Жанровая классификация народных песен. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Жанровая классификация народных песен.

2021-03-17 665
Жанровая классификация народных песен. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблема классификации произведений устного народного музыкального творчества пока остается открытой: попытки привести все существующее многообразие песенных жанров в соответствие с жанровыми типами неоднократно предпринимались и в фольклористике и в музыковедении, за вековой опыт изучения народного наследия учеными были выработаны основные принципы классификации:

·  по роду высказывания (лирические, эпические, трагедийные);

·  по манере исполнения (плясовые, протяжные);

·  по тематическому признаку (бытовые, семейные, любовные, исторические);

·  по месту исполнения (вечерочные, свадебные, хороводные);

· по характеру воспроизведения действительности (лирические, повествовательные, сатирические, шуточные);

· по календарной приуроченности (зимние колядки, подблюдные, масленичные, вербные, семицкие, купальские, покосные, жатвенные и др.);

· по среде бытования (разбойничьи, солдатские, городские, крестьянские);

· по виду приуроченности (обрядовые и не обрядовые);

· по характеру звучания (величальные, торжественные, песни-плачи).

Однако в действительности, народная песня трудно «укладывается» в типизированные жанровые рамки и ни один из выделенных принципов не является удовлетворительным. Так, среди исторических песен немало лирических, в обрядовом фольклоре существуют отдельные примеры, бытующие «свободно», например, в свадебном обряде - хороводные песни. Сам народ по-разному толкует назначение схожих песен. Н.П. Колпакова писала: «...в одной местности песня может называться свадебной, в другой - плясовой; в одном месте ее поют как хороводную, в другом - как лирическую, без хоровода... Просить, хвалить, высмеивать, шутить, благодарить, величать - все это песня умеет делать разными словами, каждый раз своеобразными, каждый раз в особой художественной манере». В этом видна несовместимость народной песни с научным мышлением и учеными понятиями и, вместе с тем, уникальность народного творчества, которую науке еще предстоит осознать.

Сложность классификации заключается также в том, что устное творчество народа, подобно живому организму, постоянно изменяется с течением времени. Несмотря на сложности классификации, она, несомненно, необходима: народная песня, являясь предметом многих научных знаний, должна быть терминологически осмыслена.

В современной фольклористике выработалось два основных подхода к решению проблемы классификации народных песен: жанровый и тематический. В работе Н.П. Колпаковой «Русская народная бытовая песня» (1962) изложена сущность жанрового подхода: автор выделяет четыре основные группы песен: песни-заклинания, игровые, величальные и лирические. Основанием для классификации явилась функция песни в крестьянском быту и комплекс художественно-выразительных средств.

Другой подход, предложенный еще в конце XIX века А.И. Соболевским, - тематический, основывается на принципе выделения наиболее значимых тем и типических героев. По тематическому принципу народные песни делятся на любовные, семейные, шуточные, разбойничьи, солдатские, песни крестьян- отходников и другие.

Автор использует классификацию, в которой совмещаются видовой, родовой и тематический принцип. По видовому признаку народные песни делятся на обрядовые (аграрно-календарные и семейно-бытовые) и необрядовые; по родовому - на лирические, эпические, драматические; по тематическому - на былины, исторические, духовные стихи, любовные, семейные, рекрутские, хороводные, игровые, детские.

Эпические песни.

Эпические песни ученые-фольклористы часто называют летописью народа, написанной самим народом, историческим самопознанием народа; их ставят их в один ряд с «Илиадой», «Одиссеей», «Песнью о Нибелунгах», скандинавскими сагами и др.

«Былины способны дать ответ на вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля», какие духовные и нравственные идеалы заложены в ней изначально»,- писал В.И. Калугин.

К эпическим песням относятся: былины, исторические песни, песни- баллады, екоморошины, духовные стихи. Все эти песни составляют одну жанровую группу, объединяясь такими сходными чертами, как повествовательность высказывания, особое содержание (героическое, историческое или нравственно-философское), возрастание значения текста над напевом. Вместе с тем, у каждого песенного жанра имеются свои специфические черты, отличающие былину от духовного стиха, скоморошину от исторической песни.

