Лягушка-путешественница. (Сказка.) — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Лягушка-путешественница. (Сказка.)

2021-10-05 32
Лягушка-путешественница. (Сказка.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(4). Утки летели низко над землей. Лягушка хотела, чтобы все видели ее. Пролетая над деревней, лягушка-путешественни­ца прислушивалась, что говорят о ней люди. Дети увидели уток, которые несли лягушку. Ребята стали размахивать руками и кричать.

(1) Наступила осень. Мелкий холодный дождь моросит на болоте. Только у зеленой лягушки хорошее настроение, потому что лягушки любят дождь. Лягушка увидела стаю уток, кото­рые сели на болото.

(6). Но лягушка упала не на твердую дорогу, а в грязный пруд. Местные лягушки испугались и попрятались в воду. По­том они выплыли, и лягушка-путешественница стала рассказы­вать, как она путешествовала. Лягушки слушали путешествен­ницу и восхищались ее хитростью и умом.

(2). Она подплыла к уткам и стала с ними говорить. Она узнала, что они летят на юг, где всегда тепло, много корма.


Лягушка попросила уток, чтобы они взяли ее с собой. Утка очень удивились: ведь лягушка не умеет летать. Но лягушка придумала, что надо делать.

(5). Лягушка была счастлива, что все обращают на нее внимание. Она слышала крики людей. Позабыв об осторожно­сти, лягушка крикнула: «Это я! Это я придумала!» С этим криком она выпустила прутик и сорвалась с прутика вниз. Од­на из уток хотела подхватить бедную лягушку, но промахнулась.

(3). Лягушка нашла прутик и сказала двум уткам, чтобы они взяли концы этого прутика в свои клювы, а она ртом при­цепится за его середину. Добрые утки согласились. Лягушка предупредила их, чтобы они не крякали и не выпустили пру­тик. И вот утки взлетели с лягушкой и полетели на юг.

Помощники.

(2). Она быстро набрала себе воды, отнесла ведро домой и позвала свою подругу Нину. Вместе с Ниной они подошли к старушке, взяли у нее по одному ведру с водой и помогли старушке дойти домой.

(4). А весной пионеры вскопали старушке огород, где она посадила овощи. Миша и Коля прибили к дереву скворечник.

Старушка благодарила пионеров за помощь.

(1). Наступила зима. На земле много снега. Старушка с коромыслом медленно пробиралась к колодцу. Навстречу ста­рушке к колодцу подошла Валя. Она видела, как старушке трудно идти. И Валя решила помочь старушке.

(3). С этого дня девочки вместе со всем пионерским звеном стали помогать старушке. Ребята приносили из колодца воду, очищали двор от снега, кололи дрова, топили печь.

Синичка.

(2). Витя взял синичку и отнес ее в детский сад. Все дети обрадовались, когда увидели живую птичку. А воспитательница взяла у Вити синичку и посадила ее в клетку.

(4). Ребята полюбили синичку, и никто не обижал ее. А когда пришла весна, пригрело солнышко и деревья покрылись молодой зеленью, дети вынесли клетку во двор. Они открыли клетку и выпустили синичку на свободу. Крылышко у нее уже зажило, и синичка радостно полетела.

(3). Ребята поставили клетку с синичкой на стол. Они на­лили ей воду в блюдце и насыпали корм. Все дети с интересом рассматривали синичку.

(1). Однажды зимой Витя и Сережа увидели на снегу си­ничку. Витя нагнулся к ней, птичка жалобно пискнула. Синич­ка не могла лететь, у нее было перебито крылышко.


Юные патриоты.

(2). Мальчики договорились, что Сережа останется в лесу и будет незаметно следить за незнакомцем, а Павлик быстро побежит на заставу и предупредит пограничников.

Павлик побежал на пограничную заставу.

(1). Это произошло у пограничной заставы.

Ранним утром Павлик и Сережа собирали в лесу грибы и

орехи.

Вдруг они увидели осторожно крадущегося человека. Де­ти остановились и притихли. Человек был им незнаком.

(4). А через несколько дней командир заставы вызвал Пав­лика и Сережу к себе. Он вручил мальчикам грамоту и побла­годарил их за то, что они помогли пограничникам задержать

врага.

(3). Когда Павлик сообщил на заставе о шпионе, командир заставы приказал двум пограничникам с собакой идти за маль­чиком. Они быстро пошли. Увидев шпиона, собака рванулась вперед. Она бросилась на шпиона и повалила его ка землю.

Пограничники привели незнакомца на заставу.

