Процессуальные особенности допроса несовершеннолетних — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Процессуальные особенности допроса несовершеннолетних

2021-12-11 37
Процессуальные особенности допроса несовершеннолетних 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенности детской психики предопределили введение в УПК специальных норм, регламентирующих порядок допроса несовер­шеннолетних. В соответствии со ст. 158 УПК свидетелям, не до­стигшим шестнадцатилетнего возраста, следователь разъясняет обязанность правдиво рассказать все известное им по делу, не предупреждая об уголовной ответственности за отказ или уклоне­ние от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.

Несовершеннолетние свидетели и потерпевшие, достигшие шест­надцатилетнего возраста, предупреждаются об уголовной ответ­ственности за дачу заведомо ложных показаний. Это бывает эффек­тивным средством получения от несовершеннолетних правдивых показаний. При допросе свидетелей в возрасте до четырнадцати лет (а по усмотрению следователя — в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет) вызывается педагог; в случае необходимости вы­зываются также законные представители несовершеннолетнего или его близкие родственники (ст. 159 УПК). Перед началом до­проса этим лицам разъясняются их права и обязанности, что находит свое отражение в протоколе допроса. Они оказывают следователю помощь в получении от допрашиваемого полных и объективных по­казаний. Они могут с разрешения следователя задавать свидете­лю вопросы, т.е. активно участвовать в допросе. Однако следует иметь в виду, что иногда присутствие педагога или родителя на допросе стесняет несовершеннолетнего, приводит к даче им ложных показаний. Если же учесть виновность родителей в преступ­лениях, совершенных детьми, или факт подстрекательства с их сто­роны, присутствие родителей на допросе нежелательно.

Выбор лица, которое следует пригласить для участия в допро­се, имеет важное тактическое значение. Одни несовершеннолет­ние охотнее дают показания в присутствии родителей, другие — в присутствии педагога. Педагога или родителя следует проинструк­тировать, как надо вести себя в процессе допроса. Следственной практике известны случаи, когда лица, приглашенные для участия в допросе, неправильно поняв свои задачи, перехватывали инициа­тиву у следователя и, не имея профессиональной подготовки веде­ния допросов, срывали их. Мальчиков желательно допрашивать с участием педагогов-мужчин, а девочек — педагогов-женщин. Но перед допросом следует выяснить у несовершеннолетнего, в при­сутствии кого он хотел бы быть допрошен.

В допросе несовершеннолетнего обвиняемого по усмотрению следователя или лица, производящего дознание, может участво­вать педагог (ст. 397 У ПК). Причем речь идет лишь о праве, а не обязанности следователя пригласить педагога для участия в до­просе.

Уголовно-процессуальный закон не регламентирует обязаннос­ти и права педагога, участвующего в допросе несовершеннолетне­го. Он участвует в допросе как лицо, обладающее специальными познаниями в области педагогики, детской и юношеской психоло­гии, для оказания органу расследования помощи в получении от несовершеннолетнего полных и достоверных сведений об извест­ных ему обстоятельствах дела. Можно сказать, что в определен­ной мере педагог контролирует действия лица, производящего допрос.

Одной из особенностей производства по делам несовершен­нолетних является участие защитника на предварительном след­ствии с момента задержания подозреваемого. Допрос несовершен­нолетнего подозреваемого производится следователем только в присутствии защитника. Присутствуя при допросе, защитник ока­зывает несовершеннолетнему помощь в реализации его прав, с разрешения следователя задает вопросы, направленные на выяс­нение причин и мотивов совершения преступления, условий его жизни и воспитания, наличия взрослых подстрекателей и на изу­чение положительных сторон личности несовершеннолетнего.

Цель допроса несовершеннолетнего — получение от него по­казаний, объективно отражающих действительность, и новых све­дений об обстоятельствах, подлежащих доказыванию в процессе следствия. Но не следует при этом упускать из виду и воспитатель­ный момент: по возможности надо способствовать смягчению от­рицательного воздействия обстановки допроса на неустойчивую психику несовершеннолетнего. Соблюдение этого правила особен­но важно по делам о преступлениях против жизни, здоровья, сво­боды и достоинства личности. Психика ребенка, испытавшего по­трясение, не должна быть травмирована еще и неумелым ведением расследования.

