По событиям из личного опыта детей — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

По событиям из личного опыта детей

2021-10-05 38
По событиям из личного опыта детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(экскурсии, прогулки, просмотры диафильмов, кинофильмов и т. п.)

Этот вид работы непосредственно готовит детей самостоя­тельно, связно и последовательно излагать свои мысли. Уча­щиеся уже не имеют возможности писать по конкретным дей­ствиям, происходящим на глазах, так как события уже прошли, нужно представить их. Следовательно, значение этого вида работы состоит в том, что дети соотносят свои впечатления, которые были получены в прошлом, с письменным их выраже­нием, учатся на примере готового текста описывать то интерес­ное, что их взволновало, заинтересовало, учатся выражать свои переживания.

Упражнениям по восстановлению деформированного текста по живым впечатлениям, по событиям из личного опыта детей должны предшествовать различные подготовительные упраж­нения:

а)   Хорошо, например, после проведения экскурсии предло­
жить учащимся сделать несколько рисунков, последовательно
отображающих экскурсию.

б)   Полезно в конце каждого урока проводить обзор прове­денной на данном уроке работы (Что мы делали?). В таких слу­чаях надо предварительно давать учащимся план урока, а в конце подводить итог: прошел ли урок по плану или были от­клонения. Это помогает вырабатывать в детях чувство плана, понимание логики действий.

в)   Если дети освоились с такими заданиями, то перед экс­курсией, которая станет темой будущего деформированного тек­ста, можно дать им устный и письменный план предстоящей деятельности и объяснить задание.

19


Материалом для деформированного текста по живым впе­чатлениям может стать любое событие из жизни класса, шко­лы, группы, в котором участвовали дети,— прогулки, школь­ные праздники, вечера, собрания, просмотры диафильмов, ки­нофильмов, посещение театров и т. д.

Обучая детей восстановлению деформированного текста на основе их личного опыта, учителю необходимо знать основные методические приемы этой работы.

Начинать нужно с деформации текста по частям, а затем уже очень осторожно и постепенно деформировать текст по фразам.

В период знакомства с этим упражнением можно прибегнуть к приему сравнения текста деформированного с верным: на доске помещаются два варианта текста (верный и деформиро­ванный) и устанавливается, где экскурсия описана правильно, а где — нет. Затем учитель показывает, что нужно сделать, что­бы части деформированного текста были расположены в пра­вильной последовательности.

Перед началом выполнения задания нужно вместе с учащи­мися вспомнить то событие, о котором будет идти речь (один-два узловых вопроса). Однако такая помощь должна оказывать­ся учащимся лишь на первых порах, в дальнейшем они делают все самостоятельно.

Обязательно следует проводить словарную работу и при­учать детей прочитывать весь деформированный текст, чтобы дать им возможность уловить содержание текста в целом, а не каждой его части в отдельности.

Можно дать детям посмотреть иллюстрации по теме прове­денной экскурсии, т. е. предложить им как бы план в картин­ках, который поможет вспомнить последовательность описы­ваемых событий.

Хорошо вместе с учащимися составить план в форме вопро­сов или повествовательных предложений.

Желая проверить, правильно ли учащиеся поняли текст, учитель 1ложет дать им задание проиллюстрировать части тек­ста и т. д.

Уроки восстановления деформированного текста по живым впечатления»! вначале следует проводить сразу после увиден­ного учащимися события (в тот же день или в крайнем случае на другой); в дальнейшем их надо практиковать через четыре-пять дней, затем через одну-две и даже три недели после него. Таким образом учащиеся будут приучаться описывать события, которые произошли давно, тренировать память.

Проиллюстрируем все эти положения конкретными приме­рами.

С учащимися 3-го класса была проведена экскурсия к бен­зоколонке, расположенной недалеко от школы. Перед экскур-

20


сией учитель познакомил учащихся с последовательностью ее

проведения:

1) мы соберемся у крыльца школы;

2) пойдем по дороге к шоссе;

3) увидим, какие машины подъезжают к бензоколонке;

4) понаблюдаем, что делают там люди;

5) вернемся в школу.

Объяснены были слова соберемся и шоссе, показан рисунок

бензоколонки.

На следующий же день учащимся было предложено восста­новить такой деформированный текст:

Там дети увидели много разных машин. Шоферы выходили из машин, набирали бензин и уезжали. Дети обрадовались. По­том они снова построились по двое и пошли в школу. После уроков учитель сказал, что поведет детей на экскурсию. Ма­шины подъезжали легковые и грузовые. Они быстро надели пальто, шапки, построились и пошли к бензоколонке. Детям было очень интересно.