Приключение в лесу.

(4). Неожиданно сверху раздался радостный Сашин крик. Отец поднял голову и увидел сына на ветке дерева. Мальчик слез с дерева и бросился к отцу. Они поехали домой.

(1). Избушка лесника была в лесу. В избушке жил мальчик со своим отцом. Мальчика звали Сашей. Однажды зимой Саша попросил у отца разрешения пойти на охоту. Отец разрешил. Саша взял ружье, оделся потеплее и на лыжах пошел в лес.

(3). Отец долго ждал сына и начал беспокоиться. Лесник отправился в лес и стал искать Сашу. Он шел по следу сына. И вдруг он увидел у дерева лыжи, ружье и шапку Саши. Отец очень испугался, потому что заметил много волчьих следов.

(2). Мальчик далеко отошел от дома. Солнце село, и стало быстро темнеть. Вдруг Саша услышал близко вой волков. Он испугался, бросил лыжи и ружье, а сам залез на дерево. Вол­ки окружили дерево и хотели схватить мальчика. Саша бросил в них шапку, но волки не испугались. Они были голодные и злые.

Ледоход.

(3). Ребята и взрослые, счастливые и довольные, пошли до­кой. Впереди шел дедушка Егор, а за ним ребятишки с собакой и Дядя Вася.

(1). Весной солнышко пригрело землю. Лед начал ломаться. На берегу широкой реки собрались ребятишки. Они с интересом

116

11Т


смотрели на реку, на плывущие льды. Миша с дедушкой Егором тоже пришли посмотреть ледоход.

Вдруг на одной из льдин Миша заметил собаку. Она мета­лась по льдине, жалобно скулила и лаяла. Ребята стали звать собаку.

(2). У дяди Васи был багор. Он бросился к собаке на по­мощь. Дядя Вася зацепил багром льдину и потащил ее к берегу. Ребята радостно встретили собаку.

ДЕФОРМИРОВАННЫЕ ТЕКСТЫ

ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ

ПО ДЕМОНСТРАЦИИ ДЕЙСТВИЙ

1.  Санитар Витя проверил руки у детей. Миша открыл фор­
точку. Лида вытерла доску. В класс вошел учитель. Начался
урок.

Деформированный текст. Начался урок. Лида вытерла доску. В класс вошел учитель. Санитар Витя проверил руки у детей. Миша открыл форточку.

2.  Вова вошел в класс. Он подошел к парте и сел. Мальчик
достал книгу и стал читать.

Деформированный текст. Он подошел к парте и сел. Вова вошел в класс. Мальчик достал книгу и стал читать.

3.  Учительница вошла в класс. Она открыла форточку.
Потом учительница села за стол.

Деформированный текст. Потом учительница села за стол. Учительница вошла в класс. Она открыла форточку.

4.  Юля рисовала на доске дом. Девочка положила мел на
стол. Потом Юля села на свое место.

Деформированный текст. Потом Юля села на свое место. Девочка положила мел на стол. Юля рисовала на доске дом.

5.  Миша подошел к шкафу. Он открыл шкаф. Мальчик до­
стал из шкафа книгу.

Деформированный текст. Мальчик достал из шкафа книгу. Он открыл шкаф. Миша подошел к шкафу.

6.  Таня пишет на доске. Потом она моет руки. Девочка по­
дошла к парте, достала конфету. Таня ест конфету.

Деформированный текст. Девочка подошла к парте, до­стала конфету. Таня пишет на доске. Таня ест конфету. Потом она моет руки.

7.  Саша подошел к парте и сел. Он надел наушники. Маль­
чик внимательно слушает учителя.

Деформированный текст. Он надел наушники. Саша подо­шел к парте и сел. Мальчик внимательно слушает учителя.

8.  Юра сидел на стуле и читал книгу. Вася постучал в
дверь. Юра услышал стук и открыл дверь. Вася вошел в
класс,

118


Деформированный текст. Юра услышал стук и открыл верь. Юра сидел на стуле и читал книгу. Вася вошел к класс. постучал в дверь.

ДЕФОРМИРОВАННЫЕ ТЕКСТЫ

ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ

ПО ИНСЦЕНИРОВКАМ

1. Саша и Коля гуляли в лесу. Ежик сидел под елкой. Са­
ша заметил ежика. Он взял ежика и понес его домой. Саша
ухаживал за ежиком, кормил и поил его.

Деформированный текст. Саша заметил ежика. Саша уха­живал за ежиком, кормил и поил его. Саша и Коля гуляли в лесу. Он взял ежика и понес его домой. Ежик сидел под елкой.