Анализируя то, какое из перечисленных свойств эпических песен является первичным, следует признать историческую направленность, как определяющую и повествовательный характер звучания, и значимость высказываемого (воспеваемого) содержания. В музыкальном плане это нашло выражение в существовании так называемых типовых напевов - общих мелодий для различных по содержанию эпических песен.

Повествовательность, с точки зрения поэтики стиха, выражается в наличии сюжетной фабулы, в неторопливом и неспешном развитии событий, их более или менее подробном описании. Музыкальными средствами выражения повествовательности является мелодика, близкая к речевым интонациям и декламационный тип ритмики «слог-нота».

Ведущее значение поэтического текста и формульность напевов. В «Сборнике Кирши Данилова» неизвестный собиратель былин приводит примеры 71 песенного текста, из них только 38 имеют самостоятельную мелодию, остальные поются на восемь типовых напевов. Эту особенность эпических песен нельзя связывать с отсутствием гармонии между текстом и напевом: народно-песенное творчество знает немало примеров, когда равновесие между текстом и напевом «нарушается» в ту или иную сторону, что нисколько не вредит восприятию песни или степени воплощения художественного образа. Народные певцы выражали суть песни, ее смысл, нисколько не задумываясь над тем, что должно в ней преобладать, а смыслом исполнения песни могло быть в одном случае изливаемое в песне чувство, внутреннее состояние души, в другом - сообщение об историческом факте, рассказ о бытовом происшествии. Преобладание текста над напевом в эпических песнях выражается в наличии однотипных мелодических оборотов или напевов, на которые распевается разный текст.

Былины.

Былина - один из древнейших жанров народно-песенного творчества, особая форма художественного отражения действительности, предшествующая исторической песне.

Возникновение былин ученые относят к эпохе раннего средневековья. Как считает академик Б.А. Рыбаков, ранние из них возникли в IX веке, а самые поздние из исторических событий, отразившихся в былинах, ученый относит к XIII веку. В более позднее время былины бытовали параллельно с историческими песнями, а последние известные записи былин относятся к концу XX века (в 1977 и в 1981 году они записаны в Калужской области экспедицией студентов МГУ).

Термин «былина» был введен в фольклористику в XIX веке И.П. Сахаровым, ученый заимствовал определение жанра из «Слова о полку Игореве»: «Начата же ся тьи песни по былинам сего времени, а не замышлению Бояню». Сами народные певцы называли такие песни «старинами», а первые собиратели и исследователи - «богатырскими сказками», «поэмами», «былевыми песнями».

Особое свойство былин - в способе передачи действительности. «Былинная действительность», в которой историческая событийность соединяется с элементами нереальности, выдуманности, народными певцами и слушателями воспринималась как «святая правда». Действительно былина создавалась как народная летопись; первые столкновения с татарами, битва на Калке в 1223 году, нашествия на Киев в 1238-1242 гг., имена половецких ханов - эти и другие реальные исторические события послужили основой для былинного эпоса.

Многие герои былин имеют своих исторических прототипов: половецкий хан Батый (в былине Батыга), Тугоркан (Тугарин Змей), хан Кончак (Коныдик). Имя Алеши Поповича, возможно, связано с именем ростовского воина-удальца XIII века Александра Поповича, погибшего, согласно летописи, в битве с Батыем вместе с «семьюдесятью богатырями». Имя Добрыми Никитича, возможно связано с именем ближайшего сподвижника князя Владимира, его дядей Добрыней.

Особенность былинного историзма заключается в его художественных обобщениях, в нем прошлое, отодвигаясь от современности, объединялось в некую «стародавнюю» эпоху. Она поэтически идеализировалась и в сравнении с настоящим казалась временем счастливым. Рядом с Киевским князем конца X века Владимиром в былинах жили могучие богатыри, Соловьи - разбойники, Змеи Горынычи. Гипербола и гротеск - важнейшие свойства поэтического языка былин. Богатырь Свягогор обладает огромной чудовищной силой, такой, что его едва держит земля, палица у Ильюшеньки в 40 пудов (или в сто пудов), внешний вид врага отвратительно страшный - ручищи у Идолища- грабли, голова - пивной котел.

Соединение исторического и мифического в былине - определялось ли оно изначально характером исторического сознания народа, или это временное напластование - этот вопрос пока остается без ответа.

