Народная музыкальная культура — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Народная музыкальная культура

2021-03-17 168
Народная музыкальная культура 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Авторская программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Народная музыкальная культура

 

Для исполнительских отделений музыкальных училищ, колледжей, музыкальных факультетов педуниверситетов.

 

 

 

 

                                                    Ярославль 2018

Автор:

 

Снежкова Елена Александровна, кандидат искусствоведения, преподаватель теоретических дисциплин ГПОУ ЯО «Ярославское музыкальное училище (колледж) им. Л.В. Собинова.

 

 

Рецензенты:

Профессор кафедры этномузыкознания НГК (академии) им. М.И. Глинки, доктор искусствоведения Дубровская М.Ю.

­­­­


Паспорт авторской ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

                                  ДИСЦИПЛИНЫ

Народная музыкальная культура.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 51
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 34
в том числе:  
лекции 17
практические занятия 17
контрольные работы 9
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 17
в том числе:  
подготовка к аудиторным занятиям, изучение литературы по заданным темам, выполнение других письменных работ, игровых упражнения на фортепиано, подготовка к промежуточной аттестации- зачёту  
Итоговая аттестация в форме зачета 2

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Народная музыкальная культура»

                  

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов Уровень освоения
1

2

3 4
Раздел 1. «Введение»

Из истории этномузыкознания

1

1

Тема 1.1.

 

«Народная музыкальная система»

Содержание учебного материала

6

 

Общая характеристика Ладовая основа народно-песенного творчества Строй и интонационная основа русских народных песен Метроритмическая основа народно-песенного творчества Особенности бытования музыкального фольклора Характерные черты русского народного многоголосия 1,2

Лекции

3

3

Практические занятия

2

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

3

Тема 1.2.

«Жанровая классификация народных песен»

Содержание учебного материала

2

 

основные принципы классификации: § по роду высказывания (лирические, эпические, трагедийные); § по манере исполнения (плясовые, протяжные); § по тематическому признаку (бытовые, семейные, любовные, исторические); § по месту исполнения (вечерочные, свадебные, хороводные); § по характеру воспроизведения действительности (лирические, повествовательные, сатирические, шуточные); § по календарной приуроченности (зимние колядки, подблюдные, масленичные, вербные, семицкие, купальские, покосные, жатвенные и др.); § по среде бытования (разбойничьи, солдатские, городские, крестьянские); § по виду приуроченности (обрядовые и не обрядовые); § по характеру звучания (величальные, торжественные) 1,2

Лекции

1

Практические занятия

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

 

  Раздел 2. «Необрядовый фольклор»                                       

 

 

Тема 2.1.

«Эпические песни»              

 

4

 

Былины, Исторические песни, Баллады, Духовные стихи. Общая характеристика, периодизация, классификация, характерные признаки жанров. 1,2

Лекции

2

3.

Практические

1

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1 2   Тема 2.1. «Лирическая протяжная песня»

Общая характеристика, периодизация, классификация, характерные признаки жанра.

       2    

Лекции

1    

Практические занятия

1    

Контрольные

1    

Самостоятельная работа обучающихся

1 Тема 2.3. «Трудовые и артельные песни»  

Общая характеристика, периодизация, классификация, характерные признаки жанра.

2    

Лекции

1  

Практические

1  

Контрольные

1  

Самостоятельная работа обучающихся

1 Тема 2.4. «Игровые и хороводные песни»

Общая характеристика, периодизация, классификация, характерные признаки жанра

4    

Лекции

1    

Практические

1    

Контрольные

1    

СРО

2 1,2 Тема 2.5. «Городская песенная культура»

Общая характеристика, периодизация, классификация, характерные жанры, их особенности

2    

Лекции

1    

Практические

1    

СРО

1 1,2 Тема 2.6. «Частушка»

Общая характеристика, периодизация, классификация, характерные жанры, их особенности

 

2    

Лекции

1    

Практические

1 3  

Контрольные

1    

СРО

1   Раздел 3 «Обрядовый фольклор»

 

    Тема 3.1. «Календарные обряды и песни

Обряды зимнего, весеннего, летнего, осеннего периода. Их характеристика, периодизация, классификация, характерные жанры, их особенности

Лекции

2 2    

Практические

1    

Контрольные

1 3  

СРО

1   Тема 3.2. «Семейно-бытовые обряды и песни»