2. Мама ушла на работу. Вася подметает пол. Зина поли­
вает цветы. Нина моет посуду. Мама пришла с работы. Маме
приятно, что дети помогли ей.

Деформированный текст. Нина моет посуду. Мама ушла на работу. Вася подметает пол. Маме приятно, что дети помог­ли ей. Зина поливает цветы. Мама пришла с работы.

3. Петя заболел и остался дома. После уроков Серелса при­
шел к нему домой. Сережа принес Пете книгу. В книге веселые
рассказы, много картинок. Ребята читали и громко смеялись.

Деформированный текст. Сережа принес Пете книгу. Петя заболел и остался дома. В книге веселые рассказы, много кар­тинок. После уроков Сережа пришел к нему домой. Ребята читали и громко смеялись.

4. У Юры болит сердце. Мама положила мальчика в пос­
тель. Пришел врач и выписал лекарство. Юре грустно. Скучно
лежать одному. Но вот послышались голоса. Мальчик радост­
но улыбается. Это идут товарищи.

Деформированный текст. Юре грустно. Скучно лежать од­ному. у Юры болит сердце. Мама положила мальчика в пос­тель. Но вот послышались голоса. Мальчик радостно улыбает­ся. Это идут товарищи. Пришел врач и выписал лекарство.

5. Сегодня Коля Иванов дежурный. Он принес в класс жур­
нал и тетради. Коля кладет тетради на парту. Наташа Воронова
тоже дежурная. Она поливает цветы. Потом вытирает тряпкой
Доску. Кладет мел. К урокам все готово. Входит учитель, на­
чинается первый урок.

Деформированный текст. Наташа Воронова тоже дежур­ная. Она поливает цветы. Потом вытирает тряпкой доску.

1 В приведенных текстах имеется несколько правильных вариантов по-;леДовательности, приведен же один примерный вариант. Это даст возмож-ость учителю работать над вариативностью детских работ, конкретно по-азать детям различные возможности выражения мысли и последователь­ней изложения.

119


 

Кладет мел. Коля кладет тетради на парту. К урокам все готово Входит учитель, начинается первый урок. Сегодня Коля Иванов дежурный. Он принес в класс журнал и тетради.

За грибами.

Однажды летом дети пошли в лес за грибами. Долго они собирали грибы. Набрали полные корзинки. Вышли дети на поляну. Сели на травку и стали считать грибы. Вдруг они ус­лышали вой волков. Дети вскочили, бросили свои грибы и убежали домой.

Деформированный текст. Вышли дети на поляну. Сели на травку и стали считать грибы. Долго они собирали грибы. На­брали полные корзинки. Дети вскочили, бросили свои грибы и убежали домой. Однажды летом дети пошли в лес за гриба­ми. Вдруг они услышали вой волков.

Пионер спас поезд.

Идет Володя Соколов из школы мимо железной дороги. Вдруг видит, что рельс сломан. А скоро должен пройти поезд. Вот уже слышны гудки, поезд близко. Володя снял пионерский галстук и стал махать. Машинист увидел его и остановил поезд. Выбежали люди из вагонов и благодарят Володю. Молодец, Володя!

Деформированный текст. Вдруг видит, что рельс сломан. А скоро должен пройти поезд. Вот уже слышны гудки, поезд близко. Выбежали люди из вагонов и благодарят Володю. Мо­лодец, Володя! Идет Володя Соколов из школы мимо железной дороги. Машинист увидел его и остановил поезд. Володя снял пионерский галстук и стал махать.

Храбрец.

Дети шли в школу. Вдруг из ворот выскочила собака. Она с лаем кинулась на детей. Дети закричали и побежали. Один Антоша остался на месте. Он погрозил собаке пальцем. Собака замолчала и подбежала к Антоше. Антоша погладил собаку и пошел к школе. Собака тихо пошла за ним.

Деформированный текст. Собака замолчала и подбежала к Антоше. Дети шли в школу. Дети закричали и побежали. Он погрозил собаке пальцем. Собака тихо пошла за ним. Один Ан­тоша остался на месте. Вдруг из ворот выскочила собака. Ан­тоша погладил собаку и пошел к школе. Она с лаем кинулась на детей.


Услужливый мальчик.

Пионер Саша сидел на скамье и читал книгу. Мимо шла старушка и несла ведро с водой. Саша увидел, что старушке тяжело. Он вскочил, подбежал к бабушке и взял ведро. Маль­чик помог старушке донести ведро. Он поступил хорошо.

