Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2021-12-11 | 24 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Народы И зраиля и Иудеи по отдельност и не могли отстоять ту большую империю, которой он и владели совм естно при Давиде и С оломоне.
159
П ровинци я Арам (С ирия) на северо-востоке П алестины частично отпала ещ е в прав лени е С оломона, а вскоре превратилась в сильное само стоятельное государство со столице й в Д ам аске. С ири я оказалась грозным соперни ком и для И зраиля, и для Иу деи и часто проникала на из раильскую территорию к вос току от реки И ордан. Все го рода филистим лян, за исклю чением одного, освободились от Иудеи, хотя теперь они уже н е представляли военно й опасности. Аммонитяне так же воспользовались случаем и выш ли из-под власти Израи ля. И, вероятно, точно так же поступили жители М оава. Иу дее в этом отнош ении повезло немного больше, чем Израи л ю: она отчасти удержала контрол ь над торгов ым и пу тям и в районе Акабског о за лива на юге, и Ровоам допол нил многие свои города новы м и укрепления м и (см. 2 П аралипо менон 11:5-12).
Н о утрата столь обшир ны х территорий превратил а
и И зраиль, и Иудею во второстепенн ые государства. Во времена Да вида и С оломона объединенно е царство считалос ь основн ы м цен тром власти во всем регионе, а теперь обе его половины сделались пеш ками в политической игре сверхдержав — Египта и М есопота мии. С илы обеих держав бы ли сущ ественно подорваны вторжением еги петског о ф араона Ш уш енка I (945—924 до н.э.), попытавш егося при-
5. ДВ А Ц АРСТВА
мерно через пят ь лет после раздела И зраиля восстановит ь прежн ю ю класть Египта над Х анаано м, существовавшую до возникновения из раильской нации. Ветхий Завет упоминает об этой военно й кампании Только в связи с Иудеей, рассказы вая, ка к Ровоаму при ш лос ь пожерт - Ю вать и дворцов ым и сокрови щ а ми, и сокрови щ а м и храм а, чтобы Ш уш енк (другой вариант имени — Сусаким — см. 3 Царств 14:25-28) Коти бы не напа л на И ерусалим. П о-видимому, ре ш имост ь Ровоама принесла свои плоды: надпис ь в храме Амона в Ф ивах не упоминает ИИ о каких иудейских городах, захваченных Ш уш енко м, однако при водится списо к плененных израильских городов, а египетска я над пись из М егиддо показывает, что ф арао н прош ел с войска м и почт и по асей П алестине. В храмовой надпис и есть интересна я подробность: некое место назван о «Поле Авраама», и это единственн ы й случай вне Библии, когда челове к с таким имене м имеет отно ш ени е к Палести не. Разумеется, в планы Ш уш енк а не входило оккупироват ь страну, хотя он, конечно ж е, оставил гарнизон ы в стратегически важных ме стах. Более поздний царь Иудеи, Аса, столкнулся с угрозой, исходив шей с той же сторон ы: против него выступил Зара й «Ефиоплянин», т.е. скоре е всего египетский о фиц ер, командовав ш и й войска ми, оставленным и Ш у ш енко м в Ю жн ой П алестине (см. 2 П аралипо м е- нон 14:9-15).
|
М ЕЖ ДОУСОБНЫ Е РАЗДОРЫ
Оба царства постоянно враж довали, и это ещ е более подрывал о их шансы когда-либо возвратит ь свою прежню ю территори ю. Они воева ли примерно пятьдесят лет, споря за пограничные земли к северу от Иерусалима (см. 3 Ц арств 14:30; 15:16-22). П о-видимому, эти ссоры были неизбежны, ведь Давид избрал Иерусалим столицей как раз по тому, что он находился на полпут и между обеими группа ми племен. Но теперь прежне е тактическое преимущ ество обернулос ь уроном в стратегическом отнош ении: столица Иудеи оказалась чересчур близко к рубежам северног о царства и стала крайне уязвимой для нападения. Ровоам, Авия, Аса — цари Иудеи, и И еровоа м, Нават и Вааса — цари И зраиля, долгое время спорили за эти земли. Ц арь И зраиля Вааса су мел приблизитьс я к Иерусалиму на пять миль, и, когда казалось, что он готов к дальнейш ему продвижению, Аса обратился за помощ ью к царю Дамаска Венададу. Этот царь заключил прежде союз с Ваасой, но Аса, по-видимому, сделал ему столь выгодное предложение, что сири-
|
163
ПУТЕВ ОДИ ТЕЛЬ П О ВЕТХО М У ЗАВЕТУ
ец направил армию разорят ь города на севере И зраиля и тем самым вынудил Ваасу отвести свои войска с территории Иудеи.
