Словарная работа при чтении текстов для изложения — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Словарная работа при чтении текстов для изложения

2021-10-05 24
Словарная работа при чтении текстов для изложения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Речь слабослышащих развивается в условиях использова­ния частично сохранившейся функции слухового анализатора. Это приводит к тому, что слабослышащий ребенок восприни­мает и запоминает слова в искаженном виде. Ограниченность речевого опыта слабослышащего ребенка, возникающая в свя­зи с неполным восприятием речи на слух, ведет к количест­венной недостаточности запаса слов и к весьма своеобразному применению этих слов.

Суммируя данные о состоянии словаря слабослышащих де­тей, мы делаем следующие выводы.

У большого числа детей наблюдается недостаточный запас слов.

Не обладая достаточным запасом слов, они заменяют одни слова другими внутри определенных смысловых групп.

В их словаре обнаруживаются также смешения слов на ос­нове близкого (с точки зрения слухового восприятия плохо-слышащих детей) звучания.

Слова, которыми пользуются слабослышащие дети, нередко характеризуются искаженным произношением, с тенденцией к сохранению общего рисунка слова на основе более сохранного произношения гласных звуков и правильного распределения Ударения в речи.


Ё связи с общим недоразвитием речи у слабослышащих де­тей можно наблюдать неточность и недифференцированность в понимании значения слов, что обусловливает неправильное их употребление.

Искаженное произношение и недостаточность словаря сла­бослышащих детей ведут иногда к таким явлениям, когда сло­во они делят на несколько слов, неверно его понимая, например слово новоселье. Ребенок объясняет так это слово: Бабушка жи­вет в новом селе. Или слово поднос: У девочки под нос мокрый. Бывают и случаи распада словосочетаний, например слово­сочетания румяный пирожок. Ребенок так объясняет его зна­чение: 1) Девочка зимой румяная щеки. 2) Мальчик кушает сладкий пирожок.

Важно отметить и следующее явление: контекст для сла­бослышащего ребенка не существует как единое целое, он легко распадается, т. е. наблюдается неустойчивость контекста, при­чем сами дети об этом не догадываются.

Приведенные особенности словаря слабослышащих детей с глубоко недоразвитой речью требуют специальной коррекции, которая обычно носит название «словарная работа». Многие учителя считают ее задачей объяснение значения новых слов. В действительности ее задачи значительно сложнее. Прежде всего, учитель должен хорошо знать уровень речевого развития своих учащихся и систематически контролировать правильность понимания и применения даже самых употребительных слов. В этом случае будет создана основа для полноценного словар­ного обогащения и в конечном итоге подлинного развития речи слабослышащего ребенка. Мы рекомендуем следующие приемы для проверки понимания слов слабослышащими уча­щимися:

составление предложений с данным словом. Например, учи­тель решил проверить, как учащиеся 4-го класса понимают слово выходной, и предложил им придумать с этим словом предложения. Ученица составила такие предложения: Ребята пошли в выходной дверь. На двери написано выходной. После этого учитель объяснил значение этого слова;

демонстрацию предметов или картинок с их изображением. Учащимся предлагается найти в разбираемом тексте слова к демонстрируемым предметам;

можно предложить учащимся выполнить какое-либо дей­ствие, о котором говорится в тексте, и тем самым узнать, как они понимают значение глаголов и наречий;

понимание ряда слов можно выяснить в ходе беседы, путем умело поставленных, логически связанных вопросов;

эффективным средством являются детские зарисовки к текстам.

Сознательно повторяясь, мы подчеркиваем, что нецелесооб- " разно применять в работе со слабослышащими детьми обычный

100


прием учителей массовых школ, которые просят самих учащих­ся назвать непонятные им слова.

Кроме того, мы должны привлечь внимание учителей к сле­дующему моменту: особенно трудны для усвоения слабослыша­щими детьми прилагательные, местоимения, наречия. Для уча­щихся массовых школ эти слова понятны и обычны, и поэтому многие учителя, работающие в школах для слабослышащих, по аналогии с массовой школой очень мало внимания уделяют этим категориям слов, тем самым затрудняя сознательное рас­крытие содержания и в значительной мере снижая эффектив­ность развития речи слабослышащих детей.

Прежде чем перечислить приемы объяснения новых слов, мы подчеркиваем, что необходимым условием плодотворной работы учителя в этом направлении является умение раскрыть значение слова в связи с контекстом, провести анализ всего предложения. Только тогда объяснение будет способствовать сознательному усвоению слова, обогащению словаря и в ко­нечном итоге развитию речи слабослышащих. Если это поло­жение нарушается, то объяснение искажается, становится не­точным, формальным.

Для учителя важно также выделить слова, требующие объ­яснения в первую очередь. Критерием здесь снова будет связь с контекстом, значение слова для понимания контекста в целом.

Рассмотрим основные приемы объяснения новых слов.

1. Использование наглядности.

а) Показ предмета или его изображения на картинке. На­
пример, в тексте «Котенок и клубок» ' таким образом можно
объяснить слова клубок ниток, нитки.

б) Показ отрывков из диафильмов, фильмов, где ярко изоб­
ражены предметы, встречающиеся в тексте. Конечно, наиболее
эффективна эта работа, если диафильм создан по разбираемому
тексту.

в) Демонстрация действий, инсценировка. Например, в рас­
сказе для изложения «Старушка» 2 таким образом хорошо объ­
яснить слово скользко: Было очень скользко. Старушка упала.
Мальчик помог старушке встать.

г) Показ действия и раскрытие содержания слова с помо­
щью макета или конструктивной (разборной) картины.

Используя наглядные средства для объяснения слова, нужно раскрывать его значение в разных контекстах, иначе в дальней­шем учащиеся могут употреблять это слово только в одном значении, в котором впервые узнали его. Например, сигнал они понимают как телевизор, сеанс — как название фильма, эк­ ран — как журнал и т. д.

1 См. приложение.

2 См. там же.


101


2. Словесное описание предметов. Использовать этот прием
в начальных классах школы слабослышащих нужно с учетом
уровня речевого развития детей, когда нет возможности рас-
крыть значение слова с помощью наглядности. Так, в тексте
«Старушка» с помощью словесного описания можно объяснить
слово чужая (старушка), в тексте «Котята» ' слово рады (котя­
та) и т. д.

3. В 4-м классе иногда можно раскрывать значения слов с
помощью синонимов и антонимов, а также морфологического
анализа слов. Например, в тексте «Новичок» словосочетание
весь класс можно объяснить как все ученики; объясняя слово
ласточкино (гнездо) (в тексте «Птенчик» 2), можно подчеркнуть
корень слова и объяснить, что это гнездо ласточки.

4. Эмоциональное, выразительное чтение текста всегда по­
могает слабослышащим понять значение слова в контексте.
Конечно, нельзя довольствоваться только этим приемом, выра­
зительное чтение должно стать непременным спутником выше
перечисленных приемов. Например, эмоциональное чтение учи­
теля с одновременным показом картинки дает возможность уча­
щимся понять фразы Вдруг началась метель. Сильный ветер
крутил хлопья снега и бил в лицо.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.