Феноменология зрения вне глаз — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Феноменология зрения вне глаз

2021-03-17 53
Феноменология зрения вне глаз 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Кандидат психологических наук P. P. Гарифуллин)

Об исследовательской работе Р.Л. Исхакова по проблеме зрения без глаз мне известно давно, на эту тему он писал в не­больших статьях, а теперь наконец-то вышла его книга «Зрение вне глаз», с чем я его поздравляю. Эта книга знакомит нас с многочисленными феноменами и фактами нетрадиционного зрительного восприятия (зрения вне глаз). На наш взгляд автору удалось изучить достаточно глубоко историю этого вопроса. По сути своей, в его работе приведена уникальная феноменология нетрадиционного зрения, подробные описания которого собра­ны из разрозненных источников и объединены одной общей идеей. Кроме того, включены исследования автора как психо­экспериментатора и представлены конкретные методики разви­тия нетрадиционного зрительного восприятия. В этом также заключается заслуга автора. Нужно отметить и то, что сама кни­га представляет оригинальную форму привлечения внимания к данной сложной проблеме: до сих пор в фундаментальной пси­хологии нет определенности в понимании механизмов даже тра­диционного зрения и формирования образа, а об объяснении феномена зрения вне глаз пока говорить не приходится, так как мало об этом знаем. Известно, что попытки изучения нетради­ционного зрения и феномена «третьего глаза» на фундаменталь-

317

ном и общепсихологическом уровне предпринимались. Так, на­пример, нами (Гарифуллин P.P. «Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция».-Казань, 1997), были изучены феномены видения и синестезии. Конечно, люди, обладающие синестезическим восприятием, способные видеть нечто большее, чем люди с дифференцированным восприятием, всегда привлекали исследователей. Встречаются, например, экс­трасенсы, способные визуализировать болезненные очаги в теле диагностируемого человека как окрашенные в определенный цвет; другие целители испытывают неприятные ощущения в тех областях (органах) своего тела, в которых пациент испытывает боль, или же слышат особенный звук при прикосновении к больному месту у человека и т.д. Некоторые из них видят внутренности человека. По сути своей это и есть феномен зрения вне глаз, в основе которого, на наш взгляд, лежит фе­номен синестезии.

В наших предшествующих исследованиях мы стремились понять, насколько то, что видят люди с синестезическим вос­приятием, соответствует действительности. Насколько картин­ ки, знаки и символы, которые предстают перед их взором, т.е. на экране внутреннего биокомпьютера, не являются заблуж­ дениями, иллюзиями или галлюцинациями? В принципе, перед нами встала фундаментальная семиотическая проблема визуали­ зации образов со следующими конкретными взаимосвязанными задачами:

1. Исследовать характеристики видения.

2. На основе выявленных характеристик изучить связь эле­ментов видения между собой.

3. Оценить отношение субъекта, обладающего видениями, к своим видениям.

318


4. Установить связь характеристик скрытого объекта с ха­рактеристиками видений (корреляция первого порядка).

5. Выявить связь структуры видения со структурой скрытого объекта (корреляция второго порядка).

Нами эти проблемы были частично разрешены. Мы разработали модель сверхчувственного восприятия. Оказалось, что всё хорошо укладывается в рамки традиционной психоло­гии. Мы пришли к выводу, что цвет, яркость, четкость, интен­сивность, "время жизни", скорость появления видений и другие характеристики видений зависят от всех традиционных форм получения информации.

В парапсихологической литературе много говорится о каких-то особых формах восприятия, т.е. помимо имеющихся пяти традиционных форм восприятия якобы имеют место спе­цифичные каналы восприятия, которые необходимо раскрывать. Однако уже только на основании научного анализа имеющихся традиционных форм восприятия можно сделать вывод, что нет необходимости искать эти особые каналы, а необходимо изучать традиционные.

Проведённый нами анализ традиционных форм воспри­ятия показал, насколько сложна эта проблема. Способностью видеть без глаз обладают, безусловно, люди одаренные и та­лантливые. Их всех объединяет одно: у всех существует особая органическая взаимосвязь и взаимовлияние как на уровне сиг­налов, поступающих из традиционных каналов восприятия, так и на уровне образов и субъективных переживаний. Иными сло­вами, эти люди начинают видеть не только глазами, но и моз­гом. Так, например, у некоторых из них слуховое восприятие музыки вызывает видения цвета или запаха. Или, наоборот, ви­дение цвета может вызвать субъективное восприятие музыки.

319

Мы показали, что механизм способности видеть без глаз работа­ет по принципу "от простого к сложному", т.е. по мере каждого цикла в анализе психоинформационного излучения корректиру­ется "картинка" видения. Гештальт-модель, также разработанная нами, работает противоположным образом, т.е. испытуемый вначале видит гештальт — целый образ без всякого рода анали­за объекта восприятия. Далее, "отталкиваясь" от целого образа, начинается анализ структуры видения, который остается в даль­нейшем неизменным.