Ученые выделяют следующие, периоды в развитии былинного жанра: мифологический (до IX века); киевский (с IX до середины XII века); Владимиро-Суздальский (со второй пол.ХП века до конца XIII века). Каждый из этих периодов знаменуется своими образами: Святогор и Волх - герои древних мифических былин; Дунай, Соловей Будимирович, Глеб Володьевич, Забава Путятична - персонажи киевского цикла; Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович - в центре былин Владимиро-Суздальского периода; песни о гусляре Садко, Морском царе и Василии Буслаеве составляют особую группу Новгородских былин.

Последний период существования былин (с XIV века) не связан с возникновением новых героев (события истории начиная с этого времени отражались в исторических песнях). В последующие времена развитие былинного эпоса, идет по пути трансформации существующих образцов и усилению элементов фантастики, за которыми почти не ощущается историческая реальность. В начале XX века явно обозначился процесс затухания традиции сказывания былин, их начали забывать а к концу XX века они исчезли из песенного репертуара народных певцов.

Ученые-фольклористы выделяют две основные традиции исполнения былин: северную и южную.

Южная традиция, наиболее ранняя, (представлена в основном материалами донского казачества), характеризуется краткостью сюжета, многоголосным хоровым исполнением, строфической формой и родством с другими песенными жанрами: лирическими, хороводными, обрядовыми. На пример песня «Иван Гостиный сын».

Южнорусскую традицию исполнения былин можно определить как песенную, она отличается от того, как «сказывались» былины на Севере России.

Эпическая традиция на русском севере оказалась более устойчивой. Былины в Онежском крае, на берегах Белого моря этнографы записывали еще в конце XX века. В значительной степени сохранению былинного эпоса способствовал развитый рыболовный промысел на Кедах (северо-восточная часть Зимнего берега Белого моря), куда съезжались жители Пинеги, Мезени, Печоры. В.М. Щуров отмечал, что в XIX веке - времени активного развития промыслового хозяйства и уходов крестьян на заработки, на Севере России рыбаки-поморы, уходя на промысел, брали с собой старика - исполнителя былин за равный пай добычи.

На севере получила развитие сольная традиция исполнения былин. Они отличаются речитативностью мелодии (отчего их часто называют не песнями, а сказаниями), импровизационностью, простотой музыкальной формы (одностиховые напевы), наличием типовых музыкальных напевов-формул. Примером может служит былина «Что не белая береза к земле клонится».

Поэтический язык и композиция былин - явление своеобразное. Сюжетная линия излагается четко, ясно и просто, и вместе с тем с внутренней эмоциональной напряженностью, захватывающей слушателя. В былинах не встречается описание характера героя, его психологический портрет складывается в сознании слушателя (читателя) через поступки героя, его отношение к врагам, детали внешнего облика. Для былин характерно наличие устойчиво повторяемых формул. На уровне композиции это выражается в зачине (начале) и исходе (окончании); на уровне содержания - в наличии «общих мест» при описании пира, снаряжения коня, несметного богатства. Концовки былин непременно благополучные, что отличает их от баллад. На уровне языка формульность выражается в устойчивых эпитетах («поганый татарин», «собака Калин-царь», «золотая казна»,), а также в приеме ретардации - замедлении развития сюжета в виде повторов как отдельных строк, так и целых эпизодов. Так, Садко трижды закидывает сети в Ильмень- озеро, трижды просит «хоробрую дружинушку» выкупить товар в Новгороде.

Создатели и распространители былин, В «Слове о полку Игореве» упоминается имя легендарного певца Бояна. Конкретность и объемность излагаемых событий дает основание историкам и филологам предполагать, что древние сказители принадлежали не к крестьянскому сословию, а состояли при княжеских дворах, поскольку были осведомлены о подробностях княжеской жизни. Крестьянское сословие, по всей видимому, не принимало участия в создании былевого эпоса.

Т.В. Попова считает, что былины исполнялись специально обученными певцами-сказителями33. Искусство сказителей составляло семейную традицию, передававшуюся из поколения в поколение.

Хранителями былинного эпоса в Заонежье было семейство Рябининых. Потомственное искусство других Рябининых (всего пять поколений) этнографы прослеживали на протяжении XIX и XX веков.

