Билет 28. Основные черты и направления русской философии 19-20 веков — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Билет 28. Основные черты и направления русской философии 19-20 веков

2021-03-18 77
Билет 28. Основные черты и направления русской философии 19-20 веков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В истории русской общественной мысли 19 века выделяются 2 противоположных направления - славянофилы и западники. Оба они стихийно возникли в ходе дискуссий о путях развития России. Несмотря на различия, общим для них является:

       Стремление теоретически осмыслить историю России и Европы, их общие перспективы

       Осуждение самодержавного произвола и крепостничества

       Критика бездушного заимствования

В то же время, эти направления значительно различались между собой. Главную роль в выработке взглядов славянофилов сыграли Хомяков и Киреевский. Отличительной чертой славянофилов стало соединение в их творчестве православия и российского патриотизма. Они упрекали запад в отходе от подлинного христианства, в чрезмерном рационализме. Главное в философском учении славянофилов - стремление к целостности и к единству. Они развивали учение о соборности. По их мнению, высшая истина дается уму, чувству и воле вместе взятым, т.е. духу в его целостности. Проявлением соборности и живой целостности духа в русской истории славянофилы считали крестьянскую общину и рабочую артель. В социально-политической области определяющим для славянофилов был принцип массового мира и эволюционного прогресса. Они стремились к сохранению народных традиций.

К западникам принято относить Герцена, Грановского, Огарева, Кавелина, Чаадаева и других. В отличии от славянофилов, они стремились к творческому усвоению опыта западной Европы, особенно в общественно-политической сфере. Они стремились установить в России либерально-демократические порядки, подвергнуть коренной ломке традиции российского общества. Они скептически относились к исторической роли православия, отрицательно оценивали допетровский период русской истории, рассматривая его как проявление косности и отсталости.

 

Чаадаев - русский мыслитель, давший начало самостоятельному философскому творчеству в России. Главное его произведение - "Философические письма, апология сумасшедшего". Публикация первого философического письма вызвала бурную, в основном негативную реакцию общественности. Многие увидели в Чаадаеве ниспровергателя национальных святынь:

1.    Согласно Чаадаеву, мы стоим как бы вне времени. Связь человеческих идей через преемственность поколений не оказала на нас воздействия.

2.    Российская культура - всецело заимствованная и подражательная. У нас нет внутреннего развития, естественного прогресса.

3.    Российская история не удалась с самого начала =) Характерная ее черта - не преемственность, а прерывистость.

4.    Эволюция духовно-культурной жизни занимает в истории ничтожно малое место. Она, по сути, бездуховна.

Однако, по Чаадаеву, русский народ обладает огромным нереализованным потенциалом.

Чаадаев полагает:

1.    России, возможно, суждено решать социальные проблемы, которые до сих пор не в состоянии решить страны Запада.

2.    В силу своего положения между Западом и Востоком у России имеется возможность соединить достоинства того и другого, синтезировать в единое целое созерцательность Востока и активность Запада.

3.    России суждена миссия вселенского масштаба. Россия способна к самопожертвованию, она сильно заботится не о себе, а о человечестве в целом.

Чаадаев являлся одним из основоположников русской историософии (философии истории). Характерная черта его историософии - провиденциализм. Определяющим фактором общественного развития является божественная воля. По Чаадаеву, глубинная основа истории заключена в ее нравственности: "Время от времени появляются люди-святые, через которых как бы возобновляются первоначальные действия нравственного порядка". Нравственность, основанная на христианских ценностях и идеалах, выступает движущей силой общественного прогресса.

Чаадаева принято относить к западникам. Однако, его представления о высокой общественно-исторической роли России сближает его со славянофилами.

 

Данилевский - создатель оригинальной философско-исторической системы. Главный его труд - "Россия и Европа". В нём он разработал теорию культурно - исторических типов.

Культурно-исторический тип - целостная система, которая определяется культурными, психологическими и другими подобными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов.

