Релятивистская модель «корабля» и «земли» — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Релятивистская модель «корабля» и «земли»

2021-06-30 22
Релятивистская модель «корабля» и «земли» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сложный стимул: разложение во времени

Рассмотрим восприятие сложного стимула, предъявляемого испытуемому в конкретный момент времени.

Такой сложный стимул воспринимается, однако, не весь сразу, а сначала берется сам факт его наличия как целого – его наиболее абстрактная «часть», затем последовательно воспринимаются всё более детальные его представления.

Таким образом, одномоментный стимул раскладывается в психике человека во времени, а затем снова собирается в целостный образ.

В релятивистской модели различные составляющие сознания соответствуют различным скоростям изменения воспринимаемого сущего (при этом степень восприятия является функцией скорости изменения).

Наибольшая скорость изменения – в момент появления стимула (переход от «ничего» к восприятию целого). Это – «Космический корабль» нашего сознания, движущийся со скоростью, близкой к «скорости света». Событий на нем, в соответствии с теорией относительности, происходит меньше; на каждое из таких событий приходится несколько, относящихся к более детальному восприятию стимула (на «Земле»).

Полнота осознания соответствует коммуникативному резонансу (КР); в нашей релятивистской модели это соответствует возвращению «Корабля» на «Землю». В окончательной «сборке» при КР как «Корабль», так и «Земля» берутся сознанием уже одновременно – как единое восприятие сложного стимула.

Дискретность информации и релятивизм

Коснемся еще раз взаимодействия «Корабля» и «Земли» - в аспекте передачи информации с «Корабля» на «Землю».

Прежде всего заметим, что краевая информация, соответствующая элементарным событиям, является дискретной. При этом каждому элементарному событию отвечает квант времени D t 0.

За промежуток времени D t 1 на «Корабле» может быть принято n = D t 1 / D t 0 элементарных единиц информации, что составляет только часть информации, переданной с «Земли» за время D t 2, соответствующее D t 1 (D t 2 > D t 1).

«Корабль», понимаемый как независимая от «Земли» система, не знает о полном объеме информации, переданной с «Земли». Однако в общей системе «Корабль» - «Земля» (отвечающей КР между ними) как «Корабль», так и «Земля» обладают всей информацией, которой они обмениваются друг с другом. При этом «Кораблю» соответствует сознание более высокого уровня, чем «Земле».

Некоторые выводы из релятивистской модели

Приведем без пояснений некоторые выводы, полученные при рассмотрения релятивистского механизма взаимодействия «Корабля» и «Земли», отвечающих двум уровням сознания.

1. Временящееся сознание воспринимает в каждый момент времени двухмерную, поверхностную картину; за резонансное время наблюдения эта картина «становится» трехмерной, объемной.

2. Пространство для каждого действительного наблюдателя имеет выделенное направление («ось»), совпадающее с его интенцией, с направленностью его времени, с направлением его движения. При множестве наблюдателей их личные «направления» усредняются; общее пространство симметризуется.

3. Время является «фоном» для пространственных изменений. При коммуникации сознаний различного уровня (с различным ходом времени) происходит наложение пространственных картин, построенных по разным законам, и соответствующее искажение суммарной картины. Возможность творческого воображения (в результате которого представляется новое) непосредственно следует из релятивистской нелинейности психики.

4. Образно говоря, мы «мыслим снами»: к последовательному линейному логическому мышлению должна «подмешиваться» нелинейность, особенно характерная для некоторых измененных состояний сознания (в частности, сна). Мышление – это в некотором смысле процесс перманентного пробуждения.

5. Релятивистская зависимость течения времени от сосредоточенности наблюдателя на том или ином уровне позволяет осуществлять релятивистское управление психикой. При этом главную роль здесь играет коммуникативный резонанс (КР).

КР между уровнями сознания обеспечивает возможность акцентации внимания на том или ином уровне. Наблюдатель, «оказавшись» на конкретном уровне, меняет скорость течения своего времени.

6. Акцентация внимания сознания на том или ином уровне обычно является «автоматической»: сознание в процессе своего развития постепенно «научается» открывать тот или иной уровень в правильной последовательности и на необходимые промежутки охватывающего времени.

