Некоторые практические приложения — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Некоторые практические приложения

2021-06-30 70
Некоторые практические приложения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О взаимодействии коллективных (УСПк) и личных (УСПл) устойчивых структур психики

Рассмотрим некоторые особенности взаимодействии УСПк и УСПл.

1. Свойство усиления взаимодействия

Взаимодействие между различными УСПл усиливается, если они охватываются одной и той же УСПк.

2. О дополнительностиУСПк и УСПл

Влияние коллективной УСПк на личную УСПл является двойственным – в зависимости от того, в рамках какой модели мы их соотносим. Мы можем рассматривать их как принадлежащие одной иерархии (одному уровню) и как находящиеся на разных уровнях. Обе точки зрения парадоксальным образом совмещаются, однако при логическом рассмотрении относятся к различным характеристикам.

Принадлежность к одному уровню ведет к выводу об изоморфности личных УСПл охватывающей их коллективной УСПк и о соответствии их устойчивости:

При завершенности (определенности) охватывающей УСПк устойчивость личной УСПл увеличивается.

В свою очередь, принадлежность к разным уровням соответствует различной (дополнительной) активности личных и коллективной УСП.

При завершенности (определенности) охватывающей УСПк актуальность (активность) УСПл увеличивается.

3. О манипуляциях с УСП

Все манипуляции с УСП означают, в первую очередь, ее перемещение (удаление или приближение), т. е. увеличение или уменьшение степени ее актуальности. Удаление УСП означает усиление ее замкнутости и, вместе с этим, повышение устойчивости.

4. О «критической массе» УСПл

Пусть имеется некоторая «критическая масса» адресатов, при которой между ними осуществляется эффективная горизонтальная передача информации. Тогда, чем более полной (близкой к краю, абстрактной, общей) является информация, тем меньшей оказывается необходимая для ее восприятия «критическая масса» адресатов.

Наиболее общая информация, отражающая сам способ восприятия и преобразования информации (например, законы и принципы мышления), не требует каких-либо усилий для ее передачи; при этом для ее восприятия всей группой адресатов может быть достаточно ее актуализации у одного адресата.

Заметим также, что чем более общей и абстрактной является информация, тем быстрее она воспринимается адресатом; при передаче некоторого образа сначала воспринимается «скелет» передаваемого образа, который затем «обрастает» деталями.

Об управлении толпой

Тема воздействия на коллективное психическое имеет множество различных аспектов, требующих серьезной проработки. Здесь мы кратко коснемся лишь одного из примеров такого воздействия.

Пусть есть группа людей, объединенных коллективным психическим. Пусть в некоторый момент времени у членов этой группы «отключено» личное сознание, т.е. на среднем уровне – множество личных БС. Тогда на дополнительном верхнем уровне коллективного психического возникает коллективное сознание, разумно управляющее действиями группы.

Чтобы создать такую управляемую бессознательную группу («толпу»), надо добиться полной «отключки» ее членов и при этом связать их между собой общим ритмом. Такой ритм для множества достигается при параллельном воздействии на членов этого множества. Оптимальная структуризация множества осуществляется при делении на группы из четырех членов: каждый член такой группы видит одинаковые замкнутые фигуры – Треугольники. При этом состав групп может меняться; главное – сохранение числа членов. Оптимальное воздействие может осуществляться по формуле 3+1 (три такта «громкого» воздействия и один такт паузы).

Полупроводниковая аналогия для процессов перехода из БС в С

В трехслойной модели психики с «запрещенной зоной» в качестве центрального уровня переход из бессознательного (БС) в сознание (С) тем труднее, чем шире является «запрещенная зона». Аналогичные свойства наблюдаются в физике полупроводников, где переход электронов из одной «разрешенной зоны» в другую зависит от ширины «запрещенной зоны», расположенной между ними.

Соответственно, можно построить «зонную теорию» психики, аналогичную зонной теории для полупроводниковых кристаллов.

Так же, как в физике полупроводников, инициируя специальным образом «промежуточные уровни» в «запрещенной зоне», мы можем облегчить переход из бессознательного в сознание.

Создание в «запрещенной зоне» промежуточных уровней ведет к уменьшению величины скачков, последовательно переводящих УСП из бессознательного в сознание. Это, в частности, может быть использовано в методиках научения и коррекции психики.