Верный вариант текста:

После уроков учитель сказал, что поведет детей на экскур­сию. Дети обрадовались. Они быстро надели пальто, шапки, построились и пошли к бензоколонке. Там дети увидели много разных маший. Машины подъезжали легковые и грузовые. Шоферы выходили из машин, набирали бензин и уезжали. Де­тям было очень интересно. Потом они снова построились по двое и пошли в школу.

Непосредственно перед выполнением задания учащимся были объяснены значения слов там, поведет, подъезжали, по­вторены слова» которые дети узнали в ходе самой экскурсии. Затем, после хорового чтения всего деформированного текста (возле текста висела картинка с изображением бензоколонки), учитель задал вопрос: «Где мы вчера были?», чтобы еще раз связать содержание текста со вчерашней экскурсией. Основная масса учащихся довольно легко справилась с заданием, потому что ранее с детьми велась систематическая работа по восста­новлению деформированного текста по демонстрации действий и инсценировкам.

В 4-м классе учитель провел экскурсию к реке. Через де­сять дней на уроке развития письменной речи учащимся было дано задание восстановить следующий текст:

В саду выросла зеленая травка. Мы пошли по узкой дорож­ке дальше. На скамейках лежали куртки ребят. Около школы

21


ученики построились по двое и пошли. На дорожках было мно­го кирпичей. Мы зашли за школу и остановились у кустов си­рени. На реке было тихо. Мы недавно ходили на экскурсию к реке. На сирени сильно набухли почки. На площадке играли дети. Затем мы подошли к реке. Все дети помыли руки и пошли в столовую. Какой-то мужчина ловил рыбу. В 7 часов вечера мы вернулись в школу.

Верный вариант текста:

Мы недавно ходили на экскурсию к реке. Около школы уче­ники построились по двое и пошли. На дорожках было много кирпичей. На площадке играли дети. На скамейках лежали куртки ребят. Мы пошли по узкой дорожке дальше. Мы зашли за школу и остановились у кустов сирени. На сирени сильно набухли почки. В саду выросла зеленая травка. Затем мы по­дошли к реке. На реке было тихо. Какой-то мужчина ловил рыбу. В 7 часов вечера мы вернулись в школу. Все дети помы­ли руки и пошли в столовую.

В ходе экскурсии обращалось внимание на такие слова, как узкая дорожка, дальше, зашли, сильно набухли. На уроке же по ходу чтения деформированного текста были объяснены зна­чения слов недавно, затем, какой-то, там.

Дети справились с заданием легко, потому что уже были знакомы с этой работой.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕФОРМИРОВАННОГО ТЕКСТА ПО СЛОВЕСНОМУ ПЛАНУ

Логическим продолжением описанных видов работы явля­ется восстановление деформированного текста по словесному плану. Цель этой работы в том, чтобы учащиеся поняли необ­ходимость словесного плана для выполнения упражнений связ­ной письменной речи.

Учитель должен помнить о следующих методических требо­ваниях к проведению этого вида заданий.

Вначале план дается в виде вопросов, которые определяют форму ответа, состоящего из одного-двух предложений. Когда дети овладеют работой по такому плану, можно давать план в форме повествовательных предложений, который не ограни­чивает объем ответа на каждый пункт и тем самым повышает самостоятельность учащихся при выполнении письменной ра­боты.

22


Для большей эффективности обучения планированию и ра­боте по плану необходимо использовать связь с уроками чте­ния. Например, при чтении сюжетных рассказов делить их на части, ставить к ним вопросы и т. д.

Надо постепенно знакомить учащихся с этим видом рабо­ты: когда учащиеся научатся свободно восстанавливать текст по картинному плану, по инсценировкам, событиям из личной жизни, можно одновременно вводить и словесный план, а за­тем уже предлагать задания восстановить текст только по сло­весному плану.

Для того чтобы учащиеся глубоко поняли, что такое план, осознали его важность и необходимость, можно применить та­кое задание: на доске написан деформированный по частям текст, но одна часть пропущена. Рядом с планом, на доске же, расставляется вся серия картинок. Детям дается задание по картинкам и плану восстановить текст, найти пропущенную часть и дописать ее. Можно к деформированному по частям тексту дать план с пропуском одного или двух пунктов, уча­щиеся должны обнаружить недостающие пункты и сами их сформулировать.

Одновременно с обучением планированию эти упражнения следует использовать и для обучения внимательному отноше­нию к тексту, составлению предложений по картинкам, умению строить вопросительные и повествовательные предложения.

