Основные положения интегральной теории — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Основные положения интегральной теории

2021-06-30 29
Основные положения интегральной теории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(краткий обзор)

В настоящей работе приводятся в сжатом виде некоторые основные понятия, принципы и модели т.н. интегральной теории (ИТ) – принципиально нового научно-философского направления. Более полное рассмотрение ИТ, включая ее основные приложения, осуществляется в книге «Интегральная картина мира»; материалы по ИТ также публикуются на сайте kastalia. narod. ru.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

Полнота

Логика и не-логика

Краевая схема

Уровни

О времени и пространстве

Краткие замечания

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

О проблеме понимания

Попытки понять положения и выводы интегральной теории через сведение их к привычным логическим построениям и образам заведомо обречены на провал.

В физике с этим столкнулись давно: нельзя, например, понять корпускулярно-волновую природу света, или то, каким образом электрон, не раздваиваясь, пролетает одновременно через две щели. Физики привыкли к таким парадоксам и воспринимают их как данность, подтвержденную всем ходом развития науки и техники и потому не подвергаемую сомнениям.

Так же и в интегральной теории: надо не пытаться понять принципиально непостижимое, а взять это непостижимое в качестве «первого импульса», начинающего движение нашей мысли к построению и восприятию целостной и адекватной картины мира.

Для тех же, кого интересуют в первую очередь практические результаты, в рамках интегральной теории предлагаются доступные для обычного понимания конкретные модели («проекции» интегральной теории на ту или иную систему знаний и представлений, на тот или иной способ мышления и восприятия). Каждый раз при этом мы удаляемся от глубинной сути интегрального подхода, но при правильных интерпретациях потери для нашей практики отсутствуют.

Какими бы стройными не были наши построения, следует помнить, что достигнутая стройность есть условность. Краевая парадоксальность проявляется именно тогда, когда соответствующее утверждение представляется завершенным. Оно выводится из времени своего развития, которое забирало парадоксальность в себя (время – парадоксальное единение утверждения и отрицания); теперь парадоксальность имманентна самому утверждению.

Смысл интегрального подхода

Интегральный подход подразумевает, что описание всех явлений и свойств мирового многообразия возможно на основе конечного числа некоторых положений (аксиом, принципов, оснований), относящихся ко всем областям человеческой деятельности (естественнонаучной, психической, социальной, художественной).

Единая интегральная картина мира невозможна без единства основополагающих принципов.

С другой стороны, при таком тотальном единстве имеется принципиальная несводимость множества различных явлений в строгую логически замкнутую систему – имеется автономность и независимость явлений в их предельной (краевой) сущности.

Соответственно, сутью интегрального подхода является парадоксальное единение единства и множественности.

О последней тайне

В ИТ «последняя тайна» не в полноте, не в запредельности, а в конкретности данного нам множественного мира.

Мы приходим к этой тайне, пройдя через запредельность, вся «тайна» которой оказывается той же самой «тайной конкретности», «тайной множественности», присутствующей возле нас во всей нашей повседневности. Но действительно взять эту присущую тайну можно только вернувшись к себе – через свою полноту, через свою запредельность.

В запредельности мы находим то же самое, что и Здесь, но это «то же самое» парадоксальным образом оказывается принципиально иным и принципиально новым.

Принцип наблюдателя

Принцип наблюдателя: все основные принципы ИТ связаны с наличием наблюдателя и его способа восприятия.

В интегральной теории показывается, что свойства наблюдаемого объекта меняются в зависимости от того, что и как мы об этом объекте думаем. Обычно такие изменения объекта обнаружить практически невозможно, но для случая, когда наблюдаемый объект - человек, влияние на него нашего взгляда и нашего мнения о нем может оказаться решающим.

О парадигме времени

Общенаучная тенденция к дискурсивному изложению материала (принятая и в настоящей статье) отвечает парадигме времени, в которой осуществляется всякая практика, направленная на внесение в мир (и в себя в этом мире) каких-либо изменений. Парадигме времени соответствует «взгляд из логики», соответствует стремление построить рациональные модели всякого сущего.

