Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2021-12-11 | 37 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Особенности детской психики предопределили введение в УПК специальных норм, регламентирующих порядок допроса несовершеннолетних. В соответствии со ст. 158 УПК свидетелям, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, следователь разъясняет обязанность правдиво рассказать все известное им по делу, не предупреждая об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.
Несовершеннолетние свидетели и потерпевшие, достигшие шестнадцатилетнего возраста, предупреждаются об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Это бывает эффективным средством получения от несовершеннолетних правдивых показаний. При допросе свидетелей в возрасте до четырнадцати лет (а по усмотрению следователя — в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет) вызывается педагог; в случае необходимости вызываются также законные представители несовершеннолетнего или его близкие родственники (ст. 159 УПК). Перед началом допроса этим лицам разъясняются их права и обязанности, что находит свое отражение в протоколе допроса. Они оказывают следователю помощь в получении от допрашиваемого полных и объективных показаний. Они могут с разрешения следователя задавать свидетелю вопросы, т.е. активно участвовать в допросе. Однако следует иметь в виду, что иногда присутствие педагога или родителя на допросе стесняет несовершеннолетнего, приводит к даче им ложных показаний. Если же учесть виновность родителей в преступлениях, совершенных детьми, или факт подстрекательства с их стороны, присутствие родителей на допросе нежелательно.
Выбор лица, которое следует пригласить для участия в допросе, имеет важное тактическое значение. Одни несовершеннолетние охотнее дают показания в присутствии родителей, другие — в присутствии педагога. Педагога или родителя следует проинструктировать, как надо вести себя в процессе допроса. Следственной практике известны случаи, когда лица, приглашенные для участия в допросе, неправильно поняв свои задачи, перехватывали инициативу у следователя и, не имея профессиональной подготовки ведения допросов, срывали их. Мальчиков желательно допрашивать с участием педагогов-мужчин, а девочек — педагогов-женщин. Но перед допросом следует выяснить у несовершеннолетнего, в присутствии кого он хотел бы быть допрошен.
|
В допросе несовершеннолетнего обвиняемого по усмотрению следователя или лица, производящего дознание, может участвовать педагог (ст. 397 У ПК). Причем речь идет лишь о праве, а не обязанности следователя пригласить педагога для участия в допросе.
Уголовно-процессуальный закон не регламентирует обязанности и права педагога, участвующего в допросе несовершеннолетнего. Он участвует в допросе как лицо, обладающее специальными познаниями в области педагогики, детской и юношеской психологии, для оказания органу расследования помощи в получении от несовершеннолетнего полных и достоверных сведений об известных ему обстоятельствах дела. Можно сказать, что в определенной мере педагог контролирует действия лица, производящего допрос.
Одной из особенностей производства по делам несовершеннолетних является участие защитника на предварительном следствии с момента задержания подозреваемого. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого производится следователем только в присутствии защитника. Присутствуя при допросе, защитник оказывает несовершеннолетнему помощь в реализации его прав, с разрешения следователя задает вопросы, направленные на выяснение причин и мотивов совершения преступления, условий его жизни и воспитания, наличия взрослых подстрекателей и на изучение положительных сторон личности несовершеннолетнего.
|
Цель допроса несовершеннолетнего — получение от него показаний, объективно отражающих действительность, и новых сведений об обстоятельствах, подлежащих доказыванию в процессе следствия. Но не следует при этом упускать из виду и воспитательный момент: по возможности надо способствовать смягчению отрицательного воздействия обстановки допроса на неустойчивую психику несовершеннолетнего. Соблюдение этого правила особенно важно по делам о преступлениях против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности. Психика ребенка, испытавшего потрясение, не должна быть травмирована еще и неумелым ведением расследования.
Специфика допроса несовершеннолетнего проявляется и в его подготовке, обстановке, в которой он проводится; в форме вопросов, задаваемых несовершеннолетнему, а также в процессуальном оформлении результатов допроса. Следователь, готовясь к нему, помимо изучения общих вопросов, характерных для подготовки к допросу взрослого свидетеля, изучает среду, в которой живет и воспитывается свидетель, точно устанавливает его возраст, определяет, кого пригласить для участия в допросе несовершеннолетнего: родителей или педагогов. В некоторых случаях следователь предварительно допрашивает родителей или педагогов о характере, склонностях и развитии несовершеннолетнего свидетеля.
Лица, не достигшие шестнадцати лет, вызываются на допрос через родителей или их законных представителей. При этом, как уже упоминалось, следует сократить время между получением извещения и вызовом на допрос. Это делается для того, чтобы не волновать ребенка, избежать возможного разговора несовершеннолетнего о факте вызова с родителями, товарищами или соучастниками, которые могут оказать отрицательное влияние на подростка. При допросе следует выяснить, кто беседовал с несовершеннолетним и как рекомендовали ему вести себя на допросе, не предлагали ли ему эти лица дать неправдивые показания.
Допрос несовершеннолетних желательно начинать с разъяснения функций судебно-следственных органов, полномочий следователя и основных положений закона о судопроизводстве. Затем следует приступить к тщательному выяснению условий жизни и воспитания, состава семьи, ее жилищных и материальных условий, бытового окружения, успеваемости несовершеннолетнего, его интересов, поведения в школе и дома. Допрос ведется в форме беседы, языком, доступным для допрашиваемого. Надеяться на то, что дошкольник либо школьник младших классов даст показания в форме свободного рассказа, не приходится, поэтому допрос проводится в форме постановки вопросов. Роль следователя здесь более активна. Школьник старших классов свои показания уже может дать в виде связного рассказа, который не следует перебивать вопросами. Этим может быть нарушен ход его мыслей, что отрицательно скажется на полноте показаний. Кроме того, излагая свободно показания, он может рассказать о таких обстоятельствах преступления или даже о новых преступлениях, о которых следователь ничего не знал. Ребенка, находящегося в состоянии сильного возбуждения или, наоборот, в состоянии упадка душевных сил, апатии, желательно допросить повторно.
|
Искажения и ошибки в показаниях несовершеннолетних могут произойти в силу неграмотно проведенного допроса, явиться результатом неправильного поведения следователя, который оказал на допрашиваемого внушающее воздействие. Вежливое и культурное обращение с несовершеннолетним — необходимое условие допроса. Допрос ведется таким тоном, каким обычно педагог ведет разговор со своим учеником. Не следует подделываться под так называемый детский язык. Дети скоро почувствуют фальшь и следователь в их глазах потеряет авторитет взрослого. Детям всегда лестно, когда с ними говорят «по-взрослому». Установление контакта с несовершеннолетним — одна из основных задач следователя. Если можно надеяться установить контакт со взрослым в процессе последующих допросов, то такая возможность при допросе несовершеннолетних исключается. Они очень недоверчивы к людям, к которым не прониклись симпатией.
Обстановка допроса должна также располагать к откровенной беседе. Малолетнего желательно допрашивать в условиях, как можно более близких к его повседневному окружению (школа, детдом, детсад и т.д.). В помещении милиции они лишаются смелости, доверия, иногда проявляют страх. Несовершеннолетнего свидетеля старших возрастных групп следует допрашивать в более официальной обстановке, чтобы он чувствовал ответственность за свои показания. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого проводится в кабинете следователя.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!