совсем другими, и приведут массу всевозможных аргументов в их пользу. Я знаю их, признаю право на существование и даже всецело поддерживаю свободу вероисповедания, хотя лично мне намного ближе свобода не верить. Я никого не обвиняю, никого ни к чему не призываю и разделяю людей не по религиозному признаку, а по их достоинствам: ведь в реальной жизни нет чистых человеческих типов. Разумные и вполне рациональные люди тоже стучат три раза по дереву, чтобы не сглазить удачу, переходят на другую сторону дороги при встрече с черной кошкой, часто повторяют «если Бог даст» и даже иногда заглядывают в церковь. А религиозные люди занимаются неположенным сексом в неположенные дни и с неположенными партнерами, очень боятся смерти и в случае серьезной болезни идут не в церковь для молитвы, а к врачу. Так что предложенное разделение людей на язычников и верующих в Единого Бога служит только одной цели: описать вечную борьбу между разумом и химерой и определить наше место в ней.

Вот теперь можно более-менее точно сформулировать суть этой книги: это своего рода учебник по методам «очистки» людей от грехов и избегания соблазнов к их совершению. Следование ее советам поможет отделить возвышенную духовную жизнь от грешной материальной; оценить все преимущества аскезы, то есть добровольного отказа от естественных желаний и связанных с ними удовольствий, особенно онанизма и секса; увидеть самый прямой путь к святости.

А если серьезно, то эта книга о том, как люди забывают, что у них есть разум, и калечат себя в духовном и физическом плане ради химер. Мне такое положение вещей никогда не нравилось, я очень долго терпел, почти всю свою сознательную жизнь, но в один прекрасный момент терпение лопнуло, и я занялся последовательным разоблачением химер, поселившихся вокруг нас. Одной за другой. Знатоки военного дела, и особенно артиллерии, немедленно признали бы в таком подходе литературный аналог эффективной «стрельбы по квадратам»: в каждой главе описана одна химера, одна мишень-квадрат. У читателя есть выбор: он может стрелять вместе со мной, спрятавшись за лафетом от всех неприятностей, или постараться закрыть родную химеру своим собственным телом. В обоих случаях я желаю ему успехов.

ГЛАВА II

Властелин зла

Достоин ли нашего поклонения Бог, который не может защитить нас от Зла? Вряд ли кто осмелится отрицать, что мы все живем в океане зла с редкими островками добра. Этот океан начинается от зла мелкого, несущественного и простительного — разбитая коленка, нежданный грипп, недовольство начальника, — и заканчивается злом вселенским и смертельно опасным — мировыми войнами, геноцидом, религиозными чистками и политическим террором. Оценивая все это холодным беспристрастным взглядом, можно прийти к тому, что, даже если Единый Бог и существует, Он нас не любит и всеми способами демонстрирует свою нелюбовь. Здесь я начну с того, каким представляется верующим Единый Бог.

В самую первую очередь Единый Бог — это Бог-Отец. Он является абсолютно всем: первоначальной и предшествующей миру сущностью, создателем материального и нематериального, абсолютной Истиной и Добром и вследствие этого Верховным Законодателем, Управителем и Судьей в последней инстанции. Единый Бог активно участвует во всех наших делах, знает о судьбе каждого отдельного человека наперед, предугадывает, что люди будут делать в ближайшем будущем, и все последствия их действий. Бог может все изменить, исправить все ошибки, покончить с несправедливостью и возместить ущерб.

В этой чудесной сказке о Едином Боге есть одно слабое место — существование всемогущего, всевидящего, вездесущего и, главное, всеблагого Бога почти никак не совместимо с существованием зла вокруг нас. Ведь если продолжать считать Его всемогущим и всевидящим, то разве возможно в мире зло без Его позволения?

Прекрасно понимаю, что все мои сомнения и вопросы носят риторический характер: подавляющее большинство верующих не интересуются аргументами по оправданию Бога. Они воспринимают религию как Высший Закон — как дань родителям, предкам и культурным традициям — и никогда серьезно не размышляют о связи Бога и зла. Для них нет и не может быть ничего более важного, чем Бог, ведь им с детства внушили, что они рождены для служения и поклонения Ему и обязаны посвятить Ему всю свою жизнь без остатка. Сама по себе мысль, что их Бог может быть источником зла, для них настолько неприемлема, что они готовы яростно защищать Его изо всех сил и любой ценой, не обращая внимания ни на какие факты, логику и вообще ра-зум. Как защищали бы наивную и сладкую детскую мечту. Их Бог, как и их родители и близкие родственники, добрее всех Богов и по определению не имеет ко злу никакого отношения. К Добру имеет, а ко Злу — нет.

