Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2021-10-05 | 34 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Начиная со 2-го класса этому виду работы следует уделять большое внимание. Описывая различные случаи, свидетелями которых были учащиеся, события, в которых принимали непосредственное участие, они учатся логично и точно описывать факты, верно понимать события окружающей жизни, делать обобщения. Кроме того, этот вид работы учит детей высказывать свое собственное мнение по поводу описываемых событий и, естественно, поэтому имеет большое воспитательное
значение.
Программа по развитию письменной речи предлагает во 2-м классе учить детей самостоятельно записывать свои наблюдения погоды, в 3-м и 4-м классах — описывать события в школе, классе, дома, в 5-м и 6-м — письменно передавать свои личные впечатления от экскурсий, походов, посещения музеев, театра. Выбор тематики зависит от уровня речевого развития детей, общей их подготовки и интересов, от воспитательных задач. В младших классах можно предлагать детям такие темы повествовательного и описательного характера, а также повествования с элементами описания:
описание явлений природы, животных и растений, предметов и т. д. Например: «Осень», «Мой огород», «Как меня застал дождь», «Как я катался с горы», «Первый снег», «Елка» и т. п.; описание экскурсий в магазин, на почту, на фабрику, в лес и т. п.;
описание событий из жизни школы и класса: работа на пришкольном участке, в живом уголке, пионерские сборы, линейки, встречи с интересными людьми;
описание дат красного календаря, памятных дат.
Основной методический совет к рассматриваемому виду работы — обязательная организация (особенно на первых порах) личного опыта детей, его обогащение. Следует перед письменной работой провести экскурсию или вспомнить события, выяснить знание детьми необходимой для рассказа лексики, провести дополнительную словарную работу, использовать межпредметные связи: вспомнить беседы на уроках развития устной речи, чтения, привлечь материал предметного урока, уроков труда и рисования.
49
Эффективности работы будет способствовать систематическое обучение учащихся умению наблюдать, видеть детали, выделять главное.
Тема сочинения должна быть конкретной, близкой детям, интересной.
Важно перед работой напомнить учащимся те общие правила, которые помогут полнее и ярче изложить событие:
а) писать надо после того, как обдумано все;
б) в сочинении надо рассказать, где и когда происходит
событие;
в) подробно описать само событие;
г) указать, чем все кончилось;
д) сделать вывод, т. е. обобщить основные факты, показать свое отношение к событию.
В период знакомства и после проведения неподготовленной письменной работы обязательным требованием является использование образца, чтобы на его примере показать детям структуру сочинения, место и значение обобщения, проиллю стрировать, как можно высказывать свое мнение об описываемом событии.
Важным методическим требованием является работа над планом будущего сочинения: вначале следует составить план разбираемого образца, затем коллективно составить план сочинения (можно начать с картинного плана, затем перейти к словесному плану, сначала в форме вопросов, потом в виде повествовательных предложений), постепенно следует приучать детей самостоятельно составлять план.
Урок развития письменной речи во 2-м классе.
Тема. Описание весенней природы.
Цель. Познакомить учащихся с новым видом работы —
описанием.
После объявления темы учитель, привлекая внимание детей к календарю погоды, вспоминает вместе с ними, какая погода была позавчера. Учащиеся под руководством учителя читают образец и план сочинения.
Сейчас весна. В четверг было пасмурно. Серые тучи покрыли все небо. Солнце не светило.
На деревьях зеленые листья. На клумбах растут тюльпаны и другие цветы. На земле выросла уже большая трава. В этом году была очень ранняя весна.
Птицы прилетели с юга. Уже прилетели ласточки. Весело поют птицы в саду.
Весной колхозники работают в поле и на огороде. Дети гуляют без пальто, играют в классы, волейбол. Хорошо весной!
50
План.
1. Какая погода была в четверг?
2. Что растет в саду и в лесу?
3. Какие птицы прилетели с юга?
4. Что делают весной колхозники?
5. В какие игры играют дети?
Прочитав образец, дети членят его на части соответственно плану, уточняют словарь (серые тучи, сейчас, уже), понимание фраз и пунктов плана. Затем учитель обращается к
детям:
— Сейчас вы опишете погоду сегодняшнего дня. Можно использовать (объясняет это слово) образец. Спрашивайте у меня непонятные слова, смотрите на календарь погоды.
