Самое трудное для понимания в «интегральной теории» — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Самое трудное для понимания в «интегральной теории»

2021-06-30 28
Самое трудное для понимания в «интегральной теории» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

При поверхностном ознакомлении с «интегральной теорией» (см. на сайте kastalia.narod.ru) на читателя обрушивается множество необычных допущений, чересчур смелых обобщений, непривычных моделей и т.п. Однако при более внимательном взгляде читатель может обнаружить, что по своей сути «интегральная теория» является ясной, взаимосвязанной, цельной и достаточно строгой теорией. В ее основания закладывается, в частности, очевидность для нас факта наличия мира и нас в этом мире.

Практически каждое положение «интегральной теории» (ИТ) хорошо обосновано и верифицировано. По сути, ИТ строится из таких оснований, «обойти» которые нельзя, не «вычеркнув» сам факт возможности нашего разговора. В некотором роде ИТ является «системой обоснованного знания» (с анализом таких систем я столкнулся примерно 15 лет назад в работах С.Л.Катречко).

Тем не менее, в ИТ имеются весьма сложные для понимания (понятого в традиционном смысле) вопросы, требующие от читателя радикального изменения самого способа мышления.

Трудность понимания ИТ связана не столько с новизной и непривычностью ее основных положений, сколько с необходимостью изменений в самом способе мышления мыслителя, обращающегося к ней.

При этом самым трудным для понимания ИТ является парадоксальное единение в одном принципиально разных сущностей (моделей, подходов), в частности, предметов нашего исследования и метода этого исследования.

В современной науке имеются разные примеры парадоксального единения, казалось бы, принципиально несводимых одна к другой сущностей. Здесь приведу два из них – наиболее иллюстративных.

1) В физике:

Единение в квантовой теории света двух принципиально разных моделей – корпускулярной и волновой. Мы можем «понять» свет как множество корпускул (и это будет подтверждаться некоторыми экспериментами), можем также «понять» свет как волновой процесс (и это также будет подтверждаться другими экспериментами). Но как «понять», что корпускула и процесс есть в своей главной сути «одно и то же»? Что такое «свет сам по себе»? Впрочем, физики «привыкли», и обычно не ломают головы над такими вопросами – просто пользуются разными моделями в разных случаях.

2) В представлениях о сознании:

Непредставимое, парадоксальное единение в реальном сознании двух его «понятных» «составляющих» – логической и образной. Можно, конечно, пытаться свести образ к последовательной логической цепочке – наподобие того, как образуется картинка на экране телевизора в результате последовательности световых пятнышек при развертке сигнала. Но более глубокий анализ показывает, что это не выход – «окончательно» к логической последовательности образ свести не удается.

Однако философы возможность парадоксального единения принципиально разных сущностей обычно относят только к физике и к другим специальным наукам. Кроме того, единящая модель предполагается ими находящейся на другом уровне относительно объединяемых моделей.

Соответственно, такое парадоксальное единение считается «частным случаем», не являющимся общим философским законом. Как минимум, недоумение может вызвать у традиционного философа сведение к «одному и тому же» в таких парах сущностей, как предмет и его обозначение, метафизическая и физическая сущности, мысль и предмет мысли, описание и описываемое…

Однако всякий раз, когда сущности относятся к одной и той же «иерархии» и достигают в ней своего предельного развития (полноты), они единятся в третьей сущности, относящейся к той же «иерархии».

И только при актуальном наличии такого парадоксального единения может быть достигнута полнота единства мира во всем его многообразии.

Понять, что такое парадоксальное единение является не только возможным, но и при определенной точке зрения необходимым, – вот что является шагом на пути к интегральному пониманию.

А такое понимание, будучи достигнутым, ведет к принципиально новым результатам как в теории, так и в практике.

 

14.11.05

Игорь ШАШКОВ

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ЭВОЛЮЦИИ

 

Эволюция происходит таким образом, чтобы в результате образовались структуры, устойчивые во времени. Ведь именно такие структуры обычно наблюдаются во времени эволюции.

Такими структурами являются КР-образования.

Следовательно, в эволюции основной тенденцией является образование устойчивых замкнутых структур.

При этом эволюция происходит согласованно в физическом и психическом мире.

Когда есть некое физическое образование, то оно может существовать во времени (то есть развиваться во времени) в том случае, если оно приобретает сознание и в этом сознании возвращается к самому себе.

Другими словами, физические сущности могут быть устойчивыми во времени только в том случае, если они приобретают для себя законы собственного существования.

Без физических законов устойчивые во времени физические сущности невозможны. Соответственно, прошлое (физический уровень) невозможно без будущего (логический уровень).

В свою очередь, всякое сознание, чтобы быть устойчивым во времени, должно быть предметным. Оно замыкает свое резонансное кольцо через физический уровень, через прошлое, и возвращается к себе.

Здесь работает своего рода принцип гештальт-психологии, согласно которому кольцо должно быть завершено, разрыв в нем должен быть заполнен.

Таким образом, эволюция происходит в соответствии с интегральным законом, справедливым как для физических, так и для психических сущностей:

Развитие во времени каких-либо сущностей происходит в направлении к их полноте; при этом физический уровень дополняется психическим, а психический – физическим. В результате образуются резонансные структуры (КР-кольца), составляющие устойчивую во времени «ткань» наблюдаемого мира.

Игорь ШАШКОВ

ПОЛНОТА МЕТАФИЗИКИ

 

О современной метафизике

лСовременная эпоха только-только выходит из чрева истории. Факт ее появления зафиксирован пока лишь в интуициях мыслителей и громогласно, в философских трудах, о себе еще не заявил. Чтобы сделать заявку, необходимо по закону триады лтезис Ц антитезис Ц синтез╗ осуществить нечто такое, что соединило бы в себе предшествующие философские реалии: лГегеля╗ и лХайдеггера╗╗[1] Ц громогласно заявляет С.Борчиков.

То, что наступает новая историческая эпоха, Ц несомненно. Но насколько правильно соответствующую ей лновую философию╗ считать новой эпохой в философии? Достаточно ли механического применения гегелевской триады, чтобы выйти за пределы традиционного способа мышления? Не следует ли эпоху в философии связывать с присущим только ей способом мышления?

Можно ли в настоящее историческое время взойти на новую ступень философии?

Новая эпоха в философии может быть открыта только тогда, когда открывается новая эпоха в человеческой истории (необходимое, но не достаточное условие). Ведь главный смысл философии не в ее цеховом развитии, а в выявлении и обозначении развития человеческой культуры вообще.

Когда философские законы находят свое конкретное отражение в специальной науке, философия находит свою действительную практику и обосновывается ею через обратную связь. Важным, резонансным случаем такого обоснования является открытие лкраевых╗ положений в специальных науках, принципиально меняющих их основания. При этом соответствующие философские законы, сохраняя свою внешнюю форму, также принципиально меняются Ц сами становятся лкраевыми╗, берутся в своем лмодусе полноты╗.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.