Для зла у верующих наготове другой персонаж — дьявол, который и отвечает за все плохое. Бертран Рассел в работе «Существование бога» писал: «<…> я не понимаю, как из того, что нам говорят мистики, можно извлечь какой-либо аргумент в пользу существования бога, который не был бы равным образом и аргументом в пользу существования сатаны». Да и самому Богу дьявол жизненно необходим: если бы его не было, то Богу пришлось бы взять на себя ответственность за все зло в мире, и вряд ли после этого у Него остались бы верующие.

Тут я обязан остановиться и сказать несколько слов о мифологическом персонаже, известном под именами дьявола, сатаны, Люцефера и Иблиса, — главном клеветнике, соблазнителе и властелине ада. Том самом верховном духе зла, который нас разъединяет, разрушает и потом окончательно губит.

Принц этого мира

Лучше быть Владыкой Ада, чем слугою Неба!

Дж. Мильтон, «Потерянный рай»

У дьявола очень длинная история, ничуть не короче, чем у его мифического антипода Бога. Теологи всех религий уделили дьяволу так много внимания и написали о нем настолько большое количество трудов, как правило, противоречащих друг другу, что нормальному человеку осознать этого персонажа неимоверно сложно. Однако с исторической точки зрения все просто: в проблеме существования дьявола выделяется пять основных положений.

Положение первое: дьявола вообще нет, есть только множество разных богов. Это вовсе не означает, что в мире нет зла, его присутствие было очевидно даже первобытным дикарям. Просто и добро, и зло могли исходить от любого из богов. Каждое божество отличалось капризным и необузданным характером: оно всегда было готово незаслуженно приласкать и несправедливо покарать, в каждом можно было увидеть прообраз мифологического двуликого Януса. Наличие у народа или племени нескольких божеств ничего по сути не меняло: любое вмещало позитивные и негативные черты, поэтому каждый верующий был волен сам выбирать, не только какому божеству поклоняться, но и какому из его ликов.

Разделение действующих в мире сил на Добро и Зло появилось в религиях сравнительно недавно, и началось с разделения богов на хороших, олицетворяющих добро, и плохих — источников зла. Можно было бы не упоминать, что в таких развитых языческих цивилизациях как Древние Греция и Рим подобная концепция большого успеха не имела.

Хорошие боги позже слились в одного большого Бога, единственного источника вселенского добра, а плохие подарили нам образ дьявола.

Положение второе: дьявол все же существует, но он намного слабее Бога. Такое понимание пришло вместе с монотеизмом, в концепциях которого добро и зло не равны. Добро — это Бог. А вот зло персонифицируется в образе дьявола — разрушающей силы в космосе, хозяина ада, олицетворения всех греховных черт, пороков и страстей человека. Но что бы дьявол о себе ни думал, тягаться с Богом ему не по силам.

Происхождение дьявола описывается обычно следующим образом: Бог создал полных добра ангелов для жизни в раю, но самые гордые из них отвергли добро и восстали против Бога, требуя равенства с Ним. По сути стали Его злейшими врагами — кому захочется делиться властью? Восставшие ангелы, включая главного из них, Люцифера, были изгнаны Богом из рая и поставлены заведовать адом. Тем не менее Бог оставил им некоторую, весьма ограниченную, свободу действий для испытания своих верующих.

Иудаизм, впитавший в себя многочисленных языческих богов Ближнего Востока и Малой Азии, представляет дьявола то как противника, то как служащего Богу ангела-обвинителя и наделяет его различными именами.

В Книге Иова дьявол изображен как мучитель всех людей, которому Бог предоставил автономность только для того, чтобы он подталкивал их к «свободному» выбору. В пользу Бога, конечно.

В христианстве дьявола чаще всего называют Сатаной, отцом всего зла и лжи, и отождествляют со змием из райского сада, принесшего в мир смерть. Это он соблазнил несчастных Адама и Еву, тем самым запустив цепочку эпохальных событий: изгнание людей из рая, потеря ими бессмертия, возникновение первородного греха и необходимость прихода Иисуса Христа для его искупления. Все поступки дьявола направлены на гибель человека, и поэтому человек может заслужить место в раю, только отвергнув все дьявольские искушения и подстрекательства.

Некоторые христианские источники даже заявляли, что дьявол появился на земле только для того, чтобы иметь нечистые половые сношения с падшими земными женщинами. Поэтому его главным атрибутом был фаллос.