Родильная, свадебная, похоронная и ректрутская обрядность. Их характеристика, периодизация, классификация, характерные жанры, их особенности

 

2 1,2  

Лекции

1    

Практические

1    

Контрольные

1 3  

СРО

1   Раздел 4. «Фольклор народов мира»

 

    Тема 4.1. «Фольклор народов мира народов»

Общая характеристика, периодизация, классификация, характерные жанры, их особенности

 

2 1,2  

Лекции

1    

Практические

1    

СРО

1 3 Раздел 5 «Музыкальный инструментарий»

Классификация музыкальных инструментов. История зарождения и характеристика каждой группы. Область применения.

3    

Лекции

1    

Практические

1    

Контрольные

1 3  

СРО

 

2              

Содержание предмета.

Введение.

История музыкальной фольклористики. Музыкальный фольклор как часть духовной культуры народа и как народный опыт художественного освоения действительности. Музыкальный фольклор как предмет изучения музыкальной фольклористики, науки, которая насчитывает столетний путь своего развития. Исторические факты зарождения этномузыкознания. 1885 г. - профессор Венского университета Гвидо Адлер выступил с инициативой выделить музыкальную этнографию в специальную музыковедческую дисциплину. 1885 год - год рождения науки, которая имеет разные названия: музыкальная этнография, этномузыковедение, этнология, народное музыкальное творчество. У истоков этой науки стоял английский ученый А. Эллис, написавший в 1885 году труд «Музыкальные звукоряды разных стран». В России почин собирания образцов народного творчества принадлежит Петру Васильевичу Киреевскому, который вел эту работу на протяжении четверти века, начиная с 1830-х годов, при участии многих собирателей, в том числе А.С. Пушкина, поэта Н.М. Языкова, его братьев A.M. Языкова и П.М. Языкова, А.С. Хомякова.

Особенности становления и развития русского народно-песенного творчества (далее РНПТ). РНПТ, тесно связанное со всем укладом крестьянской общины, рода, семьи, само уподобляется жизни этноса, то есть рассматривается как живое и постоянно изменяющееся тело народной культуры, которое переживает все периоды развития: рождение, становление, расцвет и гибель и которое постоянно изменяется. В глубокой древности, народная культура бытовавшая как один целый комплекс, неделимый на виды и жанры и теснейшим образом слитый с жизненными смыслами человека. Потребность в звуке, слове, движении была порождена олицетворением природных стихий и являлась средством к достижению гармонии между человеком и миром природы. По мере освоения человеком природных стихий и развития сознания, специфизировались и средства художественного отражения действительности: эмоциональные состояния (смех и плач), песня и танец стали пониматься как знаки, с помощью которых с природой можно было вести диалог. Обильная жирная пища, смех и веселые шуточные песни в обряде масленицы являлись символами жизненного благополучия в новом году, заклинательные песни Морозу, Овсеню, Коляде, ряжение в шкуры животных в новогоднем обряде, ставшие в современную эпоху забавой детей, когда-то символизировали приплод скота и будущий урожай. Народная песня - не просто частью обрядового действия, она являлась необходимой частью самого быта крестьян, а народная память хранила огромное число песен, буквально на каждый случай жизни. Сравнение с фольклором и его предназначением других народов.

Развитие народной, в том числе музыкальной, культуры непрерывно пульсировало как живой организм, изменяясь вместе с мировоззрением народа. Разветвление жанров - рождение одних и отмирание других, выделение фольклорных стилей, их соединение - в этом безостановочном движении выражалась сущность развития фольклорной культуры. В XVIII веке из единого общерусского стиля выделилась городская песня, в XIX - возникла частушка. Несколькими веками раньше, примерно после падения монголо- татарского ига, родилась крестьянская лирическая песня, на рубеже XIX и XX веков стили городской и крестьянской песни снова слились в одно фольклорное русло. Факт рождения и расцвета жанров музыкального фольклора выступает как естественный момент культурного онтогенеза, это значит, что вслед за рождением и расцветом наступает следующий логический момент - угасание и естественное отмирание жанров устной традиции.