Урок в 3-м классе.

Учащиеся уже восстанавливали текст по плану в форме вопросов, на рассматриваемом уроке учитель знакомил уча­щихся с планом в форме повествовательных предложений. На доске серия из пяти последовательно расположенных картинок. Детям предложено придумать подписи к этим картинкам. Учи­тель отбирал предложения наиболее полные и точные и запи­сывал их в столбик в соответствии с развитием сюжета.

1. Дети возвращаются домой из школы.

2. Женщина несет тяжелые корзины.

3. Пионеры решают помочь женщине.

4. Мальчики несут вещи.

5. Женщина благодарит пионеров за помощь.

После этого был открыт деформированный по частям текст:

Мальчики взяли у женщины тяжелые корзины, и они все пошли по улице.

Однажды Петя, Вася и Зина возвращались домой из школы. Они шли по улице и разговаривали.

Ребята решили помочь женщине. Они позвали Зину и отда­ли ей свои портфели. Затем они подошли к женщине и попроси­ли у нее корзины.

23


Вдруг мальчики заметили впереди женщину, которая несла две полные корзины. Женщине было очень тяжело нести вещи.

Пионеры принесли корзины к дому, где жила незнакомая женщина. Они зашли в ее квартиру и поставили корзины на пол. Женщина горячо благодарила пионеров за помощь.

Учитель. Ребята, найдите к частям рассказа предло­жения из наших подписей к картинкам.

Когда учащиеся затруднялись подобрать пункт плана к соответствующей части рассказа, учитель обращал внимание детей на картинки.

В заключение учитель объясняет детям, что совокупность фраз, придуманных ими вначале, называется планом. После этого дети выполняют письменное упражнение — восстанавли­вают деформированный текст по картинкам и словесному плану.

СОЧИНЕНИЕ

Сочинение — один из видов работы по развитию письмен­ной речи учащихся; в сочинении учащиеся самостоятельно раскрывают избранную тему, излагают свои мыили. Сочине­ние воспитывает детей, заставляет их вдумываться в события, о которых они пишут, приучает их к самоконтролю, к серьез­ному отношению к слову, к фразе, развивает мышление и речь учащихся, способность рассуждать и обобщать, приучает к ра­боте с книгой.

Существует два основных типа сочинений:

а) сочинения образного типа, или творческие. Они пред­ставляют собой рассказы, описания, в основе которых лежит личный опыт детей: школьная и пионерская жизнь, события, свидетелями или участниками которых дети были дома, на улице, в пионерском лагере и т. п.;

б) сочинения, связанные с изучением литературы и выража­ ющие личное отношение учащихся к произведению, к его герою, раскрывающие идейный смысл произведения, не чуждые рас­суждений о моральных, нравственных, эстетических проблемах.

В начальных классах школы слабослышащих программой предусмотрены сочинения, основанные на личном жизненном опыте детей: сочинения-рассказы (по серии картин, по одной сюжетной картине, по инсценировкам), сочинения-описания (описание природы, какого-либо события, просмотренного филь­ма, описание предмета и т. п.).

На первоначальном этапе обучения сочинениям следует предлагать детям сочинения с использованием наглядных средств, постепенно приучая писать по памяти. Учитель дол­жен помнить о ряде общих требований к детским сочинениям: соответствие их данной теме, самостоятельность выполнения


боты, четкость построения, аккуратность внешнего оформ­ления, грамотность

Подготовка к обучению сочинениям в школе слабослыша-ттих в соответствии с программой по развитию письменной ре­чи начинается со 2-го класса (второе полугодие). От класса к классу усложняются требования к содержанию детских работ, методике их проведения, формам руководства.

Так, во 2-м классе дети должны твердо усвоить, что сочине-

ние______ это не отдельные фразы к картинке или картинкам, а

связный текст, имеющий определенный сюжет, тему для описа­ния. Детские сочинения этого первоначального периода обуче­ния весьма несовершенны, имеют массу ошибок, связанных с речевым недоразвитием слабослышащих детей. Но внимание учащихся нужно обращать лишь на те ошибки, которые объяс­няются плохим усвоением известных им грамматических за­кономерностей. Учитель вначале поощряет стремление детей писать полнее, задавать большое количество вопросов. Во 2-м классе учитель оказывает значительную помощь детям: помогает оформить рассказ, сделать заключение, привлекает несколько вариантов образца сочинения. Для сочинения уча­щихся 2-х классов надо предлагать простейшие серии сю­жетных картин типа «Зимние забавы», «Кончил дело — гуляй

смело».