Сейчас весна. На улице тепло. Сегодня очень жарко. Небо голубое. Дул маленький ветер. На траве ползают много насекомых. Светит солнце. Нет мороза. Нет пасмурно. Люди было очень жарко.
На деревьях зеленые листья. Цветы тюльпаны, ромашки, колокольчики.
Птицы прилетели с юга. В марте прилетели грачи, скворцы. А сейчас уже прилетели ласточки, птицы поют песню.
Колхозники посеяли зерно, выращивают хлеб. А потом летом будет колосок. Дети играют в волейбол, скакалка, классы, мяч. Все дети приятно, что весной хорошо. Зимой плохо, холодно.
(Сочинение Лены О.)
В сочинении описано состояние природы весной, чувствуется влияние образца и использование личного опыта. Это говорит о том, что девочка правильно поняла задачи нового вида письменной работы. Следовательно, учитель достиг цели урока.
Урок развития письменной речи в 3-м классе.
Тема. Сочинение «Экскурсия в лес».
Цель. Ознакомить детей с новым видом работы — сочинением из личного опыта.
На доске текст «День Победы», рядом план, словарь: вете раны войны, участники войны, сувениры.
День Победы.
9 мая советские люди праздновали День Победы над фашистской Германией. Ученики тоже готовились к празднику. Старшие ребята украсили зал. Все дети сделали сувениры. 7 мая октябрята, пионеры, комсомольцы пришли в зал на праздник. Выступал директор школы. Потом дети поздравили
своих гостей — участников Великой Отечественной войны. После этого был большой концерт. Учителя и дети пели песни, читали стихотворения. Праздник был очень интересным.
План.
1. Подготовка к празднику.
2. Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны.
3. Концерт.
Проводится беседа по тексту, членение текста на части соответственно плану, уточняется понимание слов поздравили, украсила и др. После такой беседы, преследующей цель рас- j крыть перед детьми задачу работы (последовательное описание события), учитель привлекает внимание детей к заголовку, написанному на второй доске, — «Экскурсия в лес» — и плану.
План.
1. Подготовка к экскурсии.
2. Экскурсия в лес.
3. Рисунки об экскурсии.
Рядом словарь: рассматривали, растения, кустарники, пой мала, ловили, собирали, увидели, пасется, лужайка. Эти слова были объяснены и записаны во время экскурсии.
Накануне урока учитель с детьми был на экскурсии в лесу, потом учащиеся делали зарисовки, сейчас рядом с планом помещены отдельные их рисунки. Детям предлагается использовать словарь, план, рисунки; учитель напоминает также, что они могут спросить его, если затрудняются в выборе слов, выражений.
Экскурсия в лес.
Учитель сказал ребятам: «Мы пойдем на экскурсию в лес. Надо хорошее поведение. Дети встали и построились парами.
Мы ушли в лес. Мы увидели цветов, бабочек, много деревьев. Мы шли по дороги и увидели трактора, много деревьев, разных цветов. Учитель нам рассказал: Мы пришли в лес, он показал акасию. Я рвала цветы. Оля поймала две бабочки, а я поймала одну бабочку. Мы увидели зеленую травку. На лужайке пасется белая лошадка. Катя поймала бабочку и моль. Света поймала маленькую желтую бабочку. Люда нарвала цветы петушки. Мы увидели две стрекозы. Там небыло грибы. Потому что еще рано. Грибы растут летом и осенью.
Мы пришли в класс. Мы рассказали что в лесу были скворцы пели. Мы полажили цветы на парту. Мы положили бабочки в банку. Мы на уроке написали сочинение про экскурсию в лес. Потом мы стали в тетрадях рисовать бабочки, цветы.
Таким образом, мы видим, как продуманная словарная работа, использование опыта детей, разбор образца позволили учителю добиться поставленной цели — ознакомить учащихся с новым для них видом работы—сочинением на основе личного опыта.
ОПИСАНИЕ
Речь учащихся начальных классов школ слабослышащих 2-го отделения главным образом состоит из существительных и глаголов. Это объясняется тем, что дети с глубоко недоразвитой речью более склонны к наглядному отражению мира. Отсюда становится ясным, насколько трудно вводить в речь детей с недостатками слуха обобщающие слова, слова, выражающие отвлеченные понятия. Большие возможности для обогащения словаря открывают письменные самостоятельные работы.