При выборе какой-либо другой парадигмы автор был бы вынужден, чтобы оставаться адекватным, пользоваться в своей практике инструментарием, к этой другой парадигме не относящимся – инструментарием опять же парадигмы времени. Это привело бы к условности, оправдание которой в данном случае являлось бы натянутым.

В парадигме же времени всякая условность снимается – мы способны смотреть на мир прямо и находить в этом мире его реальность.

Необходимо заметить, что наш логический, рациональный подход отнюдь не означает отсутствия в интегральной теории неясностей, парадоксальности, неразрешимых противоречий.

Напротив, каждый наш действительный шаг на пути развития интегральной теории происходит как бы по кромке, разделяющей области логики и не-логики; при этом очень трудно удержаться на этой кромке и не свернуть в сторону - к «чистой» последовательной логичности или к внелогичной образности.

В пределе своего развития логика отрицается. Но не «снизу» (через отказ от нее), а «сверху» (через достижение ею своих границ). При этом логика парадоксальным образом и сохраняется, последовательно осваивая новые области своего применения.

В связи с парадоксальной двойственностью времени (во времени осуществляется единство утверждения и отрицания), каждая сущность в парадигме времени может рассматриваться в двух аспектах.

Например, время рассматривается как время-направленность и как развернутое время-длительность (или в другом разрезе: как внутреннее время и как внешнее время).

О коммуникативном резонансе

В своем конечном времени существования мы осуществляем практику над вещами, представляемыми нами как конечные. Но каждая из этих вещей, соотносясь (взаимодействуя) с другими, выходит за свои пределы и является, в этом смысле, бесконечной.

Вещь двойственна (конечна и бесконечна). В своей практике мы не можем обойтись без обращения к бесконечности.

Бесконечность, над которой мы можем осуществлять какие-то практические действия, должна быть взята нами как конечность – должна быть свернута. Бесконечность актуализируется в замкнутой кривой – когда мы можем не только бесконечно двигаться по этой кривой, но и, отстраняясь от нее (выйдя из времени движения), взять бесконечность в целом.

Такому замкнутому парадоксальному движению соответствует КР – кольцевой коммуникативный резонанс. При КР мы актуально включаем себя в картину мира – не только находясь в движении, но и глядя на это движение со стороны. Картина мира становится субъективно-объективной; полнота объективности возможна именно в случае включения в картину мира нас самих.

Достижение КР есть критерий построения нами адекватной картины мира.

Об определениях

В нашей практике во времени всякое определение, всякое конкретное понятие является относительным. Это своего рода принцип относительности, имеющий аналогию в физике – в теории относительности А. Эйнштейна.

К относительности ведет наша работа в парадигме времени (всякое утверждение во времени относительно – ему соответствует отрицание).

Определения приобретают устойчивость, если они являются вневременными; это определения по кольцу (ср. с определением «сипулек» через «сипулькарий», а «сипулькария» через «сипульки» у Станислава Лема).

Для интегральности кольцо должно быть резонансным, т.е. интегральное определение производится через коммуникативный резонанс (КР).

Каждое КР-кольцо является самодостаточной сущностью, устойчивой во времени. Соответственно, для него возможно статичное определение.

Неустойчивые же структуры могут иметь постоянные определения только как условные, относящееся к конкретному периоду времени их существования.

В интегральной теории мы достигаем устойчивости во времени благодаря ее открытости за пределы парадигмы времени.

В научных теориях, в которых отсутствует «внутренний механизм» самоотрицания времени, слабая устойчивость при переходе от одного времени к другому (при смене культурных эпох, например). Такие теории деградируют, даже если кажутся их современникам незыблемыми.

Принцип двух оборотов

Интегральный подход в своем пределе подразумевает охват краевого знания одновременно во всей его совокупности. Обычно новые теории «вырастают» из какой-либо одной «точки», из одной главной догадки, из одного разрешаемого противоречия. При интегральном подходе варьируется (на невербальном уровне) практически весь объем наличного краевого знания. Это обусловливает не только трудность достижения интегральности, но и трудность вербальной интерпретации полученного знания.

