Календарно-обрядовый фольклор. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Календарно-обрядовый фольклор.

2021-03-17 350
Календарно-обрядовый фольклор. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Календарными называются песни, исполнение которых приурочено к обрядам календарно-земледельческого года. Главное назначение календарных песен - практическое, связанное с общим смыслом и целью обряда: увеличение урожая, успешность промыслов, благополучие общины. Система календарных праздников славян представлена обрядами, сопровождающими основные этапы сельскохозяйственных работ года, а так же связана с церковными праздниками, составляющими православный календарь.

Цикл календарных праздников начинается и заканчивается зимой - 22-24 декабря - время зимнего солнцеворота. Зимний комплекс праздников включает: Рождество, Новый год и Крещение - все эти праздники образуют Святки. Основной обрядовой идеей выступает выпроваживание старого и установление при помощи ритуальных действий нового миропорядка.

В святочных ритуалах смешение двух миров достигается за счёт многократного обхода дворов ряжеными: старик, старуха, цыган и цыганка, барин и барыня, покойник, среди зооморфных персонажей - коза, конь, журавль и др. Ряженые имеют один общий признак - все они связаны со сферой чужого. В музыке ряженых фольклористами было отмечено нарочито нечеловеческий характер. В качестве музыкальных инструментов использовались металлические и деревянные предметы народного быта.

Любимым развлечением молодёжи накануне Рождества, в сочельник было колядование. Колядки - короткие песни с пожеланиями хозяевам всяких благ в обмен на дары. Чем обильнее угощение, тем сытнее должен был быть будущий год. Песни, адресованные хозяевам дома с благопожеланиями, формируют господарский цикл колядок. Почти все колядки имеют трёхчастиую структуру: зачин - обращение к хозяевам разрешить спеть песню; основная часть колядки величально-благожелательного характера; заключительная - просьба одарить и выражение благодарности за одаривание. По повторяющимся из строфы в строфу словам - рефрену - в каждой локальной традиции различают местные жанровые разновидности колядок - авсеньки и таусеньки. Колядки отличаются особой манерой исполнения мелодизированной декламацией, интонируемой в узком звуковом объёме, построенные на многократно повторенной одной и той же попевке.

Гадание под песню - особый ритуал, зафиксированный на Русском Западе. Называется в зависимости от того или иного действия: перстни тресть, серьги закидывать, хоронить золото и т.д. Время исполнения варьируется: либо накануне Рождества, либо накануне Нового года, либо в сочельник. Обряд происходит в доме старой женщины, где собираются девушки, каждая из которых кладёт в платок или блюдо своё украшение. Исполняется песня- гадание, предвещающая в иносказательной форме судьбу девушки. Такие песни назывались подблюдные.

Среди других святочных песен - песни-игрища с любовной тематикой, поцелуйные хороводы.

Масленица - праздник провода зимы, встречи весны. По срокам проведения масленица празднуется за 7-8 недель до Пасхи. Каждый день масленичной недели носит свой название: понедельник - встреча, вторник - заигрыш, среда - лакомка, четверг - разгуляй, пятница - тёщины блины, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - прощенное.

Масленица - это русский ритуал, он включает в себя три этапа:

. Демонстрация старого качества мира,

. Его ритуальная смерть - сжигание чучела,

. Установление нового миропорядка.

Обязательный элемент масленицы - катание с ледяных горок или в санях вокруг села. Сакральность этого обряда в символе роста растения льна. Ещё один ритуал масленицы был связан с чествованием молодых. Им устраивали своеобразные смотрины в селе: ставили их к столбам ворот и заставляли целоваться у всех на глазах. Распространённым ритуалом неженившихся парней были колодки - привешивание на руку парню или на избу его родителям колодки.

Песни, приуроченные к масленице, назывались масленичными. Их сюжетика двояка. Одни - посвящены зимней тематике, другие - имеют образно-поэтические метафоры веснянок. Встречается пласт песен - небольших припевок, сродни частушке. Масленичные песни принято петь особым тембром - громким, зычным голосом. Для них характерен: узкий диапазон, мелодико- фактурный тип напева.

