Часть IV. Вера в Бога творца — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Часть IV. Вера в Бога творца

2021-06-30 24
Часть IV. Вера в Бога творца 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава I. ВЕРА В БОГА, ТВОРЦА НЕБА И ЗЕМЛИ.

1. Тайна сотворения мира.

2. Истина о творении заключена в Откровении.

3. Сотворение мира: Бог призывает из небытия к существованию мир и человека.

4. Творец: Бог Триединый.

5. Творение: Откровение славы Божией.

6. Творение и истинная независимость тварного мира. 7. Человек, созданный по образу Божию.

8. Человек – образ Божий, существо духовно-телесное.

9. Человек – образ Божий, субъект познания и свободы.

Глава II. БОЖИЕ ПРОВИДЕНИЕ.

1. Истина о Божием Провидении.

2. Божие Провидение: утверждение дела творения.

3. Божие Провидение: трансцендентная, любящая Премудрость.

4. Божие Провидение и свобода человека.

5. Божие Провидение и тайна предназначения. Предназначение человека и мира.

6. Божие Провидение и существование зла и страдания в мире.

7. Божие Провидение: победа над злом, одержанная Христом Искупителем.

8. Божие Провидение и историческая обусловленность современного человека (в свете документов II Ватиканского Собора).

9. Эволюция мира и возрастание Царствия Божия.

Глава III. ВЕРА В БОГА, ТВОРЦА «ВСЕГО ВИДИМОГО И НЕВИДИМОГО».

1. Творец «всего видимого и невидимого» (существ, сущностей).

2. Творец ангелов – свободных существ.

3. Творец «всего невидимого» - ангелов.

4. Участие ангелов в истории спасения.

5. Падшие ангелы – злые духи.

6. Победа Христа над духом зла.

Глава 4. ТАЙНА ИСКУПЛЕНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ ГРЕХА.

1 Реальность греха и Божий замысел Искупления.

2. Грех человека и состояние первоначальной праведности.

3. Первый грех в истории человека.

4. Всеобщность греха в истории человека и его наследственный характер.

5. Учение Церкви о первородном грехе.

6. Последствия первородного греха, совершённого человеком.

7. Состояние падшего человека.

8. Грех: нарушение Завета с Богом.

9. Грех человека и «грех мира».

 10. «Отчуждение» человека вследствие греха.

11. «И вражду положу…»: человек, вовлечённый в борьбу против сил тьмы.

12. Протоевангелие спасения.

Список условных сокращений

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Книга «Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца» содержит катехизические поучения Святого Отца Иоанна Павла II, произнесенные им на итальянском языке во время общих аудиенций по средам, в период с 5 декабря 1984 г. по 17 декабря 1986 г.

Перед нами - цикл катехизических наставлений, то есть систематичное изложение основных истин христианской веры и христианской нравственности. Отправной точкой послужило Исповедание Веры, или иначе - Апостольский Символ Веры, который мы произносим во время ежедневной молитвы, а также Никео-Константинопольский Символ, входящий в чин Божественной Литургии.

Настоящий том включает в себя катехизические размышления, основой для которых стали слова: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого».

 

ЧАСТЬ I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О КАТЕХИЗАЦИИ

1. ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ И КАТЕХИЗАЦИЯ - ОСНОВНОЕ
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк 16, 16)

«Как веровать в Того, о Ком не слыхали?» (ср.: Рим 10, 14)

1. Представим себе Иерусалим, день Пятидесятницы. Апостолы, пребывающие в горнице, «исполнились все Духа Святого». И в тот же миг «сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра», и «явились... разделяющиеся языки, как бы огненные», над головами собравшихся. Двери в горницу, до сих пор закрытые, распахнулись настежь, и апостолы вышли навстречу к паломникам-иудеям, прибывающим в этот день из разных земель: «из всякого народа под небесами». Все эти люди изумлялись, слушая апостолов, о которых ранее было известно, что они галилеяне, а теперь говорящих на разных наречиях, «как Дух давал им провещавать».

Тогда к народу, собравшемуся возле дома, обратился Петр. Сначала он напомнил слова пророка Иоиля, который предрек излияние от Духа Божия «на всякую плоть», а далее Петр поведал собравшимся об Иисусе из Назарета. Бог засвидетельствовал спасительное посланничество Иисуса «силами, и чудесами, и знамениями» - а когда Иисус « был предан, распят на кресте и убит», тогда Бог засвидетельствовал Его посланничество воскресением из мертвых: «воскресил Его, расторгнув узы смерти». Петр ссылается здесь на Псалом 16 (15), в котором содержится пророчество о воскресении. Но прежде всего он обращается к свидетельству всех апостолов: «чему все мы свидетели». «Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян 2, 2-4. 17. 22-24. 32. 36).

