Как поклоняться «в духе и истине»? — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Как поклоняться «в духе и истине»?

2022-07-03 29
Как поклоняться «в духе и истине»? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В конечном счёте, поклонение—это духовное действие, и оно должно усиливаться действи­ем в нас Святого Духа. Это означает, что мы должны молиться о том, чтобы Святой Дух дал нам сил для правильного поклонения.                                                                                                                       Тот факт, что подлинное поклонение происходит в невидимом, духовном мире, также очевиден из следующих слов Иисуса:                                                                                                                             Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4:23,24).                                                                             Выражение «поклоняться в духе и истине» лучше всего понимать не как «в Святом Духе», а как «в духовной сфере, в сфере духовной деятельности». (Основания для такого утверждения: I) разговор Иисуса с женщиной у колодца касается места поклонения (см. ст. 20,21). Ответ Иисуса понимается го­раздо в большей степени, если считать, что речь идет о духовной сфере, в которой мы поклоняемся. 2) В греческом тексте предлог ἐν («в») в выражении «в духе и истине» соответствует тому же слову ἐν, употреблённому в ст. 21 для буквального обозначения места: «на горе», «в Иерусалиме». И вновь противопо­ставление заключается в словах, обозначающих место, «в» котором следует поклоняться. 3) Слово «исти­на» обозначает качество поклонения. Параллель была бы более понятной, если бы мы предположили, что слова «в духе» относятся не к личности, а к качеству поклонения.) Это означает, что истинное поклоне­ние затрагивает не только наши физические тела, но также и наш дух, нематериальный аспект на­шего существа, который в первую очередь и действует в сфере невидимого. Мария знала, что она поклоняется именно таким образом, так как она воскликнула: «Beличит душа Моя Господа, и воз­радовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк. 1:46,47).                                                       Мы также должны помнить, что Бог постоянно «ищет» (Ин. 4:23) тех, кто будет поклоняться Ему в духе, т. е. тех, чей дух, так же как тело и разум, поклоняется Богу Такое поклонение считается обязательным, поскольку покло­няющиеся Богу «должны поклоняться в духе и истине» (ст. 24). Если наш дух не поклоняет­ся Богу, то такое поклонение нельзя назвать истинным.                                          Мы входим в состояние истин­ного поклонения, когда видим Бога таким, каков Он есть, и отвечаем на Его присутствие. Даже на небесах серафимы, которые видят славу Божью, восклицают: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3). Когда ученики увидели, как Иисус идет по воде и как затем утих ветер, то, после того как Он поднялся в лодку, «бывшие... в лодке подошли, поклонились Ему и ска­зали: истинно Ты Сын Божий» (Мф. 14:33). Автор Послания к Евреям знает, что когда мы входим в присутствие Божье (Евр. 12:18—24), то должны «служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поддающий» (Евр. 12:28,29). Поэтому подлинное поклоне­ние не является чем-то самопроизвольным, и этому нельзя научиться с помощью тренировки. Оно должно быть излиянием наших сердец в ответ на осознание Божьей сути.                                                                                                                                           Следовало бы спросить себя, есть ли в наших церквах подлинное, глубокое, искреннее поклоне­ние? Во многих евангельских церквах прихожане, лишь после того как спет последний гимн и про­поведь привлекла их внимание к Тому, Кто есть Бог, начинают радоваться в Боге с сердцем, пол­ным хвалы. Но вот тут-то богослужение внезапно и заканчивается. А ведь именно сейчас оно должно только начинаться! Если в наших церквах нет подлинного поклонения, не мешало бы спросить себя, как испытать большую глубину и богатство поклонения, которое является есте­ственным ответом верующего сердца на осознание Божьего присутствия и понимание Его приро­ды? (Конечно, природа Бога может быть открыта не только через проповедь слова, но также и через пе­ние гимнов, через молитву и через чтение Библии без комментирования.)                                                                                                                        Можем ли мы сделать что-то для того, чтобы наше поклонение стало более эффективным? Мы должны помнить, что поклонение — это явление, относящееся к сфере духа (Ин. 4:21—24), и по­тому все решения должны быть духовными. Готовясь к поклонению, следует больше внимание уделять молитве (и особенно это касается руководителей церкви) о том, чтобы Бог благословил на­ше поклонение и дал о Себе знать. Также и община должна получить наставление о духовной при­роде поклонения, людям должно быть разъяснено новозаветное понимание поклонения в присут­ствии Бога (см.: Евр. 12:22—24).                                                                                                                     Кроме того, христиан следует поощрять к тому, чтобы они исправляли нарушенные отношения с ближни­ми. Павел говорит, что люди должны воздевать чистые руки «без гнева и сомнения» (1 Тим. 2:8), а Иисус напоминает нам, что прежде нам следует «примириться» с нашим братом, а затем принести свой дар к жертвеннику Божьему (Мф. 5:24). Иоанн говорит, что человек, утверждающий, что он любит Бога, но ненавидит своего брата — «лжец» (1 Ин. 4:20). Мужьям, чтобы их молитвам «не было препятствия», следует быть уверенными, что они живут со своими жёнами, «оказывая им честь» (1 Пет. 3:7). И вся церковь обязана следить за тем, «чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» (Евр. 12:15) — чтобы грех разорванных взаимоотношений, возникнув среди немногих, не распространился на большое количество людей, и чтобы в результате этого Божье благословение на всю общину не прекратилось.                                                                                                                                         Кроме того, если мы воистину хотим приблизиться к Богу в поклонении, то должны стремиться к личной святости жизни. Автор Послания к Евреям напоминает верующим, чтобы они стремились «иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14), а Иисус гово­рит, что «чистые сердцем... Бога узрят» (Мф. 5:8) — и это обетование частично сбывается уже в этой жизни, полностью же сбудется в грядущем веке. Иоанн говорит о молитве: «Если сердце на­ше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу» (1 Ин. 3:21), однако этот принцип, безуслов­но, применим и к поклонению, ибо мы имеем дерзновение входить в присутствие Божье, чтобы прославлять Его. Иаков говорит о том же самом, когда после слов: «Приблизьтесь к Богу, и при­близится к вам», сразу же добавляет. «Очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак. 4:8). (В других местах Писания также прослеживается связь между личной святостью и поклоне­нием Богу, см., напр., Прит. 15:8: «Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему». (См. также: Прит. 15:29; 28:9; Пс. 33:15-18; 65:18.))                                                      