Хороводные, игровые и плясовые песни. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Хороводные, игровые и плясовые песни.

2021-03-17 804
Хороводные, игровые и плясовые песни. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Трактовка в восточнославянской народной культуре понятия «хоровод» («карагод» «танок), означающий в широком смысле вид общения крестьянской молодежи на открытом воздухе (определение В.И. Даля). Народные выражения «ходить в хоровод», «не пускать в хоровод», а также названия песен «Хожу я гуляю вдоль по хороводу», «Как у наших у ворот стоит девок карагод», «Стой мой милый хоровод», «В хороводе были мы».

В узком (музыкальноэтнографическом) значении термин «хоровод» - круговой танец, исполняемый под пение особых хороводных песен. Самостоятельное бытование хороводных песен. Сопровождение хороводных песен игрой, драматической сценкой, пляской («Утушка», «Перепёлочка», «Заинька», «Лен», «Вьюн», «Капуста», «Летел голубь», «Долина», «Рыбу ловить»). Трудное отличие хороводных песен от игровых или плясовых, их несущественная разница (она могла касаться темпов исполнения и характера приуроченности). «Одна и та же песня в разных местах исполняется то как хороводная, то как игровая», - писал И.И. Земцовский. С угасанием традиции вождения хороводов, плясовые песни под аккомпанемент уже не пения, а гармошки («Елецкого», «Барыня», «Цыганочка», «Ветлужского» и другие)

стали отличаться от игровых песен.

Синтез слова, звука и движения в хороводе имеет глубокие корни, уходящие в эпоху родового строя, когда пение, слово, танец, в совокупности составляли важную часть календарной обрядово-трудовой магии. Пение хороводных песен сопровождалось не только играми, танцевальными движениями, но также качанием на качелях, подбрасыванием предметов вверх, а также ритуальной пищей и жертвоприношениями. В древности сопровождавшее пение магическое действие символизировало плодородие почвы, величину урожая, приплод скота - все это древние славяне «презентировали» природе как желаемый образец. Отсюда дошедшая до наших дней закрепленность за хороводной песней определенных аграрных действий. В хороводных песнях есть и обращения к Лелю, Ладу, (Дид-Ладу), как силам природы, и точная последовательность трудового процесса выращивания льна, проса, конопли, ржи («Посеяли девки лен», «А мы просо сеяли», «Сеял мужик пашаницу», «Посею я конопельку», «Уж мы сеяли, сеяли ленок»)

Древняя приуроченность к аграрному календарю сохранилась в названиях хороводов, позже приспособленных и к христианскому календарю. В.И. Даль перечисляет хороводы: радуницкие, троицкие, всесвятские, петровские, пятницкие, Никольские, ивановские, ильинские, успенские, семенинские, капустинские, покровские.

Со временем в народной памяти стерлись имена языческих богов, потерял значение их аграрный смысл, к началу XIX века - времени их записи этнографами, хороводы окончательно отделились от календарных обрядовых действий и превратились в форму молодежного досуга, хотя тесная связь пения с движениями в них еще сохранялась. На смену аграрно-имитационной функции хороводов пришла игровая: тема брачного союза, выбора жениха/невесты, обыгрывание будущих семейно-бытовых ситуаций, отношений девушки в чужой семье - все это стало главным в молодежных хороводных играх («Уж мы сеяли, сеяли ленок», «Карагод водить, славных песен запевать, песен запевать, красных девок выбирать»).

Воспитательная функция хороводов: подготовка молодежи к семейной жизни, знакомство с уставом общины, нравственные назидания («Как по морю», записанная М.А. Балакиревым).

Хороводы были распространены повсеместно, характерный вид НПТ есть на всей территории России и в музыкальной культуре других народов. Различие форм хороводов в зависимости от климатических условий. На Среднем Поволжье и Приуратье - вид торжественного шествия молодежи гурьбой поперек улицы с пением песен; на Севере России жители побережья Белого моря собиралась в избах, где водили хороводы мелким утиным шагом (отсюда они получили название «утушные»).

Различались и танцевальные движения северных и южных хороводов: северные были более разнообразны и сложны по хореографическому рисунку, чем южные; по темпу исполнения более подвижные хороводы бытовали на юге и более медленные и степенные - на севере. Круговые северные хороводы сопровождались движениями, среди которых наиболее распространенным был «плетень». Способы «заплетания» ленты живых участников хоровода были разные, часто «плетень» завивала и развивала одна и та же девушка. «Плетнем» также назывался поочередный проход «цепочкой» под руками играющих, «схождение» в круг, его размыкание и другие танцевальные элементы.

Общепринятые сроки хороводных игр - от Пасхи до Покрова. Во время Великого поста хороводы также водили, но по большим церковным праздникам - Благовещение, Вербное Воскресенье и по воскресным дням, с пением особых «постовых» песен. А.В. Руднева отмечает, что В Курской области хороводы («карагоды») устраивались и зимой - на Святки или Масленицу. Начиная с Пасхи и до Троицы, хяроводы водили как по праздникам, так и в будние дни. В Костромской и Ярославской области они начинались со второго дня после Пасхи и продолжались до Заговенья (в течение семи недель).