Данилевский насчитывает 10 полноценных культурно-исторических типов:

       Египетский

       Китайский

       Астро-вавилонско-финикийский

       Индийский

       Иранский

       Еврейский

       Греческий

       Римский

       Аравийский

       Германо-романский (европейский)

Кроме того, Данилевский выделил два американских типа, мексиканский и перуанский, которые погибли насильственной смертью до завершения цикла своего развития.

Среди культурно-исторических типов Данилевский выделял уединенные и преемственные. Плоды деятельности последних передавались от одного типа к другому. К уединенным он относил китайский и индийский типы. Результаты деятельности преемственных типов превосходят результаты уединенных. Согласно Данилевскому, на долю того или иного народа могут выпасть три роли:

1.    Положительная роль культурно-исторических типов

2.    разрушительная деятельность (гунны, варвары)

3.    служение чужим целям в качестве этнографического материала (племена, которые не достигли исторической индивидуальности)

Культурная деятельность каждой конкретной общности может развиваться в одной из 4х главных областей:

1.    религиозная

2.    культурная (художественная)

3.    политическая

4.    общественно-экономическая

Древний Рим имел высокие достижения в политической области, Древняя Греция - в культурной. Европейский тип был двухкоренным, т.е. политическо-культурным.

Согласно Данилевскому, Россия не принадлежит Европе. Одним из доказательств обособленного пути развития России является сохранение общины. Обособленный путь развития России и других славянских стран делает возможным для них создание одиннадцатого культурно-исторического типа. Поскольку Россия имеет достижения во всех четырех перечисленных областях, это будет первый в истории четырехкорневой тип общества. Характерная особенность России состоит в том, что славянский культурно-исторический тип, склонный к восприятию других культур, будет приближенным более всех других к идеалу общечеловечества.

Согласно Данилевскому, единой общечеловеческой истории не существует, имеется только история возникновения, развития и упадка отдельных культурно-исторических типов. По Данилевскому, вовсе не обязательно, чтобы все страны проходили одни и те же этапы общественного развития: рабовладение, феодализм и капитализм составляют специфику развития Европы.

Данилевский сформулировал 5 законов культурно-исторического движения:

1.    в первом законе определяется критерий для выделения самобытного культурно-исторического типа - языковое родство.

2.    условием развития цивилизации данного культурно исторического типа является политическая независимость.

3.    передача начал цивилизации от одного культурно-исторического типа другому невозможна.

4.    культурно-исторический тип только тогда достигает разнообразия и богатства, когда разные составляющие его элементы не поглощены единым политическим телом и составляют федерацию или политическую систему государств.

5.    цикл развития культурно-исторического типа уподобляется тем растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжительным, однако, период цветения и плодоношения короток и навсегда истощает их жизненную силу.

Данилевский представляет первый вариант теории локальных цивилизаций. Данилевский явился родоначальником теории, предвосхитившей в основных чертах учение Шпенглера.

 

Леонтьев - русский философ, писатель. Наиболее известна его работа "Византизм и славянство". Главная идея мировоззрения Леонтьева - необходимость и благотворная роль неравенства, разнообразия, контраста. Разнообразие он рассматривает как восхождение от простейшего к сложнейшему, постепенную индивидуализацию, обособление, увеличение внутреннего богатства, и в то же время постепенное укрепление единства. Существенное влияние на формирование взглядов Леонтьева оказал Данилевский. Леонтьев выделял 3 стадии циклического развития, которые он назвал законом "триединого процесса развития". В соответствии с ним, все этнические, государственные и культурные образования в своем развитии проходят три стадии:

1.    первоначальная младенческая простота

2.    цветущая сложность зрелого возраста

3.    вторичная простота, она характеризуется всеобщим упрощением и завершается смертью исторического организма.

