Поведенческий подход к коррекции — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поведенческий подход к коррекции

2022-02-10 41
Поведенческий подход к коррекции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рассматривая зарубежные подходы к диагностике и коррекции аутизма, следует отметить, что практическое значение имеют такие как оперантное обучение (поведенческая терапия) и TEACCH – программа.

АВА – Прикладной Анализ Поведения это – научный метод обучения, основанный на психологических теориях о поведении живых организмов и многих научных исследованиях в этой области. Теоретически можно научить живой организм любому поведению или отучить от него, и в действительности можно это сделать, но это достаточно сложно. Поведение человека зависит от многих факторов, как внутренних (биология, наследственность), так и внешних (окружающая среда), и для того чтобы изменить поведение человека, нужно вычислить эти факторы, и некоторые из них научиться контролировать.

Рассмотрим, какие факторы (стимулы), с позиций поведенческого подхода, можно использовать в качестве поощрений в процессе обучения и как определить те или иные стимулы, наблюдая за ребенком в повседневных ситуациях, используя специальные опросники или анкеты или проведя систематическое тестирование.

Мотивационные стимулы.

ü Мотивационные стимулы имеют несколько функций: вызывают или подавляют определенное поведение. Могут играть роль усиливающих или ослабляющих факторов для определенных поведений.

ü Определение мотивационных стимулов и построение мотивационной иерархии может помочь в выборе потенциальных усилителей. То есть, те предметы, для получения которых ребенок прикладывает определенные усилия – можно использовать в качестве поощрений в процессе обучения.

ü Определить мотивационные факторы можно следующим образом:

Наблюдая за ребенком в повседневных ситуациях – проявление интереса к определенному виду продуктов, игрушек, движений, самостимуляции, и других занятиях. Также можно принять во внимание усидчивость ребенка, подвижность, чувствительность к определенного рода стимулам.

Систематическое тестирование.

1. Одиночный стимул.

Для выполнения поместите перед ребенком один из предметов. Для каждого предмета повторите процедуру 10 раз. Каждый раз, когда ребенок возьмет предмет – отметьте на бланке. В конце тестирования посчитайте, сколько раз ребенок взял этот предмет из общего количества раз, когда этот предмет был ему предоставлен. Те предметы, у которых наиболее высокое соотношение, являются наиболее мотивационными и имеют высокий потенциал функционировать как усилители.

ü При проведении систематического тестирования «Одиночный стимул» следует принять во внимание:

1) Малые усилия, которые прилагает ученик для того, чтобы взять этот предмет.

2) «Приметы удовольствия» – протестует, когда нужно возвращать предмет, закрывает глаза от удовольствия, пытается быстро отобрать предмет обратно, отодвигает от себя руки тестирующего, и так далее.

ü Тестирование «Одиночный стимул» позволяет сделать выводы об индивидуальных предпочтениях.

2. Выбор из двух предметов.

Для выполнения дайте ребенку выбрать из двух предметов. Каждый из предметов следует варьировать с другим предметом, и продолжать тестирование, пока не будут проверены все пары. Каждый раз нужно записывать, какой из предметов выбрал ребенок. Иерархия выстраивается на основе количества раз, когда ребенок выбрал определенный предмет из всех возможных пар. Например: 4 предмета, 6 возможных пар. Кукла – 3/6, машинка – 2/6, свисток – 1/6, фонарик – 0/6.

При выполнении этого вида систематического тестирования следует принять во внимание:

1) Большое количество времени, которое занимает это тестирование.

2) Индивидуальные особенности ребенка. Тестирование «Выбор из 2-х предметов» позволяет сделать выводы об индивидуальных предпочтениях наиболее точно.

3. Множественный выбор.

Для выполнения нужно положить все предметы перед ребенком. Ребенок должен выбрать один предмет.

Вариации:

1) С возвращением предмета в комплект.

2) Без возвращения предмета в комплект.

Вариант «без возвращения» дает наибольшую индикацию предпочтений ребенка,
и позволяет выстроить более точную иерархию.

При проведении этого вида тестирования следует принять в расчет:

1) Затруднения в просмотре всех предметов.

2) «Остатки сладки»

        Тестирование «Множественный выбор» позволяет сделать выводы об индивидуальных предпочтениях наиболее быстро.

Важно соблюдать следующие моменты:

1. Принять во внимание использование различных занятий – как мотивационные стимулы. Можно воспользоваться символами, картинками или словами.

2. Принять во внимание более сильное предпочтение съедобных поощрений над несъедобными. Желательно проводить тестирование для съедобных и несъедобных поощрений по отдельности.

3. Принять во внимание изменения в предпочтениях. Поэтому следует проводить тестирование мотивационных стимулов как можно чаще.