Хороводные гуляния совершались по строго заведенному порядку: начинались они с пения «наборных» песен, которыми девушки и парни собирали народ и шли к месту гуляния, причем само шествие «ручейком», «линиями» или «змейкой» вдоль по улице уже являлось элементом танца. После этого молодежь пела собственно хороводные песни. «Первые пять - восемь песен были неторопливы, сопровождались плавным движением по кругу. Девушки могли держаться друг с другом за руки или через (за) платки (стоя лицом к центру круга), двигаться друг за другом «цепочкой», не держась за руки. Если участников было очень много, строились в два круга (один внутри другого), а двигаться могли в.одинаковом или разном направлении». <...> Далее шли более подвижные песни, часто с разыгрыванием сюжета внутри круга, с привлечением парней или символическим ряжением в парня», - пишет Т.В. Кирюшина. В конце при расставании пелись «разборные» песни, в которых содержалась благодарность за участие в гулянии и прощание.

Хороводы - самый массовый жанр народно-песенного творчества и то, какое количество молодежи участвовало в хороводах, говорит о численности крестьянских селений. И.И. Земцовский называет цифру 200-300 человек, Н.М. Бачинская также пишет о том, что на престольные церковные праздники молодежь съезжалась из окрестных деревень и устраивала хороводы, в которых участвовало по 200-300 человек. А.В. Руднева, указывает, что в Курских карагодах участвовало одновременно до 300 пар: «Круг такой, бывало, большой, что за вечер не более двух-трех раз обойдешь его и домой пойдешь» По воспоминаниям курян, число участников танков - степенных, сдержанных хороводов, могло доходить до 500 человек и достигать длины 100 сажень (более двухсот метров). На севере России, на Пижме (бассейн реки Печоры) по воспоминаниям участников, «лента» хоровода достигала восьми километров!

Состав участников хороводных игр, их количество, возраст - все это варьировалось в зависимости от местных традиций; они могли быть чисто девичьими или смешанными, в них могли принимать участие только незамужние девушки или молодые женщины с разрешения мужа (в его отсутствие - свекра) или все желающие.

В ряде южных областей: Орловской, Брянской, Смоленской, Курской и на Дону хороводы были разновозрастными. Во Владимирской, Костромской и Ярославской губерниях молодки (молодые замужние женщины) и женатые мужчины в хоровод допускались, но не выбирались в середину, т.е. не могли играть в «жениха» и «невесту». Чисто девичьи хороводы в некоторых местностях делились по возрастам: взрослые (18-20 лет), помоложе (16-18 лет) и подростковые (13-16 лет).

В этнографической литературе упоминаются и детские хороводы. В них любовная игра заменялась соперничеством в ловкости, быстроте, умелости. В Мордовии был записал детский хоровод «Лень, лень, малолень». Девочки, на плечах которых накинуты платки, брались за руки и двигались по кругу с пением песни. В центре круга стояла водящая. Та девочка, которая на последнем слове оказывалась лицом к лицу с водящей, набрасывала ей на плечи свой платок. Хоровод продолжался до тех пор, пока платки всех участников не оказывались в руках одной девочки. После этого, взмахнув руками, водящая подбрасывала платки вверх, и каждая должна была подхватить свой платок.

Один из первых собирателей хороводных песен П.В. Шейн предложил классифицировать их на «наборные», «разборные» и собственно хороводные песни. В трудах ряда других исследователей хороводные песни классифицируются на основе анализа поэтического текста. Так, Ф.Ф. Болотнев и М.Н. Мельников предлагают выделять в них следующие группы песен:

1. Игровые песни и припевки, которые обычно предваряют или организуют молодежные игры и не имеют хореографического компонента;

2. Хороводные игровые песни, в их основе лежит драматическая игра, игровое перевоплощение лицедеев;

3. Хороводные песни, организующие и ритмизующие хореографические действа, танцы, в них отсутствуют лицедеи, а драматическую основу составляет поэтический текст;

4. Проходочные песни - сравнительно короткие песни, сопровождающие и ритмизующие проходку одного или нескольких участников игры.

С музыковедческой точки зрения более правильной является классификация А.В. Рудневой. Автор выделяет в жанре хороводных песен хороводы-игры, хороводы-пляски и собственно песни-пляски.

Хороводы-игры - небольшие музыкально-драматические сценки с пением. Само действие разыгрывается в центре хоровода, раскрывая содержание песни, часто семейно-бытового содержания. Игровые песни часто имеют диалогическую форму, при этом участники разбиваются на две партии (два хора): «Кто с нами пашенку пахати», «Просо», «Бояре». Поцелуйное окончание игровых хороводов являлось традиционным и древним. Исследователи считают поцелуй символом магии плодородия, влиявшим, по древнему поверью, на урожай: «чтобы была рожь густа, часта, примолотиста». Поцелуями заканчивались не только игры, но и танцы.