Другим примером традиции передачи былинного эпоса являются семейские староверы Забайкалья, переселившиеся из центральных областей России в период гонения на раскольников в Бурятскую, Читинскую области и ряд других мест. Семейские, гонимые сторонниками церковной реформы Никона (никонианцами), вынуждены были жить вдали, образуя свои поселения, благодаря чему сохранили не только веру отцов, но и богатый песенный фольклор, в частности былинный эпос. Такие певцы сохранили до наших времен былины - один из самых старинных жанров народно-песенного творчества.

Характерными чертами былинного эпоса являются;

· сплав конкретно-реального и фантастического;

· незакрепленность напева за определенным текстом;

· повествовательность как источник музыкального языка;

· продолжительность (количество стихов в северной былине может доходить до 600 и даже 1000).

2.2.2. Исторические песни.

Исторические песни возникли на основе былинного эпоса примерно в эпоху татаро-монгольского ига и выделились в самостоятельный жанр музыкального фольклора, который существовал параллельно с былинами до начала XX века.

Близость исторических песен к былинам заключается в спокойном характере звучания, неспешности развития сюжета, в опоре на интонацию повествовательной речи. Вместе с тем, историческая песня отличается от былинного эпоса большей краткостью и, главным образом, точностью изложения исторических событий, правдоподобностью. У исторических песен есть адресованность к конкретным фактам, эпизодам и героям действительности: песни о Степане Разине, о М.В. Скопине-Шуйском, о Борисе Годунове, о Северной войне, о Минине и Пожарском, О Петре Первом, о Суворове и Кутузове. Образ реальных персонажей в исторических песнях, может быть приукрашен, заслуги героев возвеличены, или, наоборот, преувеличены злодеяния врагов, однако степень этого преувеличения не выходит за рамки реальности. Те элементы фантастики, которые встречаются в былинах, для исторических песен нехарактерны.

Сравнение былины и исторической песни. Разные этапы развития исторического сознания народа, разный способ отражения реальности и разный уровень переживания действительности. Историческая песня не продолжение былины, а новый жанр народного творчества. Закономерное возниконовение жанра в эпоху татаро-монгольского нашествия - период перелома в осмыслении истории народом.

Наиболее ранняя историческая песен - песня о Щелкане. Несомненна связь ее содержания с восстанием, вспыхнувшем В Твери в 1327 году против татарского сборщика дани Чолхана (в русских летописях и песнях - Чолкан, Щолкан, Щелкан Дюденевич).

До нашего времени дошли очень немногие исторические песни, в которых говорится о событиях XIV-XV веков. Народная память сохранила те из них, в которых воспевается не столько сам исторический факт, сколько эмоциональный отклик народа на него. В этой связи Н. Виноградов, изучавший песенный фольклор Костромского края, в начале XX века писал про историческую песню, что это «осколки народного миропонимания, рисующие отношение народных масс к тому или иному крупному историческому событию».

Если песни XV-XVI века прочно были связаны с художественной традицией, сложившейся к тому времени в песенном фольклоре (эпическая монументальность, подчеркнутая обстоятельность изложения), то песни, начиная с рубежного периода (XVI-XVII вв.) и особенно XVII века, отличаются публицистической направленностью, более острым и критичным восприятием исторических фактов, повышенным «градусом высказывания». Динамика исторического сознания народа отразилась в самих названиях песен: «Смерть царевича Дмитрия», «Борис Годунов», «Гришка Отрепьев», «Плач Ксении Годуновой», «Сборы польского короля на Русь», «Тушинский вор», «Скопин- Шуйский», «Минин и Пожарский», «Поход царя Михаила Федоровича на Астрахань», «Возвращение Филарета» и др. Исследователи отмечают в песнях эпохи Смутного времени отсутствие четкой последовательности в развитии сюжета, пренебрежение эпической детализацией, остроту чувств и патетическую декламацию, не свойственную ранним историческим песням."'5

Дальнейшая эволюция жанра исторических песен шла в направлении конкретизации и детализации исторических событий, что нашло отражение в самих названиях песен: «Иван Грозный молится по сыне», «Смерть царицы», «Иван Грозный под Серпуховом», «Оборона Пскова от Стефана Батория» и другие. В песнях периода Смутного времени взаимно пересекаются уже два других жанра - исторической и лирической песни: передача эмоционального отклика на событие, чувственный «нерв», не свойственный былинам, обрисовка исторического события как предмета, вызывающего глубокое внутреннее переживание.