Более-менее адекватное изложение интегральной теории получается при осуществлении в нем «принципа двух оборотов», гласящего, что полнота обращения к какой-либо сущности достигается при двукратном осуществлении такого обращения: сначала к сущности в ее целостности, затем последовательно к каждой ее элементарной составляющей.

ПОЛНОТА

Краевая наполненность

Всякие наши логические построения относятся не к самой основе ИТ, а к ее, образно говоря, «теням» на нашем языке, нашей культуре, нашем знании. Но тень может отбрасывать только нечто непрозрачное, наполненное. ИТ в своей глубине невидима, но не пуста.

Мы можем вычерпать из некоторого объекта все, но останется сам объем, останутся граничные условия. Допустим далее, что мы способны «вычерпать», изъять из какого-либо отношения к нам и этот пустой объем с его границами, но и в этом случае для нас останется нечто непустое - останутся наши действия по такому «вычерпыванию», останется само «вычерпывание».

Или сами наши действия есть Ничто? Но в таком случае не только говорить, но и молчать незачем. Избегать факта собственного существования человеку не следует. Тем более, что именно признание этого факта дает возможность построить и постичь структуру окружающего мира и придать нашим действиям действительный смысл. А то, что ведет к постижению действительного смысла, разве может быть пустым?

«Отсюда», из нашего Сейчас и Здесь, нам кажется, что «запредельность» пуста, что она есть Ничто, и такие представления вполне адекватны - для взгляда, осуществляемого «внутри» нашего уровня.

Но если мы расширим свой взгляд и выйдем им за пределы своего уровня, то «запредельность» оказывается для нас наполненной.

Проникая в Ничто, мы делаем из него Что. Иными словами, мы способны к действительному творению.

Процесс творения в своей интегральной полноте необратим: уничтожение возможно только на своем уровне, уничтожить «до конца» открывшуюся нам полноту нельзя.

О понятии полноты

Понятие полноты является одним из главных понятий интегральной теории. В этом понятии осуществляется высшее («краевое») представление о парадоксальности.

Чтобы сделать возможным хотя бы какое-то дискурсивное обсуждение глубочайшего понятия полноты, дадим ей предварительное интуитивное определение. В интегральной теории предполагается, что определение адекватно в том случае, если мы, раскрывая его по правилам соответствующей парадигмы, возвращаемся в пределе развития к нему самому. В нашей логической парадигме развитие происходит во времени; устойчивость определения достигается при замыкании времени в кольцо.

Вот наше исходное определение полноты.

Существует множество полных сущностей, которые включают в себя всё – как внутреннее, так и внешнее относительно них, взятых взглядом наблюдателя в некоторый конкретный момент времени наблюдения.

Каждая полнота парадоксальным образом включает в себя всякую другую полноту, но при этом существует и расположенность полнот («иерархия») для взгляда наблюдателя.

Сущность является для нас полной, если она берется нами как обладающая собственным временем.

Может возникнуть вопрос: зачем вообще вводить такое неочевидное и абстрактное понятие, как полнота? Оказывается, однако, что развитие и использование этого понятия ведет к получению множества практических результатов и позволяет объяснить ранее необъяснимые факты.

Полнота открывает для себя другую полноту в собственном времени; раскрытые и пройденные во времени сущности оказываются теперь в модусе частичности и составляют пространственную множественность.

Связанные временем полные сущности для внешнего взгляда образуют систему уровней – краевую схему. Каждый уровень в своей «середине» «содержит» частичность, ограниченную «на краях» полнотой. Об уровнях говорится в том случае, если между ними имеется связь, т.е. они образуют единое множество.