Деформированный текст. Он поступил хорошо. Пионер Саша сидел на скамье и читал книгу. Саша увидел, что ста­рушке тяжело. Мимо шла старушка и несла ведро с водой. Он вскочил, подбежал к бабушке и взял ведро. Мальчик помог старушке донести ведро.

ДЕФОРМИРОВАННЫЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПО СЛОВЕСНОМУ ПЛАНУ

Пионер помог пограничникам.

Это случилось недалеко от границы.

Пионер Коля Васильев собирал в лесу грибы. Вдруг он увидел незнакомого человека.

Незнакомец подошел к Коле и угостил его конфетой. Потом он спросил, как пройти в город. Пионер догадался, что это

шпион.

Коля показал врагу дорогу, которая вела на пограничную заставу. Там были пограничники. Шпион пришел к заставе. Здесь его арестовали.

Деформированный текст. Коля показал врагу дорогу, ко­торая вела на пограничную заставу. Там были пограничники. Шпион пришел к заставе. Здесь его арестовали.

Это случилось недалеко от границы.

Незнакомец подошел к Коле и угостил его конфетой. Потом он спросил, как пройти в город. Пионер догадался, что это

шпион.

Пионер Коля Васильев собирал в лесу грибы. Вдруг он уви­дел незнакомого человека.

План1.

1. Где это было?

2. Кого Коля встретил в лесу?

3. О чем догадался Коля?

4. Как Коля помог пограничникам?


 


120


1 Мы предлагаем планы в двух вариантах: в форме вопросительных и в Форме повествовательных предложений.

121


План.

1. Недалеко от границы.

2. Встреча в лесу.

3. Это шпион.

4. Помощь пограничникам.

Ласточки и кот.

Ласточки на крутом берегу реки сделали гнезда.

Однажды гнезда увидел кот. Он захотел из гнезд птенчиков достать и пополз к гнездам.

Ласточки подлетели к коту и стали его клевать. Хотел кот схватить ласточку, но промахнулся.

Упал кот в воду, мокрый вылез на берег.

Деформированный текст. Упал кот в воду, мокрый вылез на берег.

Ласточки на крутом берегу реки сделали гнезда.

Ласточки подлетели к коту и стали его клевать. Хотел кот схватить ласточку, но промахнулся.

Однажды гнезда увидел кот. Он захотел из гнезд птенчиков достать и пополз к гнездам.

План.

1. Где сделали ласточки гнезда?

2. Что хотел сделать кот?

3. Как ласточки боролись с котом?

4. Что стало с котом?

План.

1. Гнезда ласточек.

2. Кот на берегу реки.

3. Ласточки борются с котом.

4. Кот упал в воду.

Тимуровцы.

Отец маленькой Нины погиб на фронте. Мама стала рабо­тать на заводе. Рано утром она ушла на работу. Осталась Нина одна дома.

Об этом узнали школьники. Пришли они к Нине домой. Коля и Витя дров напилили, а Саша их расколол. Зина воды принесла, а потом с Ниной поиграла.

Вернулась после работы мама Нины и поблагодарила пио­неров.

Деформированный текст. Вернулась после работы мама Нины и поблагодарила пионеров.

122


Об этом узнали школьники. Пришли они к Нине домой.

Коля и Витя дров напилили, а Саша их расколол. Зина во­ды принесла, а потом с Ниной поиграла.

Отец маленькой Нины погиб на фронте. Мама стала рабо-тать на заводе. Рано утром она ушла на работу. Осталась Нина одна дома.

План.

1. Почему Нина осталась одна дома?

2. Как пионеры помогли маме Нины?

3. За что мама Нины поблагодарила пионеров?

План.

1. Нина одна дома.

2. Пионеры помогают маме Нины.

3. Мама Нины благодарит пионеров.

Дождь в лесу.

Летом я пошел в лес за грибами. Я набрал их полную кор­зинку и пошел домой.

Вдруг начался дождь. Я сел под большой дуб. Блеснула молния. Над головой затрещало, потом большая ветка удари­ла меня по голове. Я упал.

Когда я очнулся, дождь перестал. Очень болела голова. Я нащупал большую шишку.

Я нашел свою шапку и побежал домой.

Деформированный текст. Я нашел свою шапку и побежал домой.

Вдруг начался дождь. Я сел под большой дуб. Блеснула молния. Над головой затрещало, потом большая ветка удари­ла меня по голове. Я упал.

Летом я пошел в лес за грибами. Я набрал их полную кор­зинку и пошел домой.