В 3-м классе учитель предлагает детям план сочинения, на образцах, данных в разных вариантах, учит детей не без­думному увеличению объема работы и хаотичному описанию деталей, а целостности и законченности рассказа, четкости вы­ражения мысли.

Увеличиваются требования к содержанию детских расска­зов: к последовательности изложения материала, описанию признаков предметов, выражению своего отношения к поступ­кам действующих лиц, наличию вывода. Повышается само­стоятельность выполнения работы и самоконтроль: учащиеся в состоянии находить отдельные ошибки на изученный грам­матический материал.

В 4-м классе требования к детским сочинениям становятся еще более серьезными. Детей надо учить осознанному соблюде­нию структуры сочинения (вступление, основная часть, заклю­чение), на ряде образцов показать пропорциональное соотноше­ние этих частей (примерно 1:3:1). Надо обучать детей твор­чески дополнять содержание картинки предыдущими или последующими событиями. В 4-м классе учащиеся приступают к составлению плана сочинения, сначала коллективно, под ру­ководством учителя, а затем пробуют составлять план само­стоятельно.

В пятых-шестых классах дети включают в сочинения опи­сание природы, окружающей обстановки, предметов, действую­щих лиц. На этом этапе особое внимание надо уделять лексике,

25


формам выражения последовательности событий, связи частей рассказа с помощью слов потом, затем, после этого, однажды, вдруг, внезапно, неожиданно и т. п. В зависимости от задач, поставленных учителем, дети пишут сочинения не только по данному плану, но и по плану самостоятельно составленному.

СОЧИНЕНИЕ ПО СЕРИИ КАРТИНОК

Испытанным средством развития устной и письменной ре­чи является работа по картинкам. С помощью картинки учи­тель имеет возможность развивать наблюдательность учащихся, уточнять и расширять имеющиеся у детей представления и по­нятия, обогащать словарь. Ведущим условием эффективности работы с картинкой является ее доступность уровню общего и речевого развития учащихся, близость тематики: труд и отдых детей, иллюстрации к знакомым рассказам и сказкам. Предла­гаемые детям картинки должны быть красочны, ярки, действия и герои понятны.

Способы работы по серии картинок от класса к классу усложняются, повышаются требования к полноте, последова­тельности, красочности детских сочинений.

Напоминаем, что обучение сочинениям по картинкам сле­дует проводить как подготавливая детей к сочинению, так и пу­тем продуманного анализа самостоятельных работ. Нельзя до­вольствоваться при этом устным объяснением, слабослышащие должны иметь зрительную опору, видеть образец письменной речи. Особенно ответствен период знакомства второклассни­ков с этим видом письменной работы.

После подготовительных упражнений (расстановки карти­нок в нужной последовательности, рассматривания картинок, выделения главного, составления предложений к каждой кар­тинке) намечается урок, цель которого — дать учащимся пред­ставление о сочинении по серии картинок, показать, как в письменном виде выразить содержание рассказа. Для этой це­ли рекомендуется не просто устное указание, как писать, а обя­зательно разбор образна, записанного на доске. Иначе, как показывает практика, дети, приученные к составлению пред­ложений по картинкам, напишут не связный рассказ, а два — четыре предложения, каждое из которых будет подписью к соответствующей картинке.

Учитель вывешивает на доске серию картинок в беспоряд­ке, дети их расставляют последовательно, затем открывается записанный на доске рассказ, и учащиеся, рассматривая кар-гинки, читают текст. Рядом, на другой доске, написаны предло­жения к картинкам. Путем сравнения отдельных предложений;о связным текстом учитель объясняет детям задание: писать юлно, связно, а не по одному предложению к картинке. После


этого текст стирается с доски, и учащиеся пишут свое первое

сочинение.

Приводим пример работы, выполненной ученицей Таней Ч.

после описанной подготовки.

Помощники.

Это было летом. В саду много яблоки. В саду охраняет дедушка на скамейку. Ящики и корзинки лежат в саду. После уроков пионеры по­строились парами и вместе с вожатой пошли в сад. Они пришли помогать колхозникам собирать фрукты. Сторож выдал всем корзины. Дети собира­ют яблоки. Павлик несет яблоки корзинкой. Тетя укладывает яблоки в ящике.

Мы находим здесь словосочетания, которые были в образце сочинения (построились парами, вместе с вожатой, пришли по­могать колхозникам), и слова, которые учитель написал на дос­ке по просьбе учащихся (охраняет, выдал, укладывает).