Каждое из представленных здесь определений характеризуется парадоксальным сочетанием устойчивости и неустойчивости, они зависят от точки зрения, они динамичны и текучи. Адекватная работа с ними требует особого состояния психики, при котором осуществляется краевое напряжение, «мерцание», необходимое для быстрых ритмичных переходов между уровнями сознания, между его Здесь и «запредельностью» этого Здесь.

Организованные в систему (в методику) процессы, ведущие к этому состоянию психики и поддерживающие его, в интегральной теории называются И-медитацией.

Практическая задача интегральной теории заключается в достижении результатов, приведенных к нашей обыденной практике – к вполне конкретным формулам и методам, доступным для массового использования.

Полнота и ее запредельность

Полнота есть всё.

Множественность полных сущностей означает, что относительно нашей полноты, включающей в себя всё, другие полные сущности есть ее запредельность.

Запредельность двойственна: она и внешняя для полноты (иначе мы не могли бы понимать ее как запредельность), и внутренняя (иначе наша полнота не могла бы включать в себя всё).

Включенность запредельности в нашу полноту означает интенцию нашей полноты в запредельность, т.е. запредельность открывается нашей полноте. Без такого открытия, без времени наша полнота, как одна из множества полных сущностей, невозможна.

Представление о множественности полных сущностей равносильно представлению об активности, актуальности нашей полноты, означает наличие для нас собственного времени, в котором мы встречаемся с другими полными сущностями, означает наличие у нас неповторимой индивидуальности, осуществляющей свое единение с другими неповторимыми индивидуальностями.

Что и Ничто

Полнота есть абсолютное Что, но пока она чужая, пока она не раскрыта Я в качестве представления, она для Я есть Ничто.

Что и Ничто в пределе развития Я неразличимы, но в своем практическом частичном движении Я открывает для себя первичность Что.

Не достигнутая во времени движения полнота есть Ничто; адекватная картина мира строится из невидимых «кирпичиков» - «из ничего», превращаемых в процессе «строительства» в Что.

Соответственно, если представить интегральную теорию как некоторую открыто-закрытую систему, то ее «выведение» из ее оснований (невидимых «кирпичиков» - полных сущностей) должно производиться без привнесения каких-либо дополнительных конкретных допущений, являющихся неполными (своего рода «бритва Оккама»). Иными словами, интегральную теорию можно «вывести», находясь в информационной изоляции (имеется ввиду статичная, «представимая» информация); необходимо только собственное «присутствие» при этом - «присутствие» всей полнотой своего существования. Самой главной, «краевой», абстрактной информацией полные сущности обмениваются свободно, причем практически мгновенно.

О несимметрии Что и Ничто

Возможно предположение, что если в научной теории заменить все утверждения (Что) на отрицания (Ничто), то это приведет к новой теории, симметричной относительно первой и, соответственно, столь же адекватной.

Однако в интегральной теории мы должны учитывать и другую возможность, когда Что и Ничто принципиально несимметричны.

Работа в чистой логике ведет в пределе к неадекватности – на краю, в соответствие с теоремой Геделя, появляются «разрывы». Эти «разрывы» должны быть третьей сущностью, как независимой, так и зависимой от дополняющих друг друга Что и Ничто.

При «взгляде из бесконечности» все три сущности (Что, Ничто и «разрывы») должны быть изоморфны (что отвечает принципу всеединства).

Ничто в нашей практике отличается от Что тем, что Ничто мы предполагаем однородным, «фоновым», а Что предполагается неоднородностью, осуществляемой как акт воли, как акт свободного выбора из внутренне тождественной однородности.

Первичность Что связана с априорностью для нас факта нашего собственного наличия и наличия множества других сущностей. Несимметрия Что и Ничто связана с нашей «точкой зрения»; предполагается, что мы «смотрим» из Что.

Полнота и время

Полнота содержит в себе всё, в т.ч. и свое отрицание. Разделение утверждения и отрицания происходит по отношению к статусу полноты относительно самой себя и относительно других полных сущностей.

Полнота самоутверждается в самой себе, отрицание же ее происходит со стороны других полных сущностей.

