Психологическая разминка (игры, упражнения) — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Психологическая разминка (игры, упражнения)

2022-10-05 45
Психологическая разминка (игры, упражнения) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Игра «Ветер дул»

Участники сидят в кругу. Тренер стоит в центре круга и творит «Ветер дул, дул и сдул тех, у кого... черные шнурки». При этих словах те участники, у которых действительно черные шнурки, должны встать и поменяться местами с кем-то из тех, кого тоже «сдул ветер». Задача каждого, в том числе и ведущего, - найти себе место. Тот, кто места не нашел, становится ведущим. Новый ведущий объявляет, кого на этот раз «сдул ветер» (у кого короткие стрижки, кто пил утром кофе, кто любит мороженое и т.д. и т.п.).

Упражнение «Путаница»

Участники становятся в круг плечом к плечу. Каждый вытягивает руки и берет за руку кого-то из участников (одной рукой одного человека, другой - другого, при этом это не должны быть его непосредственные соседи.) Задача - не разнимая рук, распутаться и встать в круг, держась за руки.

Упражнение «Дни рождения»

Участники, не говоря ни слова, пользуясь только средствами невербального общения, должны выстроиться по дням рождения, начиная с первого января и заканчивая декабрем.

Игра «Переманивания»

Половина группы сидит лицом в круг, половина - стоит за стульями сзади. На одном стуле никто не сидит и задача того, кто стоит сзади, переманить кого-то на свой стул так, чтобы этого не заметил тот, кто стоит у сидящего за спиной. Задача стоящего -не отпустить, поймать своего подопечного.

Упражнение «Немой зоопарк»

Каждый участник задумывает животное и обозначает его каким-либо жестом. Затем по цепочке участники передают друг другу приветы -показывая свое животное и животное того, кому передается привет.

Упражнение «Гамма»

Участники садятся в круг вплотную друг к другу. Кладут руки на колени своих соседей; правую руку на левое колено правого соседа, левую руку - на правое колено левого соседа. Ведущий «нажимает первую клавишу» (легко хлопает по колену своего соседа). Остальные «клавиши» должны нажиматься строго по порядку, одна за другой. По мере освоения можно ускорять темп. Рука, сделавшая ошибочное движение, выбывает из игры.

Упражнение «Диндл-дал»

Участники по очереди встают и произносят каждый по одному слову: Диндл- дан, диндл -дан, диндл, диндл, диндл - дан», выдерживая заданный ритм, и так по кругу много раз.. По мере освоения темп наращивается. Ошибаясь, участник выбывает из игры и выходит из круга.

 

 

Приложение №2

«Мой подход к конфликту» (психодиагностический опросник)

Все мы разные, и наши интересы порой вступают я противоречия, поэтому в жизни время от времени приходится сталкиваться с" конфликтом. Непонимание, обида, раздражение, возмущение, страх - все эти чувства верный сигнал того, что у вас с кем-то обострились отношения.

Перед вами 8 групп высказываний (А,Б,В,Г,Д Е Ж, 3). В каждой группе по 5 предложений. Все они отражают разные способы поведения в конфликтной ситуации. Ваша задача, в каждой группе найти два высказывания, которые точнее остальных характеризуют ваше обычное поведение в конфликте, а затем - два высказывания, которые менее всего соответствуют тому, как вы поступаете, сталкиваясь со сложной ситуацией.

Ответив на вопросы, которые предлагаются ниже, вы сможете определить свой стиль поведения в конфликте,

В бланке ответов отметьте знаком «+» те два номера ответов, которые вам наиболее подходят, и таком «-» те два номера, которые вы оценили как наименее подходящие.

А

1. Обычно я полон решимости добиться того, на что я имею право.

2. По возможности я стараюсь избегать конфликтов.

3. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

4. Я верю в необходимость взаимных уступок.

5.Я пытаюсь уладить дело с максимальным учетом интересов как другого человека, так и своих собственных.

Б

1.Я сделаю все, чтобы не оказаться в проигрыше.

2. Как правило, с течением времени конфликты проходят сами собой.

3. Я думаю, что «плохой мир лучше хорошей ссоры».

4. Для меня вполне приемлемо частичное решение проблемы - это снимает напряжение.