В дальнейшем, после того как учащиеся освоятся с задани­ем, следует усложнить работу: увеличить число картинок, тре­бовать не только схематического описания сюжета, но и рас­крывать признаки предметов, делать вывод, т. е. выражать свое отношение к изображенному на картинках.

Начиная с 4-го рсласса нужно обучать детей составлять план сочинения по картинкам, сначала в форме вопроситель­ных предложений, затем повествовательных. Неплохо давать к картинкам опорные слова и предложения, которые помогут в составлении как плана, так и самого сочинения.

Обучение сочинениям по серии картинок проводится в сле­дующей последовательности:

1. Учитель должен сообщить детям, чему они будут учить­ся, работая над данным сочинением: полноте и последова­тельности изложения, пропорциональному соблюдению струк­турных частей, осмысленному употреблению данных слов ивыражений, планированию и т. п.

2. В зависимости от намеченной цели учитель заготавли­вает образец, разбору которого будет посвящен урок, готовя­щий детей к дальнейшей самостоятельной работе. Учитель при­влекает внимание детей к картинкам и к тексту-образцу, объяс­няет, как выражается в письменном виде изображенная на кар­тинке ситуация, отдельные действия. Иначе говоря, дети наэтом уроке будут писать подготовленную письменную работу.

3. Следующее сочинение учащиеся будут писать уже са­мостоятельно, т. е. выполнять так называемую неподготовлен­ную письменную работу с аналогичной первому уроку целевой установкой.

4. После любого сочинения, подготовленного и неподготов­
ленного, следует урок работы над ошибками, на котором дости­гается более совершенный навык самостоятельного письма.

27


                     5. Перед тем как дети начнут писать сочинение, независи-

мо от степени подготовки к нему им следует напомнить требо­вания к его оформлению (писать чисто и аккуратно, соблюдать абзацы и т. п.), напомнить, что они должны использовать в своих работах, о чем могут спросить у учителя.

Проиллюстрируем эти положения описанием двух уроков.

Урок развития письменной речи во 2-м классе.

Тема. Сочинение по серии картинок после подготовитель­ной работы.

Цель. Обучение полноте изложения.

Учащимся была предложена серия из четырех картинок (на 1-й дети находят в лесу ежа, на 2-й изображена комната, в ней двое мальчиков и девочка, которые кормят ежика, на 3-й — те же дети несут в клетке ежика в школу и на 4-й — живой уголок в школе и пионеры, ухаживающие за ежиком).

Вначале учитель проводит с учащимися краткую беседу о природе, о лесе и лесных обитателях. Учащиеся рассматрива­ют картинку, на которой нарисован лес, затем картинку с изо­бражением ежика, слушают рассказ о пользе ежей (ловят мы­шей, санитары леса), о том, что нужно беречь полезных живот­ных. В беседу включаются слова, которые нужны будут детям в дальнейшем: польза, ухаживают.

После беседы учитель объявляет тему сочинения: — Сегодня мы будем писать сочинение про ежика. Дети расставляют картинки серии в нужной последователь­ности и читают написанные на доске слова: диван, букет цве­ тов, швабра, кормит молоком, школьная форма, ухаживали, клетка. Словарная работа ведется в ходе последующей беседы, j Учитель обращается к детям:

—             Встаньте. Можно подойти и посмотреть на картинки,
можно немножко поговорить, можно спрашивать меня.

Учитель своими вопросами привлекает внимание учащихся к основным героям и событиям на картинках. Учитель показывает на первую картинку:

—                  Кто нарисован на картинке?

Учащиеся. На картинке нарисован ежик, три друга, дети. Учитель. Кто нарисован на 1, 2, 3, 4-й картинках? Учащиеся. Дети и ежик. Учитель. Что главное на картинках? Учащиеся. О детях и ежик.

Учитель. Когда это было? Посмотрите сразу на 1, 2, 3, 4-ю картинки.

Учащиеся. Идет осень. Листья падают. В школу идут, школьная форма.

Установив то общее, что присутствует на всех картинках серии, учитель переходит к детальной работе с каждой картин­кой, напоминает детям, что рассматривать картинку нужно 28


внимательно, спрашивать, если встречаются незнакомые пред­меты.

Учитель. Где это было?

Учащиеся. Это было дома.

Учитель. Почему вы так думаете?

Учащиеся. Есть диван, шкаф.

Учитель. Что делают дети?

Учащиеся. Мальчик сидит диван. Смотрит ежик. На полу стоит тарелка. Мальчики смотрят на ежика.