По мере распространения христианства внутри громадной Римской империи и за ее пределами понятие дьявола-Сатаны впитало в себя черты местных языческих божеств, противников «истинной» веры и всевозможных инакомыслящих христиан, раскольников и еретиков — гностиков, манихеев, богомилов и катаров. Каждая религиозная конфессия была склонна называть дьявольской любую другую. Отец протестантизма Лютер, к примеру, был совершенно уверен, что дьявол — это Папа Римский.

С эпохи Просвещения страх перед дьяволом понемногу ослабевал, а сам он стал олицетворять в религиозном контексте избыток страстей человеческих. И даже, как писал философ-консерватор Жозеф де Местр, всю Великую французскую революцию.

В исламе роль дьявола взял на себя падший ангел Иблис, отказавшийся, несмотря на требование Аллаха, поклониться первому человеку Адаму. Иблис, отец всех злых духов-джиннов, олицетворяет отсутствие веры в Бога и постоянно нашептывает верующему побуждения к греху.

Положение третье: Бог и дьявол существуют независимо друг от друга и их силы примерно равны. Такой взгляд был присущ религиозным течениям в христианстве, склонным к дуализму, противопоставлению духа и материи. например гностицизму, на протяжении столетий бывшему не маргинальной блажью, а мощным соперником той версии господствующей религии, которая в итоге победила, и рядом с которой мы живем сегодня.

Мне кажется, что дуализм гностиков имел под собой более чем логичное основание, а именно заботу об имидже Бога. Гностики вполне обоснованно полагали, что окружающий материальный мир несовершенен, ибо полностью погряз во зле и грехе и по сути является царством тьмы. Такой мир никак не мог быть сотворен совершенным Богом, источником абсолютного добра. Единственным выходом было предположить, что наш мир создало «злое начало» — несовершенный демиург, дьявол, которого гностики отождествляли с Богом Яхве (Ветхий Завет у гностиков популярностью не пользовался).

По другую сторону находится Высший Духовный Мир — царство будущей божественной жизни, царство абсолютного добра и света. Здесь хозяин — вечный и находящийся вне времени и пространства Бог-искупитель, которого наш материальный мир совершенно не интересует: Он его не создавал, не управлял им и не несет никакой ответственности за его зло. Оба мира никогда не смешивались и постоянно боролись между собой: их силы примерно равны, и добро никогда не сможет победить зло, которое неразрушимо и поэтому непобедимо.

Смешались царства тьмы и света только один раз. В результате этого смешения и появился человек, который сразу попал в очень трудную и мучительную ситуацию: его бессмертная душа сделана из света, а смертное тело — из тьмы. Хуже того, человеческие души оказались заключены в темницу материального мира, который управляется дьяволом!

Естественно, что каждый верующий хочет освободить свою душу из тисков тьмы, материального мира, и помочь достичь положенного ей места обитания — царства света. Для этого необходимо обладать истинным духовным знанием о Боге, которое может быть получено только через сверхъестественное Откровение. Получить Откровение самостоятельно верующему безумно трудно, и в этой печальной ситуации ему на помощь пришел Бог-искупитель. В силу своей огромной доброты и безграничного сострадания к человечеству, Он направил к людям своего посланца — Иисуса Христа, который через послания-евангелия научил их, как освободиться из-под власти демиурга-дьявола.

Положение четвертое: Бог есть, но дьявол сильнее Бога. Эта идея называется религиозным сатанизмом и существует очень давно. Она старее всех монотеистических религий: поклонение крайне суровым и очень жестоким божествам существовало в самых древних верованиях. Количество сатанистов даже увеличилось в эпоху монотеизма, так как их ряды пополнились уцелевшими от гонений и не раскаявшимися приверженцами старых языческих богов.

Религиозный сатанизм существует и по сей день, призывая поклоняться падшим ангелам и их предводителю Сатане. Его адепты верят, что Сатана может дать человеку больше, чем силы так называемого добра, которые призывают, увещевают, обещают и в итоге… ничего не делают. В конце концов, Сатана тоже бог и обладает присущими любому богу могуществом, свободой и знанием.

Я тоже считаю, что сила дьявола явно недооценивается и более широкое использование его образа принесло бы людям много пользы.

