Дополнение 2: выдержки из «краткого словаря по интегральной теории» — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Дополнение 2: выдержки из «краткого словаря по интегральной теории»

2021-06-30 26
Дополнение 2: выдержки из «краткого словаря по интегральной теории» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Полнота – одно из основных понятий ИТ, в котором осуществляется высшее («краевое») представление о парадоксальности.

Каждая полнота парадоксальным образом включает в себя всякую другую, но при этом существует и иерархия полнот для взгляда наблюдателя. Таких полных сущностей множество: всё, что нам открывается в наших мыслях и представлениях (будем говорить - всякая сущность), может быть при определенных условиях взято нами в модусе полноты.

Сущность является для нас полной, если она берется нами как обладающая собственным временем.

 

Частичность – дополняющая противоположность полноты. С полнотой в интегральной теории соотносится единичность и время, с частичностью – множественность и пространство. При этом надо учитывать, что каждый «частичный» элемент со своей точки зрения является полным.

Будем говорить, что полнота и частичность являются модусами одной и той же сущности, находящейся на разных уровнях. Эти уровни являются парадоксальным образом как статичными, так и динамичными.

Динамика движения уровней означает изменчивость во времени всех определений, в т.ч. определений полноты и частичности. То есть сами понятия полноты и частичности являются функцией взгляда, развивающегося во времени. Взгляд способен воспринимать прошлое – параллельно, частично, или будущее – последовательно, в модусе полноты.

 

КР (коммуникативный резонанс) – парадоксальное единение сущностей в замкнутой причинно-следственной цепочке. Предполагается, что именно такие резонансные образования являются устойчивыми во времени неоднородностями, образующими конкретную «ткань» наблюдаемого мира.

КР осуществляется всегда, когда мы что-либо видим и осознаем; все наблюдаемые сущности есть, с точки зрения такого видения и осознания, КР-образования (будем говорить – КР-кольца). Понимание механизма КР позволяет по-новому взглянуть на процессы развития, мышления, сознания и нередко ведет к достижению новых результатов.

В традиционной философии с представлением о КР соотносится, в частности, так называемая «проблема круга» («порочный круг», «герменевтическое кольцо»). Использование понятия КР (и отвечающего ему понятия краевой парадоксальности) в качестве основания философской системы позволяет избавиться от малопродуктивных, по сути, попыток логического «решения» проблемы круга.

Представление о КР-кольце является, в некотором роде, «расшифровкой» внутренней структуры отвечающей ему полной сущности.

 

Двухмодельность – использование для описания той или иной сущности (явления, процесса) двух несводимых одна к другой моделей. В парадоксальном единении этих моделей осуществляется третья модель, «прячущая» в себе эту парадоксальность и открывающая возможность развития на более высоком уровне.

Пример разрешения двухмодельности в физике: единение корпускулярной и волновой моделей света в квантовой модели.

 

Принцип неопределенности – интегральное обобщение квантовомеханического принципа дополнительности Н.Бора, согласно которому получение информации о некоторых величинах, характеризующих квантовую частицу, ведет к потере информации о других величинах, являющихся дополнительными по отношению к первым.

В своем предельном, абстрактном смысле принцип неопределенности можно сформулировать так:

Наличие всякой конечной сущности подразумевает наличие охватывающей ее бесконечности; в свою очередь, бесконечность актуализируется через конечные сущности.

В отношении основных понятий «интегральной теории» можно, в частности, сказать:

Полнота дополняется частичностью, время – пространством, рациональное – иррациональным, открытость – закрытостью, и т.д. При этом, чем точнее определен один из членов каждой дополнительной пары, тем менее точно может быть определен противоположный член этой пары.

Отметим, что неточность соответствующих определений является не результатом каких-либо погрешностей измерения (или нашего недопонимания), а принципиально неустранима.

Игорь ШАШКОВ

КАРТИНА МИРА: ОБЩИЙ ПЛАН ПОСТРОЕНИЯ

(избранные заметки)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

Об интегральном подходе

От интегральной теории к картине мира

Раскрытие основных понятий

Интегральное моделирование

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Вниманию читателей предлагается еще одна попытка создания картины мира, адекватно представляющей взаимосвязанную единую реальность всего сущего. Такая картина должна парадоксальным образом единить в себе:

- внешний мир и наблюдателя этого мира;

- статичность и динамичность;

- абсолютное и относительное;

- конкретное и абстрактное;

- конечное и бесконечное;

- теорию и практику;

- естественные и гуманитарные науки;

- традиционную и нетрадиционную науку;

- данный человеку мир и запредельность этого мира.