Когда я очнулся, дождь перестал. Очень болела голова. Я нащупал большую шишку.

План.

1. Где я был однажды летом?

2. Что случилось со мной во время грозы?

3. Как я чувствовал себя после дождя?

4. Куда я побежал?

План.

1. В лес за грибами.

2. Гроза.

3. После дождя.

4. Возвращение домой.

123


Октябрята — дружные ребята.

Однажды весной октябрята из нашей школы пошли в парк Там были посажены молодые деревья. Оля подошла к одному деревцу и сильно его тряхнула. На землю посыпались май­ские жуки.

Октябрята переходили от одного дерева к другому и тряс­ли их.

Ребята быстро собирали жуков в коробки. Когда коробки наполнялись, их бросали в костер.

Три дня трудились ребята. Так октябрята спасли деревья от вредных насекомых.

Деформированный текст. Октябрята переходили от одного дерева к другому и трясли их.

Три дня трудились ребята. Так октябрята спасли деревья от вредных насекомых.

Однажды весной октябрята из нашей школы пошли в парк. Там были посажены молодые деревья. Оля подошла к одному деревцу и сильно его тряхнула. На землю посыпались май­ские жуки.

Ребята быстро собирали жуков в коробки. Когда коробки наполнялись, их бросали в костер.

План.

1. Куда пошли октябрята?

2. Что делали ребята в парке?

3. Как они уничтожали жуков?

4. Какое полезное дело сделали октябрята?

План.

1. Октябрята работают в парке.

2. Очистка деревьев от жуков.

3. Жуков жгут в костре.

4. Деревья спасли!

Находка.

Дело было к вечеру. Герасим шел вдоль реки и глядел на воду. Вдруг в тине он увидел щенка. Герасим подхватил его одной рукой и пустился домой.

Дома он уложил щенка на кровать. Он сбегал в конюшню за соломой, а потом в кухню за молоком.

Собачка была очень маленькая, ей было всего недели три. Она не умела пить из чашечки, а только дрожала и щурилась. Тогда Герасим пригнул ее мордочку к молоку, и собачка на­чала пить с жадностью.

Герасим стоял и глядел на нее, словно мать на ребенка. Всю ночь он ухаживал за щенком. Рано утром он заснул на кровати, где лежала собачка.

Деформированный текст. Герасим стоял и глядел на нее,

124


ляовно мать на ребенка. Всю ночь он ухаживал за щенком, рано утром он заснул на кровати, где лежала собачка.

Дело было к вечеру. Герасим шел вдоль реки и глядел на воду- Вдруг в тине он увидел щенка. Герасим подхватил его одной рукой и пустился домой.

Собачка была очень маленькая, ей было всего недели три. Она не умела пить из чашечки, а только дрожала и щури­лась. Тогда Герасим пригнул ее мордочку к молоку, и собачка начала пить с жадностью.

Дома он уложил щенка на кровать. Он сбегал в конюшню за соломой, а потом в кухню за молоком.

План.

1. Кого нашел Герасим вечером у реки?

2. Куда принес Герасим щенка?

3. Как Герасим поил собачку?

4. Почему Герасим заснул рано утром?

План.

1. Герасим находит щенка.

2. Герасим приносит солому и молоко для щенка.

3. Герасим кормит собачку.

4. Всю ночь Герасим ухаживает за щенком.

ТЕКСТЫ ДЛЯ ИЗЛОЖЕНИЙ

Синичка.

Зимой к дому прилетела синичка. У окна стояли дети. Им стало жалко синичку. Дети открыли форточку. Синичка вле­тела в комнату. Птичка была голодна. Она стала клевать хлебные крошки на столе.

Находка.

Однажды Коля и Витя гуляли в лесу. Там под деревом си­дел щенок и жалобно пищал. Ребята взяли щенка домой. Коля принес щенку молока. Щенок поел и уснул.

Котенок и клубок.

Бабушка оставила на столе клубок ниток. Котенок прыгнул на стол. Лапкой он скатил клубок на пол. Он стал играть клуб­ком. Нитки запутались. Пришла бабушка и прогнала котенка.

Старушка.

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла ста-Рушка. Было очень скользко. Старушка упала. Мальчик помог старушке встать.

125


Ласточка и стриж.

Ласточка слепила гнездо. Увидел гнездо стриж и занял его Ласточка позвала на помощь других ласточек. Вместе они вы-гнали стрижа из гнезда.

Котята.