На основе данного закона Европа представлена Леонтьевым безнадежно устаревшим, разлагающимся организмом. Тысячелетняя история, отпущенная каждой человеческой цивилизации, уже ею пройдена.

Для России в качестве организующего принципа государственной и общественной жизни Леонтьев проповедовал византизм. Последнее означает в государстве - самодержавие, в религии - православие, в области нравственности - разочарование в земной жизни.

Согласно Леонтьеву, Россия сильна не славянскими народными традициями, а византийскими. Только сильная имперская власть способна спасти Россию от натиска Европы.

 

 

Билет 30. Открытие бессознательного Фрейдом и его развитие в психоанализе. «Толкование сновидений» - евангелие психоанализа.

Итак, Фрейд совершил революцию в нашем представлении о субъекте. Он стремился показать, что сознательная ментальная жизнь является только малой частью всей ментальной жизни человека. Процессы нашего сознания строго детерминируются бессознательными факторами. Для иллюстрации этого положения часто используют аналогию с айсбергом. Если сравнить с надводной частью айсберга все то, что является сознательным, то бессознательное будет ассоциироваться с гораздо большей невидимой массой льда, которая находится под водой. Именно эта невидимая масса определяет как центр тяжести, так и курс движения айсберга. Аналогично этому бессознательное является ядром нашей индивидуальности.

 

В двух важных работах, написанных в начале века, Фрейд говорит о существовании бессознательных ментальных процессов у всех индивидов и показывает, что психоанализ может выяснить бессознательные причины явлений повседневной жизни. Это ведет к разработке новой и всесторонней теории человеческой души (человеческого Я, psyche). В Толковании сновидений (1900) [1] подчеркивается, что сновидения обладают смыслом и являются результатом неосознанных желаний, которые прорываются в сознание в искаженной и извращенной форме. Содержание бессознательного, скрытое в сновидениях, можно выяснить только путем сложного процесса интерпретации. В Психопатологии повседневной жизни (Zur Psychopatologie des Alltagslebens, 1901) исследуются тривиальные "ошибочные действия" повседневной жизни, подобные оговоркам речи и провалам в памяти. Согласно Фрейду, такие феномены не случайны и не бессмысленны, а, скорее всего, выражают бессознательные мотивы и намерения. Например, мы теряем или забываем нечто, полученное от лица, которое нам уже не нравится, и т.д. [2]

 

Уже здесь можно заметить, что психоанализ предлагает новое понимание человека и утверждает, что за нашими сновидениями, неадекватными реакциями, шутками и невротическими "симптомами" скрываются бессознательные (часто сексуальные) мотивы. Другими словами, если следовать соображениям Фрейда, то возникает подозрение, что вещи, которые являются осмысленными в свете сознательных намерений и мотивов субъекта, могут приобрести новый смысл с помощью психоаналитического исследования бессознательного. "Симптомы", которые на первый взгляд кажутся непонятными и бессмысленными, приобретают смысл, когда мы рассматриваем их как выражение бессознательных мотивов и намерений. Мы можем, следовательно, сказать, что Фрейд основывает "герменевтику подозрения".

Выразим основные положения Толкования сновидений следующим образом.

 

1) Различие между скрытыми мыслями сновидения и явным содержанием сновидения является ключом к пониманию смысла сновидения.

 

2) Явное содержание сновидения - это искажение его скрытых мыслей и является, так сказать, продуктом работы сновидения.

3) Для анализа сновидений Фрейд использует метод "свободных ассоциаций", который может применяться и в психотерапии.

 

4) Подход Фрейда к интерпретации сновидений содержит зачатки общей психологической модели, которая дает нам более богатую картину человеческих ментальных состояний.

 

5) Попытка расшифровки сновидений ведет Фрейда к пониманию того, как подсознание функционирует в соответствии с некоторыми "грамматическими" правилами, или того, что подсознание структурировано подобно "языку" (ср. понимание сновидения в качестве ребуса).

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.