Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2021-10-05 | 44 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Это было зимой. Лисица вышла из норы и посмотрела в небо. Вороны етят, на полянке ищут тебе пищу. Лиса тоже ищет тебе пищу. Лисица уви-ела ворон. Лисица хотела перехитрить ворон. Она легла на снег и притво-илась мертвой. Вороны увидели лису. Они подумали: «Сейчас мы будем клевать мясо». Вороны спустились вниз. Одна ворона посмотрела на лису. Ворона приблизилась к морде лисы. Лиса приоткрыла глаза и схватила одну ворону, задушила ворону. А другие улетели на другое место. Лиса понесла ворону в нору. Лиса ест ворону, облизывается и говорит: «Вот вкусная У меня ворона». Всем лисам было очень завидно. Лиса была очень рада, она сыта.
Выслушав сочинение Тамары, дети убедились, что она плохо начала рассказ, не описала погоду, и нашли ошибку — неверное употребление местоимения тебе. Были также замечания по поводу слишком большого названия рассказа. Учитель соглашается с замечаниями детей, но отмечает хорошее окончание сочинения, подчеркивает, что ученица придумала много интересного.
- А теперь давайте прочитаем работу Толи В. Скажите, что вам понравилось в его рассказе, сравните его с сочинением Тамары.
Лисица хитра я.
Это было зимой. Погода была морозная, холодная. В лесу было тихо, звери спрятались в норы и в берлоги. В норе была одна лисица голодная, и она стучала зубами. Лисица вылезла из норы и побежала в поле. Вдруг лиса увидела ворон и решила их перехитрить. Она легла на снег. Все вороны спустились вниз. Одна ворона приблизилась к лисе. А лиса ждет, приоткрыла глаза. Ворона стоит около лица лисы. Лиса схватила ворону и задавила. Потом понесла ворону в нору, стала есть ворону. Она облизывается, потому что ворона вкусная. Лиса уже сыта.
|
Учащимся рассказ понравился, они отметили, что в нем есть начало, середина, конец (т. е. вступление, основная часть, заключение), есть описание природы, о котором забыла Тамара.
Учитель предлагает Тамаре подойти к доске и эту часть сочинения (описание погоды) написать на доске, предварительно еще раз рассмотрев картинку. Остальные же учащиеся внимательно следят за тем, как девочка выполняет работу, оценивают ее, исправляют на доске некоторые неточности.
После этого учитель открывает дополнительную доску, где написано следующее: Лицо — у человека. Морда — у животно го, зверя. Вдруг лиса увидела ворон. (Из работы Толи В.) 1) Лиса тоже ищет себе пищу. Лисица увидела ворон. 2) Лиса вылезла из норы и побежала в поле. Вдруг лиса увидела ворон.
Учитель объясняет значение слов лицо и морда (болыпин-
111
етво детей здесь допустили ошибку) и обращает внимание учащихся на два отрывка из работ Тамары и Толи. Учитель изображает ситуацию, раскрывая значение в данном контексте слова вдруг, подчеркнутого красным мелком; путем сопоставления двух этих отрывков показывает, что слово вдруг связывает части рассказа.
Наконец, учащиеся получают работы, рассматривают их. Учитель подходит к каждому, объясняет его ошибки, подчеркивает, что хорошего было в работе.
На дом дается задание придумать предложения со словами притворилась, спустилась, приблизилась, приоткрыла, вдруг, морда, лицо.
Через день на уроке развития письменной речи учитель спрашивает, какое было задание. Затем просит некоторых учащихся прочитать свои предложения, вызывает ученицу С., которая записывает на доске: Кошка притворилась спящей. Поч тальон спускается по лестнице. Лодка приближается к дому.
Путем анализа, с помощью вопросов исправляются грамматические ошибки. После такой коллективной работы учитель предлагает детям заново переписать свои сочинения с учетом того, что объяснялось в классе: описать природу (у многих это было слабым местом), употребить новые слова, связать части рассказа при помощи слова вдруг.
|
Учащиеся начинают работу. Учитель подходит к каждому и помогает. Например, он обращает внимание Тамары на то, что в ее работе часто встречается слово очень, опять неверно употребляется местоимение тебе, повторяются некоторые предложения, не заменяется местоимением существительное лиса. Если ребенок не может верно построить предложение, разбор производится возле доски.
Проверив эти сочинения, учитель поставил оценку детям сразу за две работы: за первую и за вторую, написанную по следам анализа первой, подчеркивая тем самым важность работы над ошибками.
Что определило успех в работе? Прежде всего ее целенаправленность. Учитель поставил перед собой цель: научить детей верно строить рассказ: этому было подчинено даже объяснение слова вдруг. Обучение проходило с опорой на детские сочинения, новое слово вдруг также пришло из детской работы. Случаи сопоставления с неправильными записями на доске на данном уроке не допускались.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роль письменной речи в развитии детей с недостатками слуха огромна: «Письменная речь есть не только навык, а есть источник развития... ее, наряду с устной, необходимо культи-112
вировать, так как письменная речь особенно способствует развитию словесно-логического мышления» '.