Исторические события, связанные с народной крестьянской войной под руководством Разина породили большое число песен разинского цикла. С ними фольклористы связывают бурный этап в развитии жанра исторической песни. В этих песнях отразилась широкая панорама исторических событий: выступление донских казаков, сражение с царскими войсками на Волге, факты крестьянского восстания. Образ народного героя в них создается известными былинными средствами: Разина именуют «удалым добрым молодцем», «атаманушкой» «Степаном свет Тимофеичем», однако по роду высказывания эти песни в большей степени лирические, чем эпические.

Продолжительная военная служба (25 лет), создание регулярной армии сделали солдат значительной прослойкой русского общества. Именно в этой среде создавались и бытовали исторические песни. Будучи участниками и очевидцами военных баталий, солдаты отразили в песнях всю суровость и тягость солдатской службы, передали остро переживаемое чувство разлуки с родными. С другой стороны, солдатское творчество привнесло в песню фактографичность и хроникальность, что сделало ее важным историографическим документом.

В XIX веке развитие жанра исторической песни начало постепенно угасать, это было связано с изменениями условий военной службы, а также с распространением печатного слова. В начале XIX века произошло последнее крупное историческое событие, ярко отразившееся в песенном фольклоре - Отечественная война 1812 года. Песнями про Кутузова, Платова - яркими образцами поздних исторических песен - можно сказать, завершилось развитие исторического жанра песенного фольклора, после этого собственно народная историческая песня вытесняется литературной. В конце этого века возникли авторские исторические песни, в которых отразился уже не народный исторический опыт, а «индивидуальная концепция действительности» (Л.И. Емельянов).

Исторические песни, создаваемые солдатами, имели широкое распространение и в крестьянской Среде.

Характерные черты исторических песен:

• повествовательность, конкретность, событийность;

• отсутствие элементов фантастики:

• близость поэтического и музыкального языка другим жанрам, в частности, лирической песне.

Баллады.

Балладами называются повествовательные песни драматического содержания. Они возникли не ранее XIV века вначале как особая разновидность исторических песен и постепенно выделились в самостоятельный фольклорный жанр. В XIX веке, времени угасания былевого и исторического эпоса, баллады были широко распространены, причем не только в крестьянской, но и в городской среде, их можно было услышать и в XX веке.

Эпичность баллад определяется наличием развитого сюжета и повествовательно-речевым типом интонирования. Этим они близки к другим эпическим жанрам: былинам, духовным стихам, историческим песням, с последними баллады роднит конкретность содержания.

Отличаются баллады от былин и исторических песен, прежде всего, своим острым драматическим сюжетом, непременно содержащим трагическую развязку. В балладе отсутствуют характерно эпические повторы и описания деталей, все сосредоточено на передаче стремительно изменяющихся событий, придающих звучанию экспрессию, не свойственную другим эпическим жанрам. Для баллады нехарактерны такие былинные средства, как ретардация, гипербола, гротеск в изображении героев, нет в ней и элементов фантастики. Герои баллады - реальные, простые люди, страдающие и гибнущие по воле рока, судьбы.

Расцвет этого жанра совпал с романтическими веяниями в русском искусстве: с миром страстей обычного человека: с темой одиночества, борьбы с судьбой, любовных томлений и страданий. В народных балладах эти элементы эстетики романтизма выражены не столь ярко, как в поэзии, музыке, драме, живописи, но благодаря им баллады сделались одним из модных и излюбленных жанров народно-песенного творчества.

Ранние баллады обнаруживают близость к историческим песням, отчего они получили название «исторических»: «Теща в плену у зятя», «Девушка взята в плен татарами», «Смерть Разина» и другие. Для большинства баллад более позднего происхождения характерна семейно-бытовая проблематика: семейный разлад, любовный «треугольник», безвинное страдание («Жена мужа зарезала», «Дмитрий и Домна», «Василий и Софья» и другие). Эмоциональный накал в них создается присутствием нравственной оценки событий, осуждением зла, а психологизм - переживанием за судьбу и гибель героев, которыми часто оказываются беззащитные и одинокие простые люди. Эмоционально- психологическая окрашенность роднит многие баллады с лирическими песнями, тогда как другая часть баллад по стилю оказывается ближе эпическим песням. Музыкальный язык баллады также находится на пересечении черт лирической и повествовательной интонационности (сравнение лирико- драматической «Князь Михайло» и былинно-повествовательной «Братья- разбойники и сестра»).