Существование дьявола и его творения — Зла — не нужно доказывать, достаточно просто оглянуться вокруг. А вот существование Бога — не более чем гипотеза, Его ни чувства, ни разум обнаружить не способны. Дьявола не нужно оправдывать и защищать, а значит очень удобно назначить единственным источником мирового зла. Дьявол по своей силе не слабее Бога и делает все, что хочет: чтобы в этом убедиться, достаточно ознакомиться с последней новостной сводкой. Дьявол, в отличие от Бога, лучше выполняет свои обещания: зла в мире становится не меньше, а больше. Дьявол всегда был рядом с Богом и убедительно доказал Ему свою преданность — как еще объяснить, что именно дьяволу Бог доверил важнейшее дело посмертного наказания грешников? На дьявола легко списать все наши личные недостатки и провалы и не чувствовать себя в чем-либо виноватым. Особенно приятно, что кознями дьявола можно объяснить наше греховное сексуальное вожделение. Кто нас защитит перед женами лучше него, дьявола? Еще к этому можно добавить, что истинно верующие с радостью поддержат гипотезу о существовании и силе дьявола: надо же подтвердить мнение Иисуса Христа, назвавшего его «правителем этого мира» (Ин. 12:31).

Положение пятое: нет ни Бога, ни дьявола, есть только человек. Если так, то по какой причине я оставил в тексте рассказа о Сатане это положение?

В сегодняшней философии существует течение под названием «современный сатанизм». Оно возникло как протест против того, что на протяжении тысяч лет монотеистические религии зомбируют людей требованиями безусловного поклонения мифическому Богу и ненависти к не менее мифическому Сатане.

Современный сатанизм — это атеистическая философия par excellence, которая использует миф о Сатане, только чтобы помочь человеку определить свое место в мире и укрепиться как личность. Образ Сатаны в этой философии является символом природной силы и индивидуальной свободы, гордости и здорового эгоизма, веры в себя, символом Космоса в его античном понимании.

В римской мифологии Сатана олицетворял свет и просвещение, а в авраамических религиях только бунтарь Сатана посмел бросить вызов могущественному Богу, был низложен, страдал от жуткого одиночества, но тем не менее остался гордым и воистину свободным. Совсем не зря этот факт привлек внимание многих великих писателей и поэтов, особенно склонных к романтизму.

Видов и подвидов современного сатанизма ничуть не меньше, чем видов и подвидов христианской веры, но, по моему и не только моему мнению, лучшим его образцом является работа Антона Ла-Вея. Его идеи настолько хороши, что если бы я занимал влиятельную позицию в Министерстве просвещения какой-нибудь западной страны, то обязательно рекомендовал бы его книги в качестве обязательных для изучения в старших классах школ и лицеев, хотя бы наряду с уроками по изучению основ мировых религий — надо же придерживаться демократических принципов в образовании, особенно когда дело касается борьбы с химерами и внедрения в жизнь гуманистического идеала.

Позицию современного сатанизма по основным вопросам человеческой жизни можно кратко изложить следующим образом.

Разум. Наша жизнь должна быть основана только на разуме, логике и той информации, которую нам дают органы чувств. Это касается всего: ценностей, убеждений, целей, желаний и действий. Необходимо отвергнуть все формы мистицизма и так называемого «сверхъестественного» знания.

Плоть. Человек хоть и высшее существо, но прежде всего животное, и его природу невозможно безнаказанно угнетать: такое угнетение не возвышает душу, как говорят монотеистические религии, а разрушает ее. Плотские инстинкты человека священны, особенно инстинкт сексуальный, который не терпит ограничений и искусственных норм: человек свободен оставаться верным одному партнеру или удовлетворять свои сексуальные потребности с несколькими людьми по своему собственному выбору.

Религия. Не Бог создал человека, а люди выдумали себе Бога. Поэтому мучить себя ради Него — крайняя глупость. Религия — феномен стадный и полностью иррациональный, поэтому она неспособна принести людям счастье. Зато очень успешно убивает в человеке индивидуальность, а вместе с ней способность развиваться и творить. Выдвинутая философами идея о смерти Бога очень позитивна: человек лишается надежды на Божественное провидение, отворачивается от страданий и начинает ценить свое земное существование.

Мораль. Человек способен достичь морального совершенства без посторонней помощи. Он должен жить своей жизнью и не принимать на веру никакие моральные догмы, навязываемые на основании их якобы «божественной природы». Религиозные моральные кодексы являются таким же плодом рук человеческих, как и языческие идолы.

Общество. Государства пытаются «продать» нам основную идею либерального гуманизма — каждый человек одинаково ценен. Эта «спасительная ложь» не соответствует действительности: равенство не есть закон природы. Ни в отношении тела, ни в отношении разума. Сильные и умные люди должны быть солидарны со слабыми и глупыми, но не тратить на них много времени: слабые «вампиры» требуют огромного внимания и заботы, но неспособны возвращать их обратно.