На столе стояла кружка с молоком. Зина накрыла молоко салфеткой и ушла. А возле стола играли котята. Один котенок схватил салфетку и потащил. Кружка упала на пол. Молоко разлилось. Котята рады. Они стали лакать молоко.

Кошка и ежик.

Принес Миша из лесу ежика. Свернулся ежик в клубок, только колючки видны. Заметила ежа кошка. Подкралась она к ежику и цап его лапкой! Уколола кошка лапу и спряталась под стол. Долго сидела там кошка. Она лизала лапу, а на ежа не смотрела.

Волки.

Было жаркое лето. На горе паслось стадо баранов. Пастух лег отдохнуть и заснул. К стаду подкрался волк. Волк был очень голоден. Он схватил одного барана. У пастуха была со­бака овчарка. Погналась она за волком и отняла барана. Волк убежал голодным.

Хитрая лиса.

За лисицей гнались собаки. Лисица устала, бежит, еле ды­шит. А собаки догоняют ее.

Лиса вдруг прилегла к земле. Собаки с разбегу пронеслись вперед. А плутовка — в сторону да в кусты. Собаки ее не нашли.

Птенчик.

Над окном одного дома было ласточкино гнездо. В гнезде сидели птенчики. Вдруг один птенчик упал из гнезда. Ласточ­ки заметили, что птенчик упал. Они кружились над птенчиком и громко щебетали.

Мимо шел пионер. Он поднял птенчика и посадил его в гнездо. Ласточки успокоились и полетели кормить птенцов.

126


Новичок.

В класс пришел новичок. Это был Вася Кузовкин. Он долго болел и сильно отстал.

Ребята стали помогать ему. Сосед по парте учил Васю ре-ть задачи. Отличница Люся писала с ним диктант. Вася хорошо стал отвечать у доски. Он получил «четверку». Весь класс радовался успехам товарища.

Как я чуть не утонул.

Мне было семь лет. Один раз я ловил рыбу удочкой. Вдруг клюнула какая-то большая рыба. Я быстро дернул удилище и поскользнулся. А берег был высокий. Я упал в воду.

Я тогда не умел плавать. Но недалеко был мой брат Миша. Он бросился в воду и вытащил меня на берег.

Осень.

Наступает осень. Дни становятся короче.

Все изменилось кругом. Пожелтели листья на деревьях. Они трепещут на ветках, крутятся в воздухе, падают на землю. Зем­ля покрыта пестрым, мягким ковром.

В полях теперь пусто: хлеб убрали и увезли. Колхозники довольны, потому что урожай хороший.

Отважный поступок.

Наступила зима. Стоял теплый солнечный день. Ребята вы­бежали на улицу и весело играли в снежки. А Миша решил покататься по льду. Он прибежал на озеро, надел коньки и по­ехал. Лед был тонкий и проломился. Миша упал в воду. Он схватился за край льда и закричал. Мокрая одежда сделалась тяжелой. Мальчик не мог выбраться из воды.

По берегу озера шел пионер Коля. В руках у него была длин­ная палка. Коля услышал крик и побежал на помощь. Коля осторожно пополз по льду и протянул палку. Миша ухватился за нее и вылез из воды. Так смелый пионер спас товарища.

Друзья.

Таня больна. Она сломала ногу. Ей скучно. Маленькая сест­ренка Люба спит. У мамы много работы по дому. Но вот скрип­нула дверь. Кто это? В комнату входят мальчики и девочки. Это школьные товарищи пришли навестить больную. Сколько радости принесли они с собой! Теперь ребята будут каждый День навещать Таню. Они помогут ей учить уроки. Таня счаст­лива. Даже нога болит меньше.

127


Заблудился.

Стояла холодная зима. Утром Ваня взял сани и поехал в лес за дровами. Вдруг началась метель. Сильный ветер крутил хлопья снега и бил в лицо. Мальчик устал, сел под ель и за­снул. Ехал мимо колхозник Егор. Под деревом он заметил маль­чика. Мальчик был еще жив. Дядя Егор завернул Ваню в тулуп и привез в деревню.

Зима.

Пришла настоящая зима. Замерзли реки и озера. Всюду большие сугробы. Поля и холмы покрылись пушистым белым ковром. Деревья и кусты засыпало снегом. Стоят сильные мо- • розы, дует холодный ветер.

Трудно теперь птицам добывать корм. Целый день ищут они пищу.

Пионеры повесили в садах и парках кормушки. Они будут приносить в кормушки корм для птиц.

Воробей.