На развитие жанра народной баллады значительное влияние оказало сентиментальное течение в литературе и жанр городской песни-романса. Проникновение в крестьянскую среду нового городского песенного стиля, основанного на мажоро-минорной гармонической основе, его ассимиляция со стилистикой традиционной старинной крестьянской песни подготовили почву для рождения баллад сентиментального плана, близких к стилю городской песни. В них мелодика становится более яркой, гибкой, пластичной и существенно отличается от речитативной декламации эпических песен. Для таких песен-баллад характерны широкий диапазон, необычные для старинной песни ходы на широкие интервалы (сексту, септиму и октаву), придающие широту и напевность, но главное отличие такой мелодии - в ее опоре на гармоническую вертикаль (Пример баллада «Ванька - ключник»).

Духовные стихи.

Духовные стихи - эпические или лиро-эпические народные песни религиозного содержания. Возникновение этого жанра, несомненно, связано с христианизацией Руси, однако точное время их появления остается неизвестным: одни фольклористы считают, что первые песни возникли в XI веке, другие - не ранее XVI. Впервые духовные стихи были изданы в 1849 году П.В. Киреевским.

Источниками религиозных народных песен явились книги Священного Писания, сочинения отцов церкви, а также не утвержденная церковью, так называемая апокрифическая литература: евангелие от Петра, Фомы, Никодима, несколько евангелий о детстве Христа и др. Распространителями и сочинителями песен на эти тексты были калики перехожие.37 Калики собирались в артели и ходили по Святым местам, переходя от монастыря к монастырю, они останавливались в городах и крупных селениях. На ярмарках и базарных площадях они пели духовные стихи, за что получали вознаграждение, служившее им пропитанием. Горожане и приезжие крестьяне, слышавшие их песни, затем перенимали их и, таким образом, религиозные песни быстро распространялись как в городской, так и в крестьянской среде, особенно среди старообрядцев и истово верующих людей. В XIX веке духовные стихи были распространены по всей территории России, их можно было услышать и в начале XX века: во время Великого поста их пели девушки на посиделках.

Исследователи единодушно считают, что калики были знакомы с книжной литературой: в основе их творчества лежали книжно-церковные повествования, это значит, что среди калик были представители полуинтеллигенции - грамотные, или «ученые» люди. Г.П. Федотов, специально изучавший духовные стихи, увидел в творчестве калик перехожих истоки книжной литературы, связав этот факт с высоким уровнем богословской грамотности. В их духовных стихах встречается силлабическая форма стихосложения, в целом не свойственная народно-поэтическому языку, которую можно было почерпнуть только из печатных источников.

Переписанные от руки тексты духовных стихов можно было встретить в крестьянских семьях в первой трети XX века. Духовные стихи являлись «своеобразным устным народным вариантом древней письменной литературы», - считает В.И. Калугин.38 Заметим, что такая полуизустная форма бытования фольклора характерна и для других жанров, например городской песни-романса.

Исходный вариант каждой духовной песни, по всей видимости, был близок к книжному печатному слову, то есть был в богословском плане более «чистым» от народных религиозных представлений. Каноническая литература легко превращалась в устах калик в апокрифическую, что церковью не приветствовалось (паломников, поющих духовные песни, пускали не во все монастыри).

Последующие напластования, связанные с изустным распространением духовных стихов выражались также в смешении стилистики поэтического и музыкального языка, в привнесении в древние псальмы элементов народной

эпической песни, вследствие чего музыкальный язык духовных стихов оказался близким сказительной манере эпических песен.

Голубиная книга - наиболее яркий и показательный образец этого жанра. Название песни многозначно и может толковаться по-разному. Само слово «книга» неграмотными крестьянами понималось как «премудрость» и граничило с представлением об исключительной способности человека. Отсюда можно предположить, что выражение «голубиная книга» - есть искажение словосочетания «глубинная книга», то есть книга (премудрость) о глубине жизни.