7. Первыми воспринимаются абстрактные сущности, затем происходит детализация. Разные уровни воспринимаются в соответствии со своей «фазой». Отметим, что соответствующие фазовые сдвиги осуществляются в психике, но не в первичном (рецепторном) восприятии стимула.

8. Восприятие абстрактного, целого – последовательно (соответствует времени).

Восприятие конкретного, частичного – параллельно (соответствует пространству).

9. Сложение восприятий осуществляется, в первом приближении, в соответствии с законом сложения скоростей в теории относительности.

10. Сложение в целостный образ есть Встреча различных уровней деталировки, причем каждый уровень должен сначала браться как полнота, а затем – как множественность, частичность. Так осциллирующий процесс Встречи последовательно ведет к все более детальному представлению – вплоть до порога восприятия сознания.

ПРИЛОЖЕНИЕ. ВЫДЕРЖКИ ИЗ «КРАТКОГО СЛОВАРЯ ПО ИНТЕГРАЛЬНОЙ ТЕОРИИ»

Полнота – одно из основных понятий ИТ, в котором осуществляется высшее («краевое») представление о парадоксальности.

Каждая полнота парадоксальным образом включает в себя всякую другую, но при этом существует и иерархия полнот для взгляда наблюдателя. Таких полных сущностей множество: всё, что нам открывается в наших мыслях и представлениях (будем говорить - всякая сущность), может быть при определенных условиях взято нами в модусе полноты.

Сущность является для нас полной, если она берется нами как обладающая собственным временем.

Частичность дополняющая противоположность полноты. С полнотой в интегральной теории соотносится единичность и время, с частичностью – множественность и пространство. При этом надо учитывать, что каждый «частичный» элемент со своей точки зрения является полным.

Будем говорить, что полнота и частичность являются модусами одной и той же сущности, находящейся на разных уровнях. Эти уровни являются парадоксальным образом как статичными, так и динамичными.

Динамика движения уровней означает изменчивость во времени всех определений, в т.ч. определений полноты и частичности. То есть сами понятия полноты и частичности являются функцией взгляда, развивающегося во времени. Взгляд способен воспринимать прошлое – параллельно, частично, или будущее – последовательно, в модусе полноты.

Время – в интегральной теории понимается двойственно:

- как направленность одной полноты к другой. Каждой полноте соответствует свое собственное время, порождаемое ею; при этом различные времена объединяются в общем, охватывающем времени.

- как длительность – количество переходов между полными сущностями, осуществленными во времени наблюдения; для определения времени-длительности необходимо другое, эталонное время, т.е. должна быть множественность времен.

Времени соответствует открытость -последовательный переход от очередной полноты к следующей.

Пространство – в Интегральной теории понимается как пассивное количество (совокупность) элементов, взаимодействие между которыми не наблюдается.

Пространству соответствует закрытость – свернутость времени в замкнутый контур. В пределе такой контур имеет вид Треугольника.

Встреча – процесс единения во времени двух полных сущностей, обычно носящий периодический (осциллирующий) характер.

При Встрече наблюдателя и наблюдаемой сущности эта сущность воспринимается (открывается) наблюдателем непосредственно.

В полноте Встречи достигается коммуникативный резонанс (КР); встретившиеся сущности при этом выглядят во внешнем времени наблюдения как одна полная сущность, наблюдать которую можно только опосредованно – посредством сигнвлов.

КР (коммуникативный резонанс) парадоксальное единение сущностей в замкнутой причинно-следственной цепочке. Предполагается, что именно такие резонансные образования являются устойчивыми во времени неоднородностями, образующими конкретную «ткань» наблюдаемого мира.

КР осуществляется всегда, когда мы что-либо видим и осознаем; все наблюдаемые сущности есть КР-образования (будем говорить – КР-кольца). Понимание механизма КР позволяет по-новому взглянуть на процессы развития, мышления, сознания и нередко ведет к достижению новых результатов.

Уровни – к аждая сторона Треугольникакраевой схемы есть уровень, на котором может находиться та или иная сущность.

