Инструменты и механизмы реализации Концепции — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Инструменты и механизмы реализации Концепции

2022-02-10 40
Инструменты и механизмы реализации Концепции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Инструменты и механизмы реализации Концепции обеспечивают создание условий для достижения поставленных целей (см. п. 1.2., 3.2) на основе взаимодействие и взаимодополнение вертикальных (административных) и горизонтальных (сетевых) форм координации действий всех субъектов формирования единого воспитательного пространства Российской Федерации, регионов, муниципальных образований на основе принципов общественной направленности воспитания, социального партнёрства, субъектной активности, единства преемственности и развития, целостности и непрерывности, инклюзивности (см. п. 5.1).

Базовые инструменты реализации Концепции.

Портрет гражданина России 2035 года – инструмент обеспечения преемственности личностных результатов образования, задающий ценностно-целевые основания процесса воспитания и развития личности; основа для построения преемственных портретов выпускника по уровням образования и проектирования требований к современному педагогу. Формируется с опорой на актуальные российские общественные ценности, закрепленные в Конституции Российской Федерации, с учётом документов стратегического планирования РФ. Не является нормативно-правовым документом и не может использоваться для непосредственной оценки качества результатов воспитательного процесса. Структура портрета гражданина России 2035 года представлена комплексом характеристик (требований к гражданину России зрелого возраста), сгруппированных по признакам ценностно-целевого сходства; группы характеристик обозначены обобщёнными названиями-маркерами.

Портреты выпускника – дополненные и конкретизированные для определённого уровня образования обобщённые комплексы требований к личностным результатам образования, сформированные на основе портрета гражданина России. Портрет выпускника используется как основа (инструмент) для:

- формулирования воспитательных целей и задач всех элементов основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, программ дополнительного образования;

- разработки критериев, по которым оценивается качество условий, созданных в образовательной организации для обеспечения результативности воспитания, развития и социально-профессионального самоопределения личности;

- построения обучающимся (совместно с педагогом или самостоятельно) траектории своего личностного развития, уточнения личного профессионального плана;

- «мягкой» оценки (самооценки) хода и промежуточных результатов личностного развития обучающегося педагогами (обучающимися).

Методологический стандарт – нормативный документ, фиксирующий единое ценностно-целевое поле в рамках проекта (в данном случае: системы проектов по реализации Концепции), качественные результаты (ожидаемые изменения в сознании, поведении, деятельности людей, участвующих в процессе воспитания детей и молодёжи), критерии соблюдения заданных принципов, требования к вновь проектируемым механизмам и инструментам. Назначение методологического стандарта – снижение рисков, связанных с использованием подхода, основанного на достижении количественных показателей, для управления воспитанием и развитием детей и молодёжи. Методологический стандарт используется как инструмент экспертной оценки (самооценки) содержания и качества проектируемых и выполняемых работ по реализации Концепции.

Примерные программы воспитания – нормативные методические документы, разрабатываемые раздельно по уровням образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, среднее профессиональное), определяющие цель, общие задачи, инвариантные требования к условиям, критерии оценки результативности, направления самоанализа деятельности образовательной организации по формированию личности гражданина России в урочной, внеурочной и внеучебной деятельности на основе ценностей, установок и качеств, зафиксированных в Конституции России, с учетом необходимости их реализации в условиях информационного общества и цифровой экономики, развитие которых обеспечивается на основе реализации документов стратегического планирования.

Для уровня среднего профессионального образования разрабатываются также примерные рабочие программы воспитания по укрупнённым группам профессий, специальностей, конкретизирующие примерную программу воспитания соответствующего уровня образования и выступающие основой для разработки рабочих программ воспитания в профессиональных образовательных организациях, реализующих соответствующие профессии, специальности.

Рабочие программы воспитания образовательных организаций нормативные документы, структурируемые в соответствии с примерным программами воспитания и фиксирующие комплекс основных характеристик осуществляемой в образовательной организации воспитательной работы. Реализация рабочих программ воспитания «направлена на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности» [20]. Рабочая программа воспитания – центральный, системообразующий элемент образовательной программы (основной общеобразовательной программы, основной профессиональной образовательной программы) образовательной организации, что определяется ведущей ролью личностных результатов образования.

Учебные курсы (модули), дополнительные профессиональные программы (повышения квалификации), реализуемые в системе непрерывного педагогического образования (включая среднее профессиональное, высшее профессиональное, дополнительное профессиональное образование) и направленные на подготовку педагогических кадров к системному и комплексному решению задач воспитания и личностного развития обучающихся в современных условиях.

Научно-исследовательские и научно-методические инструменты и механизмы.