Признаки «заката» традиционного музыкального фольклора, обнаружили себя еще в первой трети XIX века. В предисловии к «Собранию народных песен» его авторы - П. Киреевский, Н. Языков и А. Хомяков - писали: «Желая сохранить остатки нашей народной Поэзии, особенно Песни и так называемые Стихи, мы собрали в течение нескольких лет и приготовили к печати большое их количество. Опыт нам показал, что необходимо спешить с собиранием этих драгоценных остатков старины, приметно исчезающих из памяти народа с переменою его нравов и обычаев, что важно и в этом деле общее участие всех дорожащих спасением нашей своенародной словесности от конечного ее истребления». !0

П.А. Флоренский, изучавший в начале века в Костромской области частушку, призывал торопиться «сохранить то, что успеем», называя факторы, которые ускоряют разложение традиционного крестьянского быта: железные дороги, фабрики, технические усовершенствования, освободительные идеи, газетчина. Добавим к этому всеобщее распространение грамотности, что способствовало вытеснению традиционного изустного способа бытования фольклора, развитие промыслов и промышленный прогресс, ускорение жизненных темпов. Результатом изменившихся условий жизни, стало изменение сознания народа - сегодня народная песня понимается как эстетическое сопровождение жизнедеятельности человека, как украшение аудиосреды, но не как условие существования.

Каковы бы ни были причины исчезновения старинной крестьянской песни, а вместе с ней хороводной, эпической, игровой, исторической, ясно, что эпоха традиционной изустной музыкальной культуры завершилась, ей на смену пришла иная форма традиционной массовой музыкальной культуры, в которой устность заменилась письменностью, исполнительство - слушательством, многовариантность - универсальностью.

В XX веке исследователи продолжали искать места, в которых сохранялись остатки традиционной фольклорной культуры, фиксировали народные песни, создаваемые в современную эпоху. Так, И.И, Земцовским была записана песня русских военнопленных времен Великой Отечественной войны «Там где-то на Западе дальнем». Тенденция к возрождению музыкального фольклора, получившая развитие в современную эпоху с конца XX века, на деле приводит к возникновению нового варианта сценического (эстрадного) существования народной песни. Исполняемая профессиональными певцами по нотной записи, такая песня лишена вариантности (она может только копировать варианты), а вместе с тем и импровизационности. И.И. Земцовский призывал отличать подобный фольклоризм от подлинного фольклора. Идея подлинного возрождения музыкального фольклора может быть связана только с восстановлением во всей полноте контекста его бытования. Вместе с тем следует признать, что сохранение и распространение народной песни даже в современном сценическом варианте очень важно для нас и нашего будущего поколения, поскольку народная песня все же «суть народной святыни» (В.Ф. Одоевский), это весомая и значительная часть духовного отечественного опыта.

Изучение народно-песенной культуры представляет для исследователя значительные трудности: как явление устное, живое, она трудно поддается научному анализу, «ускользает» от наблюдателя, не вписывается в нормы, категории, определения, не поддается классификации. Так, песня «Прощай, радость, жисть моя», записанная в селе Поповичи Угличского района, пелась на масленицу, в селе Спасском - когда шли с покоса, в самом Угличе - в момент свадебного сговора. Известная солдатская (в Оренбурге - рекрутская) песня «Поле чистое турецкое» в том же Угличе записана как масленичная, а лирическая песня «Пошла Маша жито жать» в некоторых областях бытует с солдатским припевом. Назначение песни со временем менялось по мере изменения быта и жизненного уклада крестьян. В языческую эпоху песни- обращения к силам природы (Коляде, Овсеню, Костроме) никак не могли считаться детской забавой и исполняться ребятишками, так, как это делалось в XX веке.

На связь народной песни с народным бытом имеется много указаний. «Золотым зеркалом всего русского» назвал народную песню один из первых ее собирателей Н.М. Языков. Характеризуя протяжные лирические песни, Н.П. Колпакова пишет, что они «являются своеобразной энциклопедией, где можно найти немало сведений о русской природе, крестьянских работах в различные времена года, внешнем виде и убранстве деревенского жилища, крестьянской одежде, средствах передвижения, способах развлечений, элементах традиционного мировоззрения».

Общая характеристика.

Знакомство с особенностями музыкального творчества устной традиции на примере народного песенного творчества восточных славян.