Промежуточные уровни в запрещенной зоне образуют «лесенки» от бессознательного к сознанию, которые могут иметь разное целевое назначение.

Лесенки можно создавать по следующим характеристикам.

1. «Игра времен» - последовательность времен воздействия стимулов, промежуточных между подпороговыми и надпороговыми.

2. Изменение силы (интенсивности) стимулов – от невидимых подпороговых до заметных надпороговых.

3. Изменение формы – от симметричной, кольцевой подпороговой формы до несимметричных форм, строящихся, в основном, с учетом принципов гештальт-психологии.

При этом следует учитывать разницу в восприятии у людей с «открытым» и «закрытым» типами мировоззрения; такой учет может быть использован для оптимизации воздействия на разнородные группы адресатов.

Равновесное восприятие – спираль (полнота симметрии и несимметрии).

Метод нейтрализации отрицательных воздействий

Переход из бессознательного (БС) в сознание (С) для нейтрализации воспринятых отрицательных стимулов (образовавших УСП в БС) следует осуществлять путем последовательной ступенчатой трансформации переходящей в сознание УСП. При этом могут быть использованы такие приемы:

1. «Лесенка» строится от подпороговых (по длительности) к надпороговым стимулам.

2. Можно использовать закон инверсии (создавать «лесенку» с полюсами, дополнительными друг к другу).

3. Можно использовать дополнительные цвета, замкнутость в БС и открытость в С, метод «светофора» (переход от красного цвета к зеленому через желтый), переход от «женского» начала к «мужскому» и др.

Об интегральном воздействии на психику

1. Интегральным является резонансное воздействие одновременно на сознание и на бессознательное с осуществлением коммуникативного резонанса (КР) между ними. При этом могут быть образованы нужне доминанты и стереотипы.

2. Интегральным является резонансное воздействие одновременно на личное и на коллективное сознание с осуществлением КР-связи между ними.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ. ВЫДЕРЖКИ ИЗ «КРАТКОГО СЛОВАРЯ ПО ИНТЕГРАЛЬНОЙ ТЕОРИИ»

Полнота – одно из основных понятий ИТ, в котором осуществляется высшее («краевое») представление о парадоксальности.

Каждая полнота парадоксальным образом включает в себя всякую другую, но при этом существует и иерархия полнот для взгляда наблюдателя. Таких полных сущностей множество: всё, что нам открывается в наших мыслях и представлениях (будем говорить - всякая сущность), может быть при определенных условиях взято нами в модусе полноты.

Сущность является для нас полной, если она берется нами как обладающая собственным временем.

Частичность дополняющая противоположность полноты. С полнотой в интегральной теории соотносится единичность и время, с частичностью – множественность и пространство. При этом надо учитывать, что каждый «частичный» элемент со своей точки зрения является полным.

Будем говорить, что полнота и частичность являются модусами одной и той же сущности, находящейся на разных уровнях. Эти уровни являются парадоксальным образом как статичными, так и динамичными.

Динамика движения уровней означает изменчивость во времени всех определений, в т.ч. определений полноты и частичности. То есть сами понятия полноты и частичности являются функцией взгляда, развивающегося во времени. Взгляд способен воспринимать прошлое – параллельно, частично, или будущее – последовательно, в модусе полноты.

Основное сознание последовательное сознание, «привязанное» к физическому времени и «выстраивающее» в этом времени другие «сознания», имманентные конкретной психике (в частности, т.н. измененные состояния сознания).

Сознание в интегральной психологии является полной сущностью, парадоксально единящей в себе логическую и образную составляющие. В отличие от бессознательного, сознание возможно только как актуальное и динамичное. Как сознание, так и бессознательное опираются на качественно одни и те же психические процессы; различие между ними является количественным.

УСИ (устойчивые структуры информации) замкнутые образования на логическом уровне, дополнительным физическим уровнем которых являются физические носители информации. Актуальными УСИ являются при взаимодействии (при Встрече) с УСП. Устойчивость УСИ (также как и УСП) обеспечивается КР.

УСП (устойчивые структуры психики) спиралевидные замкнутые образования в психике, которые, благодаря КР в них, являются устойчивыми во внешнем охватывающем времени. Витки спирали УСП релятивистски сгущаются при удалении от центра, образуя внешнюю оболочку УСП. Различные УСП «отвечают» за восприятие внешних стимулов, хранение конкретных блоков информации, поведенческие реакции, управление другими УСП, управление бессознательным функционированием организма и т.д. Дополнительным физическим уровнем для УСП («натуральным аналогом», «физическим референтом») являются физические процессы в мозгу.