2. Начало Церкви - события Пятидесятницы. Эти же события стали началом апостольской евангелизации. Проповедь Симона Петра - это первый акт евангелизации. Христос повелел апостолам идти по всему миру и проповедовать Евангелие всем народам (ср.: Мф 28, 19; Мк 16, 15). И вот они приступают к исполнению этого поручения, сначала в Иерусалиме, обращаясь к соотечественникам, а также ко всем собравшимся там представителям различных народов и наречий. Провозглашение Евангелия согласно повелению Искупителя, уходящего к Отцу (ср., например: Ин 14, 28; 16, 10), сопровождается призывом креститься во имя Пресвятой Троицы. Так, в день Пятидесятницы на вопрос слушателей: «Что нам делать, мужи братия?» Петр отвечает: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа».

«Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч». Таким образом родилась Церковь как община принявших крещение, постоянно пребывающих «в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян 2, 37-38. 41-42). Вместе с зарождением Церкви начинается и процесс евангелизации. Можно сказать, что это одновременно и начало катехизации. С этого момента каждая проповедь Петра является не только провозглашением Благой Вести об Иисусе Христе, то есть актом евангелизации, но также и поучением, призванным подготовить к принятию таинства крещения, - катехизическим наставлением, предваряющим крещение. В свою очередь эта первая община принявших крещение и «пребывающих в учении апостолов» символизирует самое начало систематической катехизации, проводимой Христианской Церковью.

3. К этим истокам мы обращаемся вновь и вновь. Если «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8), то этой самотождественности должны соответствовать евангелизация и катехизация, проводимые Церковью во все времена и для всех поколений. Так же и в наше время, после II Ватиканского Собора, два очередных заседания Синода епископов были посвящены проблемам евангелизации, а значит, и катехизации, в свете посланнической роли Церкви в современном мире. Папские документы - Evangelii nuntiandi («Евангельская проповедь», 1976) и Catechesi tradendae («Осуществляя катехизацию», 1979) стали результатом этой работы. В документах разъясняется, в чем состоит тесная связь катехизации и евангелизации, а также определяются конкретные функции каждой из них.

4. Если и в наше время Церковь стремится «пребывать в учении Апостолов», она должна неустанно возвещать Евангелие «всей твари» (Мк 16, 15) и одновременно проводить катехизацию, согласно рекомендациям апостольского наставления Catechesi tradendae.

В день Пятидесятницы в Иерусалиме Симон Петр положил начало церковной катехизации. Его нынешний Преемник в Апостольской Столице считает своим особым долгом продолжать это служение апостола Петра. Сегодняшняя общая аудиенция призвана стать началом целого ряда бесед - поучений о всей совокупности истин христианской веры и христианской нравственности, построенных в виде систематических катехизических наставлений. Преемник Петра хотел бы преподать вам и всему христианскому народу те возвышение истины, которые Бог, в силу любви, явил нам, поведать о тех великих делах, которые Он совершил ради нас, а также о доктринальных рассуждениях на эти темы, которые Церковь ведет на протяжении всей своей истории, вплоть до сегодняшнего дня. Преемник Петра обращается к Духу Святому, Который в день Пятидесятницы был вдохновителем первого катехизического наставления, преподанного Симоном Петром, с покорной просьбой - пролить Свой благодатный свет и ниспослать дар апостольского слова.

(5. 12. 1984)

2. КАТЕХИЗАЦИЯ В ПЕРВЫЕ ВЕКА ХРИСТИАНСТВА

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк 16, 16)

«Как веровать в Того, о Ком не слыхали?» (Рим 10, 14)

1. К этим двум новозаветным изречениям мы обращаемся и сегодня, чтобы продолжить начатые во время предыдущей аудиенции наши предварительные размышления о катехизации. В день Пятидесятницы Симон Петр, возглашая истину об Иисусе Христе, распятом на кресте и воскресшем из мертвых силой Духа Святого, воспламенил верой и приуготовил к крещению три тысячи человек. Эту «керигму» апостола Петра - его возвещение (от греч. keryssein - провозглашать, возвещать) можно назвать первой катехизацией, то есть катехизическим поучением, и в частности наставлением, подготавливающим к принятию крещения. И таким образом подтвердились слова Иисуса Христа о тех, «кто будет веровать и креститься» (ср.: Мк 16, 16). Одновременно выяснилось, что обязательным условием веры является слово Божие, сказанное и услышанное: «Как веровать в Того, о Ком не слыхали?» - напоминает св. Павел.