Зимой ребята увидели около дома воробья. Воробей не мог летать. У него было сломано крыло. Ребята принесли воробья в школу. Они посадили его в клетку. Школьники ухаживали за больной птичкой. Они кормили воробья. Чистили клетку. Воробей скоро выздоровел. Он летал по комнате и весело чи­рикал.

Наступила весна. Воробей стал скучать. Ребята выпустили его в сад. Воробей сел на ветку и зачирикал.

Гнездышко.

Петя и Саша нашли в саду гнездышко. В гнездышке сидели маленькие птенчики и пищали. Ребята взяли их и принесли домой.

Отец сказал детям, что они поступили плохо, нельзя разо­рять гнезда птиц. Птички приносят нам пользу, они наши дру­зья. Птички уничтожают много вредных насекомых.

Пете и Саше стало стыдно. Они отнесли птенчиков обратно в сад и посадили в гнездышко.

Через ручей.

Петя учился в первом классе. Однажды он шел из школы домой. Недалеко от дома протекал ручей. Утром лил сильный дождь. Вода в ручье поднялась. Ручей разлился. Петя не мог перейти через глубокий и широкий ручей. Он заплакал. По дороге шел пионер Коля. Он увидел, что Петя плачет, Коля по­садил Петю к себе на спину и перенес его через ручей. 128


Пионер Митя.

Митя шел из школы домой. День был морозный, сверкал снег. На дереве сидели снегири.

Вдруг подбежал Дема и выстрелил в снегирей из рогатки. Снегири поднялись в воздух и улетели.

Митя увидел, как стрелял Дема. Он отнял у Демы рогатку. Митя — пионер. А пионеры — друзья природы.

Надя и Катя.

В автобусе ехали первоклассницы Надя и Катя. Они сиде­ли на детских местах.

На остановке с передней площадки вошла старушка. Подо­шла она к девочкам. Надя сказала ей, что эти места для детей,

и не встала.

Кате стало стыдно за подругу. Она вскочила и уступила мес­то старушке.

Шарик.

Заболел Шарик. Ваня принес ему в конуру свежего сена, поил его молоком и ухаживал за ним.

Шарик выздоровел и везде бегал за Ваней.

Однажды Ваня удил рыбу, упал в реку и стал тонуть. Ша­рик бросился в воду и вытащил Ваню на берег. С тех пор Ваня не разлучался с Шариком.

Так надо поступать,

Был ясный зимний день. Сережа и Юра шли в школу. Впе­реди шла старушка. Было очень скользко. Вдруг старушка по­скользнулась и упала. Из сумки ее высыпались овощи.

Сережа быстро подбежал к старушке и помог ей подняться. А Юра аккуратно собрал овощи и положил их в сумку.

Старушка очень благодарила пионеров.

Хитрая лиса. (Сказка.)

Ехал зимой старик по дороге. Он вез на санях много рыбы.

Выбежала на дорогу голодная лиса. Она почуяла запах ры­бы. Лиса легла на дорогу и притворилась мертвой. Старик уви­дел лису, очень обрадовался. Хороший лисий воротник будет старухе на шубу. Взял он лису, положил в сани и поехал

дальше.

А лиса стала бросать на дорогу рыбку за рыбкой. Выброси­ла лиса всю рыбу и сама из саней выскочила.

129


 

Приехал старик домой и велел старухе принести из саней рыбу и лису.

Старушка подошла к возу и увидела, что в санях нет ни лисы, ни рыбы.

Отважные школьники.

Это случилось летом в деревне. Днем загорелся колхозный свинарник. Уже горела крыша свинарника. Пожар увидели че­тыре школьника.

Один мальчик быстро побежал в деревню звать людей, а три мальчика побежали к свинарнику. Они выгнали свиней на улицу. Свиньи были спасены.

Прибежали колхозники. Они потушили огонь. Колхозники благодарили отважных школьников за помощь.

Смелые ребята.

Костя и Леня поехали на дальнее поле за соломой. Была зима. Вечер наступил рано. На небе зажглись яркие звездочки. Лошадь быстро везла легкие сани. Вот и поле. Вдруг лошадь испугалась и остановилась. У стога соломы мальчики увидели большого волка.

Мальчики не испугались. Костя схватил вилы, а Леня схва­тил длинный шест. Они бросились на страшного зверя. Волк налетел на вилы. Леня ударил волка шестом по голове.

Мальчики убили волка и привезли его домой.

Лиса обманула.

На опушку вышла лиса и повалилась в снег как мертвая. Ноги вытянула, хвост распушила, глаза закрыла и не шелох­нется.

