Развитие обоняния                                                                                                                                339 — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Развитие обоняния                                                                                                                                339

2022-09-01 30
Развитие обоняния                                                                                                                                339 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


РАЗВИТИЕ ВКУСА

Вкус — это ощущения, возникающие при попадании в ротовую полость какого-либо вещества, в основном во время приема пищи. Вкус является одним из пяти внешних чувств, его органом служит слизистая оболочка языка и рта. Основным источником вкусовых ощущений является пища.

Принято выделять четыре основных вкуса:

· соленый;

· сладкий;

· кислый;

· горький/острый.

Кроме этого, продукт может быть безвкусным, пресным. Поми- мо чистых вкусов возможны также различные их сочетания: кисло- сладкий, сладко-соленый и другие, более сложные сочетания.

Занимаясь изучением вкуса и особенностей его восприятия, необ- ходимо учитывать, что те разнообразные ощущения, которые человек испытывает во время еды, связаны не только со вкусом, но также и с обонянием. Роль обоняния в восприятии вкуса во время еды мож- но понять, если есть с зажатым носом, или же во время насморка: человек ощущает только четыре основных вкуса и их сочетания, а все оттенки, связанные с обонянием, исчезают. Поэтому еда вдруг пере- стает быть пряной, становится не такой вкусной, порой пресной.

Ниже мы предлагаем некоторые игры, которые помогут детям вы- делить вкус, как одну из сенсорных, чувственных граней окружаю- щего нас мира, а также сделать восприятие вкуса более осознанным. Игры, посвященные восприятию чистых вкусов, можно провести в виде специальных занятий. Также нами представлены игры, посвя- щенные изучению целостного восприятия различных продуктов пи- тания, состоящие из совокупности вкуса и запаха. Такие игры можно проводить дома или в виде конкурсов на детских праздниках.

Занятие 1. Вкусовые бутылочки

Цель занятия. Развитие восприятия и дифференциации четы- рех основных вкусов; знакомство с названиями вкусов — соленый, сладкий, кислый, горький.

 

Содержание занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте


Оборудование. Комплект из материалов Монтессори «Вкусо- вые бутылочки».

Ход занятия. Комплект предназначен для развития вкусовых рецепторов, умения различать и дифференцировать четыре основ- ных вкуса. Материал состоит из деревянной подставки, на которой находятся четыре пары бутылочек с белыми и черными крышками попарно (крышки с пипетками). Вкус содержимого из бутылочки с белой крышкой аналогичен вкусу содержимого бутылочки с чер- ной крышкой.

Цель занятия — попробовать по капле содержимого бутылочек и подобрать пары бутылок с содержимым одного вкуса и крышка- ми разного цвета. Сначала игра проводится с открытыми глазами. В дальнейшем можно предложить ребенку подобрать пары вкусо- вых бутылочек с закрытыми глазами, что усложняет задачу.

 

Занятие 2. Вкусная вода

Цель занятия. Развитие восприятия и дифференциации основ- ных вкусов; знакомство с названиями вкусов — соленый, сладкий, кислый.

Оборудование. Растворы в кувшинах: сладкий (сахар), соле- ный (соль), кислый (лимонная кислота); одноразовые пластиковые стаканчики небольшого размера; игрушки для обыгрывания — мишка, рыбка, зайчик.

Ход занятия. Развитие и утончение вкуса тоже нуждается в тренировке. Перед началом этого занятия приготовьте в стака- нах растворы воды: сладкий (растворите сахар), соленый (раство- рите небольшое количество соли), кислый (растворите небольшое количество лимонной кислоты). Затем предложите малышам по- пробовать поочередно одинаковую по виду, но разную по вкусу воду. Назовите вкус воды, попросите малышей запомнить. Также можно использовать не только словесные, но и другие обозначения вкуса — предметы или их изображения. Например, конфета — сладкий вкус, лимон — кислый вкус, соленый огурец или рыб- ка — соленый вкус.