СОЦИАЛЬНА Я НЕСТАБИЛЬНОСТЬ
С еверное царство И зраил ь тоже оказалось политически нестабиль ным. Теоретически эти племена хотели вернуться к прежне й системе свободной кон ф едерации, где каждый народный вождь выбирался в соответствии с лично й харизмой и проявленной им набожностью. Н о, разумеется, эта идеология не получила применения в качестве поли тическог о и социальног о института. В лучшем случае это означало, го воря слова м и Альбрехта Альта, что И зраил ь становилс я «царство м, основанн ы м на революциях, угодных Богу». На самом деле нация то и дело разбивалась на группировки, ожесточенно споря щ ие о судьбе мо нархии. В итоге дорог а к трону откры валась для лю бог о военног о авантюриста независи мо от его религиозност и и даже наличия у него необходимых качеств лидера. С другой сторон ы, цари, сумевш ие за крепитьс я н а тро не, с о вре м ене м пыталис ь передат ь власт ь своим сыновьям, в особенност и если сами они были обязаны своим возвы ш ение м собственн ы м заслугам. В результате И зраиль постоянно со трясали политические перевороты, а в течение первых пятидесят и лет престол трижды захватывали узурпаторы, убивавшие своих предше ственников. И еровоам правил двадцать один год, но из шести ближай ших его преемнико в только один правил более десяти лет (Вааса), а царствование нескольких продолжалос ь менее года.
Религиозные проблемы
Иеровоам достаточно легко захватил власть на севере, поднявш ись на гребне народного энтузиазма, но затем нужно было переходит ь к по вседневной рутине управления государство м. Здесь И еровоам столк нулся с множеством грозных препятствий, среди которых не послед ним был тот факт, что он не имел подходящ ей столиц ы, достойной стать административны м центром его царства. Ветхий Завет упомина ет три города, по очереди игравш их роль столиц ы: С ихем, П енуэл, Ф ирцу (см. 3 Царств 12:25; 14:17). Быть может, И еровоам руководство вался военн ым и сообра ж ения ми, попрост у отступая из одног о города в другой перед армией Ш уш енка, но более вероятно, что народ по иде ологическим соображениям противился любой попытке создать еди ную столицу. Считалось, что именн о наличие «царског о города» по -
|
164
ДВ А Ц АРСТВА
•полило Соломону пренебрегат ь чувствами народа и вековыми тради циями. К тому же, не имея столицы, И еровоам не мог создать и госу- дирственный аппарат, способствующий его лично му обогащ ени ю.
И все же требовалось передать на постоянной основе хотя бы одну и ι ф ункций Иерусалима какому-либо городу на севере. Храм, постро енн ый в Иерусалиме для ковчега Завета, был частью государстве нной политики, усиливавшей власть и престиж монархии, но он также сим волизировал насущную связь с духовным наследием народа. П оэтому можно было ожидать, что северные племена, вдохновленн ые своей ве рой и преданность ю Завету, воплощ енно му в ковчеге, будут совершать паломничества в Иерусалим. Но политика государства требовала, что бы И еровоам запретил паломничество, поскольку он о означало б ы, что Иерусалим по-прежнему вправе претендоват ь на лояльност ь се верных племен. К тому же свободный проход пилигримо в из одног о государства в другой увеличивал рис к заговоров, которы е могли подо рвать власть И еровоа м а.
П омим о всего прочего, значитель ну ю част ь принадлежавш е й Иеровоаму территории составляли сельские или отдаленные террито рии. Это способствовало отделению от юга, поскольку иерусалимские цари опиралис ь преимущ ественно на поддержку со стороны жителей больших городов. Н о, с другой сторон ы, сельские об щ ин ы в значи тельной мере сохраняли традицио нные ф ормы ханаанских религиоз ны х обрядов, не зависи мых от иерусалимског о культа. Здесь тоже по читали Яхве, но часто почитание совершалось через посредство ритуа ла и системы верований, отражавших отнюдь не идеологию Завета, а унаследованную духовную традицию ханаанског о обряда. Иеровоаму требовалось как-т о объединит ь столь различные религиозны е обычаи, и у него зародилась идея, на первый взгляд разреш авш ая все пробле мы. И еровоам реш ил вытеснить из душ своих подданных иерусалим ский культ, построив свои собственные религиозные центры. Он вы брал место на крайне м севере, где проживал и потомки Д ана, и Вефиль на юге на границе с Иудеей. Эти места были связаны давниш ней тра дицие й не только с ханаански ми верования ми, но и с важными эпизо дами ранне й истории израильског о народ а (см. Бы ти е 12:8; 28:19; Судьи 18:30; 20:18-28; 1 Царств 7:16).
|
Попытки И еровоама устроить новые места культа резко осудили ав торы истории, примыка ющ е й ко В торозако нию. В этих святилищ ах Иеровоам установил золотых тельцов (см. 3 Царств 12:28-33). То была
165
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!