Рассмотрим методику и принципы работы по формированию абстрактных понятий на материале рекомендуемого программой вида письменной речи «Описание предметов, их сходства и различия».
Описание предметов, выработка умения выделить главное, раскрыть сходство и различие предметов имеет громадное значение в подготовке детей к жизни, к практической деятельности, помогает им лучше познать окружающий мир. Когда дети учатся описывать и сравнивать предметы, у них развивается наблюдательность, они обращают внимание на главное, особенное, присущее лишь данному предмету. А это очень важно, если учесть, что, в то время как «слышащие выделяют преимущественно основные, существенные особенности строения, глухонемые отмечают несущественные детали. Но такого рода расчлененность мешает усмотрению сходства, так как второстепенные отличия затеняют сходство в существенных чертах» '.
Эти особенности детей с недостатками слуха говорят о необходимости корригирующего обучения описанию и сравнению предметов. Перед учителями массовой школы стоят задачи лишь стилистического совершенствования детских работ описательного характера, так как дети имеют богатую речевую практику и учатся внимательно присматриваться к предметам, явлениям, процессам, избегать в сочинениях общих мест, описывать то, что увидел сам маленький автор. Сурдопедагог же сталкивается с большими затруднениями слабослышащего ребенка, которые он испытывает, стремясь связно выразить
1 Занков Л. В., Соловьев И. М. Очерки психологии глухонемого ребенка. М., 1940.
63
свою мысль, с бедностью его речи, с тем, что самостоятельно он не различает стилистических особенностей повествовательной и описательной речи, не имеет представления о ряде предметов. Поэтому учителю школы слабослышащих следует помнить о колоссальной предварительной и попутной работе, которая подготовит учащихся к выполнению письменных упражнений — описать предмет, сравнить предметы.
Программа по русскому языку для школы слабослышащих 2-го отделения построена таким образом, что к 3-му классу появляются возможности знакомить детей с выражением в письменном виде операции сравнения, однако необходима продуманная система подготовительных упражнений, чтобы дети с недостатками слуха могли оперировать труднейшими для них категориями, обозначающими признаки и качества предметов. Большие возможности в этом плане предоставляют предметные уроки, рисование, труд. На этих уроках учащиеся могут развивать свои способности сравнивать, описывать, сопоставлять. Так, на предметных уроках дети могут под руководством учителя сознательно выделить основные признаки предмета, отделить их от второстепенных, познакомиться с такими понятиями, как похожий (сходный), одинаковый, очень, этот, тот, не очень, отличается, и степенями сравнения прилагательных. (Ее-: тественно, что от учащихся 1—3-го классов верного употребления этих слов требовать пока нельзя.)
Для знакомства с операцией сравнения следует также использовать внеклассную работу, разговорные пятиминутки, ведение календаря погоды, дневника дежурного и т. д.
ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ
«Описать — значит сообщить о том, что мы видим, осязаем, слышим, обоняем или ощущаем на вкус, отделяя при этом элементы прежнего опыта от новых сведений о наблюдаемом предмете» '.
Каковы же приемы обучения описанию? Это вопросы, использование текстов-образцов, беседы, разбор предлагаемого детям словаря, описание по аналогии. Безусловно, важно, чтобы учащиеся уяснили сущность задания. Кроме того, должна быть последовательность в выполнении задания: тщательное рассматривание предмета, нахождение в нем наиболее существенных элементов, изложение материала в нужном порядке. В го же время следует использовать все эти приемы для формирования абстрактных понятий, усвоив которые дети смогут в дальнейшем выражать в письменном виде и операцию сравнения.
1 Львов М. Н, Сочинения-описания в III и IV классах, — «Начальная нкола», 1964, № 3.
Рассмотрим основные этапы урока первоначального знакомства учащихся с описанием предметов.
Урок развития письменной речи в 3-м классе.
Тема. Описание предметов.
Цель. Ознакомить учащихся с понятием «описание» и с новым видом работы — описание предметов.
Учитель принес на урок яблоко, грушу, лимон, редьку, т. е. те предметы, которые хорошо знакомы учащимся и особенности которых они изучили на предметном уроке. Предметы эти отличаются по форме, цвету, вкусу и в то же время имеют ряд сходных признаков.
