Устной речи дошкольников 4-6 лет — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Устной речи дошкольников 4-6 лет

2021-06-01 28
Устной речи дошкольников 4-6 лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Структура методики

Серия I. «Исследование сенсомоторного уровня речи» включает 4 группы заданий.

Первая группа состоит из 5 проб, представляющих собой цепочки слогов с фонетически сходными звуками. В логопедической прак­тике этот прием традиционно используется для проверки фоне­матического восприятия. Однако при интерпретации результатов следует помнить, что на успешность выполнения такого рода заданий влияют и трудности переключения, которые проявляют­ся в инертности, «застревании» на каком-либо слоге.Таким образом, первое задание носит комплексный харак­тер.

Вторая группа проб нацелена на исследование состояния артику­ляционной моторики путем выполнения 5 движений и цепочек движений по показу экспериментатора.

Третья группа заданий направлена на исследование звукопроизношения через отраженное проговаривание специально подобран­ных слов. Окончательная оценка звукопроизношения производится на основе всего обследования, которое дает возможность проверить произношение различных звуков в разных речевых ситуациях. Оценка произношения производится в соответствии с 5 группами звуков (свистящие, шипящие, Л и Л', Р и Р', остальные звуки).

Известно, что стойким и плохо поддающимся коррекции призна­ком системной речевой патологии является нарушение звуко-слоговой структуры слова, т.е. количества и последовательности зву­ков и слогов в слове, ударности и строения отдельных слогов (Т.А. Титова, 1983). На выявление соответствующих нарушений направ­лена четвертая группа заданий серии, включающая 5 слов с постепенным усложнением слоговой структуры.

Максимальное количество баллов за выполнение первой, третьей и четвертой групп заданий соответствует количеству входящих в них проб (5, 5 и 5 баллов), наивысший балл за звукопроизношение ра­вен 15. Таким образом, максимальная оценка за всю серию — 30 баллов.

II серия — Исследование активного словаря — состоит из 9 групп заданий, выявляющих, в какой мере у ребенка сформирован предикативный, номинативный и атрибутивный словарь и на­выки актуализации слов.

Первая группа заданий направлена на оценку состояния предикативного словаря и предусматривает:

А) подбор глаголов к существительным. Ребенку предлагается назвать действие, которое совершается при помощи названного предмета (Что делают карандашом?), а затем – действие самого предмета (Как передвигается рыба?);

Б) подбор антонимов к словам, обозначающим действия предметов;

В) владение словами-действиями, близкими по значению (шьет – вяжет – вышивает), умение дифференцировать такие слова в речи.

Вторая группа заданий направлена на оценку состояния номинативного словаря:

А) ребенку предлагается назвать предметы на картинках;

Б) подобрать обобщающее слово к группе предъявленных предметных картинок;

В) назвать части предметов. В этом задании дифференцировано оцениваются ответы детей 4 лет (максимальная оценка – 3 балла) и 5-6 лет (максимальная оценка за это задание достигает 4 баллов).

Третья группа речевых проб предусматривает оценку состояния атрибутивного словаря ребенка и выявляет:

А) знание названий основных и оттеночных цветов;

Б) умение подбирать слова-признаки к словам-предметам;

В) умение подбирать антонимы к прилагательным.

Максимальная оценка за серию — 34-35 баллов (для детей 4 и 5-6 лет соответственно).

III серияИсследование навыков словообразования — состоит из трех групп заданий.

Первая группа включает 5 проб на проверку знания словоформ, обозначающих названия детенышей животных, и умения образовывать та­кие формы от названия взрослого животного.

Вторая группа состоит из 5 проб, связанных с образованием уменьшительно-ласкательной формы слова.

Третья группа заданий самая большая: в ней 15 проб, преду­сматривающих образование качественных, относительных и при­тяжательных прилагательных от существительных.

Максимальный балл за каждую группу заданий совпадает с количеством в ней проб, а за всю серию равен 25.

IV серия — Исследование навыков словоизменения — состоит из пяти групп заданий, по 5 проб в первых четырех заданиях и 10 проб – в последнем задании.

Первая группа заданий предусматривает повторение предложений различной грамматической сложности. По мнению психолингви­стов, способность к такому повторению есть показатель общего уровня языковой компетенции. Дети в состоянии воспроизвести предложения того уровня грамматической сложности, которым они овладели в собственной речи. На успешность выполнения этих заданий влияет также объем вербального материала и качество слухоречевой памяти ребенка. При анализе выполнения проб на повторение следует обратить внимание не только на грамматичес­кие, но и на лексические ошибки, такие как пропуск слов, сло­весные замены.

Во второй группе заданий испытуемому предлагается оценить пра­вильность предложений, составленных как в соответствии с нор­мами языка, так и с их нарушениями.

Третья группа проб предусматривает составление предложений из слов, данных в начальной форме. Выполнение таких заданий требует от ребенка построения внутренней программы высказы­вания, а также его правильного грамматического оформления, что вызывает большие трудности у детей с системной речевой пато­логией.

Четвертая группа заданий связана с необходимостью вставить в предложение пропущенный предлог.

В пробах пятой группы детям предлагается образовать формы су­ществительных множественного числа в именительном и родитель­ном падежах.

Максимальное количество баллов за всю серию составляет 30 баллов.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.