Изустный характер бытования песен привел к возникновению вариантов, в которых отражалось скорее не религиозно-литературное, а житейское, народно-философское понимание мира. В.П. Аникин писал: «В духовных стихах всегда присутствует мирская трактовка религиозной темы, и в них выразились не столько мысли и чувства небольшой части населения России, сколько идеи и настроения огромной массы патриархального крестьянства и горожан».

Содержанием духовных стихов явились отдельные истории из Ветхого Завета: «Плач Адама» и стих об Иосифе Прекрасном; апокрифический стих о Милосливой жене; муки Богоматери; чудеса Николы Угодника и Дмитрия Солунского, обширная группа стихов о Страшном суде, стихи о Лазаре и Вознесении, об Алексее, Божьем человеке и другие. Большую популярность и повсеместную распространенность имела «Голубиная книга» - песня религиозно-философского содержания. В ее основе лежит известный апокриф «Беседа трех святителей», изложенный в виде вопросов и ответов на тему об устройстве мира.

Излюбленными в народе были песни, повествующие о безвинных страданиях героев. Таковы песни о Милосливой жене, которая отдает своего сына на муки, чтобы спасти младенца Христа; песни о страданиях Христа, страданиях Богородицы, ищущей распятого сына («Хождение Богородицы»); страданиях юноши, избравшего путь аскета («Стих об Алексее, Божьем человеке»).

Духовные стихи исследователи классифицируют на ветхозаветные библейские сюжеты и мотивы (Плач Адама, плач Каина, история Иосифа Прекрасного и др.); новозаветные, евангельские песни (о рождении Христа, сне Богородицы, Христовом распятии); житийные (о Федоре Тирянине, Алексее, человеке Божьем, Егории-Георгии Святохрабром и др.); молитвенные (о покаянии, пустынножительские молитвы); легендарные (об Анике-воине, грешной душе). Добавим к этой классификации песни на эсхатологические и космогонические сюжеты («Голубиная книга», «Сорок калик со каликою»).

Духовные стихи начали изучаться и записываться в XVII веке: одним из первых собирателей и исследователей был П.В. Киреевский. Глубокое исследование русской народной веры по духовным стихам произвел Г.П, Федотов (1935); автор отметил влияние на содержание духовных стихов иконописи. Подобное пространственно-временное смещение художественного мира в духовных стихах, связанное с иконой, отмечал и Ф.М. Селиванов: «В стихе «О спасении Елисавии Арахлинской царевны» перед отправлением к змее на съедение Елисавия в своем жилище молится Егорию Храброму, Миколе Святителю, Иисусу Христу, то есть иконописным образам этих святых' прося их о заступничестве».

Духовные песни калик-перехожих в крестьянской среде получали вторую жизнь, часто видоизменяясь настолько, что превращались в новые песни, сложенные «по мотивам» каличьих. В них переплетались сюжеты нескольких духовных стихов. К моменту угасания эпического жанра музыкального фольклора, духовные стихи, хотя и не создавались, но еще долго сохранялись в памяти народа. В XX веке в советское время во время постов старые колхозницы певали духовные песни по переписанным от руки тетрадям. Этнографы, записывавшие в это время духовные стихи, отмечали их краткость, свернутость сюжетной линии и интонационную близость к лирическим^ хороводным, игровым и другим песням

Характерными чертами духовных стихов являются:

• медленный и умеренный темп;

• неширокий диапазон, обычно не шире квинты;

• свободный метр;

• декламационно-речитативный тип мелодики;

• ясная и простая музыкальная форма (одностиховая);

• почти полное отсутствие распевов;

• близость поэтического языка духовных песен былинному стилю.

Трудовые песни и припевки.

Трудовые песни - самая обширная группа народно-песенного творчества, которая включает как песни о труде, так и песни и припевки, исполнявшиеся непосредственно в процессе трудовой деятельности.

Говоря о трудовых песнях, надо иметь в виду, что почти все народно- песенное творчество, так или иначе, отражало различные виды трудовой деятельности. О труде говорится в колыбельных и детских песнях, балладах и былинах (ратный труд), лирических, хороводных и игровых песнях, частушках и многих других жанрах песенного фольклора.