Дети рассматривают овощи и фрукты. Беседа ведется с учетом знаний, полученных на предметном уроке, чтобы дети вспомнили признаки этих предметов. Каждому ребенку была дана возможность попробовать овощи и фрукты на вкус, осмотреть их внимательно.
Доску учитель разделил на две части. Слева в столбик написаны вопросы: каково яблоко? Какова груша? Каков лимон? Какова редька? Справа слова: желтый, большая, маленький, сладкая, кислый, большое, круглая, тяжелое, белое, зеленая, продолговатая, тяжелая, горькая, продолговатый, круглое, чер ная, большая, сладкое, синий, коричневый.
Учитель дает задание ответить на вопросы при помощи слов, написанных справа. Затем объясняет слово продолговатый и выясняет с учащимися, как сочетаются слова яблоко, груша, лимон, редька со словами один, одна, одно. Для того чтобы задание стало яснее, один из учеников находит с помощью учителя и подчеркивает слова, обозначающие признаки яблока (большое, белое, сладкое, тяжелое, круглое). После этого учитель стирает черточки под словами-признаками и предлагает детям самостоятельно выполнить задание.
Каково яблоко? Яблоко кислое и сладкое, белое, круглое, тяжелое, большое.
Какова груша? Груша сладкая, зеленая, продолговатая, большая, тяжелая.
Каков лимон? Лимон кислый, большой, желтый, продолговатый, тяжелый,
Какова редька? Редька черная, продолговатая, тяжелая, горькая, большая.
Когда все дети выполнили задание, учитель показывает им плакат «Описание предметов», который висит на доске.
— Сегодня мы учились описывать предметы.
Каждый ребенок читает слово описание, затем его повторяют.
4) Предметы, разные по величине: большие, маленькие. |
На уроках первоначального знакомства учащихся с описанием предметов целесообразно придерживаться следующих рекомендаций.
Необходимо использовать знания учащихся, полученные на предметных уроках, их личный опыт, дать возможность детям наглядно ощутить признаки предметов, которые они будут описывать.
Уже на уроках ознакомления с заданием надо следить за ' верным грамматическим написанием слов. (Учитель в приведенном выше описании урока акцентировал внимание на согласовании существительных с прилагательными, повторил с деть- 1 ми родовые окончания прилагательных: -ая, -яя, -ой, -ий, -ый, -ое).В дальнейшем можно усложнить задание: слова для справок давать в начальной форме, чтобы дети сами согласо-: вывали данные прилагательные с существительными.
Нельзя лишать детей самостоятельности, упражнения должны заставлять их мыслить. (Так, признаки предметов были даны не по порядку, имелись лишние слова — синий, корич невый.)
Необходимо, чтобы дети ясно представили себе задание. Можно устно предварительно выполнить упражнение или, как в рассматриваемом примере, на доске подчеркнуть необходимые слова.
Вначале нужно предлагать учащимся описывать самые основные признаки, не следует рассматривать детали предметов (например, какова кожура, семечки и т. д.). В дальнейшем, когда дети усвоят материал, можно углублять эту работу.
Кроме того, на первых уроках не стоит рассматривать мно-: го предметов, достаточно двух—четырех.
Когда учащиеся усвоят понятие «описание», уверенно начнут выполнять задание, необходимо практически знакомить детей с такими обобщающими понятиями, как цвет, вкус, вели- j чина, форма. Вначале не стоит требовать знания слов, выража- • ющих эти понятия, а постепенно приучать детей к тому, чтобы они могли оперировать обобщениями.
Рассмотрим урок развития речи в 3-м классе.
Тема. Описание предметов.
Цель. Раскрыть учащимся смысл обобщающих понятий — цвет, вкус, вес, величина, форма.
Учитель вывешивает на стене пять таблиц, предназначенных для длительного пользования:
1) Предметы, 2) Предметы,
разные по цвету: разные по вкусу:
красные, сладкие,
зеленые, горькие,
синие, кислые,
белые. соленые.
56
3) |
Предметы, разные по весу:
легкие,
тяжелые. 5) Предметы, разные по форме:
круглые,
прямоугольные,
продолговатые.
В таблицах везде оставлено место для новых признаков, слова вес, форма, вкус, цвет, величина написаны красным цветом и подчеркнуты. На данном уроке учитель еще не знакомит детей с таблицей «Предметы из разных материалов».
