Цели, задачи, принципы  составления программы — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Цели, задачи, принципы  составления программы

2022-02-10 41
Цели, задачи, принципы  составления программы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К наиболее общим положениям психолого-педагогической работы с детьми с аутизмом, которые учитываются в настоящей программе, следует отнести следующие:

• стремиться к обоснованному переходу от примитивного симультанирования (на основе одновременности проявления) к формированию сенсорных образов (или предпосылок для их формирования);    

• структурирование времени – в целях преодоления трудностей восприятия и усвоения сукцессивно организованных процессов, временной организации деятельности;

• структурирование пространства – как способ преодолений трудностей выбора в пространственной организации деятельности;

• регулирование уровня сенсорной насыщенности среды в соответствии с возможностями ребёнка;

• визуализация развивающих и обучающих средств, степень которой должна соответствовать возможностям ребёнка и перспективам его развития;

• генерализация навыка – освобождение навыка от зависимости от несущественных факторов, препятствующих переносу навыка в другие условия; формирование функциональной значимости навыка как такового;

• недостаточность возможностей имплицитного усвоения смысла происходящего, новых навыков и умений (прежде всего, через игру и произвольное подражание); ограниченность возможности (иногда невозможности) усвоения смысла происходящего «из жизни».

Вследствие этого возникает необходимость:

 а) определения соотношения имплицитных и эксплицитных методов обучения и воспитания,

б) адаптации традиционных методов обучения (как эксплицитного, так и имплицитного) с учётом особенностей развития детей с РАС;

• отклонения от типичных представлений о принципе «от простого - к сложному», поскольку в условиях искажённого развития понятия о простоте и сложности могут быть очень индивидуальны;

• использование диссоциированности формальной и содержательной сторон образовательного процесса в методических целях: добиваться сначала формального усвоения навыка, потом – по возможности – насыщения достигнутой формальности содержанием. Особенно в случае жизненных компетенций формально освоенный (но не вполне осознанный) навык смягчает проблемы социального взаимодействия;

• учитывая искажённость (часто в сочетании с недоразвитием) формирования понятий при РАС, предпринимать индивидуализированные меры для оптимизации развития структуры мышления детей с аутизмом от свойственных раннему возрасту примитивных форм, учитывающих исключительно временные связи («после того, следовательно, в силу того»), к свойственной развитому мышлению схеме «индукция – понятие – дедукция». Проблемы могут касаться как формирования понятия, так и реализации понятия в конкретные воплощения, что требует внимания специалиста – и, прежде всего, в дошкольном возрасте;

• переход в мнемических и – особенно важно – в собственно мыслительных процессах от декларативных к процессуальным механизмам с использованием соответствующих методов и технологий;

• коррекция проблем поведения как залог эффективности содержательной работы по реализации программы.

   Современные подходы к обучению и воспитанию детей с расстройствами аутистического спектра требуют максимальной индивидуализации и учета потребностей каждого ребенка в образовательном процессе.  

Педагогическая целесообразность программы заключается в:

- раннем выявлении и начале целенаправленной коррекционно-педагогической работы;

 - определении содержания и методов обучения и воспитания;

 - своевременном включении родителей в коррекционно-педагогический процесс;

- реализации единства требований к воспитанию и обучению ребенка в семье и дошкольном учреждении;

- комплексной реабилитации ребенка с нарушениями в развитии.

Исходя из общности основных закономерностей развития нормального и аномального ребенка, в программе определены основные направления коррекционно-развивающей работы. Содержание основных направлений, условий и формы проведения позволяет решать коррекционно-развивающие задачи.

Программа построена на основе следующих принципов. Выделяются как общие, так и частные принципы.

Общие принципы

1. Учет возрастных психофизических возможностей детей дошкольного возраста и сензитивных периодов формирования психических функций.

2. Приобщение аутичных детей ко всему, что доступно их нормально развивающимся сверстникам.

3. Учет структуры дефекта, степени и времени его возникновения, онтогенетических особенностей детей.

4. Постоянное изучение аутичных детей в динамике их развития и выявление психических новообразований.