Соответственно, картина мира должна быть интегральной, причем интегрирование должно проводиться как по данным человеку, «видимым» областям, так и по «запредельности», не представимой для нашего обыденного сознания.

Научно-философское обоснование интегральной картины мира производится в свете разработанной автором новой теории, носящей название «интегральная теория» (ИТ), основной составляющей которой является «интегральная онтология» (ИО).

Интегральная теория достаточно сложна, и для понимания требует не только широты кругозора, но и ориентации в целом ряде наук, особенно в так называемых «краевых» научных теориях – квантовой механике, теории относительности, физике элементарных частиц, синергетике и т.п.

Выбранный автором путь призван соединить ранее казалось бы несоединимые области наук, принципы и методы которых были использованы им. А полученные практические результаты позволили встать на точку зрения, принципиально отличную от той, которую диктует опыт обыденного сознания.

ОБ ИНТЕГРАЛЬНОМ ПОДХОДЕ

Смысл интегрального подхода

Интегральный подход подразумевает, что описание всех явлений и свойств мирового многообразия возможно на основе конечного числа некоторых положений (аксиом, принципов, оснований), относящихся ко всем областям человеческой деятельности (естественнонаучной, психической, социальной, художественной).

Единая интегральная картина мира невозможна без единства основополагающих принципов.

С другой стороны, при таком тотальном единстве имеется принципиальная несводимость множества различных явлений в строгую логически замкнутую систему – имеется автономность и независимость явлений в их предельной (краевой) сущности.

Соответственно, сутью интегрального подхода является парадоксальное единение единства и множественности.

Радикальность интегрального подхода

Обычно развитие знания происходит сначала на каком-то ограниченном, сравнительно небольшом объеме знаний, а затем к осуществленному локальному прорыву «подтягиваются» знания из смежных областей; в итоге изменения захватывают и более отдаленные знания.

При интегральном же подходе преобразование знания является радикальным: одновременно варьируется весь объем принципиального («краевого») знания. Действительной интегральности нельзя достичь на пути автономного развития какого-либо одного или нескольких положений; контекст при интегральном подходе играет не менее важную роль, чем последовательный основной текст.

Тотальность изменений краевого знания при интегральном подходе означает, что должны происходить и соответствующие изменения в психике человека – основном носителе этих знаний. Чтобы достичь краевого интегрального знания, человек и сам должен достигать своего краевого состояния.

Соответственно, при интегральном подходе требуется новый способ мышления (называемый в ИТ метаинтегрированием).

О парадигме времени

Общенаучная тенденция к дискурсивному изложению материала (принятая и в настоящей статье) отвечает парадигме времени, в которой осуществляется всякая практика, направленная на внесение в мир (и в себя в этом мире) каких-либо изменений. Парадигме времени соответствует «взгляд из логики», соответствует стремление построить рациональные модели всякого сущего.

При выборе какой-либо другой парадигмы автор был бы вынужден, чтобы оставаться адекватным, пользоваться в своей практике инструментарием, к этой другой парадигме не относящимся – инструментарием опять же парадигмы времени. Это привело бы к условности, оправдание которой в данном случае являлось бы натянутым.

В парадигме же времени всякая условность снимается – мы способны смотреть на мир прямо и находить в этом мире его реальность.

Необходимо заметить, что наш логический, рациональный подход отнюдь не означает отсутствия в интегральной теории неясностей, парадоксальности, неразрешимых противоречий.

Напротив, каждый наш действительный шаг на пути развития интегральной теории происходит как бы по кромке, разделяющей области логики и не-логики; при этом очень трудно удержаться на этой кромке и не свернуть в сторону - к «чистой» последовательной логичности или к внелогичной образности.

В пределе своего развития логика отрицается. Но не «снизу» (через отказ от нее), а «сверху» (через достижение ею своих границ). При этом логика парадоксальным образом и сохраняется, последовательно осваивая новые области своего применения.

При интегральном подходе важно не только достижение нового, но и сохранение старого. Промежуточные результаты не только предваряют конечный результат, но и являются самоценными (если, конечно, в них достигнута полнота событийности). Каким путем мы приходим к результату, имеет принципиальное значение. Именно такой субъективизм может обеспечить итоговую объективность, в динамичности которой заключена возможность дальнейшего развития.

В этическом смысле самоценность нашего пути означает, что прожитая нами жизнь смертью не перечеркивается. Жить следует перед лицом смерти, но Сейчас и Здесь.