Музыкальный язык народно-песенного творчества - явление яркое, самобытное и уникальное. Первые исследователи-фольклористы, слушая песню, не переставали восхищаться созвучностью и стройностью ее голосов, а для профессиональных музыкантов оставалось загадкой: как мог простой народ создать высокохудожественные произведения, кто был автором, распространителем народных песен и как удавалось запоминать и хранить в памяти огромное их количество.

В XIX веке изучение народной песни шло в направлении сравнения ее музыкального языка с известными к тому времени музыкально-теоретическими системами: западноевропейской, древнегреческой, пифагорейской. Музыкальные фольклористы, видные отечественные композиторы и музыкальные деятели, переведя народную песню в нотную графику, искали в ней тождества с ладами, темперированным строем, интервалами, аккордами, размерами и стопами. В сравнении с достижениями европейского музыкального искусства, песни русских мужиков и баб («простонародные») профессиональным музыкантам казались странными. Весь XIX век в истории музыкальной фольклористики наполнен спорами о том, надо ли приводить народную песню к правильному звучанию и каковы ее корни: являются ли они греческими или, напротив, русская музыка, сама из себя развившаяся, повлияла на строй музыки других народов.

В их изучении и анализе фольклора музыкальная наука продвинулась далеко вперед, однако многие вопросы остались без ответа. Народная песня не вмещается в традиционные рамки представлений о музыкальном языке и европейской системе выразительных средств. При ее анализе речь может идти только о сравнении музыкальных систем, но не о подмене народно-русской музыкальной системы европейской. Часто такие понятия, как тоника, тональность, модуляция, диатоника, хроматика, отклонение, такт, размер и другие оказываются неприменимыми к образцам музыкального фольклора, особенно раннего происхождения. Бережное отношение к фольклору должно выражаться в использовании понятий, адекватных самой народной песне, таких как «слоговый ритм», «ладовая попевка», «напев», «мелострофа» и другие. При этом следует признать - понятийный аппарат музыкальной фольклористики далек до своего окончательного становления.

Большой вклад в разработку анализа выразительных средств народной песни внесли музыканты и ученые - фольклористы И.И. Земцовский, К В. Квитка, JI.B. Кулаковский, Е.Э. Линева, А.Ф. Львов, Ф.А. Рубцов, А.В. Руднева, В.М. Щуров.

Эпические песни.

Эпические песни ученые-фольклористы часто называют летописью народа, написанной самим народом, историческим самопознанием народа; их ставят их в один ряд с «Илиадой», «Одиссеей», «Песнью о Нибелунгах», скандинавскими сагами и др.

«Былины способны дать ответ на вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля», какие духовные и нравственные идеалы заложены в ней изначально»,- писал В.И. Калугин.

К эпическим песням относятся: былины, исторические песни, песни- баллады, екоморошины, духовные стихи. Все эти песни составляют одну жанровую группу, объединяясь такими сходными чертами, как повествовательность высказывания, особое содержание (героическое, историческое или нравственно-философское), возрастание значения текста над напевом. Вместе с тем, у каждого песенного жанра имеются свои специфические черты, отличающие былину от духовного стиха, скоморошину от исторической песни.

Анализируя то, какое из перечисленных свойств эпических песен является первичным, следует признать историческую направленность, как определяющую и повествовательный характер звучания, и значимость высказываемого (воспеваемого) содержания. В музыкальном плане это нашло выражение в существовании так называемых типовых напевов - общих мелодий для различных по содержанию эпических песен.

Повествовательность, с точки зрения поэтики стиха, выражается в наличии сюжетной фабулы, в неторопливом и неспешном развитии событий, их более или менее подробном описании. Музыкальными средствами выражения повествовательности является мелодика, близкая к речевым интонациям и декламационный тип ритмики «слог-нота».

Ведущее значение поэтического текста и формульность напевов. В «Сборнике Кирши Данилова» неизвестный собиратель былин приводит примеры 71 песенного текста, из них только 38 имеют самостоятельную мелодию, остальные поются на восемь типовых напевов. Эту особенность эпических песен нельзя связывать с отсутствием гармонии между текстом и напевом: народно-песенное творчество знает немало примеров, когда равновесие между текстом и напевом «нарушается» в ту или иную сторону, что нисколько не вредит восприятию песни или степени воплощения художественного образа. Народные певцы выражали суть песни, ее смысл, нисколько не задумываясь над тем, что должно в ней преобладать, а смыслом исполнения песни могло быть в одном случае изливаемое в песне чувство, внутреннее состояние души, в другом - сообщение об историческом факте, рассказ о бытовом происшествии. Преобладание текста над напевом в эпических песнях выражается в наличии однотипных мелодических оборотов или напевов, на которые распевается разный текст.