Отрицание и утверждение происходит во времени. Соответственно, во времени осуществляется отношение владеющей этим временем полноты к другой единичности, способной к полноте отрицания этой полноты. Иными словами, под временем понимается отношение развивающейся полноты к другой полноте.

Собственное время полноты имманентно ей; она живет в нем «вечно». С точки же зрения других полных сущностей она «рождается» и «умирает» - имеет время жизни.

В разных внешних временах время жизни может быть различным; нормируются времена жизней в той или иной полной (замкнутой) системе полных сущностей (в «охватывающем» времени).

Полнота и частичность

Дополняющей противоположностью полноты является «содержащаяся» в ней частичность. С полнотой в интегральной теории соотносится единичность, с частичностью - множественность. При этом надо учитывать, что каждый «частичный» элемент со своей точки зрения является полным.

Будем говорить, что полнота и частичность являются модусами одной и той же сущности, находящейся на разных уровнях. Эти уровни являются парадоксальным образом как статичными, так и динамичными.

Динамика движения уровней означает изменчивость во времени всех определений, в т.ч. определений полноты и частичности. То есть сами понятия полноты и частичности являются функцией взгляда, развивающегося во времени. Взгляд способен воспринимать прошлое - параллельно, частично, или будущее - последовательно, в модусе полноты.

Полнота и целостность

Целостность есть полнота, не обладающая интенцией в свою «запредельность», т.е. замкнутая внутри самой себя.

Одна и та же сущность может быть взята как в модусе полноты (при рассмотрении ее в динамике краевого развития), так и модусе целостности (при пренебрежении ее временением «наружу»).

Полнота парадоксальным образом превышает сама себя, целостность - нет. Целостность одномодельна - ее можно описывать в рамках одной конкретной логической системы. Примеры целостности: замкнутая физическая вселенная, «черная дыра», устойчивые структуры психики. Целостность характеризуется открытостью «внутри» (ее элементы движутся во времени относительно друг друга) и закрытостью на краю (ее элементы не выходят за «границу»).

Работа внутри целостности самодостаточна в том случае, если соответствующий критерий - осуществление практики в однородном времени.

В переходные эпохи, в критических ситуациях и в других случаях «излома» времени работа внутри целостности обычно является малоэффективной - необходим переход от представления о целостности к представлению о полноте.

К проблеме буриданова осла

Действительная свобода соответствует выбору некоторой сущности из множества абсолютно тождественных сущностей (выбору «точки» из бесконечности). Такой выбор может быть проиллюстрирован на примере осла Буридана, совершающего выбор между двумя абсолютно одинаковыми торбами.

В интегральной теории полагается, что осуществление такого выбора не только возможно, но и необходимо для самого наличия мира и нас в этом мире.

В противном случае мир если бы и наличествовал, то только как бесконечная, однообразная, абсолютно симметричная сущность, не содержащая в себе какого-либо своего наблюдателя.

Наш мир принципиально возможен только как мир, в основании которого лежит действительный выбор, т.е. свобода.

Наличие действительного выбора подразумевает:

- наличие двух или более абсолютно тождественных (т.е. полных) сущностей;

- эти абсолютно тождественные сущности для наблюдателя должны парадоксальным образом принципиально различаться.

Таким образом, имеем два различных взгляда на эти сущности: внешний (пассивный) и внутренний (активный). Внешний и внутренний взгляды единятся в целостность действием выбора, без которого наш действительный мир невозможен.

Полнота и КР

Полнота, будучи взятая в парадигме времени, теряет свое основное свойство – она теперь не включает в себя «все», а включает в себя только ту полноту, на которую направлена ее интенция.

Чтобы полнота выявилась как полнота, она должна быть взята в собственном времени, но не во времени другой полноты. Она должна быть выведена из времени наблюдения. Соответствующее преодоление времени при нашем наблюдении во времени осуществляется через КР. Соответственно, возможность для нас полноты равносильна возможности КР.