Формируя у детей с недостатками слуха навыки пользования письменной речью, мы тем самым предоставляем им боль-щую речевую практику, воспитываем внимание, волю, самостоятельность. В теснейшей связи с формированием письменной речи находится развитие устной речи. Если учитываются особенности развития речи и словесного общения учащихся с недостатками слуха, если работа ведется систематически и целенаправленно, то достигается более высокий уровень и в общем речевом развитии учащихся.
В данной работе мы поставили перед собой цель показать учителю школы слабослышащих огромные возможности в обучении детей с недостатками слуха письменной речи, раскрыть методические пути реализации этих возможностей.
В наши задачи входило рассмотрение методов обучения письменной речи, опирающейся на конкретный сюжет; мы сознательно акцентировали внимание не на обучении грамматическим формам, а на процессе обучения слабослышащих детей логическому выражению мысли в письменном виде, полноте изложения, планированию.
|
'Морозова Н. Г. О самостоятельной письменной речи глухонемых школьников. — «Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина», т. 49. Вып. 3. М., 1947.
К Яяяол Я83
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ДЕФОРМИРОВАННЫЕ ТЕКСТЫ
ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ
ПО КАРТИННОМУ ПЛАНУ2
Случай в лесу.
(2). Белка быстро прыгнула на другое дерево, а кепка повисла высоко на ветке сосны. Корзинка опрокинулась, и грибы рассыпались. Коля не мог достать кепку. Он стоял и плакал.
(3). Из леса домой возвращались дети. Они услышали, что Коля плачет, и подошли к нему. Старший мальчик-пионер Вася полез на сосну и достал кепку. Нина собрала грибы в корзинку. А Зина сказала Коле: «Больше так не делай, нельзя пугать белочку».
(1). Однажды летом Коля пошел в лес собирать грибы. Он набрал полную корзинку грибов. Вдруг мальчик увидел на сосне пушистую рыжую белочку. Он подошел к дереву и бросил в белку фуражку.
Серая Шейка.
(3). Но вот настала зима. Земля покрылась белоснежным ковром. Река замерзла, и Серая Шейка со страхом думала, что она не сможет плавать, когда замерзнет вся река. А тут пришла новая беда. Лиса заметила уточку и стала подкрадываться к ней. Вот-вот хитрая лиса схватит Серую Шейку. Но в это время в лису прицелился охотник-старичок. Раздался выстрел, но лиса убежала.
(1). Наступила осень. Холодно стало на реке. Утки собрались лететь на юг. Только Серая Шейка не могла лететь со всеми. У нее болело крылышко. Она с грустью прощалась с улетающими утками. Страшно было оставаться Серой Шейке одной, впереди долгая и холодная зима.
(4). Охотник-старичок подошел к Серой Шейке и ласково 'сказал: «Бедная уточка! Ведь ты совсем замерзнешь. Тебе нельзя оставаться здесь. Скоро покроется льдом вся река. Лиса опять прибежит сюда и съест тебя. Возьму-ка я тебя домой».
1 Чтобы предоставить учителю возможность выбора текста в зависи
мости от уровня речевого развития воспитанников, материал, представлен
ный в Приложении, не распределяется по годам обучения.
2 Цифры в скобках указывают на порядок частей в тексте-образце.
114
|
Старик нагнулся, взял Серую Шейку и положил ее к себе за пазуху.
(2). Однажды Серая Шейка забралась в лес. Осенью лес становится красивым, золотым, только елочки остаются зелеными. Серая Шейка впервые была в лесу, и ей здесь понравилось. Вдруг из-за куста выскочил заяц и перепугал уточку. Серая Шейка заспешила к реке.
Гроза в лесу,
(2). Вдруг в лесу стало темно. Тяжелая черная туча нависла над лесом. Птицы с криком кружились над деревьями. Ребята выбежали на поляну. Они увидели большой стог сена. И все бросились к нему.
(1). Был жаркий летний день. Ребята решили пойти в лес за ягодами и грибами. В лесу было хорошо: прохладно и тихо. Лена и Таня уже набрали полные корзинки грибов. Маленький Алеша остановился у муравейника, он с любопытством рассматривал муравьев. Коля и Вова продолжали собирать ягоды.
(4). Наконец ливень стал утихать, небо прояснилось. И вот над лесом блеснул солнечный луч. Неожиданно небо озарила радуга. Она переливалась на солнце всеми цветами. Ребята долго смотрели на эту разноцветную радугу. Но надо было идти. Родители беспокоятся. Дети взяли свои корзинки и отправились домой.
(3). Ослепительно сверкнула молния. Послышался гром. Начался ливень. Но ребятам он был уже не страшен, они спрятались в теплом пахучем сене.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!