Ранневесенние праздники протекают до Пасхи. В это время церковь запрещает мирские увеселения, исключения составляют Сороки (22 марта) и Благовещенье (7 апреля). В сороки (убиенные царём иродом младенцы) дети поют весенние заклички с подбрасыванием к небу ритуального печенья - пташки. В Благовещенье пели веснянки - зазывали весну.

Пасха - один из центральных церковных праздников. В пасху исполняли два обрядовых жанра - волочёбные песни и церковный тропарь. Волочёбные песни - обряд обхода дворов с пением величальных песен с постоянным рефреном «Христос воскрес». Текст близок колядкам и содержит благопожелания хозяевам дома. Звуковысотная сторона волочёбных песен содержит черты тонально-гармонического мышления - доминантово- тонические вопросы-ответы. В качестве сопровождающих инструментов часто использовались скрипка и колёсная лира. Тропарь исполнялся под церковный текст, но аккумулировал черты местной стилевой песенной традиции и отличался удивительной вариантностью.

Обряды поздневесеннего периода - Фомина неделя, Радуница, Егорий, Вознесение.

В Фомину неделю чествовали молодых - исполняли вьюнишники с характерным величальными мотивами. В Радуницу - причитание на ритуале у могил, в Егорий (6 мая) - обращение к покровителю земли и скота. Песни называют Юрьевскими, их образы близки веснянкам и в символической форме содержат просьбу открыть ключами небо и выпустить теплое лето. На Вознесение типичны ритуалы по печенью-лесенке.

Троицко-купальская обрядность демонстрирует смену весеннего сезона на летний. Народно-мифологические представления о смене сезонов оформляются через смерть ритуального персонажа кукушки или русалки, ведьмы. Формы уничтожения этого символа различны: сжигание, похороны в лесу, затопление. Выделяются следующие праздники:

Семик - четверг на седьмой недели после Пасхи,

Троица - церковно-христианское название воскресенья седьмой недели от Пасхи,

Духов день - следует за троицей и открывает восьмую неделю от Пасхи,

Зеленые святки - название периода с Семика до Купалы,

Иван Купала - день летнего солнцеворота.

 

Самые распространённые обряды - Троицкая трапеза с пением обрядовых песен и вождением хороводов. Девушки закручивали ветки берёзы кольцами и связывали их, через эти веночки целовались и менялись крестиками - кумились - ритуальное побратимство на надельный срок. Часто исполнялись духовские песни - жанр, существующий в западном ареале. Песни сложены силлабическим стихом, а форма строфы содержит рефренное построение. Наиболее характерные стихи для духовских песен 5+5. Напевы духовских песен политекстовые. Эти песни имеют характерный звукоряд - терцово- квартовый с квартовым звуком ниже основного опорного тона - еоль-до-ре-ми- (фа).

Жнивная обрядность выявляет древнейший земледельческий культ полевых духов. В жатвенном ритуале различают три этапа: зажинки - сбор на жатву, жниво - уборка хлеба, дожинки - окончание жатвы. Жнивными считаются песни, сопровождающие непосредственно трудовой процесс, а также исполняемые во время отдыха в поле или по дороге с нивы домой. По классификации Шейна, жнивные песни делятся на жатные (ржаные) и ярные (яровые) в соответствие с родом обрабатываемых злаков. По обрядовой приуроченности каждый из подвидов делится на зажиночные, жнивные и дожиночные. Наименее отмечен песнями зажинальный этап обряда, а напротив дожинки наиболее богаты песнями. Они имеют определённую тематику, связанную с ожиданием жницами расплаты за свою работу от хозяина нивы. Часто они повествуют об окончании работы: «Видит моё око, что край недалёко», «Пора, пора, домой идти», «А в нас седни дожиночки», «А солнышко за бор, за бор». Особую группу обрядовых песен составляют бородные песни, исполняемые при завивании бороды. По своему стилю, песни, исполняемые в период жатвы, относятся к двум разным песенным пластам:

. Собственно обрядовые песни

. Приуроченные к жатве лирические песни.

Их черты - силлабический стих, слоговая мелодика, узкий терцовый диапазон, гетерофонно-монодийная фактура, резкий напряжённый тембр.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.