Понятия «труд» и «жизнь». Их синонимичность в сознании народа. Функционирование народной песни с определенной практической или жизненной целью.

Любая работа у русского народа сопровождалась пением, известны песни лесорубов, лесосплавщиков, грузчиков, носильщиков, плотников, гребцов, бурлаков. Крестьянский труд сопровождался пением сеятельных, покосных! зажиночных, жатвенных, дожиночных, помочанских и многих других песен, исполняемых до работы и после работы. Трудовая жизнь городских «низов» также была заполнена песенным творчеством: до нас дошли песни ткачей, извозчиков, ямщиков, песни фабричные, шахтерские, лакейные и др.

Настоящий раздел посвящен песням, сопровождавшим трудовые промыслы.

Промысловый труд на Руси иначе назывался отходничеством: временный уход крестьян на заработки в города был широко распространен среди помещичьих оброчных крестьян и особенно усилился после реформы 1861 г. Важнейшими из промыслов были бурлацкий, плотницкий и лесосплавный, у жителей побережья Белого моря - неводный промысел. Бурлацкий промысел, иначе судовой, расшивной, или промысел «тяги судна бечевой» возник вместе с развитием на Руси судоходства - с конца XVIII века. Первые суда назывались «расшивами» (отсюда название промысла), на них зажиточные крестьяне - владельцы расшив перевозили хлеб с низовьев Волги до Рыбинска и дальше в Петербург и за границу.

Первые записи о трудовых артелях людей, толкающих судна, относятся к 40-м годам XVII века. Существовало несколько способов передвижения судна против течения: либо с берега его тянули бурлаки за толстый канат (это называлось «идти лямкой»), либо судно проталкивали «подачами» специальной лодкой «завозней». Артели бурлаков, которых также называли «лямочниками», насчитывали от 50 до 150 человек - это зависело от размера судна и груза. Такая работа требовала большой выносливости и силы, а продвижение артели возможно было только при условии строгой организации совместных усилий.

Пение в процессе трудовой деятельности одновременно выполняло две функции: с одной стороны организовывало, направляло и корректировало работу артели, с другой - отвлекало от осознания физической усталости, развлекало и в этом плане облегчало труд.

Время складывания большинства бурлацких песен приходится на период развития промышленности, торговли и судостроения (конец XVIII - начало XIX века). Исследователь жанра трудовых песен А.А. Банин отмечает, что в это время возникли такие известные песни, как «Дубинушка», «Эй, ухнем», «Во всю-то ночь мы темную», «Подуй, подуй, непогодушка». Особую популярность они приобрели благодаря публикациям этнографов и русских композиторов, в частности деятельности М.А. Балакирева.

С появлением пароходов бурлацкий промысел постепенно начал угасать, однако и в начале XX века на Волге и ее притоках можно было увидеть «лямочников», тянущих судно или плот (причем не только мужские артели, но и женские).

Лесосплавный промысел. Этот вид наемного труда получил развитие в середине XIX века и включал такие виды работ, как сборка и разборка плотов, погрузка и разгрузка самосплавных судов (белян); снятие плотов с мели, сопровождение плотов во время сплава леса, подтягивание бревен к берегу реки, торможение слишком быстрого хода плота при большом течении реки и другие. Работа эта была не только трудной, но и опасной. Лесосплавщики пели те же песни, что и бурлаки, некоторое отличие можно увидеть в том, что работа с лесом требовала более значительных по силе, но менее продолжительных трудовых усилий, резких и точных движений. Отсюда продолжительные трудовые песни, удобные для монотонной и однообразной ходьбы у бурлаков, уступили место коротким призывным припевкам, четко организующим рабочие движения. Множество таких трудовых припевок записал исследователь трудовых песен и припевок А.А. Банин в бассейнах рек Волги и Ветлуги.

В трудовых припевках - коротких песнях-командах - многократно повторяются слова:- «еще раз», «ой, да берем», «давай еще раз», «ой да еще». Собственно поэтический текст и сюжет в них отсутствуют, главными становятся командные реплики, которые приобретают конкретный практический смысл. Важно то, что эти команды исходят не от наблюдающего


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.