Летела мимо ворона, увидела добычу и громко закаркала. Услыхали крик другие вороны и слетелись на опушку. Но к лисе близко не подходят, боятся, как бы она не обманула.

Осмелилась одна ворона. Она осторожно шагнула к ли­се, клюнула ее в хвост и отскочила. А лиса лежит как мертвая.

Тут запрыгали вороны все ближе и ближе. Самая храбрая подбирается к морде, хочет глаз выклевать.

Лиса вдруг как вскочит — и храбрая ворона очутилась в зу­бах у плутовки.

Снежок.

Была у Тани маленькая собачка. Звали ее Снежок. Ласко­вая была собачка и очень любила Таню.

130


Однажды Снежок побежал за Таней в школу. Стала Таня гнать Снежка домой, а он не уходит.

Вошла Таня в класс, села за парту. Пришла Нина Петровна,

и начался урок.

Вдруг в дверь кто-то начал царапаться. Открыла учитель­ница дверь. В класс вбежал Снежок, смотрит на всех, хвости­ком виляет. Дети громко рассмеялись, а Нина Петровна го­ворит:

- Уходи, уходи!

И выгнала Снежка из класса.

Птичья столовая.

Зимой птицы часто бывают голодны. Нам с Петей стало жалко синичек и щеглов. И мы решили сделать для них кор­мушку.

Около нашего дома растет много деревьев. На них часто садятся птицы и ищут пищу. Сделали мы из фанеры неглубокие ящики и повесили их на деревья.

Каждое утро мы насыпаем туда разных семян. Птицы уже привыкли. Они не боятся подлетать к ящикам и охотно клюют

семена.

Мы советуем всем ребятам позаботиться о птицах зимой.

Как меня спасла Альма.

Однажды мы с папой поехали на лодке ловить рыбу. Мы взяли с собой собаку Альму.

В обед папа ушел за хворостом для костра. Альма бегала по берегу, а я сидел в лодке,

Когда я встал, лодка покачнулась, и я упал в воду. Я не умел плавать и стал тонуть. Кричу изо всех сил: «Альма! Аль­ма!» Альма бросилась в воду. Слышу: подплывает ко мне. Схватила меня за рубашку и потащила.

Не помню, что было дальше. Очнулся я на берегу. Смот­рю — надо мной стоит папа, а рядом с ним Альма.

Как Нина вернулась в школу.

У Нины заболела мама. Отправили маму в больницу. Оста­лась Нина дома совсем одна.

Трудно Нине и за хозяйством следить, и уроки учить. Пе­рестала она ходить в школу.

Пришли к Нине подруги из школы. Она очень им обрадо­валась. Девочки решили помочь Нине. Они принесли воду из колодца. Корову покормили, печь истопили. Потом вместе с Ниной сели уроки учить.

Опять стала Нина в школу ходить. А девочки помогали ей

в школе и дома.

131





Серия 1

132


СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК


Серия 3


133



•a

я аз



 

 


AST



ки <1ээ








 


 





 




ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие....................................................................................

Первоначальное знакомство учащихся с письменными работами описательно-повествовательного характера

Работа с деформированным текстом.........................................

10

12 16

19 22

24

26 31 35 41 49

53

54 59

63 69 71

Восстановление деформированного текста по кар­
тинному плану...........................................................................

Восстановление деформированного текста по де­монстрации действий, при помощи инсценировок Восстановление деформированного текста по жи­вым впечатлениям, по событиям из личного опыта

детей  ..........................................................................

Восстановление деформированного текста по сло­
весному плану..........................................................................

Сочинение.................................................................................

Сочинение по серии картинок................

Сочинение по одной сюжетной картинке....

Сочинение по закрытой картинке..............

Сочинение по инсценировке..................

Сочинение на основе личного опыта учащихся.

Описание................................

Описание предметов.... Сравнение предметов....

Письмо   ..........................................

Заметка в стенгазету  .... Изложение... -

Общие требования к работе над изложением в на­
чальных классах.......................................................................

74 83 87

92

Изложение с использованием инсценировок
Изложение текстов, воспринятых слухо-зрительно
Изложение текстов, воспринятых на слух или с по­
мощью чтения с губ.......................................

142


 

изложение и контроль речевого развития учащихся Словарная работа при чтении текстов для изложе-

ния

Работа над ошибками в письменных работах
Заключение.............................................................

Приложение...........................................................................

Деформированные тексты для восстановления по

картинному плану..............................................................

Деформированные


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.279 с.