5. Стараюсь придумать что-нибудь такое, что будет хорошим выходом для нас обоих.

В

1. Я предпринимаю все усилия, чтобы.добиться своего.

2. Я стараюсь не поддаваться на провокации

3. Я стараюсь не задеть чувства другого человека.

4. Я думаю, обе стороны должны быть готовы поступиться чем-либо.

5.Я первым делом стараюсь определить, что нужно каждому из нас.

Г

1. Я настаиваю на том, что считаю правильным и справедливым.

2. Большинство ситуаций не стоят того, чтобы затевать конфликт.

3. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. Я всегда готов к компромиссу.

5. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Д

1.Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

2. Я избегаю агрессивных людей.

3. Я стараюсь успокоить другого и в первую очередь сохранить наши отношения.

4. Я считаю возможным В чем-то уступить, чтобы чего-то добиться,

5. Я считаю, что многое можно решить, если относиттся друг к другу с уважением и пониманием.

Е

1. Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

2. Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

3. Если это делает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем..

4. Я даю возможность другому в чем-то остаться.при своем мнении, если он также идет навстречу

5. Всегда склоняюсь к доброжелательному и прямому обсуждению возникшей проблемы.

Ж

1. Я твердо отстаиваю свою позицию.

2. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

3. Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

4. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

5. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

З

1. Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

2. Я стараюсь отложить решение острого вопроса.

3. Я готов многое отдать за спокойную жизнь.

4. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и позицией другого человека.

5.Я всегда ищу такой выход, который бы устроил нас обоих.

Бланк ответов

 

 

  А Б В Г Д Е Ж 3 Сумм а балл ов
1                  
2                  
3                  

4

5

                 
                 

 

Обработка результатов

Для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения в ситуации конфликта, подсчитывается количество баллов, набранных испытуемым по каждой строке в бланке ответов.

 При обработке ответ «-» оценивается в 1 балл, ответ «+» - в 3 балла. Остальные ответы (которые остались не выбранными) оцениваются в 2 балла каждый.

 

Интерпретация.

Значение каждой строки.

1-ая строка. Противоборство, принуждение («Акула»). Действие с позиции силы, попытка добиться своих целей любой ценой, заставить другого принять свои условия.

2-ая строка. Уклонение («Черепаха», которая прячется в свой панцирь). Отказ от собственных целей и контактов. Попытка держаться подальше как от спорных вопросов, из-за которых возникают конфликты, так и от людей, которые к ним причастны.

3-я строка. Уступчивость («Плюшевый медвеженок», мягкий и пушистый, очень приятный на ощупь). Готовность отказаться от своих целей в пользу другого ради сохранения собственного покоя и хороших отношении.

4-ая строка. Компромисс («Хитрая, расчетливая лиса»). Поиски такого решения, которое в какой-то мере устроило бы обоих. Готовность самому идти на уступки и ожидание от другого, что он также частично откажется от своих целей и требований.

5-ая строка. Сотрудничество («Мудрая сова»). Уважение как своих, так и чужих потребностей. Отношение к конфликту, как к общей проблеме, стремление объединить усилия для разрешения этой проблемы и максимально удовлетворить нужды каждого.

 

Приложение №3

 

Картография конфликта (примеры-иллюстрации)

Ситуация 1

Ученик восьмого класса потерял пенал. Обнаружив пропажу, он вместе с друзьями кинулся его искать, заглядывая во время урока в те классы, где проходили предыдущие занятия. В одном из них пенал был обнаружен. (С того момента, когда он его ставил, прошло четыре урока, и в этой аудитории успели побывать 3 иди 4 разных класса). Однако, как выяснилось, в пенале не оказалось самого ценного - дорогой и красивой ручки, которую ему совсем недавно купила мать. Пенал был найден у одного из учеников, который, как он утверждает, долго искал хозяина, а потом взял пенал себе. Причем ручки, по его словам, в пенале уже не было. Хозяин пенала страшно расстроен. С ним его друзья, которые жаждут справедливости и «рвутся, в бой». Вое это происходит во время урока. Учитель в растерянности. Срывается урок. С одной стороны, он хочет защитпъ обвиняемого от возможной расправы («группа поддержки» ждет за дверью). С другой стороны, у него тоже есть некоторые подозрения, что ручку взял именно тот, у кого был найден пенал.