 

Развитие вкуса                                                                                                                                      341


Когда малыши запомнят основные вкусы и их названия, пред- ложите найти стаканчик с водой заданного вкуса, пробуя воду в разных стаканах по очереди. Можно дать другое задание — возле каждого стаканчика положить картинку с обозначением соответ- ствующего вкуса. Это занятие можно обыграть: попросите малыша найти для мишки-сладкоежки сладкую воду, для зайки кислень- кую, а для рыбки — соленую.

Взрослы й. Сегодн я  к  нам  пришли  гости  —  мишка,  зайка и рыбка. Наши гости хотят пить. Давайте угостим их вкусной

водой. Мишка — сладкоежка, он очень любит мед. Как вы думае- те, какая по вкусу вода ему больше понравится? Конечно, сладкая вода. Давайте найдем стакан со сладкой водой и дадим мишке. А вот рыбка, она приплыла к нам из моря. Вода в море соленая. Зна- чит, какой водой мы угостим морскую рыбку? Правильно, соленой водой. А заяц любит траву кислицу — ему дадим кислую воду!

Занятие 3. Что бывает такого вкуса?

Цель занятия. Развитие восприятия и дифференциации вкуса; закрепление знания названий вкусов — соленый, сладкий, кислый.

Оборудование. Сахар, соль, лимонная кислота.

Ход занятия. Для игры подготовьте три белых сыпучих веще- ства, похожих по внешнему виду — сахар, соль, лимонную кисло- ту. Дайте малышу попробовать на вкус немного сахара. Затем вме- сте вспомните, что еще бывает такого вкуса — конфета, зефир, варенье, чай, пирожное, мед и т.д. (конечно, для проверки предпо- ложения, эти продукты можно пробовать).

В следующий раз предложите малышу попробовать немного соли и поищите на кухне разные соленые продукты — суп, соленая рыба, котлета, соленый огурец, овощной салат и т.д. В другой раз дайте малышу попробовать пару крупинок лимонной кислоты, за- тем пробуя разные продукты на столе, определите, какие из них имеют кислый вкус — лимон, апельсин, морс, яблоко, клюква, квашеная капуста и т.д. Продолжая игру, можно предложить ма- лышу попробовать на вкус муку или крахмал, отметив, что у них нет выраженного вкуса — эти продукты пресные.

 

Содержание занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте


Занятие 4. Варим обед

Цель занятия. Развитие восприятия и дифференциации вку- са, а также его отсутствия; закрепление знания названий вкусов или их отсутствия — соленый, сладкий, кислый, безвкусный (пресный).

Оборудование. Прозрачные пластиковые контейнеры с крыш- ками, наполненные белыми сыпучими веществами: соль (экстра), сахар (или сахарная пудра), лимонная кислота, мука или крахмал (нет вкуса).

Ход занятия. Взрослый предлагает детям попробовать раз- ные вещества в баночках (коробочках), которые похожи на вид — все белого цвета, но разные на вкус. Он объясняет и по- казывает, как можно взять щепотку вещества и попробовать на вкус, затем называет вкус.

Взрослы й. Это  соль,  она  соленая.  А  это  сахар,  он  сладкий. Сейчас мы попробовали лимонную кислоту — она кислая. А это

крахмал, у него нет выраженного вкуса, он безвкусный.

Затем организуется сюжетная игра, в ходе которой дети, ис- пользуя игрушечную посуду, «варят» обед для кукол. В ходе игры педагог дает детям задания типа: «Найди соль для супа», «Найди сахар для чая» и т.п. Так как баночки одинаковые (к тому же вос- питатель перемешал их) и вещества похожи между собой, дети ищут нужное, пробуя на вкус. В этой игре желательно подробно обсудить, в каких случаях в кулинарии (и не только) применяют соль, сахар и лимонную кислоту.

 

Занятие 5. Что ты выпил?

Цель занятия. Развитие восприятия вкуса; дифференциация на вкус различных напитков.

Оборудование. Напитки — вода, чай, какао, молоко, компот, томатный сок, лимонад и др.; фруктовые соки — яблочный, апель- синовый, виноградный, ананасовый, вишневый и др.; одноразо- вые пластиковые стаканчики небольшого размера; коктейльные трубочки.