Во времени сущность осуществляет взаимодействие с другими сущностями; если это взаимодействие возвращается к исходной сущности, то она создает для себя свой замкнутый мир – мир кольца КР. В этом мире все другие сущности берутся исходной в модусе полноты.

ЛОГИКА И НЕ-ЛОГИКА

Логика и не-логика

Интегральный подход подразумевает обращение не только ко всякому представимому нами сущему, но и ко всему тому, что находится за его пределами – в «запредельности». Мы должны исследовать не только внешний для нас мир, но и сам «инструмент исследования» – самих себя, внешних относительно исследуемого внешнего мира.

Мы сами, наша психика, наше сознание есть главный предмет исследования в интегральной теории – только такая приоритетность обращения к сознанию обеспечивает действительную интегральность нашего подхода (и адекватность получаемых результатов).

Основной наш «рабочий инструмент» – логика. Чтобы ее исследовать, чтобы ее можно было выявить в ее сущности, мы должны рассматривать ее на каком-то «фоне», в каких-то «координатах». Полноту логики мы должны рассматривать как на ней самой, так и на внешнем относительно нее – на «не-логике».

Полнота логики достигается при единении логики и не-логики, являющемся парадоксальностью.

Парадоксальность достигается в движении самой логики, т.е. находится на ее «краю» – относится и к самой логике, и к ее отрицанию. Краевой переход непротиворечивой логики к логической парадоксальности является скачкообразным; соответствующие «скачки» должны инициироваться «извне».

На краю внешнее неразличимо с внутренним, т. е. «фоном» для логики является как не-логика, так и сама логика.

О двухмодельности

С полнотой в интегральной теории сопоставляется Единица; при этом оказываются справедливыми два тождества:

1 + 1 = 2, - «классический» вариант, при котором осуществляется линейность - обычное арифметическое сложение;

1 + 1 = 1, - «релятивистский» вариант (в теории относительности сложение двух скоростей света дает опять же скорость света); при приближении к краю процесс становится нелинейным, происходит «насыщение».

Двойка есть не только арифметическая сумма, а еще и новая целостность, новая Единица.

Таким образом, в интегральной теории имеют место два принципиально разных, но одинаково справедливых подхода, - осуществляется двухмодельность мышления. Каждая из моделей работает в своей области; принципиально новые результаты получаются на их «стыке».

Правильный выбор применяемой модели обеспечивает адекватность нашего подхода, особенно в нестандартных, «пограничных» ситуациях.

Таким образом, в парадигме времени в ИТ каждая краевая сущность может рассматриваться в двух аспектах.

Например, время рассматривается как время-направленность и как развернутое время (или в другом разрезе: как внутреннее время и как внешнее время).

«Онтологическая вселенная»

Как это следует из пункта «О двухмодельности», две независимые модели единятся в третьей модели.

Можно сказать, что двухмодельность в своем развитии к полноте «порождает» трехмодельность.

Если при двухмодельности модели находятся в оппозиции (Да или Нет), то при трехмодельности следует говорить о снятии этой оппозиции.

Трехмодельность, в свою очередь, порождает четвертую модель, в которой снимаютсяобе предыдущие возможности: оппозиция и снятие оппозиции. Операция снятия уже была на предыдущем шаге; принципиальная онтологическая новизна, следовательно, осуществляется в тавтологии.

Таким образом, всего мы имеем четыре независимые онтологические возможности:

  • одномодельность;
  • оппозиция;
  • снятие оппозиции;
  • тавтология.

При этом во времени развития предыдущие модели «порождают» последующую. Образно говоря, все вместе онтологические возможности составляют расширяющуюся «онтологическую вселенную».

Процесс этого расширения есть процесс создания «онтологически нового». Этот процесс двойственен: он бесконечен (через тавтологию) и при этом конечен (через возвращение развивающейся модели к самой себе).