Былины.

Былина - один из древнейших жанров народно-песенного творчества, особая форма художественного отражения действительности, предшествующая исторической песне.

Возникновение былин ученые относят к эпохе раннего средневековья. Как считает академик Б.А. Рыбаков, ранние из них возникли в IX веке, а самые поздние из исторических событий, отразившихся в былинах, ученый относит к XIII веку. В более позднее время былины бытовали параллельно с историческими песнями, а последние известные записи былин относятся к концу XX века (в 1977 и в 1981 году они записаны в Калужской области экспедицией студентов МГУ).

Термин «былина» был введен в фольклористику в XIX веке И.П. Сахаровым, ученый заимствовал определение жанра из «Слова о полку Игореве»: «Начата же ся тьи песни по былинам сего времени, а не замышлению Бояню». Сами народные певцы называли такие песни «старинами», а первые собиратели и исследователи - «богатырскими сказками», «поэмами», «былевыми песнями».

Особое свойство былин - в способе передачи действительности. «Былинная действительность», в которой историческая событийность соединяется с элементами нереальности, выдуманности, народными певцами и слушателями воспринималась как «святая правда». Действительно былина создавалась как народная летопись; первые столкновения с татарами, битва на Калке в 1223 году, нашествия на Киев в 1238-1242 гг., имена половецких ханов - эти и другие реальные исторические события послужили основой для былинного эпоса.

Многие герои былин имеют своих исторических прототипов: половецкий хан Батый (в былине Батыга), Тугоркан (Тугарин Змей), хан Кончак (Коныдик). Имя Алеши Поповича, возможно, связано с именем ростовского воина-удальца XIII века Александра Поповича, погибшего, согласно летописи, в битве с Батыем вместе с «семьюдесятью богатырями». Имя Добрыми Никитича, возможно связано с именем ближайшего сподвижника князя Владимира, его дядей Добрыней.

Особенность былинного историзма заключается в его художественных обобщениях, в нем прошлое, отодвигаясь от современности, объединялось в некую «стародавнюю» эпоху. Она поэтически идеализировалась и в сравнении с настоящим казалась временем счастливым. Рядом с Киевским князем конца X века Владимиром в былинах жили могучие богатыри, Соловьи - разбойники, Змеи Горынычи. Гипербола и гротеск - важнейшие свойства поэтического языка былин. Богатырь Свягогор обладает огромной чудовищной силой, такой, что его едва держит земля, палица у Ильюшеньки в 40 пудов (или в сто пудов), внешний вид врага отвратительно страшный - ручищи у Идолища- грабли, голова - пивной котел.

Соединение исторического и мифического в былине - определялось ли оно изначально характером исторического сознания народа, или это временное напластование - этот вопрос пока остается без ответа.

Ученые выделяют следующие, периоды в развитии былинного жанра: мифологический (до IX века); киевский (с IX до середины XII века); Владимиро-Суздальский (со второй пол.ХП века до конца XIII века). Каждый из этих периодов знаменуется своими образами: Святогор и Волх - герои древних мифических былин; Дунай, Соловей Будимирович, Глеб Володьевич, Забава Путятична - персонажи киевского цикла; Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович - в центре былин Владимиро-Суздальского периода; песни о гусляре Садко, Морском царе и Василии Буслаеве составляют особую группу Новгородских былин.

Последний период существования былин (с XIV века) не связан с возникновением новых героев (события истории начиная с этого времени отражались в исторических песнях). В последующие времена развитие былинного эпоса, идет по пути трансформации существующих образцов и усилению элементов фантастики, за которыми почти не ощущается историческая реальность. В начале XX века явно обозначился процесс затухания традиции сказывания былин, их начали забывать а к концу XX века они исчезли из песенного репертуара народных певцов.

Ученые-фольклористы выделяют две основные традиции исполнения былин: северную и южную.

Южная традиция, наиболее ранняя, (представлена в основном материалами донского казачества), характеризуется краткостью сюжета, многоголосным хоровым исполнением, строфической формой и родством с другими песенными жанрами: лирическими, хороводными, обрядовыми. На пример песня «Иван Гостиный сын».