Так же детально анализируются 2, 3 и 4-я картинки.

После этого учитель предлагает ученице рассказать о со­держании картинок. Естественно, рассказ девочки беден: ей трудно выразить в словесной форме причинные связи, передать последовательно и полно содержание серии картинок.

Новый этап в работе наступает с ряда вопросов учащимся с целью привлечь их внимание к сюжетной канве будущего рассказа.

Учитель. Откуда появился ежик в комнате? Где его на­шли?

Учащиеся. Мальчик принес в лесу.

Учитель. Зачем ухаживали в школе дети за ежиком?

Учащиеся. Чтобы ежик вырос, был сильный, чтобы дети смотрели на ежика.

Учитель. А можно убивать ежей?

Учащиеся. Нет, больно. Польза, мышки ловит.

Наконец учитель переходит к последнему этапу подготовки: открывает образец сочинения и предлагает детям прочитать его.

Ежик.

Наступила осень. На улице еще тепло. Листья на деревьях желтые. Однажды ребята пошли в лес. Наташа рвала цветы. Витя и Вова собирали грибы. Вдруг Вова закричал: «Ой, ежик!» Подбежали ребята, положили ежика в корзинку и понесли до­мой.

Дома дети кормили ежика молоком. Витя сидел на диване и смотрел, как ежик пьет молоко.

Утром ребята понесли ежика в школу, чтобы показать де­тям. Малыши смотрели, как пионеры несли серого ежика. На­таша несла букет цветов.

В школе дети ухаживали за ежиком, кормили молоком. Ребята показывали ежика всем детям.

Учитель обращает внимание детей на полноту изложения, на описание природы, на внешнее оформление сочинения (аб­зацы). Наконец учащиеся начинают писать сочинение,

Вот как выполнил работу А н д р ю ш а К.

29


>                                                               Ежик.

Пришла осень. Ребята пошли в лесу. В лесу была зеленая, много гри­бов. Мальчики зовут Вова, Витя и Света. Вова увидел ежик ежик иди сюда. Витя взял ежик, а Света собрал красны цветы. И пошли домой. Вова кор­мил ежика молоком. А Света говорила ежик не хочит молоко. Света гово­рила давайте в школу ежик. Витя сидит на диван. Тарелок стоит на полу. Ежик потом под диван.

Мальчики одел школьная форма. Вова несет клетка. А малыши увидел ежик. Мальчики говорят. Мальчики и девочка несет портфель. На улице было жарко. Света несет красный цветы. Пионеры пошли в школу. Девочка и мальчик были красивая. Цветы называется букет. На улице было чисто. Мальчики держит мяч. И пришли в школу. Дежурный моет пол, вытирает пыль, поливает цветы, вытирает окно. Вова и Витя кормит молоко. Все ре­бята посмотрел как ежик красивая '.

В сочинении верно и полно передано содержание, ощуща­ется влияние образца, имеются попытки выразить свои мысли, свое отношение к лицам и событиям. Все это говорит об успехе проведенной учителем работы.

Урок развития письменной речи во 2-м классе.

Тема. Сочинение по серии картинок без предварительной подготовки.

Цель. Словарное обогащение учащихся, воспитание само­стоятельности.

Для решения этих задач учитель использовал серию из трех картинок (на 1-й картинке — комната, мальчик, играю­щий на полу, бабушка, вяжущая что-то, котенок, который иг­рает с клубком ниток. На 2-й картинке учащиеся видят де­вочку, которая пришла из школы и удивленно смотрит на бес­порядок в комнате, бабушку, также с осуждением смотрящую на внука. На 3-й — девочка и мальчик убирают игрушки, ко­тенок лакает молоко, бабушка снова вяжет).

Учитель начинает урок следующими словами: — Вы писали сочинение про ежика, много говорили, я вам рассказывал, как писать. Сегодня будете сами писать, у меня можно спрашивать слова. Надо внимательно смотреть на кар­тинки.

Учащиеся расставляют картинки последовательно, рассмат­ривают их.

Учитель задает вопросы, чтобы помочь детям установить главных действующих лиц, сюжет рассказа и сделать элемен­тарные выводы — оценить поступки героев рассказа.

Учитель. Кто нарисован на 1, 2, 3-й картинках?

Учащиеся. Бабушка и внук.

Учитель. Какой внук?

1 На следующем уроке была проведена работа над ошибками.

30


Учащиеся. Мальчик балуется, плохой.

Учитель. А девочка?

Учащиеся. Убирает, работает.

Учитель. А теперь будете писать. Надо писать красиво, ровно. Сколько абзацев у нас будет?

