Сознание как формообразующий фактор Я — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Сознание как формообразующий фактор Я

2021-06-30 20
Сознание как формообразующий фактор Я 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чтобы быть полным (и, соответственно, свободным), сознание должно встречаться с самим собой; при такой Встрече сознание «видит себя» как бессознательное (БС). Сознание само уничтожает себя, превращая в «материальное», «прошлое» БС. Сознание находит не-сознание в самом себе (в качестве БС психики) и вне себя (в качестве БС предметного мира).

Т.е. сознание между внутренним и внешним БС. Внутреннее БС составляет «главную часть» личности, «главную часть» Я; сознание – на «поверхности» внутреннего БС.

Устойчивость Я, его единичность, его полнота, означает последовательность сознания. Для единства личности необходимо и достаточно, чтобы во времени Я конкретные состояния сознания открывались последовательно.

Устойчивость Я связывается с устойчивостью «натурального аналога» Я – «физической части» Я (мозга), который встречается с психикой (в своих краевых электрических, волновых, квантовых процессах). Иллюзия устойчивости Я для самого Я связана с наличием памяти, единящей Я через взаимодействие по подобию. Тождественность элементов памяти создает через притяжение во времени последовательность Встреч Я с самим собой.

Сознание – на поверхности Я, оно есть «работа» Я и «рабочий инструмент» Я.

Я опирается на полноту УСП, на множественность структур БС в психике. Благодаря этой множественности, Я пространственно, но не временно. Неразличимость полных сущностей (УСП, взятых в их полноте) означает их общую поверхность, от которой начинается интенция Я, его временение. Временение Я означает включение сознания.

В психике человека формируется не одна, а некоторое множество групп УСП, достигших полноты; каждая из которых имеет общую поверхность и определяет то или иное «положение» Я. Т.е. Я может последовательно переходить от одной группе к другой; при полноте связи в таких переходах Я временится. Появление времени у Я означает появление у него сознания.

Без деятельности сознания личность сформироваться не может. В свою очередь, сознание невозможно без «накопления» в Я бессознательного. Чтобы образовалось соответствующее КР-кольцо, необходима внешняя инициация.

«Смешение» сознаний разного уровня

При некоторых обстоятельствах (например, в определенные моменты поверхностного сна) актуальными для Я могут являться два (или более) сознания (во сне, например, сознания близкое к бодрствованию и более удаленное от бодрствования).

Чем ближе к бодрствованию, тем более последовательным является сознание; такое сознание берет внутренние, параллельные сознания как целостности, как абстрактные, не раскрываемые в представления сущности – «кванты» абстрактного мышления. Однако, если разные сознания «помещаются» в ЗН, то каждое из них актуализируется – происходит «сюрреальное смешение» сознаний. В результате Встречи сознаний разного уровня возникает «гибридное сознание» - общее сознание Я и его Двойника. Именно такое «гибридное сознание» определяет творческие возможности человека – открытие им принципиально нового знания.

Сознание и Я

В соответствии с принципом дополнительности свобода сознания означает несвободу бессознательного.

Поскольку в своей глубине Я определяется, в основном, именно бессознательным, свобода сознания означает несвободу «глубинного» Я.

Сознание строит проект, протягивается в будущее, но, являясь предметным, ставит перед Я конечную, представимую цель. Эта цель не обязательно совпадает с собственными целями Я, опирающегося, в основном, на материальные потребности человека, т.е. на его прошлое.

Расширение сознания означает возможность ставить более отдаленную цель; если эта цель находится за пределом различимости, то она становится непредставимой, невидимой, т.е. приобретает свойства полноты. В этом случае возможен коммуникативный резонанс, возвращающий сознание в прошлое человека – к краевым материальным целям Я.

При КР цели сознания адекватны целям Я; человек не лишается сознанием своей человеческой свободы, а открывает в себе новую свободу – свободу Встречи своего сознания и бессознательного.

 

О полноте сознания

По своему определению полнота включает в себя всякую другую полноту.

Так и сознание: в нем «помещается» всякая умопостижимая сущность (можно сказать, что и непостижимая также – как факт самой возможности такой непостижимой сущности).

Заметим, что при этом «помещается» в сознание сама сущность. Мы говорим, что это «изображение» реальной сущности на «экране сознания». Но тут надо учесть, что «изображение» есть один из модусов реальности, которая удваивается из-за «генерации» Самостью ее собственного времени и пространства.

«Помещение» сущности в полноту сознания необходимо требует наличия времени и пространства, в которых осуществляется это «помещение». При этом «помещение» в нашей практической парадигме оказывается вторичным процессом на фоне первичных, уже имеющихся времени и пространства. Время и пространство оказываются априорными сущностями для сознания, осуществляющего практику и невозможного без этой практики.

О двойственности сознания

Роль сознания для человеческой практики в мире двойственна.

С одной стороны, утилитарная направленность сознания на «макроскопические» предметы внешнего мира ведет к детерминированности поведения человека и к ограничению его свободы.

С другой стороны, сознание, включая в полноту своего кольца (точнее, спирали) предметы внешнего мира, позволяет человеку свободно, в соответствии с собственными целями, оперировать этими предметами. Именно на основе «мерцающего» единения в сознании материального и идеального осуществляется возможность свободного управления сознанием движением и свойствами различных предметов (в частности, возможность управления человеком собственным телом).