 

Развитие вкуса                                                                                                                                      343


Ход занятия. Взрослый на глазах у детей разливает по стакан- чикам несколько разных напитков и называет их, при этом напит- ки по внешнему виду и вкусу должны быть хорошо знакомы детям. Затем взрослый предлагает детям по очереди попробовать один из напитков с закрытыми глазами (можно через трубочку) и опреде- лить, какой напиток он сейчас выпил — назвать его, или показать соответствующую картинку.

Взрослы й. В нашем кафе есть разные напитки, но пить их можно только с закрытыми глазами. Тот, кто угадает, какой

напиток ему достался, получает приз — конфетку! Кто хочет попробовать?

В ходе игры каждый из детей пробует несколько разных на- питков, которые могут различаться не только по вкусу, но и по температуре.

 

Занятие 6. Какого вкуса леденец?

Цель занятия. Развитие восприятия вкуса; дифференциация на вкус леденцов различных фруктовых вкусов.

Оборудование. Леденцы узнаваемого фруктового вкуса — апельсин, лимон, клубника, яблоко и др.; карточки с изображе- ниями соответствующих фруктов и ягод.

Ход занятия. Взрослый предлагает детям закрыть глаза, и раз- дает им по одному леденцу узнаваемого фруктового вкуса: апель- син, лимон, клубника, яблоко и др., а фантики прячет малышам в кармашки. После того, как дети распробуют свои конфетки, взрослый предлагает определить и назвать вкус (можно в качестве ответа показать соответствующую картинку).

Взрослы й. Сегодня мы будем пробовать фруктовые конфет- ки. Каждому из вас я положу в рот по конфетке, а вы попробуйте

угадать, какого конфета вкуса. Саша, какая у тебя конфета по вкусу? Клубничная? Давай проверим: открой рот и посмотри в зер- кало, какого цвета конфета. Красная — цвет подходит. А теперь поищи в кармане фантик от конфеты. Разверни фантик и посмо- три, что на нем нарисовано. Правильно, клубничка. Молодец, ты правильно определил вкус конфеты! И т.д.

 

Содержание занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте


Ответ ребенка обязательно проверяется Можно использовать несколько вариантов проверки правильности ответа малыша: можно предложить детям заглянуть зеркало и посмотреть в рот на цвет конфетки (или цвет конфетки во рту может проверить кто- нибудь другой); можно вместе с конфетой раздать детям карточки с изображением соответствующего фрукта или ягоды — карточка лежит изображением вниз, а после того, как ребенок распробовал вкус конфеты и назвал его, карточка переворачивается и картинка сверяется с названием; самый простой вариант — достать из кар- мана фантик от конфеты и рассмотреть изображение на нем.

 

Занятие 7. Попробуй, угадай и сравни!

Цель занятия. Развитие восприятия вкуса; дифференциация на вкус различных ягод и фруктов, сухофруктов, орехов.

Оборудование. Ягоды — малина, клубника, красная смороди- на, черная смородина, крыжовник, черника, клюква; фрукты — яблоко, груша, персик, слива, киви, банан; сухофрукты — изюм, чернослив, курага, финики, инжир, вяленые бананы; овощи — морковь, белокочанная капуста, тыква,  болгарский перец; оре- хи — грецкие, фундук, арахис; предметные картинки с изображе- ниями ягод, фруктов и сушеных фруктов, орехов.

Ход занятия. Обычно дети любят кушать ягоды и фрукты, а также сухофрукты и орехи. Данное занятие поможет восприни- мать знакомые и любимые вкусы более осознанно, более тонко дифференцировать похожие вкусы. В ходе игры детям предлагают попробовать с закрытыми глазами какой либо фрукт (или по оче- реди 2–3 фрукта), вернее, кусочки фруктов, которые нельзя брать руками — взрослый рукой ребенка натыкает кусочек на шпажку или вилку и подносит ко рту ребенка. Затем ребенка просят опре- делить фрукт на вкус и назвать его, либо показать соответствую- щую картинку.

