Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2021-10-05 | 24 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Речь слабослышащих развивается в условиях использования частично сохранившейся функции слухового анализатора. Это приводит к тому, что слабослышащий ребенок воспринимает и запоминает слова в искаженном виде. Ограниченность речевого опыта слабослышащего ребенка, возникающая в связи с неполным восприятием речи на слух, ведет к количественной недостаточности запаса слов и к весьма своеобразному применению этих слов.
Суммируя данные о состоянии словаря слабослышащих детей, мы делаем следующие выводы.
У большого числа детей наблюдается недостаточный запас слов.
Не обладая достаточным запасом слов, они заменяют одни слова другими внутри определенных смысловых групп.
В их словаре обнаруживаются также смешения слов на основе близкого (с точки зрения слухового восприятия плохо-слышащих детей) звучания.
Слова, которыми пользуются слабослышащие дети, нередко характеризуются искаженным произношением, с тенденцией к сохранению общего рисунка слова на основе более сохранного произношения гласных звуков и правильного распределения Ударения в речи.
Ё связи с общим недоразвитием речи у слабослышащих детей можно наблюдать неточность и недифференцированность в понимании значения слов, что обусловливает неправильное их употребление.
Искаженное произношение и недостаточность словаря слабослышащих детей ведут иногда к таким явлениям, когда слово они делят на несколько слов, неверно его понимая, например слово новоселье. Ребенок объясняет так это слово: Бабушка живет в новом селе. Или слово поднос: У девочки под нос мокрый. Бывают и случаи распада словосочетаний, например словосочетания румяный пирожок. Ребенок так объясняет его значение: 1) Девочка зимой румяная щеки. 2) Мальчик кушает сладкий пирожок.
|
Важно отметить и следующее явление: контекст для слабослышащего ребенка не существует как единое целое, он легко распадается, т. е. наблюдается неустойчивость контекста, причем сами дети об этом не догадываются.
Приведенные особенности словаря слабослышащих детей с глубоко недоразвитой речью требуют специальной коррекции, которая обычно носит название «словарная работа». Многие учителя считают ее задачей объяснение значения новых слов. В действительности ее задачи значительно сложнее. Прежде всего, учитель должен хорошо знать уровень речевого развития своих учащихся и систематически контролировать правильность понимания и применения даже самых употребительных слов. В этом случае будет создана основа для полноценного словарного обогащения и в конечном итоге подлинного развития речи слабослышащего ребенка. Мы рекомендуем следующие приемы для проверки понимания слов слабослышащими учащимися:
составление предложений с данным словом. Например, учитель решил проверить, как учащиеся 4-го класса понимают слово выходной, и предложил им придумать с этим словом предложения. Ученица составила такие предложения: Ребята пошли в выходной дверь. На двери написано выходной. После этого учитель объяснил значение этого слова;
демонстрацию предметов или картинок с их изображением. Учащимся предлагается найти в разбираемом тексте слова к демонстрируемым предметам;
можно предложить учащимся выполнить какое-либо действие, о котором говорится в тексте, и тем самым узнать, как они понимают значение глаголов и наречий;
понимание ряда слов можно выяснить в ходе беседы, путем умело поставленных, логически связанных вопросов;
эффективным средством являются детские зарисовки к текстам.
Сознательно повторяясь, мы подчеркиваем, что нецелесооб- " разно применять в работе со слабослышащими детьми обычный
|
100
прием учителей массовых школ, которые просят самих учащихся назвать непонятные им слова.
Кроме того, мы должны привлечь внимание учителей к следующему моменту: особенно трудны для усвоения слабослышащими детьми прилагательные, местоимения, наречия. Для учащихся массовых школ эти слова понятны и обычны, и поэтому многие учителя, работающие в школах для слабослышащих, по аналогии с массовой школой очень мало внимания уделяют этим категориям слов, тем самым затрудняя сознательное раскрытие содержания и в значительной мере снижая эффективность развития речи слабослышащих детей.
Прежде чем перечислить приемы объяснения новых слов, мы подчеркиваем, что необходимым условием плодотворной работы учителя в этом направлении является умение раскрыть значение слова в связи с контекстом, провести анализ всего предложения. Только тогда объяснение будет способствовать сознательному усвоению слова, обогащению словаря и в конечном итоге развитию речи слабослышащих. Если это положение нарушается, то объяснение искажается, становится неточным, формальным.
Для учителя важно также выделить слова, требующие объяснения в первую очередь. Критерием здесь снова будет связь с контекстом, значение слова для понимания контекста в целом.
Рассмотрим основные приемы объяснения новых слов.
1. Использование наглядности.
а) Показ предмета или его изображения на картинке. На
пример, в тексте «Котенок и клубок» ' таким образом можно
объяснить слова клубок ниток, нитки.
б) Показ отрывков из диафильмов, фильмов, где ярко изоб
ражены предметы, встречающиеся в тексте. Конечно, наиболее
эффективна эта работа, если диафильм создан по разбираемому
тексту.
в) Демонстрация действий, инсценировка. Например, в рас
сказе для изложения «Старушка» 2 таким образом хорошо объ
яснить слово скользко: Было очень скользко. Старушка упала.
Мальчик помог старушке встать.
г) Показ действия и раскрытие содержания слова с помо
щью макета или конструктивной (разборной) картины.
Используя наглядные средства для объяснения слова, нужно раскрывать его значение в разных контекстах, иначе в дальнейшем учащиеся могут употреблять это слово только в одном значении, в котором впервые узнали его. Например, сигнал они понимают как телевизор, сеанс — как название фильма, эк ран — как журнал и т. д.
|
1 См. приложение.
2 См. там же.
101
2. Словесное описание предметов. Использовать этот прием
в начальных классах школы слабослышащих нужно с учетом
уровня речевого развития детей, когда нет возможности рас-
крыть значение слова с помощью наглядности. Так, в тексте
«Старушка» с помощью словесного описания можно объяснить
слово чужая (старушка), в тексте «Котята» ' слово рады (котя
та) и т. д.
3. В 4-м классе иногда можно раскрывать значения слов с
помощью синонимов и антонимов, а также морфологического
анализа слов. Например, в тексте «Новичок» словосочетание
весь класс можно объяснить как все ученики; объясняя слово
ласточкино (гнездо) (в тексте «Птенчик» 2), можно подчеркнуть
корень слова и объяснить, что это гнездо ласточки.
4. Эмоциональное, выразительное чтение текста всегда по
могает слабослышащим понять значение слова в контексте.
Конечно, нельзя довольствоваться только этим приемом, выра
зительное чтение должно стать непременным спутником выше
перечисленных приемов. Например, эмоциональное чтение учи
теля с одновременным показом картинки дает возможность уча
щимся понять фразы Вдруг началась метель. Сильный ветер
крутил хлопья снега и бил в лицо.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!