В интегральной теории уровни обычно называются: физический, логический, творческий. Применительно к интегральным моделям психики системы идентификации уровней подчиняются принципу соответствия. Примеры таких идентификаций: предсознание, сознание, сверхсознание: бессознательное, сознание, психическое; логическое, образное, осознаваемое.

Путь СВПО – развитие той или иной полноты происходит по краевому пути -последовательно по онтологическим числам (ОЧ) от единицы до четырех. Этот путь может быть идентифицирован следующим образом: Самость (ОЧ = 1) – Время (ОЧ = 2) – Пространство (ОЧ = 3) – Объективность (ОЧ = 4). Сокращенно – путь СВПО.

Основное сознание последовательное сознание, «привязанное» к физическому времени и «выстраивающее» в этом времени другие «сознания», имманентные конкретной психике (в частности, т.н. измененные состояния сознания).

Сознание в интегральной психологии является полной сущностью, парадоксально единящей в себе логическую и образную составляющие. В отличие от бессознательного, сознание возможно только как актуальное и динамичное. Как сознание, так и бессознательное опираются на качественно одни и те же психические процессы; различие между ними является количественным.

УСИ (устойчивые структуры информации) замкнутые образования на логическом уровне, дополнительным физическим уровнем которых являются физические носители информации. Актуальными УСИ являются при взаимодействии (при Встрече) с УСП. Устойчивость УСИ (также как и УСП) обеспечивается КР.

УСП (устойчивые структуры психики) спиралевидные замкнутые образования в психике, которые, благодаря КР в них, являются устойчивыми во внешнем охватывающем времени. Витки спирали УСП релятивистски сгущаются при удалении от центра, образуя внешнюю оболочку УСП. Различные УСП отвечают за восприятие внешних стимулов, хранение конкретных блоков информации, поведенческие реакции, управление другими УСП, управление бессознательным функционированием организма и т.д. Дополнительным физическим уровнем для УСП («натуральным аналогом», «физическим референтом») являются физические процессы в мозгу.

Модель оболочек интегральная модель психики, в которой психический уровень при «взгляде из бесконечности» является изоморфным физическому уровню и структурируется по аналогии с моделью электронных оболочек атома по Бору.

Пузырьковая модель интегральная модель психики, в которой УСП представляются в виде пузырьков в толще бессознательного; всплытие этих пузырьков на поверхность бессознательного означает переход в сознание.

Игорь ШАШКОВ

КАРТИНА МИРА: ОБЩИЙ ПЛАН ПОСТРОЕНИЯ

(избранные заметки)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

Об интегральном подходе

От интегральной теории к картине мира

Раскрытие основных понятий

Интегральное моделирование

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Вниманию читателей предлагается еще одна попытка создания картины мира, адекватно представляющей взаимосвязанную единую реальность всего сущего. Такая картина должна парадоксальным образом единить в себе:

- внешний мир и наблюдателя этого мира;

- статичность и динамичность;

- абсолютное и относительное;

- конкретное и абстрактное;

- конечное и бесконечное;

- теорию и практику;

- естественные и гуманитарные науки;

- традиционную и нетрадиционную науку;

- данный человеку мир и запредельность этого мира.

Соответственно, картина мира должна быть интегральной, причем интегрирование должно проводиться как по данным человеку, «видимым» областям, так и по «запредельности», не представимой для нашего обыденного сознания.

Научно-философское обоснование интегральной картины мира производится в свете разработанной автором новой теории, носящей название «интегральная теория» (ИТ), основной составляющей которой является «интегральная онтология» (ИО).

Интегральная теория достаточно сложна, и для понимания требует не только широты кругозора, но и ориентации в целом ряде наук, особенно в так называемых «краевых» научных теориях – квантовой механике, теории относительности, физике элементарных частиц, синергетике и т.п.

Выбранный автором путь призван соединить ранее казалось бы несоединимые области наук, принципы и методы которых были использованы им. А полученные практические результаты позволили встать на точку зрения, принципиально отличную от той, которую диктует опыт обыденного сознания.