С музыкальной стороны игровые хороводные песни отличаются ритмическим контрастом между запевом и припевом, часто обусловленным тем, что в припеве играющие изображают, «иллюстрируют» движениями то, о чем пелось в запеве. При этом первая половина песни звучит спокойно, (это выражено относительно более крупными длительностями), а припев песни - быстрый, активный, озорной, в нем музыкально-ритмическое движение дробится на мелкие короткие длительности, что придает песне театральность и зрелищность (игровые песни «Селезень», «Заинька», «Воробушек»).

Хороводы-пляски, или фигурные (в классификации И.И. Земцовского) отличаются массовостью, наличием более сложных хореографических фигур, среди которых «змейка», «улица», «ворота», «стеной», «гуськом», «ручеек». В Костромской области, по данным Т.В. Кирюшиной, сложными хороводными фигурами являлись «нитка с иголкой» («челнок»), завивание хоровода («кочешок») и развивание хоровода («капуста»).

Содержание фигурных хороводов могло быть эпическим, лирическим, драматическим. Для них характерна продолжительность (большое количество куплетов), напевность, текучесть, непрерывность. По словам И. И Земцовского, они не кончаются, а словно беспрерывно льются, конец напева будто «цепляется» за начало. В таких хороводах нередки мотивы величания с называнием имени одного или нескольких участников хоровода, так называемое «припевание». Припевание выражалось в характеристике, которую молодежное собрание тут же через песню присваивало отдельному, находящемуся в середине круга лицу (парню или девушке). Оно могло быть хорошим или не очень хорошим (в Костромской области хорошему парню пели похвалу «Что Иван-от Митрофанович», а не очень хорошему, «важному» парню - «Что Иван-то занесся красотой»).

Фигурные хороводы отличаются не строгой последовательностью метрических акцентов (на письме это выражается сменой размера). Это связано с плавными хороводными движениями, со сменой танцевальных фигур. При этом деление на запев и припев, в целом характерное для хороводных песен, сохраняется. Соотношение между запевом и припевом может образовывать структуры типа: ААВВ, АВАВ. Обычными припевными словами являются: «Дунай мой, Дунай», «Ай, люли, люли», «Ой, дид-ладо», «Ой калина, ой малина», «Ляли лели, лели» и другие.

Пляски. В плясках хоровод делился на «зрителей», которых было большинство и солистов, умеющих выделывать различные плясовые движения - «колена». Плясовые песни, в отличие от хороводных исполнялись только теми, кто стоял в кругу, находящиеся в центре круга танцоры-солисты не пели. Пляски отличаются быстрым темпом, непродолжительным напевом, который многократно повторяется, простым ритмом и мелодией, опирающейся на квинту мажорного или минорного звукоряда. Поскольку пляски исполнялись часто в сопровождении музыкальных инструментов, их мелодика близка типу инструментальных плясовых наигрышей.57. Тексты плясовых песен не содержали развитого сюжета, имели задорный, шуточный и даже озорной характер, отчего некоторые из известных песен публиковались не полностью («Барыня», «Камаринская»).

Возможность проявить себя, оказавшись в центре круга, обратить внимание парней и девушек на свою индивидуальность и личные качества, - с психологической точки зрения хороводные и плясовые песни позволяли реализовать важнейшую для молодых людей потребность в самоутверждении.

Игра в семейную жизнь, в жениха и невесту, в мать и дочь, реальный выбор партнера, поцелуйное окончание - все это придавало общению молодежи весьма привлекательную форму. Молодежные общения не прекращались с наступлением холодов, переходя в «беседы» (беседы, вечёрки, поселки, вечера). Традиция выкупать у хозяйки избу и собираться долгими зимними вечерами на посиделки бытовала в первой половине XX века и, возможно, существует и теперь, тогда как культура «в уличных» хороводов угасла, уступив место кадрилям и частушкам. В середине прошлого века пожилые люди знали о хороводах лишь по воспоминаниям своих матерей и бабушек.

Характерные черты хороводных, игровых и плясовых песен.

Общей стилевой чертой хороводных, игровых и плясовых песен является их жизнерадостный, оптимистичный характер: «В хороводных и игровых песнях на люди выносятся сквозь смех и шутку и семейные неполадки, и личные недостатки, и общие недуги, например, нравный брак или притеснение молодухи в доме мужа. Не стесняется народное песенное слово и в издевке над старостой, попом или барыней. Словом, элемент шутки, иронии и даже своеобразной сатиры присущ и хороводной, и игровой, и плясовой песне. Но, все же господствующее в них настроение - приветное, доброжелательное, радостное, тревожно-ожидающее, песни эти - открытое миру сердце», - писал П.С. Выходцев. Другой особенностью песен этого жанра является независимость напева от текста песни. Нередко один и тот же напев народные певцы использовали для разных текстов. И.И. Земцовским записана песня «При веселье хожу, при радости» с напевом, принадлежащим песне «Как на матушке на Неве-реке».

Третьей общей стилевой чертой всех хороводных песен надо считать многоголосную традицию исполнения: обычно начинает петь запевала, часто им оказывается низкий женский голос, хор «подхватывает» песню либо на повторении запева, либо на припеве.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.