Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2021-06-01 | 28 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Структура методики
Серия I. «Исследование сенсомоторного уровня речи» включает 4 группы заданий.
Первая группа состоит из 5 проб, представляющих собой цепочки слогов с фонетически сходными звуками. В логопедической практике этот прием традиционно используется для проверки фонематического восприятия. Однако при интерпретации результатов следует помнить, что на успешность выполнения такого рода заданий влияют и трудности переключения, которые проявляются в инертности, «застревании» на каком-либо слоге.Таким образом, первое задание носит комплексный характер.
Вторая группа проб нацелена на исследование состояния артикуляционной моторики путем выполнения 5 движений и цепочек движений по показу экспериментатора.
Третья группа заданий направлена на исследование звукопроизношения через отраженное проговаривание специально подобранных слов. Окончательная оценка звукопроизношения производится на основе всего обследования, которое дает возможность проверить произношение различных звуков в разных речевых ситуациях. Оценка произношения производится в соответствии с 5 группами звуков (свистящие, шипящие, Л и Л', Р и Р', остальные звуки).
Известно, что стойким и плохо поддающимся коррекции признаком системной речевой патологии является нарушение звуко-слоговой структуры слова, т.е. количества и последовательности звуков и слогов в слове, ударности и строения отдельных слогов (Т.А. Титова, 1983). На выявление соответствующих нарушений направлена четвертая группа заданий серии, включающая 5 слов с постепенным усложнением слоговой структуры.
Максимальное количество баллов за выполнение первой, третьей и четвертой групп заданий соответствует количеству входящих в них проб (5, 5 и 5 баллов), наивысший балл за звукопроизношение равен 15. Таким образом, максимальная оценка за всю серию — 30 баллов.
|
II серия — Исследование активного словаря — состоит из 9 групп заданий, выявляющих, в какой мере у ребенка сформирован предикативный, номинативный и атрибутивный словарь и навыки актуализации слов.
Первая группа заданий направлена на оценку состояния предикативного словаря и предусматривает:
А) подбор глаголов к существительным. Ребенку предлагается назвать действие, которое совершается при помощи названного предмета (Что делают карандашом?), а затем – действие самого предмета (Как передвигается рыба?);
Б) подбор антонимов к словам, обозначающим действия предметов;
В) владение словами-действиями, близкими по значению (шьет – вяжет – вышивает), умение дифференцировать такие слова в речи.
Вторая группа заданий направлена на оценку состояния номинативного словаря:
А) ребенку предлагается назвать предметы на картинках;
Б) подобрать обобщающее слово к группе предъявленных предметных картинок;
В) назвать части предметов. В этом задании дифференцировано оцениваются ответы детей 4 лет (максимальная оценка – 3 балла) и 5-6 лет (максимальная оценка за это задание достигает 4 баллов).
Третья группа речевых проб предусматривает оценку состояния атрибутивного словаря ребенка и выявляет:
А) знание названий основных и оттеночных цветов;
Б) умение подбирать слова-признаки к словам-предметам;
В) умение подбирать антонимы к прилагательным.
Максимальная оценка за серию — 34-35 баллов (для детей 4 и 5-6 лет соответственно).
III серия — Исследование навыков словообразования — состоит из трех групп заданий.
Первая группа включает 5 проб на проверку знания словоформ, обозначающих названия детенышей животных, и умения образовывать такие формы от названия взрослого животного.
Вторая группа состоит из 5 проб, связанных с образованием уменьшительно-ласкательной формы слова.
|
Третья группа заданий самая большая: в ней 15 проб, предусматривающих образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных от существительных.
Максимальный балл за каждую группу заданий совпадает с количеством в ней проб, а за всю серию равен 25.
IV серия — Исследование навыков словоизменения — состоит из пяти групп заданий, по 5 проб в первых четырех заданиях и 10 проб – в последнем задании.
Первая группа заданий предусматривает повторение предложений различной грамматической сложности. По мнению психолингвистов, способность к такому повторению есть показатель общего уровня языковой компетенции. Дети в состоянии воспроизвести предложения того уровня грамматической сложности, которым они овладели в собственной речи. На успешность выполнения этих заданий влияет также объем вербального материала и качество слухоречевой памяти ребенка. При анализе выполнения проб на повторение следует обратить внимание не только на грамматические, но и на лексические ошибки, такие как пропуск слов, словесные замены.
Во второй группе заданий испытуемому предлагается оценить правильность предложений, составленных как в соответствии с нормами языка, так и с их нарушениями.
Третья группа проб предусматривает составление предложений из слов, данных в начальной форме. Выполнение таких заданий требует от ребенка построения внутренней программы высказывания, а также его правильного грамматического оформления, что вызывает большие трудности у детей с системной речевой патологией.
Четвертая группа заданий связана с необходимостью вставить в предложение пропущенный предлог.
В пробах пятой группы детям предлагается образовать формы существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Максимальное количество баллов за всю серию составляет 30 баллов.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!