Южнорусскую традицию исполнения былин можно определить как песенную, она отличается от того, как «сказывались» былины на Севере России.

Эпическая традиция на русском севере оказалась более устойчивой. Былины в Онежском крае, на берегах Белого моря этнографы записывали еще в конце XX века. В значительной степени сохранению былинного эпоса способствовал развитый рыболовный промысел на Кедах (северо-восточная часть Зимнего берега Белого моря), куда съезжались жители Пинеги, Мезени, Печоры. В.М. Щуров отмечал, что в XIX веке - времени активного развития промыслового хозяйства и уходов крестьян на заработки, на Севере России рыбаки-поморы, уходя на промысел, брали с собой старика - исполнителя былин за равный пай добычи.

На севере получила развитие сольная традиция исполнения былин. Они отличаются речитативностью мелодии (отчего их часто называют не песнями, а сказаниями), импровизационностью, простотой музыкальной формы (одностиховые напевы), наличием типовых музыкальных напевов-формул. Примером может служит былина «Что не белая береза к земле клонится».

Поэтический язык и композиция былин - явление своеобразное. Сюжетная линия излагается четко, ясно и просто, и вместе с тем с внутренней эмоциональной напряженностью, захватывающей слушателя. В былинах не встречается описание характера героя, его психологический портрет складывается в сознании слушателя (читателя) через поступки героя, его отношение к врагам, детали внешнего облика. Для былин характерно наличие устойчиво повторяемых формул. На уровне композиции это выражается в зачине (начале) и исходе (окончании); на уровне содержания - в наличии «общих мест» при описании пира, снаряжения коня, несметного богатства. Концовки былин непременно благополучные, что отличает их от баллад. На уровне языка формульность выражается в устойчивых эпитетах («поганый татарин», «собака Калин-царь», «золотая казна»,), а также в приеме ретардации - замедлении развития сюжета в виде повторов как отдельных строк, так и целых эпизодов. Так, Садко трижды закидывает сети в Ильмень- озеро, трижды просит «хоробрую дружинушку» выкупить товар в Новгороде.

Создатели и распространители былин, В «Слове о полку Игореве» упоминается имя легендарного певца Бояна. Конкретность и объемность излагаемых событий дает основание историкам и филологам предполагать, что древние сказители принадлежали не к крестьянскому сословию, а состояли при княжеских дворах, поскольку были осведомлены о подробностях княжеской жизни. Крестьянское сословие, по всей видимому, не принимало участия в создании былевого эпоса.

Т.В. Попова считает, что былины исполнялись специально обученными певцами-сказителями33. Искусство сказителей составляло семейную традицию, передававшуюся из поколения в поколение.

Хранителями былинного эпоса в Заонежье было семейство Рябининых. Потомственное искусство других Рябининых (всего пять поколений) этнографы прослеживали на протяжении XIX и XX веков.

Другим примером традиции передачи былинного эпоса являются семейские староверы Забайкалья, переселившиеся из центральных областей России в период гонения на раскольников в Бурятскую, Читинскую области и ряд других мест. Семейские, гонимые сторонниками церковной реформы Никона (никонианцами), вынуждены были жить вдали, образуя свои поселения, благодаря чему сохранили не только веру отцов, но и богатый песенный фольклор, в частности былинный эпос. Такие певцы сохранили до наших времен былины - один из самых старинных жанров народно-песенного творчества.

Характерными чертами былинного эпоса являются;

· сплав конкретно-реального и фантастического;

· незакрепленность напева за определенным текстом;

· повествовательность как источник музыкального языка;

· продолжительность (количество стихов в северной былине может доходить до 600 и даже 1000).

2.2.2. Исторические песни.

Исторические песни возникли на основе былинного эпоса примерно в эпоху татаро-монгольского ига и выделились в самостоятельный жанр музыкального фольклора, который существовал параллельно с былинами до начала XX века.