Резонансная действительность

Действительная интегральность достигается в том случае, если берется всё, т.е. если интегрируются все возможности бытия. И при этом какое-либо предпочтение некоторым из этих возможностей может быть отдано только в том случае, если есть кому их предпочитать, т.е. из общего массива возможностей в действительности осуществляются те, которые выбраны, выбираются или будут выбраны наблюдателем. Вероятность какого-либо их соотношения с наблюдателем заключается в интервале от 0 до 1; при вероятности, равной 1, осуществляется полнота достоверности, наблюдатель и открываемая им возможность находятся в резонансе.

Соответствующие возможности образуют резонансную действительность, открытую наблюдателю во всем времени наблюдения; индифферентность к моменту времени наблюдения означает ее устойчивость во времени. При этом, чтобы быть выявленной (выделенной взглядом наблюдателя), резонансная действительность должна быть изменчивой во времени.

Таким образом, резонансная действительность является парадоксальным образом как устойчивой, так и изменчивой во времени, как актуальной, так и потенциальной для наблюдателя. Снятие парадоксальности осуществляется через двухмодельность: в одной из моделей действительность является «объективной» (независящей от взгляда наблюдателя), в другой – «субъективной» (зависящей от «точки зрения» наблюдателя).

Актуализируются для наблюдателя те возможности из их бесконечного массива, которые открываются наблюдателю; при коммуникативном резонансе эти возможности образуют устойчивую резонансную действительность.

Возможно всё, но мы «вырезаем» из всего то, что способны воспринимать.

Предмет и его представление

Принятый нами «фоновый» характер Ничто позволяет отнести Ничто к чистому (пустому) пространству-времени. Полнота реальности для Самости осуществляется в том, что развивающаяся в собственном пространстве-времени Самость берет это развитие как собственную реальность. Имманентность краевой схемы развивающейся Самости означает, что ключевые моменты этой схемы – открытость и закрытость (замкнутость) – должны осуществляться для Самости конкретно.

Иными словами, Самость должна воспринимать (представлять) пространство и время через их свойство открытости и закрытости (замкнутости), т.е. представлять чистые (пустые) пространственно-временные формы.

Представление, относящееся к краевому пути Самости, имманентно ей и осуществляется на «экране сознания».

Сознание «видит» пустые формы – игру чистого пространства-времени.

Поскольку развитие по краевой схеме есть развитие полной, свободной сущности, сознанием может обладать только свободная сущность.

Представляемый предмет, в отличие от его представления в сознании (т.е. в собственном пространстве-времени Самости), должен обладать своим собственным временем и, принадлежа краевому пути Самости, должен парадоксальным образом «находиться» и вне ее (должен обладать собственным существованием).

В то время как для представления предмета на «экране сознания» достаточно трех независимых «измерений», сам предмет обладает четырьмя измерениями. Четвертое «измерение» предмета есть его независимая Самость.

По своему определению, «полнота содержит в себе Всё». Можно добавить, что полнота содержит в себе и отрицание этого Всего, т.е. не-Всё. Полнота на стыке двух моделей – она содержит в себе всё, относящееся е логике и не-логике.

Однако, при выходе за пределы логической парадигмы (при выходе из времени), кроме Всего и не-Всего должно быть Третье, единящее Всё и не-Всё.

Содержа Ничто, полнота осуществляет действие содержания. Содерживаемый предмет есть уже не»вещь в себе», а «вещь для полноты». Он берется в полноту не в модусе своей предметности, а в модусе представления о нем.

Сознание, будучи полным, содержит в себе любой предмет, но взятый им как представление.

Логика и парадокс

Нашим основным «рабочим инструментом» является логика. Чтобы выявить логику в ее сущности, исследовать ее, необходимо рассматривать логику на каком-то «фоне», в определенных «координатах». Полноту логики должно рассматривать как на ней самой, так и на внешнем относительно нее – на «не-логике».

«Не-логика» может быть разной, но полнота логики достигается при «не-логике», являющейся парадоксальностью.

Парадоксальность достигается в движении самой логики, т. е. находится на ее «краю» – относится и к самой логике, и к ее отрицанию. Краевой переход непротиворечивой логики к логической парадоксальности является скачкообразным; соответствующие «скачк и» должны инициироваться «извне». На краю внешнее неразличимо с внутренним, т.е. «фоном» для логики является не только не-логика, но и сама логика.