Взрослы й. Давайт е поиграе м в обезьянок! Обезьянк и очень любят играть и очень любят есть спелые и сочные фрукты и яго-

ды. Сегодня обезьянки устроили соревнование: кто угадает вкус

Развитие вкуса                                                                                                                                      345


фрукта с закрытыми глазами — тот молодец! Кто готов по- пробовать?

При проведении этой игры интересно выбрать двоих игроков и устроить соревнование. Побеждает тот, кто безошибочно угадает на вкус различные фрукты. Можно использовать разное количе- ство фруктов в этой игре, что зависит от возможностей детей, се- зона и прочих факторов. Аналогично игра проводится с ягодами, отдельно с орехами, отдельно с сухофруктами. В этих играх для начала также предлагают 2–3 образца для определения, затем количество предлагаемых продуктов можно увеличивать. Услож- няя игру, можно предлагать разные продукты вперемешку. На- пример, попробовать и сравнить пары: свежие и сушеные фрукты (бананы — вяленые бананы, яблоки — сушеные яблоки, сливы — чернослив, абрикосы — курага, виноград — изюм и т.д.); свежие и консервированные фрукты (яблоки, груши, сливы, вишни, пер- сики, ананасы и др.); свежие фрукты и цукаты (ананас, дыня, вишня и др.). Помимо фруктов можно предлагать попробовать и определить на вкус овощи (свежие и консервированные), ягоды и орехи.

 

Занятие 8. Любимые сладости

Цель занятия. Развитие восприятия вкуса; дифференциация на вкус различных сладостей.

Оборудование. Различные сладости: зефир, шоколад, пастила, печенье, вафля, пряник, цукаты, бисквит, карамель, варенье, мед.

Ход занятия. Такую игру интересно провести во время одного из детских праздников, или по ходу празднования дня рождения кого-либо из детей — в тот момент, когда на столе много различных сладостей. Детям предлагают попробовать с закрытыми глазами различные сладости — взрослый разносит на тарелках и подносах поделенные на маленькие кусочки зефир, шоколад, пастилу, ваф- ли, пряники, бисквит, печенье, а также цукаты, карамель (чтобы дети не могли определить продукт на ощупь, воспитатель кладет кусочек в рот ребенку, нанизывая на зубочистку), либо дает лиз- нуть с ложки варенье или мед (следует использовать одноразовые

 

Содержание занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте


ложки). Можно проводить игру при наличии 3–5 различных сла- достей. Детям предлагают попробовать, определить на вкус и на- звать сладость, либо показать ее среди других.

Взрослы й. Сегодня у нас замечательный праздник — «День сладкоежки»! Самый большой сладкоежка — тот, кто пробовал

и знает большее количество разных сладостей. Давайте устроим соревнование — будем определять вкус сладостей с закрытыми глазами. Вот такое вкусное соревнование.

Чтобы было интереснее играть, можно провести игру- соревнование между двумя детьми: игроки с закрытыми глазами определяют сладости, остальные дети наблюдают и проверяют пра- вильность ответа, каждый правильно определенный вкус прибав- ляет игроку баллы.

 

Занятие 9. Что ты съел?

Цель занятия. Развитие восприятия вкуса; дифференциация на вкус различных продуктов и блюд.

Оборудование. Различные продукты без резкого характерного запаха: хлеб (белый или черный), орехи (грецкий, арахис, фун- дук), фрукты (яблоко, банан), овощи (морковь, капуста, тыква, вареный картофель) и др.; различные блюда.

Ход занятия. В этой игре закрепляются представления детей о различных вкусах, характерных для определенных продуктов. Использоваться могут самые разные продукты, которые нельзя за- ранее узнать по запаху. Такие продукты для дегустации легко мож- но подобрать из того, что дети едят на обед. Ребенку без всякой предварительной подготовки (то есть ребенок заранее не видит ни- чего из того, что он будет пробовать), предлагают с закрытыми глазами попробовать разные продукты и определить, что он съел. Продукты разных групп предлагаются вперемешку.