Модель оболочек интегральная модель психики, в которой психический уровень при «взгляде из бесконечности» является изоморфным физическому уровню и структурируется по аналогии с моделью электронных оболочек атома по Бору.

Пузырьковая модель интегральная модель психики, в которой УСП представляются в виде пузырьков в толще бессознательного; всплытие этих пузырьков на поверхность бессознательного означает переход в сознание.

КР (коммуникативный резонанс) парадоксальное единение сущностей в замкнутой причинно-следственной цепочке. Предполагается, что именно такие резонансные образования являются устойчивыми во времени неоднородностями, образующими конкретную «ткань» наблюдаемого мира.

КР осуществляется всегда, когда мы что-либо видим и осознаем; все наблюдаемые сущности есть КР-образования (будем говорить – КР-кольца). Понимание механизма КР позволяет по-новому взглянуть на процессы развития, мышления, сознания и нередко ведет к достижению новых результатов.

 

13 декабря 2004 г.

Игорь ШАШКОВ

О «ПАРАДИГМЕ» СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКИ (краткие замечания по поводу работ Ю.С.Владимирова)

 

В последнее время мне посчастливилось открыть для себя ценнейшие работы Ю.С.Владимирова

(Ю.С.Владимиров. Метафизика http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/vladimirov_metafizika.htm

Ю. С. Владимиров, В. Г. Кречет. Физика и метафизика (стенограмма программы

"ГОРДОН" телеканала НТВ)

http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/vladimirov_fizika.htm).

Ценность их, конечно, должна быть несомненной для всех, но, с точки зрения разрабатываемой мною «интегральной теории», особенно велика.

Ю.С.Владимиров, по сути, построил иерархию «парадигм» современной физики, которой в «интегральной теории» (см. на сайте kastalia.narod.ru) соответствует представление о ряде «онтологических чисел». Рассматривая различные сочетания принципиально значимых сущностей (пространство-время, частицы, поля), Ю.С.Владимиров осуществляет своего рода «резонансную выборку», о которой также говорится в «интегральной теории» (так называемый «принцип резонансной выборки»). При этом подход Ю.С.Владимирова по сравнению с подходом «интегральной теории» обладает серьезным преимуществом: он содержателен, он опирается на самые последние достижения современной физики и метафизики.

Однако содержательность подхода Ю.С.Владимирова, на мой взгляд одновременно является и недостатком:

Она ограничивает возможность достижения такой полноты обобщения и формализации, при которой можно адекватно говорить о единстве принципиально разных сущностей, относящихся, в частности, к «физике» и к «метафизике».

Соответственно:

1. Не единятся действительным образом пути «от общего к частному» и «от частного к общему».

В «интегральной теории» полнота такого единения осуществляется через механизм кольцевого коммуникативного резонанса.

2. Слабо выражается необходимость, своего рода «неизбежность» предлагаемой картины мира, нарушается принцип «бритвы Оккама».

В «интегральной теории», напротив, картина мира является не столько эвристичной, зависящей от предположений и догадок исследователя, сколько неизбежно вытекающей из самого факта нашего обращения к ее построению. Естественно, такое обращения отнюдь не механистично; оно подразумевает достижение полноты у самого исследователя.

3. Практически «выпадает» из общей картины мира ее «наблюдатель», выпадает «психическая составляющая» этой картины.

В «интегральной теории», напротив, предполагается изоморфизм различный уровней бытия. Соответственно, строится модель психики обосновываемая из более широких оснований, чем собственно психические.

4. В понятии «парадигма» также практически отсутствует учет наличия наблюдателя (создателя «парадигмы»), обладающего конкретным способом мышления, находящимся в «резонансе» со строящейся картиной мира.

В «интегральной теории» понятие «парадигма» относится не столько к внешней картине мира, сколько к способу деятельности сознания наблюдателя, к принципиальным особенностям его мышления и восприятия мира.

Есть еще целый ряд, так сказать, «недостатков» подхода С.Ю.Владимирова, преодолеваемых в «интегральной теории». В данной небольшой заметке я не ставил целью их полное перечисление, тем более что все они с лихвой перекрываются достоинствами подхода Ю.С.Владимирова.

И. Шашков


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.