Научность современной метафизики — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Научность современной метафизики

2021-06-30 21
Научность современной метафизики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Является ли традиционная метафизика лполной╗? Как она должна быть модифицирована, чтобы обрести динамизм, являющийся в настоящее время необходимым условием самосохранения?

Ведь всякая система знаний может сохранить свою устойчивость во времени только благодаря своей изменчивости. лУ нас приходится бежать из последних сил, чтобы лишь удержаться на месте╗[2], Ц в настоящее историческое время это высказывание Кэрролла актуально как никогда.

По моему мнению, еще Платон сделал серьезные шаги в осуществлении философии в качестве позитивной науки; другое дело, что в его время не было самого понятия лпозитивная наука╗, а тем более не было развитого лнаучного инструментария╗ и лнаучного метода╗.

Таким образом, есть реальные предпосылки для единения метафизики и позитивной науки в синкретической целостности (при парадоксальном сохранении ими самодостаточности и независимости друг от друга).

Для такого единения традиционной метафизики и позитивной науки должна быть осуществлена их серьезная модификация, на основе сближения в общем качестве рационально-дискурсивного знания.

Решающий шаг в этом направлении осуществляется в рамках так называемой линтегральной теории╗.

 

Об интегральной теории

Настоящее историческое время отличается крупным масштабом происходящих исторических изменений Ц оно есть время становления новой, информационной эпохи.

Соответственно, изменения в культуре и, более узко, в науке должны быть эпохальными. Такие изменения должны осуществляться не просто в какой-то специальной науке, и даже не просто в философии, а в науке в целом и, более того, должны быть кардинальными в самом способе мышления. Должна осуществляться принципиально новая мета-наука, являющаяся интегральной Ц единящей различные области знания.

Предмет новой метанауки должен быть общим для всех наук, включая философию (метафизику). Более того, таким предметом должна быть и сама полнота происходящих изменений.

Предельный, лкраевой╗ характер происходящих при становлении новой эпохи изменений отражается в понятии лполнота╗, которым мы и будем называть предмет новой метанауки, получившей рабочее название Ц линтегральная теория╗ [3].

Основной смысл интегрального подхода заключается в следующем.

Описание всех явлений и свойств мирового многообразия возможно на основе конечного числа некоторых положений (аксиом, принципов, оснований), относящихся ко всем областям человеческой деятельности (философской, естественнонаучной, социальной, художественной).

Сутью интегрального подхода является парадоксальное единение единства и множественности.

В рамках линтегральной теории╗ осуществляется серьезная ревизия многих устоявшихся представлений традиционной философии и модификация ряда фундаментальных научных понятий.

Основными понятиями линтегральной теории╗ являются полнота, частичность, принцип неопределенности, коммуникативный резонанс, целостность.

 

О понятии лПолнота╗

Приведем некоторые свойства полноты.

1) Полнота непредставима, она запредельна относительно нашего обычного опыта в мире вещей (относительно частичности).

2) Человеческое сознание есть полнота.

3) Полнота единична (и, соответственно, едина). Будучи единой, она переносит это свое свойство на разворачиваемую лиз нее╗ частичность. Это обусловливает единство опыта.

4) Полнота лпорождает╗ частичность (опыт), но не порождается опытом без инициации со стороны других полных сущностей.

С понятием полноты связываются такие метафизические понятия, как лидея╗ (Платон), лЕдиное╗ (Плотин и Прокл), лтрансцендентальная апперцепция╗ (Кант), ламфидея╗ (С.Борчиков), лметафизическая целостность╗ (С.Катречко) и некоторые другие. По сути, полагание понятия полноты является результатом развития и обобщения многих метафизических сущностей.

Основные отличия полноты от этих сущностей следующие:

1) В полноте осуществляется единство мира, она связана с каждой другой полнотой, содержит ее в себе, неразличима с нею.

2) В полноте парадоксальным образом единятся закрытость и открытость, статичность и динамичность; каждая полнота обладает собственным временем.

В качестве полных могут быть взяты не только метафизические сущности, но и всякие другие (например, физические), благодаря чему, в частности, можно утверждать: полнота как единичность является онтологически значимой, а множественность полных сущностей позволяет оперировать ими с помощью научных методов.

Соответственно, благодаря обращению к полноте мы можем работать научными, инструментальными методами с важнейшими метафизическими понятиями, такими как лметафизическая целостность╗, лтрансцендентальная сущность╗ (С.Катречко) и др.