Несмотря на сказанное, было бы неправильно утверждать, что в современном сатанизме нет ничего божественного. Божественное у него есть, и в большом количестве. Но это совсем не то божественное, о котором рассказывают в храмах.

Современный сатанизм полагает, что здоровая религия должна быть направлена не наружу, как это происходит в монотеизме, а внутрь. Не к мифическому Богу, а к самому себе — к человеку. Человек является единственной высшей ценностью, он и есть бог, никаких других божеств нет. Поклонение и жертвы, неважно кому, унижают человека и разрушают его психику. Если уж поклоняться, то лучше делать это по отношению к самому себе. Хотя еще лучше вообще никому не поклоняться: молитва бессмысленна и сжирает слишком много сил и времени, а их можно было бы потратить на созидание.

При таком подходе все в мире становится ясным и простым: самый главный праздник человека — собственный день рождения; самое большое горе — собственная смерть.

Ничего, в сущности, нового, но все равно свежо и полезно! И еще: разве такой сатанизм и его человек — то ли бог, то ли дьявол — не заслуживают интереса и уважения? Что в таком сатанизме может не нравиться?

На этом я заканчиваю описание двух принципиальных действующих лиц и одновременно двух главных исполнителей — Бога и дьявола — и перехожу к самой пьесе под названием «Теодицея, или почему Бог ни за что не отвечает и ни в чем не виноват».

Теодицея. Зло — это не Бог

Вопрос сосуществования Бога и Зла-дьявола не мог быть оставлен без надлежащего ответа. Ведь существование зла бросает большую тень на величие и мудрость Создателя, ставит под сомнение необходимость отказа от земной жизни ради Него и затрудняет привлечение новых адептов, ищущих Бога-защитника.

На самом деле, Единому Богу легко приписать все происходящее с нами добро, но что же делать со злом? Почему в созданном Богом идеальном мире происходят природные катаклизмы, разрушительные войны и страшные эпидемии? Почему умирают маленькие дети? Где источник этого вселенского зла? Почему Он, верховный творец и мудрый правитель, допускает существование зла и страданий? Разве что-либо может происходить против Его воли?

Для решения этой проблемы было создано особое религиозное учение — теодицея, что буквально означает богооправдание, основной целью которого было совмещение несовместимого — идеального мира божественного и реального мира зла. Необходимо было доказать, что существование в мире зла не подрывает веру в Бога как в абсолютное добро. Без такого доказательства вера потеряла бы всякий смысл, ведь основополагающая идея любого монотеизма заключается в том, что Вера, Любовь и Добро победят, Зло будет наказано, а Добро — вознаграждено.

У теодицеи была еще одна важная задача: заставить верующего забыть обо всем зле, что царит в повседневной жизни, и сконцентрировать внимание на будущей небесной жизни. Это старый прием, так издавна поступали политики, стремящиеся отвернуть взгляд народа от внутренних проблем в сторону воображаемого внешнего врага. Очень, кстати, логично: чем больше мы поклоняемся Богу, тем меньше склонны видеть окружающее нас зло. В идеале можно вообще не замечать зла или давать ему малоправдоподобные или совсем уж идиотские объяснения. А еще лучше в очередной раз повторить вслед за Тертуллианом: «Верую, ибо абсурдно».

Надо отдать теодицее должное: она быстро нашла источник мирового зла — самого человека. Отныне любое зло стало возможно оправдать Божественным промыслом и человеческими грехами. Это позволило, в полном соответствии с основополагающими доктринами монотеизма, продемонстрировать человеку его принципиальную ничтожность, а Бога вывести на недосягаемую и неприкасаемую орбиту, на которой Он не отвечает ни за какие людские страдания.

Подчеркну, что теодицея является не наукой в привычном нам понимании этого слова, а религиозным учением, неотъемлемой частью веры, средством подкрепления идеала. Истинная цель учения заключается не в оправдании Бога и не в беспристрастном поиске неоспоримых доказательств и рациональных объяснений возможного сосуществования Бога и Зла. Ведь объективно, согласно органам чувств и ра-зуму, мир несовершенен и полон страданий и несправедливости, но с религиозной точки зрения — совершенен и полон добра. Всем всегда было понятно, что доказать и рационально объяснить эту химеру совершенно невозможно.

Истинная цель теодицеи была абсолютно иная: любым путем окончательно утвердить сущест


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.