Учащимся дают для описания овощи: морковь, помидор, луковицу, свеклу. Учитель предлагает детям выполнить уже знакомую работу — ответить на вопросы, пользуясь таблицами. Например, на вопрос «Каков помидор?» ребенок отвечает, поочередно обращаясь к таблицам: «Помидор большой, круглый, красный, тяжелый, кислый». После разбора задания учащиеся самостоятельно выполнили письменное упражнение.
Затем учитель обратил внимание детей на слова, выделенные в таблицах красным цветом (цвет, величина, вкус, вес, фор ма), указав, что они объединяют несколько признаков. (Например, легкий, тяжелый — вес.) Чтобы учащиеся закрепили эти понятия, учитель в дальнейшем, давая новые задания, привлекает к ним внимание детей. Постепенно в таблицы вносятся новые слова (очень, не очень, очень легкий, не очень тяжелый — 4-й класс, овальный, неправильной формы и т. д.).
В четвертой четверти 3-го класса дети знакомятся с таблицей «Предметы, разные по материалу»: деревянный, металлический, бумажный, стеклянный, картонный.
Для того чтобы дети лучше усвоили этот сложный материал, можно рекомендовать такие виды заданий во внеклассное
время:
а) Узнавание предметов по определенным признакам. На
пример, знакомые предметы закрыты тканью, ребенок ощупывает их и называет. На вопрос учителя, как он узнал предмет,
ученик должен ответить: «По форме». Ребенку завязывают глаза и дают попробовать кусочек какого-либо фрукта или овоща.
На вопрос, как он узнал предмет, ученик должен ответить: «По
вкусу». «Лук горький, я узнал его по вкусу».
б) Игра «Гость». В класс входит ученик с пакетом и говорит: «У меня круглый, сладкий, тяжелый, желтый предмет»
(яблоко). Если дети отгадают и правильно назовут предмет,
гость остается и отдает «подарок» ребятам. Если же «хозяева»
не могут ответить на вопрос «гостя», он уходит.
в) Отгадывание простых загадок, не построенных на мета-
57
форах. Например, учитель спрашивает: «Круглое, желтое, сладкое, висит на дереве. Что это?» И т. п.
Подобных заданий можно найти очень много—все зависит от творчества учителя.
Следует предлагать детям ряд заданий, которые помогли бы ребенку с речевым недоразвитием, с ограниченной речевой практикой почувствовать своеобразие описания, его необходимость для общения людей:
а) Подчеркнуть описание предметов в тексте, а ряд других предметов описать самим.
Пионеры и школьники осенью помогали колхозникам убирать урожай. Ученики 3-го класса работали на колхозном огороде и в саду. Они собирали большие, тяжелые, красные помидоры и складывали в корзины. Сережа нес огромную желтую дыню. Маруся и Зина помогали колхозникам собирать... груши,... вишни,... яблоки. Потом детей угостили фруктами. Яблоки, груши, вишни... Председатель колхоза поблагодарил пионеров за помощь.
Под текстом прикрепляются картинки с изображением описываемых фруктов.
Мы рекомендуем также тщательно продуманную работу с образцом. Например, учащиеся получают задание описать помещение (класс); дети под руководством учителя осматривают помещение и выполняют такое задание: списывают текст и описывают предметы.
Наш класс.
В нашем классе 3... окна, 11... парт. В классе... дверь,... панели. На стене висит... доска. Над доской... портрет К. Маркса. Наш класс.... Мы любим свой класс.
На месте точек учащиеся должны поставить определения. Тем детям, которым трудно выполнить задание самостоятельно, даются слова для справок в нужной форме: широкий, большой, деревянный, голубой, светлый, коричневый, маленький.
б) Выписать из художественного текста описания предме
тов (использовать связь с уроками чтения, с внеклассным чте
нием).
в) Выписать под руководством учителя описательные эле
менты из прочитанных текстов, а затем пользоваться этими
«заготовками», включать их в сочинения.
Все эти упражнения позволяют в дальнейшем учить детей более глубоко и детально описывать предметы, помещения и т. п.
58
СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ
Мы рекомендуем работу над сравнением предметов, описанием их путем сравнения начинать с обучения нахождению сходства предметов, так как «глухонемой сравнивает иначе, чем слышащий школьник, он с большим трудом пробивается к сходству, а чаще отмечает различия» Ч Одновременно следует формировать и понятия «одинаковый», «сходный» (похожий), «сравнение», «отличаются». Эффективным путем проведения этой работы является группировка предметов по сходным признакам.
