V серия —Исследование сформированности связной речи. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

V серия —Исследование сформированности связной речи.

2021-06-01 26
V серия —Исследование сформированности связной речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Детям предлагаются два задания: составление рассказа по серии сюжетных картинок и пересказ. Это самые сложные пробы ме­тодики, поэтому выполнение каждой из них оценивается в 15 баллов, что в сумме за серию составляет 30. Задания носят ком­плексный характер и выявляют дефекты всех сторон речи. Кро­ме того, пересказ требует достаточного уровня сформированности слухо-речевой памяти, а такие характеристики связной речи, как логичность, умение передать причинно-следственные связи, опи­раются на мыслительную деятельность. Для того чтобы учесть как смысловую сторону, так и качество лексико-грамматического оформления связного высказывания, выполнение заданий оценивается по трем критериям, предложен­ным Р.И. Лалаевой.

Предлагаемая методика в основном направлена на выявление актуально­го уровня речевого развития ребенка, поэтому большинство зада­ний не предусматривают оказания помощи. Исключение состав­ляют пробы, в которых помощь, как показывает практика, дей­ствительно эффективна. Так, например, при обследовании словообразовательных процессов стимулирующая помощь (Неверно, подумай еще...) нередко приводит к актуализации правильной формы слова, что позволяет оценить зону ближайшего развития ребенка.

Раздел 2. Обработка результатов диагностики

Данный раздел программы включает количественный и качественный анализ данных, полученных по итогам тестирования, на основе заполненных учителем-логопедом протоколов обследования.

Поскольку методика является тестовой, то для каждой серии и каждой группы заданий разработана своя система бал­льной оценки с учетом характера, степени тяжести и количества допускае­мых ошибок. При первичной обработке производится суммирование баллов за каждую пробу, группу заданий, серию и методику в целом.

Суммарные баллы за выполнение каждой серии были продуманы и, по возможности, уравнены для того, чтобы оценка каждого компонента речевой системы вносила примерно равный вклад в общий балл. Общим правилом при оценивании заданий всех серий, кроме пятой, является учет степени успешности выполнения речевых проб с помощью четырех градаций, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Для серий I, II, III, IV – это 1 балл, 0,5 балла, 0,25 балла, 0 баллов, для звукопроизношения – 3 балла, 1,5 балла, 1 балл, 0 баллов и для серии V – 5; 2,5; 1; 0 баллов. В разных заданиях эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок и использование помощи.

Таким образом, экспресс-методика обследования включает 102 задания, не счи­тая проверки звукопроизношения. Все задания объединены в пять серий. Наибольшее количество баллов за всю методику равно 150. Приняв эту цифру за 100%, можно высчитать процентное выра­жение успешности выполнения речевых проб. Если 150 принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полу­ченный результат на 150. Полученное значение можно соот­нести с одним из четырех выделенных Т.А. Фотековой уровней успешности:

IV уровень — 100 – 80%;

III уровень — 79,9 – 65%;

II уровень — 64,9 – 45%;

I уровень — 44,9% и ниже.

IV уровень успешности выполнения теста соответствует возрастной норме речевого развития, успешность III уровня свидетельствует о наличии нетяжелого системного речевого нарушения или выраженной несформированности отдельных сторон речи.  Такая результативность характерна для детей с ОНР III уровня, нерезко выраженным общим недоразвитием речи, лексико-грамматическим недоразвитием речи, задержкой психического развития. Успешность выполнения заданий тестовой методики, соответствующая II уровню, указывает на наличие выраженного ОНР, ЗПР. Помимо речевого дефекта, у таких детей обычно выявляется недостаточность познавательной деятельности, поэтому им необходима комплексная коррекция, как логопедическая, так и психологическая. Самый низкий уровень успешности тестируемого свидетельствует о грубом недоразвитии всех сторон речи ребенка. У таких детей часто диагностируется моторная алалия или сложный дефект. Для анализа механизмов и структуры таких нарушений представляется более продуктивным нейропсихологический подход.

Основное содержание программы


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.