ОБ ИНТЕГРАЛЬНОМ ПОДХОДЕ

Смысл интегрального подхода

Интегральный подход подразумевает, что описание всех явлений и свойств мирового многообразия возможно на основе конечного числа некоторых положений (аксиом, принципов, оснований), относящихся ко всем областям человеческой деятельности (естественнонаучной, психической, социальной, художественной).

Единая интегральная картина мира невозможна без единства основополагающих принципов.

С другой стороны, при таком тотальном единстве имеется принципиальная несводимость множества различных явлений в строгую логически замкнутую систему – имеется автономность и независимость явлений в их предельной (краевой) сущности.

Соответственно, сутью интегрального подхода является парадоксальное единение единства и множественности.

Радикальность интегрального подхода

Обычно развитие знания происходит сначала на каком-то ограниченном, сравнительно небольшом объеме знаний, а затем к осуществленному локальному прорыву «подтягиваются» знания из смежных областей; в итоге изменения захватывают и более отдаленные знания.

При интегральном же подходе преобразование знания является радикальным: одновременно варьируется весь объем принципиального («краевого») знания. Действительной интегральности нельзя достичь на пути автономного развития какого-либо одного или нескольких положений; контекст при интегральном подходе играет не менее важную роль, чем последовательный основной текст.

Тотальность изменений краевого знания при интегральном подходе означает, что должны происходить и соответствующие изменения в психике человека – основном носителе этих знаний. Чтобы достичь краевого интегрального знания, человек и сам должен достигать своего краевого состояния.

Соответственно, при интегральном подходе требуется новый способ мышления (называемый в ИТ метаинтегрированием).

О парадигме времени

Общенаучная тенденция к дискурсивному изложению материала (принятая и в настоящей статье) отвечает парадигме времени, в которой осуществляется всякая практика, направленная на внесение в мир (и в себя в этом мире) каких-либо изменений. Парадигме времени соответствует «взгляд из логики», соответствует стремление построить рациональные модели всякого сущего.

При выборе какой-либо другой парадигмы автор был бы вынужден, чтобы оставаться адекватным, пользоваться в своей практике инструментарием, к этой другой парадигме не относящимся – инструментарием опять же парадигмы времени. Это привело бы к условности, оправдание которой в данном случае являлось бы натянутым.

В парадигме же времени всякая условность снимается – мы способны смотреть на мир прямо и находить в этом мире его реальность.

Необходимо заметить, что наш логический, рациональный подход отнюдь не означает отсутствия в интегральной теории неясностей, парадоксальности, неразрешимых противоречий.

Напротив, каждый наш действительный шаг на пути развития интегральной теории происходит как бы по кромке, разделяющей области логики и не-логики; при этом очень трудно удержаться на этой кромке и не свернуть в сторону - к «чистой» последовательной логичности или к внелогичной образности.

В пределе своего развития логика отрицается. Но не «снизу» (через отказ от нее), а «сверху» (через достижение ею своих границ). При этом логика парадоксальным образом и сохраняется, последовательно осваивая новые области своего применения.

При интегральном подходе важно не только достижение нового, но и сохранение старого. Промежуточные результаты не только предваряют конечный результат, но и являются самоценными (если, конечно, в них достигнута полнота событийности). Каким путем мы приходим к результату, имеет принципиальное значение. Именно такой субъективизм может обеспечить итоговую объективность, в динамичности которой заключена возможность дальнейшего развития.

В этическом смысле самоценность нашего пути означает, что прожитая нами жизнь смертью не перечеркивается. Жить следует перед лицом смерти, но Сейчас и Здесь.

Выход за пределы логической парадигмы, необходимый для достижения полноты интегральности, осуществляется при переходе от субъективизма личного сознания (в основе которого лежит абстрактное логическое мышление) к сравнительно большей объективности коллективного сознания (в основе которого лежит конкретность языка, конкретность слова, отражающая коллективный опыт многих поколений).

Тот мыслитель, который находит новое через язык, через слово, по сути, берет это новое не «из себя», а из коллективного сознания, т.е. является в определенном смысле медиумом.

В интегральной теории предполагается изоморфность различных уровней бытия, что позволяет распространить некоторые закономерности и модели индивидуального сознания на коллективное сознание (взятое вне его конкретного содержания).