4. Принять во внимание, что те предметы, которые находятся на вершине иерархии согласно тестированию, не всегда функционируют, как эффективные усилители (происходит сильное заострение внимания, поэтому используют более слабые стимулы, которые находятся
в середине иерархии). Стимулы необходимо постоянно менять.

Определенные стимулы

-SD – Discriminative Stimulus

-Отдельный стимул, который вызывает определенное поведение.

Стимул, который указывает, что после определенного поведения последует другой стимул, который усилит это поведение в будущем.

Например – инструкция. Как правильно задать инструкцию, чтобы вызвать то поведение, которое мы хотим? Для выбора правильной инструкции, прежде всего, следует определить реакцию. Какой вид реакции нас интересует – словесная реакция, или действие? Какое действие – имитация, или жест, или манипуляция с предметом? Какая словесная реакция нас интересует – имитация слов, или наименование предмета, или ответ на вопрос, или просьба?

В соответствии с видом реакции мы выбираем тот стимул (SD), который должен вызвать подходящую реакцию. Если же выбранный нами стимул не вызывает желаемую реакцию, то мы должны применить после него другой стимул (подсказку), который поможет вызвать желаемую реакцию и постепенно убрать этот второй стимул.

Примеры подходящих инструкций: Для имитации – «Сделай так!», «Сделай как я!», «Скажи!», «Повторяй за мной!». Для различения предметов – «Где …?», «Покажи мне …», «Покажи, где …», «Дай мне …». Для наименований предметов и действий – «Что это?», «Как это называется?», «Что он делает?» Для сопоставления – «Где то же самое?», «Положи на место», «Положи с …».

Важно, прежде всего, помнить о цели, о желаемой реакции, и правильно выбирать подходящий стимул. Неправильный выбор стимула привести к зависимости от подсказки, и затруднениям в обобщении выученного материала.

Таким образом, выстраивается иерархия мотивационных стимулов, которые можно использовать в дальнейшем входе взаимодействия с аутичным ребенком.

В методическом плане поведенческая терапия предполагает создание внешних условий, формирующих желаемое поведение в самых различных аспектах: социальные и коммуникативные навыки; когнитивные, академические и речевые навыки; навыки самостоятельности; игровые навыки. Обучение проводится в основном индивидуально и его эффективность достаточно высока, это позволяет привести аутичного ребенка к прогрессу в наиболее важных для его развития областях.

Рассмотрим некоторые приемы, предложенные в программе АВА (прикладной анализ поведения), которые позволяют эффективно работать с ребенком на всех этапах обучения.

А) Использование подсказок (Cooper, Heron, Heward, 2007).

Подсказка – это стимул, который вызывает определенную реакцию. Подсказка – это предшествующий стимул (вызывает реакцию). Во время обучения с помощью подсказок происходит перемещение контроля над поведением с одного стимула на другой. Подсказка используется сразу после определенной инструкции или одновременно с ней. Если подсказка происходит уже после действия ребенка, то это осложняет обучение.

Виды подсказок.

Стимулы, используемые в качестве подсказок, могут быть в форме:

Физических направлений:

– полное (делать вместе с рукой ребенка);

– частичное (направлять руку ребенка).

Визуальных стимулов:

– знаки;

– картинки:

– слова.

Аудиторных стимулов:

– звуки;

– слова;

– инструкции.

Жестов:

– указывающие движения рук или головы;

– выражения лица;

– взгляд.

Моделирования:

– имитация движений;

– имитация слов (например: игра в «лото», педагог говорит «У меня слон, у меня…», затем ребенок повторяет).

Манипуляции физических стимулов:

– определенный порядок предметов.

Изменение расстояния: определенное расстояние между учителем и учеником.

Дополнительные виды подсказок:

– исчезновение визуального стимула и пр.

Преимущества использования подсказок.

ü Подсказки используются для того, чтобы сделать процесс обучения максимально успешным и эффективным.

ü Использование подсказок облегчает учебный процесс и позволяет найти оптимальный метод обучения на индивидуальной основе.

ü Подсказки используются при обучении разными методами в АВА, включая формирование поведения, цепочки поведения, случайное обучение, обучение с помощью отдельных блоков, и другие.

ü Основным методом при использовании подсказок является их применение в подходящее время и своевременные прекращения их использования.

Использование подсказок уменьшает вероятность ошибки и понижает мотивацию к уклонению от занятий, увеличивает скорость реакции, улучшает внимание и сосредоточенность на учебном материале, уменьшает неприемлемое поведение.

Способы применения подсказок.

ü Выбор подходящей подсказки основывается:

– на основной цели для обучаемого поведения;

– на возможности наиболее быстрого прекращения использования подсказки.

ü Распределение подсказок в определенную иерархию – от наиболее слабой подсказки, до наиболее сильной подсказки – позволяет использовать тот вид подсказки, который является наиболее подходящим для обучения в данный момент.

