Возрастные и психологические особенности несовершеннолетних — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Возрастные и психологические особенности несовершеннолетних

2021-12-11 53
Возрастные и психологические особенности несовершеннолетних 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Допрос несовершеннолетних имеет свою специфику, которая обусловлена возрастными особенностями, своеобразием психоло­гии детей и подростков. Поэтому его проведение предусматрива­ет дополнительные процессуальные гарантии, обеспечивающие объективность и применение особых тактических приемов, разра­батываемых криминалистикой.

Педагогика и психология различают шесть групп несовершеннолетних в зависимости от их возраста и психического развития: младенческий возраст (от рождения до года); раннее детство (от года до 3 лет); дошкольный (от 3 до 7 лет); младший школьный возраст (от 7 до 11 лет); подростки (от 11 до 14—15 лет); старший школьный возраст (от 14—15 до 17—18 лет). Рассмотрим возраст­ную таблицу психологических особенностей несовершеннолетних последних четырех групп, которые могут быть допрошены на пред­варительном следствии. С учетом этих особенностей строится так­тика допроса, формулируются вопросы, избирается линия пове­дения следователя.

Дошкольники от 3 до 7 лет начинают осмысливать окружаю­щую их действительность, запоминать и логически передавать ви­денное. Особенностью их восприятия является то, что они плохо еще разбираются в причинных связях, воспринимают событие не в целом, а лишь отдельные факты, второстепенные его стороны. Дети этого возраста, наблюдая за действиями взрослых, старают­ся им подражать, что особенно ярко проявляется в игре. К концу дошкольного возраста дети приобретают простейшие формы ло­гического мышления. Если предмет допроса ребенку понятен, он может быть допрошен независимо от возраста.

У детей младшего школьного возраста от 7 до 11 лет уже вы­рабатываются навыки преднамеренного восприятия, логического рассуждения и повествования. Дети этого возраста еще не всегда могут правильно отличить главное от второстепенного, поэтому отсутствие знаний заменяют воображением и фантазией, а их ре­зультаты выдают за подлинную действительность. При восприятии пространственных отношений они склонны к преувеличению, не всегда способны описать виденные ими предметы, но хорошо их узнают. Поэтому в процессе допроса для оживления памяти целе­сообразно предъявлять ребенку эти предметы. Часто дети воспри­нимают общую картину события лучше взрослых, надолго сохра­няют в памяти его детали.

Психология подростков среднего школьного возраста от 11 до 14—15 лет характеризуется более широкими познавательными процессами, усилением самосознания, появлением чувства долга и ответственности, потребности в общении. Подростки стараются проявлять самостоятельность в работе, подражать взрослым, но в силу возрастных особенностей психики не всегда правильно вос­принимают поступки людей. Поэтому иногда встречаются случаи, когда подростки одобряют отрицательные действия морально не­устойчивых людей. Дети этого возраста подвержены внушению, которое сказывается особенно сильно в тех случаях, когда обстоя­тельства, подлежащие выяснению при допросе, были предметом обсуждения взрослых в присутствии детей. В этой ситуации дети повторяют высказывания взрослых.

Но не только разговоры взрослых могут воздействовать на де­тей. Вторая опасность кроется в самом допросе, вернее, в формули­ровках вопросов, которые ставятся перед допрашиваемым. Вопро­сы должны быть так сформулированы и в такой последовательности поставлены, чтобы исключить внушение.

Старший школьный возраст (с 14—15 до 17—18 лет) — это неустойчивый, критический период в жизни несовершеннолетне­го. Подростки начинают превращаться в юношей, определяют свою судьбу, у них формируется мировоззрение, появляется потребность к самостоятельности, стремление освободиться из-под опеки ро­дителей и учителей. Это так называемый переходный период — период становления личности, утверждения ее в обществе. Пси­хика таких несовершеннолетних характеризуется стремлением к самостоятельности и независимости, преувеличенным мнением о своих способностях и возможностях, их поведению свойственны по­вышенная активность и подвижность, большая возбудимость и рез­кая смена настроения. Характер и мировоззрение еще не сформиро­вались полностью. Порой подростки этого возраста не в состоянии отличить хорошее от плохого, смелость от лихачества, свободу от сво­еволия, чувство собственного достоинства от себялюбия, реальную мечту от фантазии; бывают готовы ради ложного геройства и не­правильно понятого товарищества совершить преступление, взять на себя чужую вину.

К полному совершеннолетию, т.е. к 18 годам, формируется та зрелость, которая свойственна каждому человеку и которая опре­деляет его лицо в обществе.

Наряду с этими основными особенностями личности, прису­щими несовершеннолетним соответствующих возрастных групп, психические качества различны и индивидуальны у каждого несо­вершеннолетнего. Поэтому следователь должен знать не только психические особенности той возрастной группы, к которой отно­сится допрашиваемый, но также хорошо знать и его личные качест­ва. Эта необходимость подтверждается и тем, что психические осо­бенности допрашиваемого могут оказывать существенное влияние на восприятие и запоминание им обстоятельств, интересующих следствие, а также на последующее их воспроизведение при до­просе.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.