 

Другие понятия линтегральной теории╗

Полнота Ц одно из основных понятий линтегральной теории╗, в котором осуществляется высшее (лкраевое╗) представление о парадоксальности.

Каждая полнота парадоксальным образом включает в себя всякую другую, но при этом существует и иерархия полнот для взгляда наблюдателя. Таких полных сущностей множество: всё, что нам открывается в наших мыслях и представлениях (будем говорить Ц всякая сущность), может быть при определенных условиях взято нами в модусе полноты.

Сущность является для нас полной, если она берется нами как обладающая собственным временем.

Частичность Ц дополняющая противоположность полноты. С полнотой в интегральной теории соотносится единичность и время, с частичностью Ц множественность и пространство. При этом надо учитывать, что каждый лчастичный╗ элемент со своей точки зрения является полным.

Будем говорить, что полнота и частичность являются модусами одной и той же сущности, находящейся на разных уровнях. Эти уровни являются парадоксальным образом как статичными, так и динамичными.

Принцип неопределенности Ц интегральное обобщение квантовомеханического принципа дополнительности Н.Бора, согласно которому получение информации о некоторых величинах, характеризующих квантовую частицу, ведет к потере информации о других величинах, являющихся дополнительными по отношению к первым.

В своем предельном, абстрактном смысле принцип неопределенности можно сформулировать так. Наличие всякой конечной сущности подразумевает наличие охватывающей ее бесконечности; в свою очередь, бесконечность актуализируется через конечные сущности.

Коммуникативный резонанс (КР) Ц парадоксальное единение сущностей в замкнутой причинно-следственной цепочке. Предполагается, что именно такие резонансные образования являются устойчивыми во времени неоднородностями, образующими конкретную лткань╗ наблюдаемого мира.

Коммуникативный резонанс осуществляется всегда, когда мы что-либо видим и осознаем; все наблюдаемые сущности есть, с точки зрения такого видения и осознания, КР-образования или, будем говорить, КР-кольца. Понимание механизма КР позволяет по-новому взглянуть на процессы развития, мышления, сознания и нередко ведет к достижению новых результатов[4].

В традиционной философии с представлением о КР соотносится, в частности, так называемая лпроблема круга╗ (лпорочный круг╗, лгерменевтическое кольцо╗). Использование понятия КР (и отвечающего ему понятия краевой парадоксальности) в качестве основания философской системы позволяет избавиться от малопродуктивных, по сути, попыток логического лрешения╗ проблемы круга.

Представление о КР-кольце является, в некотором роде, лрасшифнровкой╗ внутренней структуры отвечающей ему полной сущности.

 

О понятии лЦелостность╗

Целостность есть полнота, не обладающая интенцией в свою лзапредельность╗, т.е. замкнутая внутри самой себя.

Одна и та же сущность может быть взята как в модусе полноты (при рассмотрении ее в динамике краевого развития), так и модусе целостности (при пренебрежении ее временением лнаружу╗).

Полнота парадоксальным образом превышает сама себя, целостность Ц нет.

Как полнота, так и целостность лсами по себе╗ не могут быть адекватно описаны в рамках непротиворечивой логической системы, так как являются краевыми сущностями (ср. с теоремой Гёделя о неполноте). При этом, однако, между полнотой и целостностью имеется существенное различие.

Целостность в ее метафизическом смысле является лсамой по себе╗ всегда; она не обладает собственным временем, не обладает интенцией к другим сущностям. Она есть ставшее, обособленное от внешнего, лфизического╗ мира; в некотором роде целостность сакральна. Если мы говорим о ее влиянии на нецелостные, неметафизические сущности, то непроизвольно наделяем ее свойствами полноты.

Полнота же динамична; при этом ее динамизм, ее временение осуществляется только в множестве других полных сущностей, т.е. никогда не является просто лсамой по себе╗ Ц ее логическое описание самой по себе, в статике, невозможно. Соответственно, возможно логическое описание полноты в динамике ее развития Ц в ее резонансных взаимодействиях с другими полными сущностями и с собственной целостностью.

Быть полной, включать в себя всё, может только динамичная сущность, превышающая сама себ я.

Пограничное представление о целостностях достаточно для нашей научной практики в том случае, если эта практика осуществляется в однородном времени.

В переходные эпохи, в критических ситуациях и в других случаях лизлома╗ времени необходим переход от представления о целостности к представлению о полноте.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.