5. Создание условий для дифференциации обучения с элементами индивидуализации.

6. Равномерное распределение психофизической нагрузки в ходе коррекционной работы.

7. Опора на сохранные и компенсаторные механизмы с целью повышения результативности проводимой психолого-педагогической деятельности.

Частные принципы

1. Принцип единства диагностики и коррекции развития. Коррекция нарушений психофизического онтогенеза возможна только при учете результатов диагностики (выявляется состояние основных сфер психического развития) и анализа социокультурной ситуации развития ребенка (уровень требований родителей и уровень их притязаний, уровень располагаемых ребенком возможностей, ресурсов).

2. Учет общих тенденций развития нормального и аномального ребенка, то есть нетипичный ребенок должен пройти все стадии онтогенетического развития, что и нормально развивающийся. Однако темпы развития детей с ограниченными возможностями иные. Кроме того, у этих детей формирование определенных возможностей достигается другими средствами, чем у их обычных сверстников, а также конечный результат работы с аутичными детьми может не совпадать с достижениями обычных детей. Однако необходимо стремиться к тому, чтобы каждый этап возрастного развития аномального ребенка был максимально приближен к норме.

3. Принцип развивающего характера коррекционного обучения. Обучение должно учитывать как особенности возраста, так и специфику (структуру, степень) нарушения. Раннее начало коррекционной учебно-воспитательной работы обусловливает ускорение темпа развития и темпа преодоления отклонений в развитии. Обучение оказывается развивающим только тогда, когда учитывается зона ближайшего развития ребенка (ЗБР). ЗБР – это круг умений, которыми ребенок может овладеть самостоятельно (спонтанно) или при содействии (руководстве) старших в процессе обучения.

4. Принцип деятельностного подхода к обучению и воспитанию расстройств аутистического спектра. Рекомендуется проводить все виды коррекционной учебно-воспитательной работы в русле ведущих видов детской деятельности: в игре, в изобразительной и конструктивной деятельности, в труде, в элементарных видах учебной деятельности.

5. Принцип комплексности предполагает комплексную медико-психолого-педагогическую помощь ребенку с расстройством аутистического спектра.

  Цель программы: коррекционная помощь детям с аутистическими расстройствами, исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляцию дальнейшего про­движения ребенка посредством совершенствования приобрета­емых в дошкольном возрасте умений и содействие всестороннему максимально возможному его развитию.

Основными задачами коррекционной помощи детям данной категории являются:

· воспитание интереса к окружающему миру, потребности в общении, расширение круга увлечений;

· формирование коммуникативных умений;

· развитие мотивационной сферы;

· формирование и развитие основных учебных навыков;

· развитие мышления, внимания, памяти, воображения, речи и других высших психических функций;

· развитие когнитивных навыков;

· формирование сенсорных эталонов, сенсорное развитие;

· формирование элементарных математических представлений;

·  развитие и обогащение эмоционального опыта ребенка;

· формирование социально-бытовых умений и навыков са­мообслуживания;

· стимуляция звуковой и речевой активности;

· повышение двигательной активности ребенка;

развитие и коррекция детско-родительских отношений.

Ожидаемые результаты

В ходе реализации программы ожидаются следующие промежуточные результаты:

Дети:

-Установление эмоционального контакта ребенка с педагогом.

-Выработка учебного стереотипа.

-Формирование представлений об окружающем.

-Сформированность указательного жеста.

-Привлечение интереса к различным видам деятельности.

-Имитация основных движений.

-Имитация произносительных движений.

-Выполнение действий с предметами.

Родители:

-Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей по проблемам воспитания и обучения детей с РАС.

-Получение информации о результатах психолого-педагогического обследования ребенка.

-Активное включение в коррекционный процесс.

Итоговые результаты.

-Отмечена положительная динамика в развитии детей с аутизмом в результате целенаправленной коррекционно-развивающей работы по различным направлениям.

-Эффективное взаимодействие родителей с аутичным ребенком в процессе жизнедеятельности.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.