Близость исторических песен к былинам заключается в спокойном характере звучания, неспешности развития сюжета, в опоре на интонацию повествовательной речи. Вместе с тем, историческая песня отличается от былинного эпоса большей краткостью и, главным образом, точностью изложения исторических событий, правдоподобностью. У исторических песен есть адресованность к конкретным фактам, эпизодам и героям действительности: песни о Степане Разине, о М.В. Скопине-Шуйском, о Борисе Годунове, о Северной войне, о Минине и Пожарском, О Петре Первом, о Суворове и Кутузове. Образ реальных персонажей в исторических песнях, может быть приукрашен, заслуги героев возвеличены, или, наоборот, преувеличены злодеяния врагов, однако степень этого преувеличения не выходит за рамки реальности. Те элементы фантастики, которые встречаются в былинах, для исторических песен нехарактерны.

Сравнение былины и исторической песни. Разные этапы развития исторического сознания народа, разный способ отражения реальности и разный уровень переживания действительности. Историческая песня не продолжение былины, а новый жанр народного творчества. Закономерное возниконовение жанра в эпоху татаро-монгольского нашествия - период перелома в осмыслении истории народом.

Наиболее ранняя историческая песен - песня о Щелкане. Несомненна связь ее содержания с восстанием, вспыхнувшем В Твери в 1327 году против татарского сборщика дани Чолхана (в русских летописях и песнях - Чолкан, Щолкан, Щелкан Дюденевич).

До нашего времени дошли очень немногие исторические песни, в которых говорится о событиях XIV-XV веков. Народная память сохранила те из них, в которых воспевается не столько сам исторический факт, сколько эмоциональный отклик народа на него. В этой связи Н. Виноградов, изучавший песенный фольклор Костромского края, в начале XX века писал про историческую песню, что это «осколки народного миропонимания, рисующие отношение народных масс к тому или иному крупному историческому событию».

Если песни XV-XVI века прочно были связаны с художественной традицией, сложившейся к тому времени в песенном фольклоре (эпическая монументальность, подчеркнутая обстоятельность изложения), то песни, начиная с рубежного периода (XVI-XVII вв.) и особенно XVII века, отличаются публицистической направленностью, более острым и критичным восприятием исторических фактов, повышенным «градусом высказывания». Динамика исторического сознания народа отразилась в самих названиях песен: «Смерть царевича Дмитрия», «Борис Годунов», «Гришка Отрепьев», «Плач Ксении Годуновой», «Сборы польского короля на Русь», «Тушинский вор», «Скопин- Шуйский», «Минин и Пожарский», «Поход царя Михаила Федоровича на Астрахань», «Возвращение Филарета» и др. Исследователи отмечают в песнях эпохи Смутного времени отсутствие четкой последовательности в развитии сюжета, пренебрежение эпической детализацией, остроту чувств и патетическую декламацию, не свойственную ранним историческим песням."'5

Дальнейшая эволюция жанра исторических песен шла в направлении конкретизации и детализации исторических событий, что нашло отражение в самих названиях песен: «Иван Грозный молится по сыне», «Смерть царицы», «Иван Грозный под Серпуховом», «Оборона Пскова от Стефана Батория» и другие. В песнях периода Смутного времени взаимно пересекаются уже два других жанра - исторической и лирической песни: передача эмоционального отклика на событие, чувственный «нерв», не свойственный былинам, обрисовка исторического события как предмета, вызывающего глубокое внутреннее переживание.

Исторические события, связанные с народной крестьянской войной под руководством Разина породили большое число песен разинского цикла. С ними фольклористы связывают бурный этап в развитии жанра исторической песни. В этих песнях отразилась широкая панорама исторических событий: выступление донских казаков, сражение с царскими войсками на Волге, факты крестьянского восстания. Образ народного героя в них создается известными былинными средствами: Разина именуют «удалым добрым молодцем», «атаманушкой» «Степаном свет Тимофеичем», однако по роду высказывания эти песни в большей степени лирические, чем эпические.

Продолжительная военная служба (25 лет), создание регулярной армии сделали солдат значительной прослойкой русского общества. Именно в этой среде создавались и бытовали исторические песни. Будучи участниками и очевидцами военных баталий, солдаты отразили в песнях всю суровость и тягость солдатской службы, передали остро переживаемое чувство разлуки с родными. С другой стороны, солдатское творчество привнесло в песню фактографичность и хроникальность, что сделало ее важным историографическим документом.

В XIX веке развитие жанра исторической песни начало постепенно угасать, это было связано с изменениями условий военной службы, а также с распростр


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.