Сеть инновационных площадок федерального и регионального уровня, создаваемых на базе образовательных организаций различного типа, а также муниципальных образований – инструмент, обеспечивающие реализацию широкого комплекса научно-методических функций, в том числе:

- экспертную и экспериментальную апробацию нового нормативно-правового и программно-методического обеспечения;

- организацию практической части научных исследований в области воспитания, социализации, личностного развития, национально-гражданской идентификации, социально-профессионального самоопределения, в том числе в сетевой (цифровой) среде, с использованием современных цифровых технологий, ресурсов и сервисов;

- выявление инициативных (в т.ч. неформальных) проектов в сфере воспитания и развития обучающихся, распространение лучших практик;

- формирование профессионального сетевого сообщества педагогов-воспитателей, участники которого вовлечены в процессы обмена опытом, наставничества, научно-методического поиска.

Проведение психолого-педагогических и социологических исследований, направленных на получение объективных научных данных о тенденциях в области личностного развития и социализации современных российских детей и подростков.

Разработка новых цифровых инструментов, обеспечивающих обработку, интерпретацию данных и предиктивную (предсказательную) аналитику в сфере социализации и национально-гражданской идентификации новых поколений российских граждан, в том числе с использованием технологий обработки больших объёмов данных и искусственного интеллекта.

Организационно-управленческие и организационно-технические (инфраструктурные) инструменты и механизмы.

Многоуровневое социальное партнёрство (включая государственно-частное партнерство и межведомственное взаимодействие) многостороннее и многоуровневое взаимодействие всех институциональных субъектов единого воспитательного пространства субъекта Российской Федерации, муниципального образования, предусматривающее скоординированность действий, совместное использование ресурсов в решении общих задач.

Сетевое партнёрство совместная согласованная деятельность равноправных участников (педагогических и административных работников образовательных организаций, представителей детских и молодёжных объединений, школьного и студенческого самоуправления, родительской общественности, социальных партнёров), основанная на взаимном уважении и взаимопомощи, направленная на достижение общих целей в сфере социализации и личностного развития детей и молодёжи и предполагающая общую ответственность участников за решение поставленных задач. Механизм сетевого партнёрства реализуется в сообществах различного типа и направленности, формализованных и неформальных, и выступает в качестве одной из основ формирующегося гражданского общества Российской Федерации.

Профессиональная социальная сеть – специализированная социальная сеть; цифровой сервис, обеспечивающий возможность дистанционной коммуникации по вопросам профессиональной деятельности; контент дифференцирован в зависимости от сферы профессиональных интересов пользователей. Используетсядля повышения квалификации педагогов, обмена опытом, организации виртуального наставничества, взаимообучения, расширения опыта профессиональной коммуникации студентов, обучающихся по педагогическим специальностям, а также для организации деятельности инновационных площадок, проведения совместных исследований, проектно-аналитических сессий, других совместных форм работы.

В процессе реализации Концепции используются также следующие организационно-управленческие механизмы и инструменты:

- мониторинг качественных изменений в сфере воспитания и развития личности с использованием методологического стандарта;

- организация информационной поддержки продвижения положений и реализации Концепции с привлечением возможностей современных сетевых технологий и ресурсов, общероссийских и региональных средств массовой информации.

Нормативно-правовые и финансово-экономические механизмы:

- совершенствование и непрерывная актуализация действующего нормативно-правового регулирования в сфере воспитания, включая ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования;

- разработка, утверждение и внедрение комплекса нормативно-правовых и организационно-распорядительных документов федерального, регионального, муниципального, локального уровня, закрепляющих принятые управленческие решения по реализации Концепции;

- нормативно-правовое регулирование порядка предоставления институциональным субъектам необходимых условий в части ресурсного (материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического) обеспечения, необходимого для решения задач по формированию единого воспитательного пространства Российской Федерации;

- создание необходимых организационно-финансовых механизмов для развития эффективной деятельности социальных институтов воспитания;

- обеспечение многоканального финансирования системы воспитания за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов, а также за счет средств государственно-частного партнерства и некоммерческих организаций;

- создание гибкой системы материального стимулирования качества воспитательной работы организаций и работников.

 

Приложение

Словарь новых понятий

Виртуальная реальность. Создаваемая компьютерными средствами трехмерная искусственная среда, имитирующая реальные или представляющая фантастические обстоятельства, которая воспринимается пользователем при помощи органов чувств (главным образом, зрения, слуха, тактильного восприятия). Характер взаимодействия пользователя с виртуальной реальностью задается определенными правилами, соответствующими ситуации, развивающейся на экране, и протекает в режиме реального времени.

Единое воспитательное пространство. Условие, реализуемое на различных уровнях (ценностно-смысловом, методологическом, нормативно-правовом, содержательном, организационно-методическом) и призванное обеспечить: с одной стороны, равную доступность качественного образования (включая личностно-развивающую составляющую) для всех категорий обучающихся, с другой – согласованность, непротиворечивость и преемственность процесса педагогического сопровождения развития и самоопределения личности на всех уровнях образования и во всех образовательных организациях.

Конвергентная сетевая среда. Пространство обитания и жизнедеятельности современного человека, объединяющее реальный (физический) и виртуальный мир, находящиеся в отношениях конвергенции, взаимовлияния, взаимообогащения.

Конвергенция. Сближение и взаимопроникновение свойств, появление сходных признаков у независимых друг от друга объектов и явлений. В отличие от интеграции, конвергенция не предполагает механического соединения объектов в единое целое, сохраняя их уникальность.