И все же устрой­ство и структура богослужения имеют значение, поскольку есть указания на то, что Иисус прида­вал большое значение атмосфере во время поклонения. «Вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голу­бей». Поясняя этот Свой поступок, Иисус подчеркнул, что храм должен быть домом молитвы: «На­писано: „дом Мой домом молитвы наречётся"; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:12,13). Он также говорил верующим: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затво­рив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Мф. 6:6). И это не только потому, что в нашей комнате нас не увидят другие люди и, следовательно, наша молитва будет произнесена не для собственной славы; но и потому, что, когда на нас смотрят другие люди, наше внимание отвле­кается и мы молимся отчасти и для того, чтобы нас слышали другие, или, по меньшей мере, так, чтобы не раздражать окружающих. Это не означает, что совместное поклонение и молитва запре­щены (поскольку и то и другое явно одобряется как в Ветхом, так и в Новом Завете), это значит лишь, что мы должны тщательно выбирать обстановку для молитвы и поклонения, чтобы наше внимание ничто не отвлекало. Это согласуется с тем фактом, что поклонение должно совершаться должным порядком, так как «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14:33; ср. также со ст. 40). Атмосфера и настроение поклонения очень важны, поскольку мы должны «служить благо­угодно Богу, с благоговением и страхом» (Евр. 12:28). Это означает, что церковь должна собирать­ся в обстановке, благоприятной для поклонения, без отвлекающих моментов, когда есть возможность сосредоточить свое внимание на Господе. (Практические соображения, о которых говорится в этой главе, могут быть отнесены к разным формам поклонения, но я не рассматриваю здесь эти формы. Они могут быть различными: от продолжительных сложных литургических служений епископальных церквей, до спонтанных харизматических собраний. Поскольку Библия не предписывает нам придерживаться ка­кой-то конкретной формы, здесь следует руководствоваться принципом, высказанным Павлом: «Все сие да будет к назиданию» (1 Кор. 14:26).                                                                              Однако евангельские христиане не должны, не раздумывая откло­нять непривычные формы поклонения. Традиционным церквам необходимо осознать, что спонтанность можно оформить в определённый порядок, а харизматические группы должны понять, что назидание и подлинное поклонение могут иметь место и внутри тщательно проработанной структуры. (Что же ка­сается чтения хором во время литургии, то если христиане могут поклоняться и молиться, воспевая слова хором, они должны это делать!) Но необходимо помнить, что любая форма, доведённая до крайности, мо­жет превратиться в рутину для всех, кто в ней участвует.)                                                                                                                                    И в Ветхом, и в Новом Завете особое значение в поклонении имеет пение. В наши дни произошло изменение как в разговорном английском языке, так и в музыкальных формах, и церквам следует открыто и честно обсуждать, и планировать, какие именно песнопения могут быть исполнены всей общиной, какие песнопения люди действительно считают средством прославления Бога.            Песно­пения, в которых обращение к Богу идет непосредственно, во втором лице (т. е. когда к Богу об­ращаются на «ты» и о Нем не говорится: «Он»), часто бывают особенно эффективны для поклоне­ния, хотя из псалмов видно, что обе формы обращения к Богу угодны Ему.                                                   Кроме того, важно уделять достаточно времени разным аспектам совместного поклонения. Безусловно, определённое время должна занимать молитва (см.: Лк. 6:12; 22:39-46; Деян. 12:12; 13:2). Библейское учение может быть довольно продолжительным (Мф. 15:32; Деян. 20:7-11). Кроме того, подлин­ное, искреннее поклонение и хвала Богу могут занимать довольно длительное время, если это необходимо.                                                                                                          Отчасти это спра­ведливо, потому что различные аспекты богослужения требуют различного настроения и состоя­ния разума. Слушание библейского учения требует внимания к тексту и к учителю. Хвала требует радости и концентрации на Господе и Его совершенстве. Ходатайственные молитвы требуют со­средоточенности на нуждах других людей и заботы о них. Когда совершаются пожертвования, нам следует сосредоточиться на нашем посвящении себя Господу, на принесении Ему нашего дара от всего сердца и на уверенности в том, что Он поможет нам во всех наших нуждах. Вечеря Господня требует размышления, самоанализа и, возможно, покаяния, а также благодарения. Но мы не можем пребывать во всех этих состояниях одновременно. Различные состояния разума требуют времени, чтобы утвердиться в них. По этой причине собравшаяся община не может достичь всех этих целей за один час воскресным утром, и даже пытаться достичь этого — занятие пагубное. Те, кто пытает­ся осуществить все за короткое время, плотно заполняют его разными видами служения, и при этом ничто не осуществляется хорошо. (К несчастью, пасторы, которые пытаются совершить мно­жество действий во время богослужения, становятся похожими на распорядителя цирка с нескольки­ми аренами, который после каждого номера выкрикивает: «Посмотрите сюда! Посмотрите туда!» Так­же и пастор взывает: «Славьте Бога! Будьте щедрыми! Размышляйте о Писании! Молитесь! Примири­тесь с ближним! Поприветствуйте ваших друзей! Испытывайте себя! Покайтесь в ваших грехах! Пойте Господу! Аминь? Аминь!» В подобной ситуации эмоции людей меняются столь резко, что они просто не в состоянии адекватно реагировать на происходящее, и в результате они вовсе не проявляют эмоций и не отвечают на призыв пастора в своём сердце. Они уходят с богослужения разочарованными и недовольны­ми, поскольку потребность их сердца в подлинном поклонении, молитве и изучении Писания не была удовлетворена. Большинство людей с трудом концентрируются на чём-то и легко отвлекаются. Поэтому лично я считаю, что руководитель поклонения, который обращается к собранию между песнопениями, просто отвлекает моё внимание от Господа и переносит его на самого себя, и при этом я не участвую в поклонении как должно.) Если члены общины хотят решить различные задачи во время богослуже­ния и сделать собрание более продолжительным, то им придётся подойти к этому творчески; мо­жет быть, нужно будет опустить или перенести те виды поклонения, которые стали привычными или традиционными, но в действительности не являются необходимыми.[192]