Выход за пределы логической парадигмы, необходимый для достижения полноты интегральности, осуществляется при переходе от субъективизма личного сознания (в основе которого лежит абстрактное логическое мышление) к сравнительно большей объективности коллективного сознания (в основе которого лежит конкретность языка, конкретность слова, отражающая коллективный опыт многих поколений).

Тот мыслитель, который находит новое через язык, через слово, по сути, берет это новое не «из себя», а из коллективного сознания, т.е. является в определенном смысле медиумом.

В интегральной теории предполагается изоморфность различных уровней бытия, что позволяет распространить некоторые закономерности и модели индивидуального сознания на коллективное сознание (взятое вне его конкретного содержания).

В связи с парадоксальной двойственностью времени (во времени осуществляется единство утверждения и отрицания), каждая сущность в парадигме времени может рассматриваться в двух аспектах.

Например, время рассматривается как время-направленность и как развернутое время-длительность (или в другом разрезе: как внутреннее время и как внешнее время).

Принцип двух оборотов

Интегральный подход в своем пределе подразумевает охват краевого знания одновременно во всей его совокупности. Обычно новые теории «вырастают» из какой-либо одной «точки», из одной главной догадки, из одного разрешаемого противоречия. При интегральном подходе варьируется (на невербальном уровне) практически весь объем наличного краевого знания. Это обусловливает не только трудность достижения интегральности, но и трудность вербальной интерпретации полученного знания.

Более-менее адекватное изложение интегральной теории получается при осуществлении в нем «принципа двух оборотов», гласящего, что полнота обращения к какой-либо сущности достигается при двукратном осуществлении такого обращения: сначала к сущности в ее целостности, затем последовательно к каждой ее элементарной составляющей.

К вопросу о предтечах

Когда автор показывал черновики своих работ специалистам, обычно следовал их вопрос: от какой известной теории я отталкивался? Это теперь основной способ научной работы: развитие известного, внесение небольших поправок и дополнений, из которых иногда получается и принципиально новое направление.

Но, опираясь на известную теорию, можно достичь всего, кроме изменения самого способа мышления. А в интегральной теории мы меняем именно способ мышления, становимся над обычными возможностями мышления.

По сути, основы интегральной теории закладывались в вакууме. Но надо помнить, что и абсолютный вакуум кишит «виртуальными частицами» – самыми общими, самыми главными – «запредельными» – идеями, которые уже не принадлежат конкретным авторам и олицетворяет собой «дух времени».

Многие современные мыслители подошли к тому пределу, за которым начинается действительная интегральность. В работах ряда мыслителей автор нашел совпадение с некоторыми важными положениями интегральной теории.

Однако эти мыслители обычно строят свои схемы из «готовых» конкретных «кирпичиков», поэтому не могут избежать перестановочности и комбинаторики, не ведущих при их последовательном осуществлении к принципиально новому.

В интегральной теории же построение осуществляется из «невидимых», непредставимых «кирпичиков» – полных сущностей, из Ничто, которое, однако, будучи подвержено нашему действию (практике нашего строительства) становится абсолютным Что. Действительное творение Что не может происходить только из Что (это будет комбинаторика, тавтология, «дурная бесконечность»), в нем должно участвовать не-Что, т.е. Ничто.

В интегральной теории основания свободны, свободное действие является необходимым условием создания принципиально нового. Без тотальной новизны картина мира не может быть общей и адекватной.

Об «элементарных кирпичиках»

Если мы строим картину мира из «готового» материала, то у каждого из нас будет отличная от других картина. Даже если «кирпичики» будут одинаковы, а дом строится по общему принципу, все равно этот дом будет казаться нам разным (у каждого своя точка зрения и, соответственно, свой путь среди земных строений).

Однако и сами «кирпичики» для нашего практического взгляда обычно оказываются разными и не подлежащими из-за этого включению в качестве элементов в общий проект.

Чтобы каждый мог пользоваться «элементарными кирпичиками», их свойства и основные качества должны удовлетворять запросы всех.

Такими «последними», элементарнейшими «кирпичиками» являются невидимые полные сущности, которые содержат в себе всё и из которых, соответственно, каждый может взять что захочет – лишь бы это сгодилось для практики.

Полнота содержит в себе всё, и поэтому непредставима. Всякое ее представление есть реальное действие конкретного человека, то есть в своем осуществлении в предметном общем мире полнота оказывается субъективной.

В понятии полноты осуществляется единство мира в его множественности.

Закладывая понятие полноты в основание теории, мы получаем возможность оперировать абстрактными понятиями, не утрачивая конкретного содержания мира; при этом осуществляется парадоксальное единство теории и практики, абстрактного и конкретного, формы и содержания.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.