Ладовая основа народно-песенного творчества — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Ладовая основа народно-песенного творчества

2021-03-17 213
Ладовая основа народно-песенного творчества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В отечественной музыковедческой литературе лад определяется как «взаимосвязь музыкальных звуков, определяемая зависимостью неустойчивых звуков от устойчивых (опорных). Каждая ступень лада имеет особое качественное значение, которое определяется во взаимоотношении данной ступени, прежде всего с тоникой.»ь.

Анализ ладовой стороны мелодии народных песен труден потому, что современному слушателю приходится «отвлекаться» от своего слушательского опыта, привычки мыслить мажоро-минорными системами. Ладовую основу восточнославянского фольклора, например, в представленных песнях, нельзя считать не сформировавшимся мажором или минором. Как писал И.И. Земцовский, «Песня не стоит у истоков фольклора», то есть некорректно выделять в ней низшие и высшие жанры, первичные и развитые формы. Кроме того, русская песня в своем развитии не могла ориентироваться на мажоро- минорную систему или не пыталась ее освоить (во всяком случае, до начала XIX века).

Многообразные ладовые образования, которые мы встречаем в народных песнях, могли приближаться к мажору и минору, но народные певцы не знали этих атрибутов европейского музыкального стиля и подобные интонационные обороты, вызывающие у нас ассоциативные связи с мажором и минором, носили у крестьянских певцов случайный характер. В более поздние времена, в XIX и особенно XX веках, в дошедших до нас напевах хороводных, плясовых, игровых, городских песен и частушек ясно слышится опора на мажорные и минорные лады, что надо рассматривать как закономерный этап эволюции музыкального народного мышления. Однако в целом, народно-песенное творчество характеризуется не этими заимствованными инородными ладами, а, бесконечным разнообразием своих собственных русских ладов.

Ф.А. Рубцов писал: «С нашей точки зрения, в русской народной песенности, благодаря тому что она представляет собой сложную, многовековую культуру, сохраняющую в бытовой практике песни различных исторических слоев, нет и не может быть единой системы ладового строения. Поскольку русская песенность складывалась из переплетения различных исторически обусловленных музыкально-стилистических течений, постольку в ней должно отразиться и несколько различных систем ладообразования»

Ф.А. Рубцов в работе «Основы ладового строения русских народных песен» классифицировал ладовые системы и выделил в них группу бесполутоновых (ангемитонных) и полутоновых (гемитонных) ладов. Автор выделил четыре типа ангемитонных звукорядов: трихорды в кварте; трихорды в квинте; тетрахорды в квинте и тетрахорды в сексте, а также их прямой и опрокинутый виды. |J Таким образом, основу классификации ладовой основы народно-песенного творчества Ф.А, Рубцова составили: количество звуков, объем звукоряда и интервал между ступенями (характер сопряжения тонов) внутри звукоряда.

В классификации Ф.А. Рубцова трихорд является минимальной ладовой системой. Однако известно, что в детском песенном фольклоре среди колыбельных, игровых, считалок, прибауток, пестушек, дразнилок, закличек и других песен немало таких, ладовая основа которых оказывается меньше трихорда. Большое число весенних колядок, записанных в XX веке Т.В. Кирюшиной на территории Костромской области, также имеют ограниченный звукоряд в объеме секунды-терции. Особый интерес в сборнике «Костромские песни и наигрыши» (Вып.1), собранные Т.В. Кирюшиной, составляют весенние заклички, распеваемые на одном звуке. Есть такие песни и в детском песенном фольклоре («Андрей-воробей», «Радуга-дуга», Дон-дон» и др.). Такие песни, в настоящее время более похожие на «кричалки», представляют собой редуцированный вариант древнего напева. Ладовые системы с ограниченным количеством ступеней этнографы относят к более древним, возникшим в эпоху родового строя. В песнях, сложенных значительно позднее, особенно лирических, звукоряд может быть представлен семью или даже большим количеством ступеней.

Ладовую основу народной песни можно классифицировать по количеству устойчивых звуков. Ф.А. Рубцов приводит примеры песен, мелодика которых опирается одновременно на два устойчивых звука расположенных на расстоянии кварты или квинты.

Наличие двух и даже трех одновременно устойчивых звуков (тоник) в народно-песенном творчестве - явление нередкое. Различаются такие лады по интервалу расположения устоев относительно друг от друга: лады секундовые терцовые, квартовые, квинтовые. А.В. Руднева предлагала называть устойчивые звуки в таких ладах «тониками», степень устойчивости которых может быть более или менее относительной: «тоника-движение», «тоника- переменность» и «тоника-покой». Однако чаще опорные звуки определяются как устойчивые.

Обобщив обзор ладовых систем русского песенного фольклора, сделаем выводы.

1. Понятия: «тоника», «устойчивые и неустойчивые звуки», «тяготения», «разрешения» не всегда применимы к анализу ладовой стороны народной песни, которая выходит за рамки понятия «лад» в европейском смысле и оказывается куда более разнообразнее мажоро-минора.

2. При всем разнообразии ладов, их можно классифицировать по количеству звуков в ладу, по характеру связи между звуками (наличие или отсутствие полутонов), по количеству устойчивых звуков.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.