Рассмотрим примерный урок в 3-м классе.
Тема. Группировка предметов по сходным признакам.
Цель. Формирование понятия «сходный» (похожий).
В начале урока учитель дает учащимся знакомое уже задание — описать линейку, чтобы напомнить ход работы при описании предметов, сосредоточить внимание на признаках предметов. Учащиеся пишут: Это линейка. Линейка желтого цвета, деревянная, прямоугольной формы, легкая, длинная.
После того как дети выполнили задание, учитель предлагает им посмотреть на стол и на доску (в этот момент раздвигаются шторы, которыми закрыта доска), где находится множество предметов: яблоко, мандарин, шар елочный, поднос, пенал, коробка для красок, карандаши простые и цветные, банки стеклянные, стакан, ручка, звонок, коробка для цветных карандашей, галстук, ленты. Все эти предметы в беспорядке лежат, стоят, висят. Один из учеников должен найти среди них предметы только красного цвета и сложить их вместе. Мальчик отбирает галстук, ручку ученическую, карандаш, краски,
ленту.
Учитель спрашивает у детей:
— Почему Коля положил эти предметы вместе?
Дети. Они красные.
Учитель. Правильно. Они похожие (сходные) по цвету.
Учащиеся записывают в тетрадях предложения: Галстук, ручка, карандаш, краски, лента похожи по цвету. Они красного цвета.
После этого дети находят предметы зеленого цвета и записывают в тетрадях: Пенал, карандаш, листок, краски зеле ного цвета.
Наконец, учитель дает учащимся задание для самостоятельного выполнения: «Найдите предметы, похожие по материалу и по форме, и напишите о них в тетрадях».
Замок, вилка, ложка, звонок, поднос, коробочка, ключ, кнопка, пуговица, перо похожи по материалу. Металлические.
1 Занков Л. В., Соловьев И. М. Очерки психологии глухонемого ребенка. М., 1940.
59
Яблоко, мандарин, шар, пуговица, коробочка, по форме. Они круглые. Вишня, яблоко, вафли, конфета, мороженое, виноград, мандарин сходны по вкусу. Они сладкие.
Мы видим, что ребенок группировал не только те предметы, что были перед ним: вафли, конфеты и т. п. Кроме того, он группировал предметы по вкусу, хотя такого задания не было. Объясняется это большой активностью детей во время выполнения задания: им было интересно, трудные новые слова учитель сразу объяснял, в классе царил дух соревнования, дети мыслили.
Выполняя подобные упражнения, дети знакомятся с массой новых предметов, рассматривают их, сопоставляют. Предлагая учащимся группировать предметы, необходимо учитывать следующие рекомендации.
Предлагать для группировки нужно такие предметы, которые учащимися могут быть охарактеризованы, т. е. учитывать уровень развития детей.
Нельзя на первом этапе давать учащимся много заданий одновременно.
Обязательно следует показать детям письменный образец, учащиеся должны видеть, как на письме отразить сходство предметов, причем форму записи нужно разнообразить, давать различные обороты, подчас отталкиваясь от самостоятельных попыток детей изложить мысль.
Со временем можно усложнить задание.
а) Группировка предметов по плану.
План.
1. Предметы, одинаковые по форме.
2. Предметы, одинаковые по материалу.
3. Предметы, одинаковые по цвету.
б) Группировка предметов, находящихся непосредственно
перед учениками, а также привлечение предметов, находящихся
вне класса, просто тех, которые знакомы детям.
в) Группировка предметов, сходных по двум (затем и трем)
признакам, например по материалу и цвету.
Ученик С. пишет: Кружка, ложка, замок, коробка, кнопка сходны по материалу и по цвету. Они металлические белого цвета. Галстук, пальто, кофта, повязка сходны по материалу и по цвету. Они из материи и красного цвета.
Знакомство учащихся с операцией сравнения следует начать со сравнения предметов одного и того же вида. Глухонемой, «усмотрев сходство объектов, уже не останавливается на отличных свойствах и не приходит к определению их своеобра-
зия. Для него объекты или сходны, или совсем различны» '. Поэтому надо показать детям отличие предметен, которые на первый взгляд сходны.