В действительности для создания достоверного гештальта необходима "начальная база", которая, по нашему мнению, со­стоит из нескольких элементов психоинформации, хорошо со­гласующихся с истинными характеристиками объекта воспри­ятия. Иными словами, гештальт формируется вначале за счет небольшого анализа объекта. Находятся несколько истинных характеристик, которые порождают гештальт, из которого уже в дальнейшем "вытаскивается" великое множество скрытых ха­рактеристик объекта, невидимых глазу. (Всё это согласуется в той или иной мере с моделью внутреннего биокомпьтера, кото­рая лежит в основе феномена зрения без глаз, описанного в кни­ге Р.Л. Исхакова). В процессе наших исследований возникло множество вопросов. Оказалось, что феномен видений и сине­стезии возможен и без участия зрительных анализаторов, но достаточная феноменология по этому вопросу прежде отсут­ствовала. Теперь читатель может ознакомиться с ней. Эта феноменология в его руках, безусловно тут налицо прорыв в области феномена зрения вне глаз. В данной работе она широко представлена, и это вселяет уверенность, что данная проблема вызовет интерес у многих психологов, и исследования механиз­мов зрения вне глаз будут продолжены.

320


Тема, поднимаемая в книге Р.Л. Исхакова, имеет важные социально прикладные аспекты в образовательных, воспита­тельных, оздоровительных системах, особенно привлекательны вопросы раскрытия творческих возможностей личности, однако при отсутствии фундаментальных разработок учеными в этой сложной области часто приходится сталкиваться с трюкачест­вом, фокусничеством или самообманом испытуемого. Всё это необходимо учитывать. Существуют изощрённые «технологии чуда», которые широко были изучены нами (Гарифуллин P.P. «Энциклопедия блефа». -Казань, 1995). В своих исследованиях Р.Л. Исхаков, на наш взгляд, объективен и беспристрастен к по­добному роду манипуляциям. Именно приведенные в книге дос­товерные опыты вселяют в нас доверие к данной работе.

В целом работа имеет большой эвристический потенциал. Книга безусловно даст толчок для успешной деятельности не только психологам-практикам и дефектологам, работающим с инвалидами по зрению, но и психологам-теоретикам.

321

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

(Доктор медицинских наук Н. У. Ахмеров)

Интерес к психологическим феноменам, в том числе к пара-психологическим явлениям всегда присутствовал в человече­ском обществе. Поэтому естественно, что загадочные явления психики во все времена были в поле зрения наук, связанных с изучением человека (медицины, психологии, биофизики и др.). В целом отношение официальной науки к феноменам зрения вне глаз остается на сегодняшний день довольно противоречивым. С одной стороны, жизнь диктует необходимость изучения этих человеческих возможностей, а с другой - в обществе существует много препятствий, мешающих таким исследованиям. К их чис­лу можно отнести как догматизированную идеологию, отри­цающую возможность существования альтернативного зрения, установки религиозного плана, так и отсутствие теоретических разработок, объясняющих так называемые парапсихологические феномены с новейшего уровня достижений современного есте­ствознания. По-видимому, все эти трудности носят все-таки временный характер, и в будущем высокоинтеллектуальном, высокосознательном обществе должно сложиться особое науч­ное направление по изучению зрительных свойств в человече­ской природе.

Конечно, такая трансформация общественных взглядов по­требует создания совершенно иных философско-методологических концепций, отражающих более адекватные представления о человеке и его месте в мире. К существенным достижениям последнего времени в деле познания психических и парапсихологических феноменов можно отнести появление уникальных практических методик, направленных на развитие

322


таких особых качеств человеческой личности, как ясновидение, телепатия, способность по саморегенерации органов и др. И хо­тя уже созданы великолепные учебные психологические про­граммы, и есть значительные достижения, например, в развитии зрительных ощущений даже у слепых людей, однако есть и про­тивники, обвиняющие энтузиастов-исследователей в мистициз­ме. И все же практика - это лучший оппонент.

Предложенную читателю книгу Р.Л. Исхакова «Зрение вне глаз» можно считать важным научным событием в деле преодо­ления общественного предубеждения о необычных зрительных возможностях человека. В ней дано системное и задокументи­рованное изложение фактов нетрадиционного зрительного вос­приятия, даны подробные описания опытов по зрению без глаз, а это дает возможность каждому экспериментатору воспроизве­сти опыты в своей творческой лаборатории.

323

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев Л.Л. Таинственные явления человеческой психики.-М., 1963.

2. Гольдберг И.М. К вопросу об упражняемости так­тильной чувствительности.//Вопросы психологии. 1963, №1.

3. Добронравов С.Н., Фишелев Я.Р. Феноменальная чувствительность кожных рецепторов у человека. //Сборник материалов научной сессии ВУЗов Ураль­ского экономического района.-Свердловск, 1963.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.-АПН РСФСР, 1959.

5. Новомейский А.С. Кожно-оптическое чувство - свой­ство многих людей.// Наука и жизнь. 1963, №2.

6. Новомейский А.С. Цвет и свет на ощупь./ЛГехника-молодежи. 1963, №4.

7. Пенфилд У., Джаспер Г. Эпилепсия и функциональная анатомия головного мозга у человека. Перевод с англ. -М., 1958.

8. Руки видят.//Советский Союз. 1963, №4.

9. Рабкин Е.Б. Полихроматические таблицы для иссле­дования цветоощущения. 1954, 6-е изд.

 

10. Снова о Тагильской загадке./ЛНаука и жизнь. 1963, №2.

11. Ховрин А.Н. Редкая форма гиперестезии высших ор­ганов чувств.//Вопросы нервно-психической медици-ны.-Киев, 1898, вып.3-4.

12. Проблемы кожно-оптической чувствительности. Сборник статей.-Свердловск, 1965.

324

www.sverhsoznanie.ru

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.