1. Проблема: обвинение в воровстве и поиск пропажн

2. Стороны конфликта:

  а) пострадавший

  б) обвиняемый

  в) «группа поддержки» пострадавшего

  г) учитель

  д) зрители (класс, в присутствии которого идет разбирательство)

3.Потребности и опасения.

       а) пострадавший

                      потребности:

  - получить назад пропажу;

                     опасения:

  - быть наказанным родителями;

  - остаться без ручки;

  - отказа родителей и в дальнейшем покупать ему дорогие веши;.     

      б) обвиняемый

                     потребности:    

  - снять выдвигаемые против него обвинения;

  - убедить окружающих в своей невиновности:

                    опасения:  .          

  - физической расправы;

  - осуждения одноклассников и учителя;

  - ухудшения отношений с друзьями в классе;

  - наказания от родителей, если им сообщат о случившемся;

       в) «группа поддержки» пострадавшего

                    потребности:                 

  - восстановить справедливость;            

  - развлечься, «побузить»,

  - самоутвердиться, как борцы за справедливость;

  - поддержать товарища;

  - в легализированном виде реализовать свои агрессивные чувства;

                   опасения:

  - практически отсутствуют (разве что опасение глупо выглядеть, если их обвинения окажутся напрасными);

        г) учитель

                   потребности:

  - найти справедливое решение вопроса;

  - восстановить контроль над ситуацией;

  - продолжить урок;

  - сохранить уверенность в собственной   компетентности, чувство самоуважения;

                   опасения:

  - не справиться с ситуацией, почувствовать себя беспомощным и некомпетентным;

  - не суметь предотвратить физическую расправу;

  - получить обоснованные претензии со стороны администрации или родителей в случае некомпетентных действий;

         д) зрители

                  потребности:

  - расслабиться, развлечься;

  - найти выход праведному возмущению и агрессивным чувствам по отношению к ворам;

                 опасения: -отсутствуют.

 

           Анализ ситуации и возможные действия педагога

Общие интересы. Все стороны (если обвиняемый действительно не брал ручку) заинтересованы в справедливом решении вопроса, возврате ручки хозяину.

Поставив во главу угла то, что объединяет стороны, а не то, что их разъединяет, педагог имеет возможность перевести разговор в более спокойное русло.

Сужение зоны конфликта.

При разрешении конфликта вообще имеет смысл потратить определенные усилия на то, чтобы расширить и проговорить все то, что объединяет стороны, сводя к минимуму зону конфликта.

В данной ситуации участие «зрителей» со своими интересами (развлечься, дать волю агрессивным чувствам), далекими от реальных причин первичного конфликта, явно нежелательно. Присутствие класса может быть целесообразно в связи с тем, что среди детей находится тот, кто на самом деле взял ручку. Во всех других случаях желательно проводить разбирательство в узком кругу, не подключая дополнительные механизмы эскалации конфликта.

Интересы одной стороны, которые могут быть частью общих интересов.

Желая справедливого решения, все стороны конфликта, вероятнее всего, согласятся с тем, что наказание Невиновного - это совсем не то, что они на самом деле

хотят. Поэтому презумпция невиновности, в соблюдении которой так остро нуждается обвиняемый, по сути, является составляющей общих интересов.

Совместимые интересы. Желание пострадавшего получить назад ручку вполне может быть совместимо с желанием обвиняемого снять выдвигаемые против него обвинения:

  -если он ее не брал, то он заинтересован в поиске пропажи и собственной реабилитации;

  -если взял, то, учитывая имеющиеся у него опасения, его вполне может устроить вариант, когда будет предложено анонимно «подбросить» пропажу, вернув ее хозяину, или будет организован дополнительный поиск ручки, в результате которого она внезапно окажется «найденной».

Цена взаимных уступок (дешево стоит - дорого ценится).

Для «группы поддержки» не является принципиально важным, когда именно выяснять огношения. Для педагога может быть важно провести полноценный урок, а потом уже заниматься «воспитательной работой». Сказав о том, что после уроков можно будет серьезно все обсудить и найти правильное решение, он может провести урок и дать себе время для обдумывания дальнейших действий. Это даст также возможность сократить или даже исключить участие «зрителей».