Специфика допроса несовершеннолетнего проявляется и в его подготовке, обстановке, в которой он проводится; в форме вопро­сов, задаваемых несовершеннолетнему, а также в процессуальном оформлении результатов допроса. Следователь, готовясь к нему, помимо изучения общих вопросов, характерных для подготовки к допросу взрослого свидетеля, изучает среду, в которой живет и воспитывается свидетель, точно устанавливает его возраст, опре­деляет, кого пригласить для участия в допросе несовершеннолет­него: родителей или педагогов. В некоторых случаях следователь предварительно допрашивает родителей или педагогов о характе­ре, склонностях и развитии несовершеннолетнего свидетеля.

Лица, не достигшие шестнадцати лет, вызываются на допрос че­рез родителей или их законных представителей. При этом, как уже упоминалось, следует сократить время между получением извеще­ния и вызовом на допрос. Это делается для того, чтобы не волновать ребенка, избежать возможного разговора несовершеннолетнего о факте вызова с родителями, товарищами или соучастниками, кото­рые могут оказать отрицательное влияние на подростка. При допро­се следует выяснить, кто беседовал с несовершеннолетним и как ре­комендовали ему вести себя на допросе, не предлагали ли ему эти лица дать неправдивые показания.

Допрос несовершеннолетних желательно начинать с разъяс­нения функций судебно-следственных органов, полномочий сле­дователя и основных положений закона о судопроизводстве. За­тем следует приступить к тщательному выяснению условий жизни и воспитания, состава семьи, ее жилищных и материальных усло­вий, бытового окружения, успеваемости несовершеннолетнего, его интересов, поведения в школе и дома. Допрос ведется в форме беседы, языком, доступным для допрашиваемого. Надеяться на то, что дошкольник либо школьник младших классов даст показания в форме свободного рассказа, не приходится, поэтому допрос про­водится в форме постановки вопросов. Роль следователя здесь более активна. Школьник старших классов свои показания уже может дать в виде связного рассказа, который не следует перебивать вопросами. Этим может быть нарушен ход его мыслей, что отрицательно скажется на полноте показаний. Кроме того, изла­гая свободно показания, он может рассказать о таких обстоятель­ствах преступления или даже о новых преступлениях, о которых следователь ничего не знал. Ребенка, находящегося в состоянии сильного возбуждения или, наоборот, в состоянии упадка душев­ных сил, апатии, желательно допросить повторно.

Искажения и ошибки в показаниях несовершеннолетних мо­гут произойти в силу неграмотно проведенного допроса, явиться результатом неправильного поведения следователя, который ока­зал на допрашиваемого внушающее воздействие. Вежливое и куль­турное обращение с несовершеннолетним — необходимое усло­вие допроса. Допрос ведется таким тоном, каким обычно педагог ведет разговор со своим учеником. Не следует подделываться под так называемый детский язык. Дети скоро почувствуют фальшь и следователь в их глазах потеряет авторитет взрослого. Детям всег­да лестно, когда с ними говорят «по-взрослому». Установление кон­такта с несовершеннолетним — одна из основных задач следователя. Если можно надеяться установить контакт со взрослым в процессе последующих допросов, то такая возможность при до­просе несовершеннолетних исключается. Они очень недоверчи­вы к людям, к которым не прониклись симпатией.

Обстановка допроса должна также располагать к откровенной беседе. Малолетнего желательно допрашивать в условиях, как мож­но более близких к его повседневному окружению (школа, детдом, детсад и т.д.). В помещении милиции они лишаются смелости, до­верия, иногда проявляют страх. Несовершеннолетнего свидетеля старших возрастных групп следует допрашивать в более офици­альной обстановке, чтобы он чувствовал ответственность за свои показания. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого проводит­ся в кабинете следователя.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.