Нетворкинг. В широком смысле деятельность по созданию системы полезных для бизнеса или профессиональной деятельности социальных контактов, связей, актуальных либо перспективных. В узком смысле (пед.): педагогическая деятельность, направленная на формирование и развитие полезных социальных контактов и связей обучающегося.

Постиндустриальное общество – общество, формирующееся на современном этапе развития человеческой цивилизации, характеризующееся высокой степенью персональной свободы человека, инструментально обеспеченной цифровыми технологиями и компетенциями, глубокой интеграцией в систему глобальных сетевых коммуникаций, доминированием универсальных компетенций над профессиональными, высокой динамикой изменений в общественной и личной жизни.

Сетевая культура. Понимание и принятие системы ценностей, норм и правил ответственного и безопасного поведения в сетевой среде на основе использования широкого спектра цифровых технологий, соответствующих методов и приёмов организации деятельности.

Сетевая социализация. Стихийный разнонаправленный процесс адаптации изменяющегося человека к возможностям и рискам постоянно меняющейся социотехнологической среды.

Сетевая (цифровая) образовательная среда, С(Ц)ОС. Единая методологически, инфраструктурно и ресурсно обеспеченная, упорядоченная, педагогически управляемая система условий и возможностей, обеспечивающая реализацию любых образовательных потребностей всех участников образовательных отношений, педагогическое сопровождение процессов учения, социализации, сетевой самоидентификации, развития и самоопределения личности на междисциплинарной и трансдисциплинарной основе в проектной, исследовательской, практикоориентированной, коммуникативной деятельности, с использованием дидактического потенциала современных цифровых и сетевых образовательных технологий.

Сетевая этика. Система ценностей и норм поведения, адекватных требованиям сетевого общества.

Сетевое общество. Конвергентная система общественных отношений, характеризующихся комплексом признаков: 1) взаимосвязанностью всех элементов; 2) преобладанием горизонтальных связей; 3) сохранением вариативности (уникальности) и относительной автономности элементов.

Сетевое пространство воспитания и развития личности. Сетевая образовательная среда, обеспечивающая консолидацию всех педагогически управляемых факторов и средств воспитательного процесса в целях форсирования и развития личности обучающегося в соответствии с требованиями портрета гражданина Российской Федерации 2035 г. и портретами выпускников по уровням образования.

Социально-трудовая роль (рыночная роль). Определённый тип и стиль поведения человека, отвечающий социальным требованиям и ожиданиям и характеризующих его место в системе социально-трудовых отношений. Основные социально-трудовые роли в современной рыночной экономике: Наёмный работник, Человек служения, Волонтёр, Фрилансер, Предприниматель, Инвестор, Безработный.

Уклад (уклад жизни) образовательной организации. Соорганизация всех элементов образовательного процесса и образовательной среды (ценностей, принципов, содержания, форм и методов, норм и регламентов), которая задает стиль и эмоционально-психологическую атмосферу всей жизнедеятельности образовательной организации. Особую роль в формировании уклада имеет символическая составляющая образовательной среды – традиции, культура, принятые нормы и правила поведения, характерные принципы взаимоотношений между людьми, моральные устои, табу, эстетика.

Учебная самостоятельность (обучающегося). Способность обучающегося самостоятельно ставить перед собой учебные (познавательные) задачи и решать их без побуждения извне; связано с умением проводить самооценку (рефлексию), искать и отбирать информацию, пользоваться различными цифровыми средствами, источниками, ресурсами (например, в рамках онлайн обучения). У.с. обучающегося – основа его будущей жизненной и экономической самостоятельности.

Цифровой след. Вся информации о пользователе (человеке, сообществе, организации), содержащаяся в цифровом виде в сетевом пространстве, как целенаправленно размещаемая, так и автоматически сохраняющаяся в результате пребывания пользователя в сетевом пространстве.

 

Список литературы

1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. С. 10-12.

2. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Ст. 87.

4. Сергоманов П. А., Андреева А. Д., Данилова Е. Е. Российские подростки эпохи позднего СССР и современного российского общества // Вопросы психологии. 2020. № 4. С. 40-53.

5. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Ст. 2, п. 2.

6. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.... С. 11.

7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р.

8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Ст. 12, п.1.

9. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.... С. 16.

10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации...

11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации...

12. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации...

13. Федеральный Закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях», Ст. 5.

14. Герасимов А. В. Научно-методическое обеспечение профессиональной ориентации обучающихся с инвалидностью в условиях многоуровневого образования // Профессиональная ориентация обучающихся с инвалидностью в инклюзивной образовательной среде: II Всероссийская научно-практическая конференция (Москва, 26-27 октября 2017 г.): материалы, доклады, выступления. М.: МГГЭУ, 2017. С. 4.

15. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации...

16. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р.

17. Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.03.2017 № 520-р (ред. от 18.03.2021).

18. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19.02.2012 № 1666.

19. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации...

20. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации...

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.