Психологическое время и абсолютное самадхи — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Психологическое время и абсолютное самадхи

2021-06-30 22
Психологическое время и абсолютное самадхи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кацуки: лВ абсолютном самадхи нет ощущения времени. лНет времени╗ - это означает, что там существуют только настоящее время. Это верно не только по отношению к самадхи, которое достигается в дзадзен, но также по отношению к состоянию, в котором мы пребываем, когда заняты каким-либо серьезным делом. Уйдя с головой в дело, вы не осознавали себя, своих мыслей и своего поведения. Для вас вообще не существовало времени. Или, иначе говоря, существовало только настоящее время, и в этом настоящем времени многое приходит и уходит, возникают и кончаются целые события╗.

 

ИФ: в ИФ, в отличие от дзен, не просто утверждается изменение хода времени в некоторых измененных состояния сознания, а предлагается конкретный механизм таких измерений, основанный на обобщении на психику физической теории относительности.

Что касается лсуществования только настоящего времени╗ в состоянии абсолютного самадхи, то это в ИТ поясняется, в частности, через краевое явление коммуникативного резонанса (КР).

При КР рассматриваются два времени: внешнее (охватывающее кольцо КР в его целостности) и внутреннее (время наблюдателя, текущее лвдоль╗ кольца КР).

Внутреннее время наблюдателя является настоящим временем внешнего времени.

Кольцо КР является стабильной пространственной структурой во внешнем, охватывающем времени; оно как бы выведено из внешнего времени, т. е. не имеет прошлого и будущего, а всегда находится в настоящем времени.

 

Кацуки: лВ абсолютном самадхи время исчезает полностью, то же происходит с пространством. Исчезает также причинность. Существует только ряд событий. Подобное состояние отсутствия времени, пространства и причинности воспринимается без всяких рассуждений, как непосредственное переживание абсолютного самадхи.

Наше обычное сознание воспитано для жизни и поведения в мире, ограниченном пределами времени, пространства и причинности, оно привыкло к такому миру. Эти категории в свою очередь дали начало миру противоположностей и различения, в котором мы обыкновенно находимся. Привычное сознание никогда не задумывается о возможности существования мира других измерений, но этот ординарный подход фактически создает мир заблуждений, где все оказывается перевернутым с ног на голову. В абсолютном самадхи время, пространство и причинность исчезают, и таким образом привычное сознание распадается. Что же происходит дальше? Внезапно постигается мир, где нет противоположностей, и мы переживаем единство всех вещей╗.

ИФ: В результате абсолютного самадхи постигается мир, где противоположности не отсутствуют (Кацуки), а имманентны сознанию, достигшему самадхи. Сознание лсмотрит╗ из краевой парадоксальности; эта парадоксальность теперь для него априорна и, соответственно, не требует разрешения (условно говоря Ц снята).

Единство вещей в этом постигаемом мире осуществляется не только по их сходству между собой (обычное сознание), но и по их различию (полнота которого осуществляется в противоположности). При этом именно единство противоположностей отвечает полноте единства мира.

 

Нет лЯ╗, есть причинность

Кацуки: лНет человека, есть причинность╗, - это дзенское изречение, и смысл его заключается в том, что все явления представляют собой результаты последовательности причин, выраженных в действиях, что нет такого существа, которое можно было бы назвать ля╗. Все является исходом некоторой причины Ц и само является какой-то причиной. Мы все подвержены постоянным переменам под действием этого закона. Постоянного ля╗ не существует╗.

ИФ: Здесь одно из расхождений между дзен и ИФ, возникшее из-за различий в дзенской и интегральной моделях сознаний.

Главное в интегральной модели то, что сознание как устойчивая сущность возможно только при коммуникативном резонансе (КР).

Благодаря КР сознание в своем развитии возвращается к своему лначалу╗, т. е. является единым во всяком времени своего развития. В ИФ ля╗ может пониматься как резонансное кольцо самосознания, проходящее через лвсю жизнь╗. Соответственно, в ля╗ осуществляется единство отдельного человеческого существования. Человек обычно воспринимает разные события в разные периоды своей жизни как бы из одной лточки╗, в которой и есть его стабильное ля╗. Человек вспоминает: это было не так, как сейчас, но это было со мной, а не с кем-то другим. Другой же человек обычно не может лвлезть╗ в его память, как в свою.

Конечно, путем специальных медитативных практик (или в результате некоторых патологических нарушений) человек может выйти из многих КР-колец своего ля╗. При этом постоянство ля╗ может быть нарушено, благодаря чему могут быть сняты и различные проблемы ля╗.

Однако в ИФ при И-медитации мы стремимся, главным образом, не к снятию проблем, а к их решению. А для такой цели следует не разрушать продуктивные резонансные состояния (основным из которых является ля╗), а, напротив, достигать их полноты.

 

Чистое лЯ╗

 

Кацуки: лВ действии сознания мы определили три фазы: 1)первый нэн, который смотрит вовне и работает бессознательно; 2)второй нэн, который освещает и узнает непосредственно предшествующий ему первый нэн; 3)третий нэн, который освещает все предыдущие ему нэн, объединяя их в поток сознания. Соответственно мы можем проследить три фазы чистого ля╗.

1. Фаза бессознательных мыслей или желаний Ц ля╗, которое смотрит наружу и не узнает себя.

2. Фаза узнавания непосредственно предшествующей фазы Ц ля╗, которое узнает предшествующее ему ля╗.

3. Фаза операций самосознания Ц ля╗, которое узнает первую и вторую фазы ля╗, как самого себя.

Нет смысла спрашивать, какая из этих фаз представляет собой реальное ля╗. Каждый нэн есть действие субъективного элемента, и когда он появляется на сцене, он образует реальное ля╗ человека в данный момент. Ни одно из этих ля╗ не узнает себя непосредственно, как мы уже это уже видели: оно бывает узнано только последующим рассудочным ля╗.

 

По сути, Кацуки описывает, главным образом, не практику освобождения от мыслей (через создание КР-колец), а дзенскую практику вхождения в КР-кольца.

(Продолжение следует)

г. Киев, 2009г.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.