Взрослы й. Давайт е  поиграем  в  игру  «Угадайку»  —  будем определять, кто что съел, с закрытыми глазами. На столе лежат

разные продукты и блюда. Каждому из вас я дам по кусочку, а вы попробуйте и определите, что съели. Затем назовите и покажи- те нужное блюдо.

Развитие вкуса                                                                                                                                      347


Помимо продуктов можно предложить попробовать различные приготовленные из продуктов блюда — котлету, сырник, запекан- ку, омлет или вареное яйцо и др.

 

КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ОЩУЩЕНИЙ

 

Описанные в этой книге игры классифицируются в зависимости от вида сенсорных ощущений, которые развиваются в ходе игры в первую очередь. Это сделано для удобства использования мате- риалов книги и для лучшего понимания содержания сенсорного развития детей раннего возраста. Однако в жизни мы не можем отделить одно ощущение от другого — обычно они воспринима- ются в комплексе. Маленький ребенок, когда обследует предметы окружающего мира и манипулирует  ими, рассматривает, бросает и прислушивается к звуку, который предмет издает при падении, хватает и ощупывает, тянет в рот и облизывает… Таким образом, ребенок воспринимает предмет целостно — в комплексе его различ- ных сенсорных характеристик. В завершении книги хотелось бы описать некоторые методы работы с детьми, предлагающие разные сенсорные ощущения в комплексе.

 

Занятие 1. Сухой бассейн

Цель занятия. Сенсорное развитие; релаксация.

Оборудование. Сухой бассейн, наполненный цветными шари- ками.

Ход занятия. Сухой бассейн наполнен специальными шарика- ми (они могут быть бесцветные прозрачные или яркие, цветные).

«Купаясь» в таком сухом бассейне, дети получают массу разно- образных сенсорных ощущений — зрительные (особенно, если ша- рики ярких цветов), слуховые (шарики постоянно перемещаются, подпрыгивают и ударяются друг о друга, издавая при этом звуки), тактильные. При этом тактильные ощущения, возникающие во время «купания» в сухом бассейне уникальны: во-первых, ребенок

 

Содержание занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте


получает редкую возможность соприкасаться с шариками всем телом, а не только ступнями или ладонями как в большинстве игр на развитие осязания; во-вторых, шарики находятся в постоянном движении, отчего тактильные ощущения имеют необычный коло- рит и малыш получает возможность их ощущать, даже если не двигается активно, а лишь немного шевелится.

Во время игры в сухом бассейне следует соблюдать правила без- опасности: в бассейне не должно находиться одновременно слиш- ком большое количество детей, чтобы они не мешали друг другу свободно двигаться.

 

Занятие 2. Сенсорные бассейны

Цель занятия. Сенсорное развитие.

Оборудование. Большие пластиковые контейнеры разной вы- соты; различные предметы и материалы для наполнения «сенсор- ного бассейна».

Ход занятия. Маленькие дети очень любят возиться в песочни- це. Игры с песком дают массу полезных сенсорных ощущений. Однако песочницы доступны детям только в теплое время года. Чтобы подарить малышам радость новых сенсорных ощущений, мы не только можем устроить «домашнюю песочницу» (контейнер с чистым песком), но и создавать для них «сенсорные бассейны с разнообразными наполнителями. Приведем примеры создания

«сенсорных бассейнов».

«Зимняя сказка»: основной наполнитель — рис, а также до- полнительные элементы — снежинки, бусины разного цвета и ве- личины. Малыш может зарывать в рис ручки, пересыпать его при помощи различных емкостей, искать и собирать снежинки, буси- ны определенного цвета или величины, прятать (зарывать) в рис различные мелкие игрушки.

«Водоем»: основной наполнитель — вода, камни, растения (ис- кусственные или настоящие), а также дополнительные элементы — игрушечные животные из пластмассы или резины (черепашки, фламинго, рыбки). Малыш может опускать руки в воду, перекла-

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.