Сознание способно действительно оперировать предметами только в модусе их полноты, но обращено к предметам в модусе их частичности.

Сознание свободно в своем воображаемом мире, в котором осуществляется полнота реальности, но который отчужден от предметной действительности.

Сознание, будучи полным, дополняется частичностью внешнего мира. Оно как бы забирает в себя полноту реальности, оставляя «снаружи» лишь косные материальные оболочки предметов. Сущность предметов, их временение, их развивающаяся полнота закрывается инертным пространством, отдаляющим время Встречи.

Чисто сознательно человек стремится не к полноте, а к частичности, не к действительному динамическому знанию, а к получению и накоплению информации, не к действительной практике во времени, а к созданию устойчивых пространственных конструкций.

Действительная практика сознания осуществляется через бессознательное. Именно бессознательное, будучи пассивным, открывает человеку краевую «подпороговую» полноту, недоступную сознанию непосредственно.

Стремление человека к полноте и к действительному динамическому знанию идет от бессознательного.

 

Об инициации сознания

1. Сознание связано с внутренним (личным) и внешним (коллективным) бессознательным.

Соответственно, условием полноты сознания (достигаемой в трехуровневой модели) наличие внешних инициирующих психик.

Нет сущностей, которые не имели бы своего источника, которому они имманентны. Например, если мы говорим об абсолютном, субстанциальном времени, то просто пренебрегаем тем фактом, что и такое время, наравне с атрибутивным, имманентно какой-то внешней сущности.

То же и относительно сознания.

2. Соответственно, при двухмодельном подходе необходимость внешней инициации связывается с открытой моделью, т.е. сознание возможно только при коммуникации его с внешними сознаниями.

Сознание возможно только тогда, когда оно уже есть.

Сознание о сознании. Представление о Я

Осознаваемое сознание берется либо в модусе полноты (невидимая временящаяся мысль), либо в модусе частичности (образ на «экране сознания»). В единении этих модусов – полнота сознания, полнота его объективности, единящей полноту и частичность.

Будучи полным, сознание:

- обладает собственным временем;

- обладает бесконечным «временем жизни» во времени самонаблюдения;

- является непредставимым для самого себя.

В сознании единятся объективность и субъективность; разделение их в нашем логическом анализе ведет к представлениям о Я, об основном сознании и о частичных сознаниях.

Я есть сознание в модусе своей полноты, сознание в собственном времени.

Я есть сознание, которое видит себя только в модусе полноты; это означает, что Я для самого себя есть всегда, но при этом оно есть только как абстрактный факт своего наличия. Этот «абстрактный факт», однако, выбирает конкретные частичные сознания и выстраивает из последовательно в основном сознании.

Самоосуществление Я есть основное сознание.

Осознанные предметы (образы на «экране сознания»), выпадая из основного сознания, сохраняются во времени соответствующего частичного сознания (память). В памяти эти образы хранятся вечно.

Полноту «со стороны» видеть нельзя, т.к. она непредставима. Ее можно видеть только «изнутри», т.е. полнота способна видеть сама себя (в полноте есть всё, в т.ч. и она сама).

Так и сознание: образы на его «экране» способно видеть только оно само.

О наблюдении физических предметов: мы их наблюдаем опосредованно – через Встречу с ними в модусе их полноты, т.е. через включение их в КР-кольцо.

Полнота КР есть сохраняющаяся «идея» предмета, «участвующая» в психике наблюдателя.

Физическая (пространственная) «часть» предмета есть ставшее; если мы рассматриваем вещь в пространстве, то это означает ее «выпадение» из времени, т.е. ее неизменность во времени.

КР-кольца есть неизменные (устойчивые во времени) пространственные образования. Соответственно, на «экране сознания» мы видим устойчивые во времени пространственные образы. устойчивость образов означает, что сознание их «перебирает», но не изменяет непрерывно. Образы появляются в сознании поочередно, а не плавно переходят один в другой. «Эффект кино» (кажущаяся непрерывность при быстрой смене кадров) возникает в сознании при его наблюдении со стороны более медленного («крупноблочного») охватывающего сознания.

То же самое следует из пузырьковой модели психики – пузырьки всплывают на поверхность бессознательного поочередно.

 

Модель психики с неустойчивым в пространстве физическом референтом

Для того, чтобы на психическом уровне была какая-то устойчивая во времени сущность (идея, образ на экране сознания), необходимо, чтобы этой сущности отвечала неустойчивая сущность на физическом уровне (физический процесс).

Заметим, что идея (образ), чтобы быть осознанной, должна быть “охвачена” более широким фоном.

Такая “охваченность” является актуальной в том случае, если осуществляется взаимодействие между идеей (образом) и фоном, выявляемое как изменение положения идеи относительно фона (заметим, что при этом фон должен являться конечным).

Соответственно, устойчивая идея (образ) должна переноситься во времени, а ее физический референт – в пространстве.

В частности, за память должны отвечать физические структуры, имеющие устойчивую во времени форму, но изменяющие свое положение в пространстве мозга.

 

2005-04-18

(продолжение следует)

Игорь ШАШКОВ


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.