Опасения, которые мешают выйти на конструктивное решение конфликта.

Есть шанс добиться признания и возврата пропажи, заверив обвиняемого (или ребенка, который на самом деле ее присвоил), что если в течение какого-то времени ручка будет возвращена, то он избежит наказания и осуждения. (Педагог может сказать нечто следующее: «Это случается с детьми: иногда хочется взять вещь, которая понравилась, и человек может действительно взять ее, не подумав, что для кого-то - это большая потеря. Вертсув эту вещь хозяину, можно просто исправить свою ошибку. Если же ее не вернуть, то это уже называется воровством».)

Сняв таким образом опасения виновного, можно выйти на решение, которое устроит обоих. Ведь обязательное наказание вора ие входит в реальные потребности сторон.

 

Ситуация 2.

Урок в 10-ом классе. Разговаривают мальчик и девочка, мешая при этом веем остальным. Они явно увлечены беседой, замечания не приносят никакого результата. Учитель подходит и требует, чтобы мальчик пересел на другую парту. Тот «те спешит. Учитель повторяет требование, взяв мальчика за рукав... Неловкое движение... Мальчик отталкивает руку учителя и резко заявляет, что его костюм стоит больше, чем учительская зарплата, и он не позволит применять к нему силу.

1. Проблема: оскорбление учителя в ответ на его попытку добиться выполнения своих требований.

2.Стороны конфликта:

   а) ученик

   б) учитель

   в) другие учащиеся

3. Потребности и опасения

     а) ученик

                 потребности

  -в уважительном обращении со стороны окружающих, в том числе И со стороны учителей;

  -выглядеть достойно в. глазах окружающих, и прежде всего в глазах своей соседки;

  -продолжить общение с девочкой,

                   опасения:

  -показаться окружающим беспомощным, робким, не умеющим постоять за себя;

     б) учитель

                 потребности:

  -рассчитывать на уважение со стороны учащихся;

  -вести урок в спокойной обстановке;

  -контролировать ситуацию;

                 опасения:

  -потери контроля над ситуацией;

  -возможности повторения подобных выходок, если они останутся безнаказанными,

  -возможности неуважительного обращения со стороны богатых только потом)', что они имеют деньга;

       в) другие учащиеся

                 потребности:

  -разнообразить урок, отвлечься от занятий;

  -расширить меру дозволенного, если учитель не справится с ситуацией;

                  опасения

  -отсутствуют

 

             Анализ ситуация и возможные действия педагога

Общие интересы. Потребность в уважительном обращении - это общая потребность, которая имеется и у подростка, и у педагога. Концентрируя на этом внимание, можно говорить о том, в чем видит уважительное обращение к себе педагог, и в чем видит его ученик. Это путь к договоренности и взаимному соглашению.

Сужение зоны конфликта. Ситуация провоцирует педагога на новый виток конфликта. Вполне вероятной реакцией учителя может стать обида и стремление получить сатисфакцию. При этом возможно развитие темы конфликта в вариациях «богатый и бедный», социальная несправедливость, низкая оценка обществом статуса педагога и обязанность обучать «сытых великовозрастных хамов» совсем не будут способствовать его разрешению. Первоначально в основе данного конкретного конфликта лежат совсем другие потребности и интересы сторон. (Подросток болезненно воспринял обращение с ним в приказном порядке на глаз у своей подруги, и его ответ был продиктован исключительно желанием сделать и учителю больно. Интуитивно он нащупал больное место и «дал сдачи»).

В этой ситуации, если педагог сможет контролировать свои эмоции, самым разумным было бы локализовать развивающийся конфликт, сказав нечто подобное: «Я вижу, ты хочешь меня обидеть. И ты можешь считать, что тебе это почти удалось Что случилось? Мне кажется, что ты погорячился. Я бы хотел обсудить с тобой эту ситуациию после окончания урока».

В этой ситуации особенно важно разговаривать наедине. Внимание и определенные ожидания класса могут только обострить ситуацию - подросток может проявить немотивированный негативизм и демонстративность.

 

Приложение№4


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.