Восстановление деформированного — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Восстановление деформированного

2021-10-05 34
Восстановление деформированного 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕКСТА ПО ДЕМОНСТРАЦИИ ДЕЙСТВИЙ,

ПРИ ПОМОЩИ ИНСЦЕНИРОВОК

Работу с деформированным текстом можно использовать с целью обучения слабослышащих учащихся адекватному сло­весному выражению наблюдаемых ими действий. Отличие дан­ного вида упражнений от других заключается в том, что собы­тия происходят на глазах у детей, поэтому впечатления кон­кретны, непосредственны, а это в работе с нашими учащимися очень важно.

Обучая детей этому виду упражнений, советуем придержи­ваться следующих рекомендаций.

Подбирая материал для инсценировок, следует увязать его с программой по формированию грамматического строя языка и развитию устной речи.

Материал для этого вида работы неисчерпаем, его дает са­ма жизнь. Можно использовать действия и сценки из жизни класса, группы, т. е. из всей повседневной жизни детей.

Усложнять материал следует постепенно. В затруднитель­ных случаях деформированный текст и инсценировку надо сопоставить с верным текстом.

16


Вначале детям предлагается для восстановления текст, де­формированный по частям. В дальнейшем можно постепенно усложнять задания: весь текст деформировать по частям, а одну часть деформировать по фразам, затем деформировать по фразам две части и т. д. и постепенно перейти к деформации всего текста по фразам.

От учителя требуется большая предварительная работа: должна быть яркость сцены, четкость передачи действий, эмо­циональность исполнения ролей. Демонстрацию действий или инсценировку может выполнять сам учитель или учащиеся.

Желательно за несколько дней до выполнения задания на уроках русского языка или во внеклассное время назвать дей­ствия, входящие в инсценировку; таким образом, на уроке раз­вития письменной речи названия демонстрируемых действий не будут для учащихся новыми.

Так же предварительно должна проводиться словарная ра­бота, так как во время демонстрации сценки не рекомендуется объяснять новые слова, чтобы не пропадала целостность вос­приятия и не пострадала выразительность действия.

Предлагая для выполнения эти упражнения, учитель имеет возможность познакомить детей со словами отвлеченного ха­рактера.

На первом уроке знакомства с рассматриваемым видом за­даний надо записать два-три предложения по демонстрируемым действиям, предварительно проговорив их с учащимися, что поможет им понять предстоящее задание.

Можно также на первых уроках предварительно прочитать текст, а затем уже проводить инсценировку.

Интересен и такой прием: детям раздают карточки с тре­мя-четырьмя фразами, которые они должны, следя за инсце­нировкой, расположить последовательно.

Схематически эту работу можно представить так. На доске написан деформированный по частям (в дальнейшем можно по фразам) текст, который пока закрыт. Учитель объясняет ход предстоящей работы, подчеркивает необходимость внимательно следить за всеми действиями «артистов». Затем разыгрывается инсценировка. Деформированный текст открывается, и дети получают задание написать его в той последовательности, ка­кую они только что увидели.

Приведем в качестве примера отдельные уроки.

Урок развития письменной речи в 3-м классе.

Тема. Первоначальное знакомство с восстановлением де­формированного текста по инсценировке.

Учитель. Ребята, посмотрите внимательно, что будет де­лать Петя.

Ученик выполняет действия, остальные по этим действиям

17


составляют с помощью учителя предложения. Затем учитель открывает доску с записанными в случайном порядке предло­жениями:

1. Он взял книгу.

2. Петя открыл портфель.

3. Мальчик, стал читать интересный рассказ.
Учитель. Прочитаем первое предложение. Что делал Петя

сначала?

Учащиеся. Неправильно. Сначала портфель.

Таким образом, дети устанавливают логическую последова­тельность предложений по действиям, которые выполнял ученик:

1. Петя открыл портфель.

2. Он взял книгу.

3. Мальчик стал читать интересный рассказ.

Попутно учитель обратил внимание детей на то, что слово Петя не повторяется в каждом предложении, а заменяется словами мальчик, он.

На уроке в 4-м классе инсценировался такой текст: После уроков Вова находился в классе, ему было скучно. Он встал и пошел к шкафу, который стоял в углу. Там было много интересных книг.

Мальчик открыл шкаф и взял книгу, но вдруг он услышал сильный стук в дверь. Он вздрогнул и уронил книгу.

Затем Вова поднял книгу и закрыл шкаф.

Мальчик достал обложку и обернул книгу. После этого он сел на место и стал читать интересный рассказ.

Учащимся текст был представлен в таком виде:

Затем Вова поднял книгу и закрыл шкаф.

Он встал и пошел к шкафу, который стоял в углу. Там было много интересных книг.

Мальчик открыл шкаф и взял книгу, но вдруг он услышал сильный стук в дверь. Он вздрогнул и уронил книгу.

Мальчик достал обложку и обернул книгу. После этого он сел на место и стал читать интересный рассказ.

После уроков Вова находился в классе, ему было скучно.

На предыдущих уроках назывались и объяснялись некото­рые действия, которые должны были войти в задуманную сценку. Например, фраза Ему было скучно исполнялась учени­ком так: мальчик со скучающим видом ходил по комнате, зе­вал, потягивался.

Внимание учащихся было обращено на то, что вместо пред­ложений Вова зевает, Вова потягивается, Вова ходит по классу

18


можно сказать Вове было скучно, т. е. что несколько конкрет­ных действий можно выразить словом отвлеченного характе­ра. Для тренировки учащихся в понимании и употреблении подобных слов так же надо составлять и деформированный текст: не следует обозначать словами каждое действие, «фото­графировать» инсценировку.

В начале урока учитель объяснил слова находился, уронил, затем, после, вздрогнул.

Затем ученик сыграл сценку, учащиеся внимательно следи­ли за каждым его движением.

Учитель открывает деформированный текст:

— А сейчас прочитайте внимательно то, что написано на доске, вспомните, что делал Вова, и пишите по порядку. — Уча­щиеся приступают к самостоятельной работе.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.