2. С момента своего зарождения в Иерусалиме, в день Пятидесятницы, Церковь «пребывает постоянно в учении Апостолов», что означает встречу в вере тех, кто учит, с теми, кого учат. И именно в этом смысл слова «катехизация» - от греч. katechek. Выражение это первоначально означало «возвещать с возвышенного места» (лат. ex alto), а также «производить эхо, вызывать отклик» (ka te - с горы, есhек - звучать, раздаваться, произносить). Более позднее значение - «наставлять» (голос учителя является как бы осознанным откликом на вопрос ученика, а ответ ученика - откликом на слова учителя). Последнее разъяснение особенно важно для нас, поскольку оно подчеркивает, что та форма наставления, какой является катехизация, носит чаще всего не односторонний характер, как, например, лекция или доклад, а осуществляется в виде диалога, собеседования, в форме вопросов и ответов.

Такое значение понятия «катехизация» следует из многих мест Нового Завета, а затем и из трудов Отцов Церкви. С ним соседствует и слово «катехумен», буквально означающее «наставляемый, поучаемый» (katechг menos). В нашем контексте речь идет, конечно же, о человеке, которого «наставляют» в истинах веры и в правилах христианского образа жизни. Прежде всего слово «катехумен» относилось к тем, кто готовился принять крещение, согласно заповеди Христа, выраженной словами: «Уверуют и примут крещение». В этом же духе и св. Августин определяет католического катехумена как человека, «готовящегося принять крещение» (ср.: Contra litteras Petiliani III, 17, 20: PL 43, 357) - то есть которого «поучают» истинам веры и христианским нормам поведения, чтобы подготовить его к таинству крещения (ср.: De catechizandis rudibus I, 1: PL 40, 310).

3. Такое уточнение (а вместе с тем и сужение) понятия «катехумен» - а значит, и понятия «катехизация» - было связано с практикой вероисповедания первых христиан. Как в день Пятидесятницы в Иерусалиме, так и на протяжении всего раннего периода истории Христианской Церкви вероисповедание и таинство крещения принимали, как правило, взрослые люди. Обряду крещения предшествовал подготовительный период, довольно продолжительный - обычно от двух до трех лет. Нечто похожее происходит и в наше время, особенно на территориях, охваченных миссионерской деятельностью, где подготовка к таинству крещения взрослых людей проходит в форме катехумената. Подготовка эта с самого начала заключалась не только в изложении истин веры и христианских норм поведения, но также в постепенном вхождении катехуменов в жизнь церковной общины. Процесс катехизации становился своего рода «инициацией», то есть постепенным посвящением в таинство крещения, а значит, и приобщением ко всей совокупности христианских таинств и обрядов, вершиной и средоточием которых является Евхаристия.

Достаточно внимательно вчитаться в обрядовые формулы таинства крещения (как взрослых, так и младенцев), чтобы убедиться в том, какое глубокое и кардинальное обращение совершается посредством этого таинства. Принимающий таинство крещения не только исповедует веру (согласно Апостольскому Символу), но вместе с тем «отрекается от сатаны - и всех дел его и всей гордыни его», отдавая себя тем самым Богу Живому: таинство крещения - первый и основополагающий акт освящения человеческой личности, посредством которого человек отдает себя Отцу в Иисусе Христе силой Духа Святого, действующего в этом таинстве, благодаря чему человек «родится от воды и Духа» (ср.: Ин 3, 5). Св. Павел само погружение в крещальную воду уподобляет погружению в искупительную смерть Христа, посредством чего мы становимся сопричастниками новой надприродной жизни, откровение о которой дано нам в воскресении из мертвых Иисуса Христа (ср.: Рим 6, 3-5).

4. Все это свидетельствует об интенсивности и глубине того процесса катехизации, который с первых веков христианской Церкви, принимая формы катехумената, был связан с принятием таинства крещения и допущением к таинству причащения и, тем самым, ко всей полноте церковной жизни. Эта интенсивность и глубина самым непосредственным образом отразились на всей совокупности катехизического служения. Ибо Церковь постоянно «пребывает в учении Апостолов», а катехизация, будучи основным проявлением этого «пребывания», безусловно, не ограничивалась рамками катехумената, стараясь помочь верующим как можно глубже и основательнее постичь тайны учения Христа.

(12. 12. 1984)

3. СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ КАТЕХИЗАЦИЯ
ОСНОВЫВАЕТСЯ НА ВЕРЕ И СЛУЖИТ ВЕРЕ

1. В прошлый раз мы беседовали с вами о катехизации и ее связи с институтом катехумената, поскольку эта форма катехизации зародилась в самый ранний период истории Церкви. Затем, по мере того как все более широко распространялся обычай крестить младенцев, институт катехумената стал утрачивать свой первоначальный характер. Как уже было упомянуто, эта форма катехизации сохраняется там, где к таинству крещения готовятся взрослые люди - тогда период катехумената особенно насыщен интенсивными катехизическими наставлениями, дополняемыми процессом «приобщения к тайнам» чина крещения, ко всей обрядовой практике Церкви, и постепенным вхождением катехуменов в жизнь церковной общины.