Проиллюстрируем ход этой работы описанием урока в 3-м
классе.
Тема. Описание предметов, их сходства и различия.
Цель. Формирование понятий «отличается», «сравнение».
Учитель предложил описать предметы нескольких видовых пар и найти сходство и отличие предметов каждого вида: две ученические тетради, две пуговицы, два карандаша, две линейки.
Вначале дети под руководством учителя рассматривают одну видовую пару (две линейки), учитель объясняет слово отличается (одна линейка коричневая, другая желтая). Другие предметы дети сравнивают самостоятельно.
На столе лежит желтая прямоугольная тетрадь. На парте лежит голубая прямоугольная тетрадь.
Тетради отличаются желтая голубая.
Затем учитель объявляет детям, что сейчас они будут писать по плану, сравнивать два предмета (спичечную коробку и альбом), и объясняет слова хранить, не очень, марка, фото графия.
Предлагается такой план:
1. Описать коробку.
2. Описать альбом.
3. Чем похожи коробка и альбом?
4. Чем отличается коробка от альбома?
5. Зачем нужны коробка и альбом?
Коробка фиолетовая, прямоугольная, маленькая, деревянная не очень полотая (толстая), полная.
Альбом синий, прямоугольный, большой, бумажный, толстый, с фотографиями.
Коробка и альбом похожи по форме.
Коробка от альбома отличается по цвету, по величине, по материалу, по толщине.
В альбоме можно рисовать, хранить фотографии, картинки, марки. Коробка нужна для хранения спичек.
При обучении письменному выражению сходства и отличия предметов мы советуем учителям придерживаться следующих методических рекомендаций.
Знакомя учащихся с описанием предметов путем сравнения, следует предложить письменный образец такой работы.
1 Занков Л. В., Соловьев И. М. Очерки психологии глухонемого ребенка. М., 1940.
61
Для учащихся 3—4-го классов школы слабослышащих очень трудно без помощи учителя последовательно сравнивать предметы, поэтому нужно предлагать детям готовый план или составлять с ними план предстоящей работы.
Чтобы выработать у учащихся навык правильного применения слов сравни, похожий, отличается, надо чаще употреблять эти слова на уроках и вне класса, используя метод сравнения для объяснения материала.
Важны упражнения, которые покажут учащимся место и роль сравнения в письменной речи. Например, указать те места в тексте, где сравниваются различные предметы, явления. Для этого надо использовать уроки чтения и внеклассное чтение, работу с календарем погоды, дневником дежурных по классу. Начинать работу по сравнению надо с предметов одного вида, с малым количеством отличительных признаков. Постепенно число отличительных признаков следует увеличивать, затем дети могут сравнивать предметы разных видов и родов. 1
После того как учащиеся овладеют навыком сравнения в его элементарном виде, надо обучать их более глубокому описанию и сравнению предметов, привлекать внимание к деталям. Например. Учащимся 4-го класса предложили сравнить по плану две тетради.
Ученик Сережа К. пишет на доске:
На окне лежит голубая, прямоугольная, тонкая, бумажная, новая тетрадь.
На столе лежит коричневая, толстая, прямоугольная, клеточка, старая бумажная не очень большая.
Тетради похожи по форме по материалу. Тетрадь отличается по цвету, по толщине.
Мы в тетради пишем.
На второй доске учитель заготовил более подробное описание.
На окне лежит новая в голубой обложке тонкая в линейку прямоугольной формы тетрадь. Она имеет скрепочки. На обложке нет таблицы умножения.
На столе лежит толстая старая в коричневой обложке прямоугольной формы тетрадь в клеточку. Тетрадь исписанная. Она имеет скрепочки. Тетрадь не имеет таблицы умножения.
Эти тетради похожи по форме, по величине. Они прямоугольной формы, не очень большие. Тетради из бумаги. Тетради имеют скрепочки. Они не имеют на обложке таблицы умножения.
Тетради отличаются. Одна тетрадь толстая, другая тетрадь тонкая. Одна тетрадь новая, а другая старая, исписанная. Од-
62
на тетрадь в голубой обложке, а другая в коричневой обложке. В тетрадях мы пишем и рисуем.
Учитель вместе с учащимися читает работу Сережи К., исправляет ошибки, подчеркивает слова в клеточку и объясняет, что Сережа обратил внимание на то, о чем дети раньше никогда не писали.