Если определить полноту своего начального наличия для самих себя как Самость, от которой начинается развёртывание нашей логики, то полноту развёртывания логики можно определить как сознание. Такая полнота достигается, если логика, оставаясь открытой, по замкнутому пути достигает Самости (т. е. становится закрытой) и делает её объективной (как замкнутой в своей полноте, так и открытой на внешнем «фоне»).

Сознание есть парадоксальное единство полноты рефлексии и открытости на внешний мир нашей Самости. Сознание есть полнота действия Самости с точки зрения самого сознания. Самость развивается в своём времени по краевому пути; сознание превращает это время в логику.

КРАЕВАЯ СХЕМА

Об основаниях системы ИТ

ИТ может быть взята как научная система, в основание которой положены абстрактные принципы, невыразимые на вербальном (знаковом) уровне. В конкретных «разрезах» (моделях ИТ), однако, эти невыразимые принципы могут иметь конкретное знаковое выражение и репрезентироваться как основополагающие принципы данной модели (ИТ-системы). Принадлежность того или иного основополагающего принципа к конкретной системе, следующей из ИТ, определяется как вероятность его включения в эту систему.

Важную роль здесь имеют краевые вероятности: 1 и 0.

Единица - достоверность включения принципа в систему оснований; при этом полнота достоверности соответствует полноте принципа. При таком включении осуществляется резонанс - Встреча с полнотой принципа. В множественности полных принципов осуществляется рекуррентный принцип ИТ – принцип множественности полнот.

Достоверность - для наблюдателя. Резонанс - выделение полноты наблюдателем для самого себя как абсолютной реальности.

Ноль - абсолютное отсутствие того или иного принципа для наблюдателя. Для этого случая в нашей логической парадигме (для которой мы и имеем систему оснований) мы разделяем отношение наблюдателя к принципу (полноту отсутствия) и абсолютное наличие принципа «вне» наблюдателя. Мы получаем уровни и представление о внутреннем и внешнем.

Резонансы - при обращения одной полноты (наблюдателя) к той или иной полноте из множества полнот, составляющих реальность.

Открытость и закрытость, краевая схема

Мы можем взять своей логикой такие случаи соотношения действующей (практикующей в своем времени) Самости с внешним относительно нее и с самой собой:

- открытость на внешнее относительно себя;

- рефлексия на саму себя (закрытость, замкнутость);

- одновременная открытость и закрытость;

- отсутствие какого-либо отношения к внешнему миру и к самой себе.

Все эти возможности отражаются в представлении о краевом путиСамости, осуществляемом в рамках краевой схемы.

Краевой путь моделируется как линия (траектория), по которой «движется» Самость. Продолжение линии от настоящего момента времени Самости соответствует открытости, замыкание линии на саму себя (возвращение Самости к самой себе) соответствует закрытости. Достигая себя, Самость осуществляется как Объективность.

Представление о краевой схеме осуществляется в элементарной геометрической фигуре – в Треугольнике, изображающем краевой путь Самости. В Треугольнике сочетаются открытость (бесконечное последовательное движение по его сторонам с точки зрения самой Самости) и закрытость, замкнутость (конечность Треугольника для внешнего взгляда на него).

Краевая схема двойственна: Объективность можно понимать и как возвратившуюся к себе Самость (внутренняя точка зрения, Треугольник полного пути), и как новую сущность, находящуюся в вершине Тетраэдра и «рассматривающую» Треугольник полного пути «снаружи».

Онтологические числа

В интегральной теории показывается, что каждому уровню (рангу) может быть сопоставлено некоторое «онтологическое число» (ОЧ) – целое число от единицы до четырех, определяющее полноту на данном уровне. В частности, для двойственной временной парадигмы, в которой осуществляется наша обычная дискурсивная интеллектуальная практика, ОЧ = 2.

Развитие той или иной полноты происходи


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.