А) От наименьшей до наибольшей – Least-to-Most.

ü В данном способе вначале используется самая легкая подсказка, которая может вызвать желаемую реакцию. Когда реакция произошла, то эта подсказка убирается.

ü Если реакция не произошла, то в следующий раз используется более сильная подсказка.

Б) От наибольшей до наименьшей – Most-to-Least.

ü В данном способе вначале используется самая сильная подсказка, для того чтобы реакция произошла в любом случае. Как только реакция произошла, в следующий раз используется более слабая подсказка. В дальнейшем реакция начнет происходить самостоятельно.

В)Постепенное физическое направление – Gradual Physical Guidance.

ü В этом способе применения подсказок используется полное физическое сопровождение движений ребенка (рука в руке), и которая постепенно ослабевает, меняя точки прикосновения с рукой.

 

Г)Временная задержка подсказки.

ü Вначале подсказка дается мгновенно после инструкции, но при последующем обучении подсказка задерживается на несколько секунд для того, чтобы реакция опередила подсказку.

ü Если в эти мгновения появляется реакция, значит, отпадает потребность в подсказке.

ü Если же реакция не происходит (через 5 сек.), то снова дается подсказка.

ü Включение подсказки в окружающую среду на постоянной основе.

Иногда окружающая среда может содержать подсказки для того, чтобы помогать ребенку выполнять цепочки поведения, проявлять инициативу или вести себя соответствующим образом (выражать просьбу с помощью картинки или последовательно собирать портфель по цепочке картинок).

ü Неосознанные подсказки.

При обучении различными методами могут возникнуть движения и жесты, которые при постоянном использовании могут получить функцию подсказок. Неосознанные подсказки могут увеличить зависимость от их появления и привести к неточным или непоследовательным реакциям.

Неосознанные подсказки могут выглядеть как:

– направление взглядом;

– движения рук;

– положение тела;

– темп движений или разговора;

– размещение предметов в определенной последовательности;

– последовательность действий (например, учитель предлагает разложить картинки, изображающие животных и транспорт, при этом на каждом уроке транспорт всегда слева, а животные справа).

Д) Базисные методы обучения: формирование поведения, цепочки поведения, различие стимулов, Cooper, Heron, Heward (2007).

1. Формирование поведения.

ü В процессе формирования поведения – Shaping – усиливается реакция, приближенная к желаемой, и не усиливается реакция, отдаленная от желаемой.

ü Процесс формирования поведения состоит из процесса усиления (приближенной или улучшенной реакции).

ü Процесс формирования поведения приводит к возникновению новой формы или пропорции поведения.

ü Видоизменение одной реакции.

Дополнительные навыки, которые можно развить методом формирования:

– имитация движений;

– произношение слов;

– надевание брюк;

– наливание сока в стакан;

– взгляд в глаза и др.

2. Цепочки поведения.

ü Цепочка поведения состоит из нескольких последовательных реакций.

ü Реакции, являющиеся звеньями цепочки, не могут быть стимулами.

ü Результат, который появляется после последней реакции, усиливает все действия в цепочке.

ü Последствие после каждой реакции является как усилителем предыдущей реакции, так и определенным стимулом для следующей реакции.

ü Для обучения цепочке поведения требуется точный анализ всех звеньев цепочки и всех этапов обучения ей.

ü В процессе обучения усиливается каждая реакция в цепочке, и таким образом усиливается выполнение всей цепочки в целом.

Методы обучения цепочек поведения:

1. От конца к началу – Backward Chaining.

В данном методе все реакции, вплоть до последней, выполняются с помощью или подсказкой. При выполнении последней реакции начинается процесс уменьшения подсказки – до полного ее исчезновения.

Как только ребенок научился выполнять последнюю реакцию самостоятельно – процесс уменьшения подсказок переходит к предпоследней реакции. Данный метод часто используется при обучении мытью рук, принятия душа, чистки зубов и т.д.

2. От начала к концу – Forward Chaining.

В данном методе процесс уменьшения подсказки начинается с первой реакции в цепочке, в то время, как все последующие реакции выполняются с подсказками. По мере того как первая реакция начинает выполняться самостоятельно, процесс уменьшения подсказки переходит на вторую реакцию и так далее. Таким методом часто обучают произношению длинных слов или выражений, а также запоминанию последовательностей.

3. Обучение целой цепочки – Total Task.

Всем реакциям в цепочке обучают одновременно. В основном этот метод подходит для выполнения последовательности действий, часть которых уже известна ребенку.

4. Различие стимуловStimulus Discrimination.

Различие стимулов происходит в присутствии двух стимулов. Процедура состоит из усиления одной реакции при правильном выполнении действия ребенка и отсутствия усиления этой же реакции при неправильном выполнении.

В) Метод обучения отдельными блоками DTT, Fovel, J.T., (2002).


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.