Еще одна функция церкви — проведение богослужений. В то время как назидание направ­лено на верующих и имеет целью их духовный рост, при богослужении внимание сосредотачива­ется на Господе. (Члены ранней церкви регулярно собирались для поклонения, к этому призывал и апостол Павел. Его указание коринфянам откладывать деньги в первый день каждой недели (1 Кор. 16:2) подразумевает, что в этот день они регулярно собирались на богослужение. Автор Послания к евреям увещевает читателей не пропускать собраний, как у некоторых есть обычай (Евр. 10:25). Хотя при богослужении внимание направлено на Бога, пользу должны получать и верующие. Та­кой вывод мы делаем из предостережений Павла относительно молитв, песен и благодарений, ко­торые не назидают окружающих, поскольку нет никого, кто мог бы объяснить их значение тем, кто не понимает (1 Кор. 14:15-17).                                                                                                                    Покло­нение, прославление и вознесение хвалы Богу — обычное явление и в Ветхом Завете. Особенно ярко это видно в Псалтири. А в картинах неба в Откровении и в других местах народ Божий пока­зан признающим величие Бога и провозглашающим его. Для церкви, принадлежащей Богу, совер­шенно естественно прославлять Его и возносить Ему хвалу. При этом церковь сосредотачивает внимание на личности Бога, а не на самой себе. Она стремится правильно выразить, Кто Он есть, а не ублажить себя. (Langdon Gilkey, How the Church Can Minister to the World Without Losing Itself (New York: Harper andRow, 1964), pp. 104-117)                                                                                 На этом этапе важно определить место разных функций церкви. В библейские времена церковь собиралась для покло­нения и обучения. Затем она отправилась евангелизировать мир. При поклонении члены церкви направляют внимание на Бога, при обучении и общении — на себя и на собратьев-христиан, при благовестии — на нехристиан. Церковь правильно делает, разделяя эти функции. В противном случае какие-то из них могли бы свестись на нет. В результате церковь пострадала бы, ибо все эти функции, подобно различным составным частям сбалансированной диеты, имеют важнейшее зна­чение для духовного здоровья и благополучия тела. Например, поклонение Богу пострадало бы, если бы собрания тела ориентировались в первую очередь на общение между христианами или если бы службы преследовали исключительную цель благовествования случайно оказавшимся там неверующим. Книга Деяний показывает не такой образец церкви. Верующие собирались для про­славления Бога и для назидания; затем они шли к потерянным в окружавшем их мире.[193]

 

 

Дополнение

(Выдержки и цитаты из некоторых книг, посвящённых музыке и музыкальным стилям в церкви)

…Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Кото­рый будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увеще­вай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим при­хотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням.    
                                                                                                                                               (2Тим.4:1-4)


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.