Учащиеся. Три.

Учитель. Название рассказа придумайте сами. Трудные слова написаны на доске, можно спрашивать меня.

Учитель привлекает внимание учащихся к словам и слово­сочетаниям старенькая, разбросал, убрала, вяжет, лакает мо­ локо.

Дети начинают выполнять задание. В ходе работы учитель, отвечая на вопросы детей, пишет и объясняет слова сундук, клубок, нитки, спицы, ковер, помогает учащимся, однако не лишает их самостоятельности. Он подходит поочередно к де­тям, читает их сочинения.

Учитель. Кошка увидел? Посмотри внимательно, что это.

Дома было бабушка и внук. Старенькая бабушка вяжет варежки. Внук играл игрушки. Бабушка сидит на стуле. На столе лежит клубок.

Внук зовут Петя. Мурка играла на клубоке. Котенок зовут Пушок. Петя играл на колесе. На стене висит портрет. Бабушка зовут Валя.

Девочка пришла и смотрела на мальчик. Бабушка оглянула увидела девочку. Мальчик оглянул увидел девочку и улыбается. Бабушка встала. Пушок увидел девочку.

Девочка говорила убирите игрушки. Петя разбросал игрушки. Пушок лакате молоко. Девочка убрала пол.

Дома чисто светлый большой.

Девочка помогает бабушку.

(Сочинение Лены О.)

Анализируя сочинение Лены О., мы видим, что она упот­ребила ряд новых слов (старенькая, вяжет, клубок, лакает) и в основном верно передала содержание серии картинок. Приве­денное сочинение позволяет сделать вывод о положительных результатах проведенной учителем работы.

Следующий урок был посвящен анализу допущенных грам­матических, стилистических и фактических ошибок и последо­вательности изложения.

СОЧИНЕНИЕ ПО ОДНОЙ СЮЖЕТНОЙ

КАРТИНКЕ

Как мы видели выше, серия картинок представляет собой Картинный план к сочинению, помогает последовательно изла­гать содержание. Написать сочинение по одной сюжетной кар­тинке учащимся значительно труднее — они должны самосто-

31


ятельно представить и описать начало и конец эпизода, изоб­раженного на картинке, установить логические связи. Поэтому очень важно научить детей анализировать картинку: внима­тельно рассмотреть ее, выяснить основное содержание, выявить подробности, установить связи с предшествующими и последу, ющими моментами.

Сочинение по одной картинке дети пишут вначале по данно­му учителем, а в 4-м классе по коллективно составленному плану. Окажут помощь учащимся в планировании и в выпол­нении письменной работы опорные слова и фразы. Обязатель­ным условием успеха в работе по сюжетной картинке является использование личного опыта детей; для этого мы рекоменду­ем проведение экскурсий по предстоящей теме сочинения, чте­ние рассказов, стихотворений.

Эта работа в зависимости от возраста и уровня речевого раз­вития детей должна постепенно усложняться путем использо­вания более содержательных картинок, с большим числом дей­ствующих лиц, с более сложными причинно-следственными связями. Помощь учителя, его вопросы и задания должны при­обретать "более общий характер, чтобы получать от детей ответ не одной фразой, а несколькими, связанными по смыслу (на­пример: «Расскажите о детях, которые изображены на картин­ке» и т. п.).

Обучение умению писать сочинение по одной картинке сле­дует начинать с тщательного знакомства с заданием. Можно предложить следующую схему работы.

На доске учитель прикрепляет одну картинку, составляю­щую часть (среднюю) сюжетной серии; рядом пишется текст к ней, две другие картинки (начало и конец) повернуты обратной стороной к классу. Учитель разбирает с детьми содержание картинки, опираясь на текст к ней. После этого детям предла­гается в двух рисунках изобразить предыдущие и последующие события. Учитель анализирует рисунки детей, выбирает луч­шие, открывает перевернутые картинки, сравнивает с ними детские рисунки и предлагает учащимся выполнить знакомое им задание — написать сочинение по серии картинок, исполь­зовав вместо первой и третьей картинок свои рисунки. Это зна­комо и понятно детям и вызывает большую активность в ра­боте.

В зависимости от степени речевой подготовленности, воз­раста учащихся, цели, которую ставит перед собой учитель, задания могут быть более или менее сложными.

1. Перед детьми картинка (любая из серии) и текст к ней (начало, середина или конец будущего сочинения), две другие
картинки перевернуты.