В связи с парадоксальной двойственностью времени (во времени осуществляется единство утверждения и отрицания), каждая сущность в парадигме времени может рассматриваться в двух аспектах.

Например, время рассматривается как время-направленность и как развернутое время-длительность (или в другом разрезе: как внутреннее время и как внешнее время).

Принцип двух оборотов

Интегральный подход в своем пределе подразумевает охват краевого знания одновременно во всей его совокупности. Обычно новые теории «вырастают» из какой-либо одной «точки», из одной главной догадки, из одного разрешаемого противоречия. При интегральном подходе варьируется (на невербальном уровне) практически весь объем наличного краевого знания. Это обусловливает не только трудность достижения интегральности, но и трудность вербальной интерпретации полученного знания.

Более-менее адекватное изложение интегральной теории получается при осуществлении в нем «принципа двух оборотов», гласящего, что полнота обращения к какой-либо сущности достигается при двукратном осуществлении такого обращения: сначала к сущности в ее целостности, затем последовательно к каждой ее элементарной составляющей.

К вопросу о предтечах

Когда автор показывал черновики своих работ специалистам, обычно следовал их вопрос: от какой известной теории я отталкивался? Это теперь основной способ научной работы: развитие известного, внесение небольших поправок и дополнений, из которых иногда получается и принципиально новое направление.

Но, опираясь на известную теорию, можно достичь всего, кроме изменения самого способа мышления. А в интегральной теории мы меняем именно способ мышления, становимся над обычными возможностями мышления.

По сути, основы интегральной теории закладывались в вакууме. Но надо помнить, что и абсолютный вакуум кишит «виртуальными частицами» – самыми общими, самыми главными – «запредельными» – идеями, которые уже не принадлежат конкретным авторам и олицетворяет собой «дух времени».

Многие современные мыслители подошли к тому пределу, за которым начинается действительная интегральность. В работах ряда мыслителей автор нашел совпадение с некоторыми важными положениями интегральной теории.

Однако эти мыслители обычно строят свои схемы из «готовых» конкретных «кирпичиков», поэтому не могут избежать перестановочности и комбинаторики, не ведущих при их последовательном осуществлении к принципиально новому.

В интегральной теории же построение осуществляется из «невидимых», непредставимых «кирпичиков» – полных сущностей, из Ничто, которое, однако, будучи подвержено нашему действию (практике нашего строительства) становится абсолютным Что. Действительное творение Что не может происходить только из Что (это будет комбинаторика, тавтология, «дурная бесконечность»), в нем должно участвовать не-Что, т.е. Ничто.

В интегральной теории основания свободны, свободное действие является необходимым условием создания принципиально нового. Без тотальной новизны картина мира не может быть общей и адекватной.

Об «элементарных кирпичиках»

Если мы строим картину мира из «готового» материала, то у каждого из нас будет отличная от других картина. Даже если «кирпичики» будут одинаковы, а дом строится по общему принципу, все равно этот дом будет казаться нам разным (у каждого своя точка зрения и, соответственно, свой путь среди земных строений).

Однако и сами «кирпичики» для нашего практического взгляда обычно оказываются разными и не подлежащими из-за этого включению в качестве элементов в общий проект.

Чтобы каждый мог пользоваться «элементарными кирпичиками», их свойства и основные качества должны удовлетворять запросы всех.

Такими «последними», элементарнейшими «кирпичиками» являются невидимые полные сущности, которые содержат в себе всё и из которых, соответственно, каждый может взять что захочет – лишь бы это сгодилось для практики.

Полнота содержит в себе всё, и поэтому непредставима. Всякое ее представление есть реальное действие конкретного человека, то есть в своем осуществлении в предметном общем мире полнота оказывается субъективной.

В понятии полноты осуществляется единство мира в его множественности.

Закладывая понятие полноты в основание теории, мы получаем возможность оперировать абстрактными понятиями, не утрачивая конкретного содержания мира; при этом осуществляется парадоксальное единство теории и практики, абстрактного и конкретного, формы и содержания.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.