После этого учитель предлагает детям прочитать текст, который он написал, предварительно объяснив значение слов скрепочки, обложка, исписанный. Чтение текста сопровождается рассматриванием тетрадей (обычные ученические тетради в 12 и 24 листа). Путем сопоставления предметов и текстов дети убеждаются в том, что во втором тексте предметы описаны точнее, более подробно и интересно, и замечают еще ряд отличительных деталей.
Убедившись, что учащиеся поняли объяснение, учитель предлагает описать и сравнить еще одну пару предметов — учебники «Природоведение» и «Математика».
На столе лежит прямоугольная, бордовая кортонная, не очень толстая, старая, с картинками книга. Книга имеет с картинками. Она имеет цена.
На окне лежит прямоугольная, зеленая, толстая, картонная. Книга имеет с примерами и задачами. Книги похожи по величине и по форме. Книги отличаются по цвету, по толщине. Одна книга старая, а другая старая. В
книги мы читаем.
(Работа Сережи К.)
ПИСЬМО
Трудно переоценить значение для детей с недостатками слуха умения пользоваться деловыми бумагами. Окружающая жизнь на каждом шагу требует от них умения самостоятельно оформить и заполнить деловые документы: расписку, заявление, заметку в газету, письмо, автобиографию, телеграмму и т. д. Поэтому программа по развитию письменной речи школы слабослышащих предусматривает обучение слабослышащих учащихся написанию различных видов деловых бумаг. Задача учителя заключается прежде всего в раскрытии значения и жизненной необходимости делового письма, в обогащении словаря и воспитании навыков самостоятельного составления того или иного вида делового документа.
Естественно, что наиболее доступным и жизненно необходимым для маленьких слабослышащих школьников является умение написать письмо. Овладевая этим умением, дети упражняются в правильном пользовании различными местоимениями (личными, притяжательными, указательными), практически усваивают роль ласкательных суффиксов, осознают, что
63
такое обращение, тренируются в умении задавать вопросы, учатся понимать значение предложного падежа, который особенно труден для усвоения, наконец, письмо помогает понять форму выражения будущего времени.
Рассмотрим методические рекомендации к этому важному виду письменной речи.
Необходимо перед уроками развития письменной речи, на которых дети будут учиться писать письма, провести пропедевтическую работу: организовать экскурсию на почту, встречу с почтальоном, рассмотреть серии картин, на которых показан путь письма от момента написания до получения его адресатом, ознакомить учащихся со словами письмо, конверт, адрес, поч тальон, почтовый ящик, марка, почта.
Обязательным условием эффективности этой работы является разбор образца и плана письма. Приводим примерный план письма:
1. Обращение.
2. Сообщение (содержание письма).
3. Вопросы, просьбы.
4. Пожелания.
5. Подпись.
6. Дата.
В период обучения письму текст образца надо сравнивать с планом образца, текст письма — с сочинением повествовательного характера, подчеркивая своеобразие письма.
Лучше всего уроки обучения письму проводить после какого-либо события в жизни класса, школы, страны (например, после праздника).
Необходимо привлекать внимание детей к различным формам обращения в начале письма, к изменению содержания письма в связи с ситуацией (ответ или сообщение и т. п.), к форме выражения пожеланий, вопросов.
Для того чтобы учащиеся овладели стилем, характерным для письма, следует как можно больше тренировать детей, организовать их практическую работу: выделить во внеклассное время «час письма», когда учащиеся пишут письма родителям и друзьям, организовать переписку с другими школами, учащимися других республик, стран. Раскрыть стилистическое своеобразие письма помогут такие упражнения, как:
а) восстановление деформированного текста письма;
б) написание письма по опорным предложениям или сло
вам, по какой-либо части (начало, середина, конец) на задан
ную тему.
Особое внимание следует первоначально уделять пониманию учащимися значения правильно написанного адреса. Активизируют учащихся игровые формы работы: писать следует на листочках, каждому ребенку надо дать конверт, организо-
64
Ьать игру в почту и т, п. В случае действительной отправки письма рекомендуем учителю проверить его и дать ребенку переписать без ошибок.
Рассмотрим примерные уроки, посвященные обучению написанию письма.
Урок в 3-м классе.
Тема. Письмо товарищу
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!