Обычай крестить младенцев вскоре после их рождения возник как выражение живой веры членов общины, и прежде всего семьи и родителей, которые сами были воспитаны в вере и хотят, чтобы этот дар как можно скорее обрели и их дети. Обычай этот, как известно, по-прежнему соблюдается Церковью как символ предусмотрительной любви Господа Бога. Родители, обращаясь с просьбой крестить своих новорожденных детей, дают обещание воспитывать их по-христиански. И как бы подкрепляя свои заверения, они просят других верующих, называемых крестными родителями, оказать им поддержку, а если потребуется - и заменить их, чтобы воспитать новоокрещенного в духе христианской веры.

Этот обычай, повсеместно практикуемый, имеет важное значение в деле катехизации. Воспитание крещеного ребенка в духе христианской веры невозможно без систематической катехизации. То, что когда-то - при крещении взрослых людей - входило в программу катехумената, то есть предшествовало принятию таинства крещения, в нынешних условиях как бы переносится за пределы самого таинства, откладывается до той поры, когда маленький христианин будет в состоянии воспринимать поучения об истинах веры и о нормах христианской нравственности, постепенно - ступень за ступенью - приобщаясь к практике всей совокупности христианских таинств. И таким образом, с одной стороны сохраняется та особая связь катехизации с таинством крещения, которая возникла с самого начала, еще в день Пятидесятницы, а с другой - катехизация, перенесенная (в силу обещания, данного родителями младенца и его крестными родителями) на период после принятия таинства крещения, становится как бы открытым процессом, длящимся в течение всей дальнейшей жизни христианина.

2. Можно ли сказать, что этот процесс становится как бы «вторичным катехуменатом»? Если под словом «катехуменат» подразумевать только все то, что связано с самой подготовкой к обряду крещения, тогда, конечно, такое выражение может иметь всего лишь метафорический смысл. Но если слово «катехуменат» означает для нас не столько сам упомянутый институт, сколько нашу внутреннюю готовность пребывать в вере и развиваться в вере - тогда выражение «вторичный катехуменат» как нельзя более точно передает вкладываемый в него смысл. Ибо катехизация соответствует потребностям веры - потребностям ее познавать, пребывать в ней и совершенствоваться в ней.

Обязательства, которые берут на себя родители и крестные во время обряда крещения младенца, относятся прежде всего к периоду детства и отрочества. Поскольку катехизация, будучи процессом приобщения к сокровенным тайнам Христа, не предваряла принятие таинства крещения, постольку она должна протекать особенно интенсивно, предваряя принятие других таинств, приобщающих к христианской жизни (миропомазания и причащения), а также таинства покаяния. Однако и другие периоды христианской жизни должны сопровождаться процессом катехизации (непрерывная катехизация). Особенно в период выбора жизненного пути так необходима катехизация, связанная с таинством брака. Так же и весь цикл обучения и воспитания в духовной семинарии отчасти может быть назван «великой катехизацией». В некоторой степени этому соответствуют послушничество (новициат) и последующие этапы посвящения при монашеском призвании. Катехизацией, подготавливающей к таинству покаяния, являются различного рода реколлекции, а также покаянные богослужения, введенные в церковную практику после II Ватиканского Собора. Существуют также различные виды катехизации, связанные с таинством елеопомазания.

3. Поскольку приобщение христианина к таинствам требует многократных и одномоментных катехизических наставлений - все более интенсивных и конкретизированных - необходимо заметить, что та открытость процесса катехизации, которую несет с собой таинство крещения, подразумевает необходимость не просто эпизодических, катехизических наставлений, но прежде всего необходимость систематической катехизации - того, что Отцы Церкви называли «религиозным обучением». Цель этого обучения не в том, чтобы преподать знания «о религии» (в данном случае - христианской), речь идет о наиболее глубоком познании сути веры - того содержания, которое заключено в Божественном Откровении и которому нас постоянно учит Церковь (учительство и жизнь).

Катехизация основана на вере и служит вере. Именно поэтому катехизические наставления должны сопутствовать каждому христианину на всем протяжении его жизни, сообразно различным периодам жизненного пути, разным задачам и обязанностям, из которых он складывается. Речь идет о том, чтобы это «слово, исходящее из уст Божиих» (Мф 4, 4), постоянно доходило до человека - и «не возвращалось... тщетным» (ср.: Ис 55, 11), чтобы оно постоянно воплощалось в формы человеческой жизни.

(19. 12. 1984)

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.