2, Детям дана картинка с текстом, а к другим, перевер­нутым (можно вместо них начертить на доске рамки и указать, что на этом месте должна быть картинка), написан план — в
32


вопросительных или повествовательных предложений, дробный или краткий; можно дать опорные слова и выра­жения.

3. Наконец, можно вывесить сюжетную картинку и дать задание написать по ней сочинение, использовав данный учи­телем или составленный коллективно план.

Проиллюстрируем эти положения уроками во 2-м и 3-м

классах.

Урок развития письменной речи во 2-м классе.

Тема. Сочинение по одной сюжетной картинке.

Цель. Обучение учащихся умению писать сочинение по одной сюжетной картинке.

На картинке лето. Двое мальчиков увидели раненую воро­ну, которая не может лететь. Они бегут к ней, хотят пой­мать ее.

Картинка прикреплена на доске, рядом с ней, справа и слева, две перевернутые картинки. Учитель напоминает учащимся, что в прошлый раз они писали сочинение по трем картинкам, и сообщает, что сегодня они будут писать сочинение по одной картинке, остальные закрыты, надо догадаться, что на них на­рисовано. Начинается разбор данной картинки.

Учитель. Кто нарисован на картинке?

Учащиеся. Два мальчика и ворона.

Учитель. Где это было?

Учащиеся. В парке.

Учитель открывает текст к данной картинке.

Ворона испугалась и побежала. Она хотела полететь, но не могла. Вова говорит: «У вороны болит крыло. Она не может лететь». Саша и Вова побежали за вороной. Она прыгала по дорожке парка. Мальчикам жалко ворону.

Во время чтения учитель привлекает внимание учащихся к местоимению она, выясняет, как они понимают его значение. Учитель. Почему ворона испугалась? Учащиеся. Два мальчика. Учитель. Кто это она? Учащиеся. Ворона.

33

Учитель. Почему ворона не могла полететь? Учащиеся. У вороны болит крылья. Учитель. Подумайте, почему ворона на земле. Учащиеся. Охотник ранил. Учитель. А потом что случилось? Учащиеся. Домой принесли ворону, кормили. После беседы учитель обращается к детям:

2 Заказ 383


— Нарисуйте первую и третью картинки. Рисуйте простым карандашом 5 минут, а потом я покажу картинки, и мы по­смотрим, кто правильно нарисовал.

Дети приступают к выполнению задания; учитель подхо­дит к каждому ученику и помогает по мере надобности осмыс­лить сюжет. Через 5—7 минут он собирает рисунки детей и сравнивает их с картинками, при этом уточняются детали и проводится словарная работа.

Учитель. Витя правильно нарисовал. Почему ворона упала?

Учащиеся. Крылья болят.

Учитель. Какая ошибка на рисунке у Саши?

Учащиеся. Дерево маленькое, а мальчик большой.

Учитель. Зачем мальчики поймали ворону?

Учащиеся. Спасти, кормить. Чтобы лечить.

После такой подготовительной творческой работы учитель снова закрывает первую и третью картинки:

— А сейчас пишите сочинение по трем картинкам: 1-я и 3-я — ваши картинки, 2-я — моя, текст к ней перепишите.

Учитель раздает детям их рисунки, помогает исправить в них некоторые детали, и учащиеся начинают писать. Учитель следит за работой каждого, в нужный момент подсказывает слова и выражения, необходимые для раскрытия содержания рассказа.

Приводим работу Лены О.

Ворона.

Это было летом. Небо голубое. На земле лежит сухая трава. На деревь­ях распускаются листья. Ворона упала на землю. Ворона клюет зерно и хлеб. Мальчики увидели, как ворона упала. Мальчики кричит «Ой, ворону жалко. Оконик убил ворону». Ворона кричит «Кря-кря-кря».

Ворона испугалась и побежала. Она хотела полететь, но не могла. Во­ва говорит: «У вороны болит крыло. Она не может лететь». Саша и Вова побежали за вороной. Она прыгала по дорожке парка. Мальчикам жалко ворону.

Мальчики поймали ворону. Они хотели лечить ворону. Мальчики пой­мали врону и однесу домой. Мальчики и ворона пошли домой.

Перед нами сочинение с ярко выраженным сюжетом, с описанием погоды, обстановки, в которой происходит действие. Это сочинение служит доказательством того, что учитель ре­зультативно провел обучение новому виду письменной работы.

Урок развития письменной речи в 3-м классе. Тема. Сочинение по одной сюжетной картинке. Цель. Учить детей творчески дополнять предыдущие и по­следующие события,

34


Учащиеся уже знакомы с сочинением по


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.188 с.