Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2021-03-17 | 170 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Народное творчество бесписьменной традиции имело изустную форму бытования и передавалось из поколения в поколение. Естественным следствием изустной традиции бытования песенного фольклора явилась вариативность. Фольклористы при собирании материала не раз сталкивались с тем, что одна и та же песня звучала в исполнении жителей одной деревни или села «то же, да не так», как говорили сами исполнители. Повторение одной песни одним и тем же народным певцом «дает» варианты, которые могут касаться длительности звуков в начале или конце мелодической строки, точности интонирования интервалов и даже наклонения лада, что зависит от желания петь, настроения, состояния здоровья и многих других факторов, подчас неосознаваемых певцами. В.М. Щуров писал: «Народный певец не копирует слепо воспринятый напев, а воспроизводит его, стремясь усовершенствовать в соответствии с личным вкусом. Не случайно два одаренных певца, живущих по соседству, споют одну и ту же песню несколько по-разному, а на двух улицах большого русского села варианты песен нередко уже заметно различаются между собой».21 И.И. Земцовский, исследуя проблему вариантности в фольклоре,
указывал на широту использования этого термина, которым обозначается: 1) сходные напевы одной песни; 2)изменения напева внутри одной песни; 3) песни, более или менее близкие по напеву, но разные по тексту.
Среди факторов, влияющих на возникновение песенных вариантов, существуют как субъективные, так и объективные. К первым относится индивидуальность исполнителя: природный тон голоса, возраст, личное отношение к воспеваемым событиям, способность к творчеству, состояние здоровья, условия исполнения и многое другое. К объективным факторам отнесем изменяющиеся условия жизни: ускорение жизненных темпов и темпа речи, влияние акустической среды (граммофон, радио, телевидение), наличие или отсутствие музыкального сопровождения, изменение функции песни в крестьянском быту.
|
Проявление вариативности можно проследить на песнях, имеющих в своей основе напев-формулу, то есть интонацию, вариант которой многократно используется в песнях разного содержания. Так, с свадебном обряде корильные и величальные песни (противоположные по значению) имели схожие напевы. Большое число таких «формульных» песен было зафиксировано этнографами в Костромской и Ярославской областях.
Изучая и собирая народную песню, исследователь должен помнить, что фиксирует лишь один из многих вариантов ее исполнения, а поэтому должен выявить более и менее устойчивые (повторяемые) ее элементы. Говоря о вариативности, следует иметь в виду и манеру исполнения. Один из первых исследователей и составитель печатного сборника народных песен В. Трутовский писал: «Что же касается до голосов, то я прислушиваясь от многих нашел, что везде поют разными манерами».
Вариативность является одновременно и следствием и свойством изустной традиции, удивительно соединяясь при этом с противоположным качеством - устойчивостью и традиционностью, благодаря которому до наших дней дошли древние образцы песенного фольклора. Известный «Сборник Кирши Данилова», составленный на основе Уральского фольклора, был опубликован в середине XVIII века, а в 1900 году Мария Дмитриевна Кривополенова, жившая на Севере России (на Пинеге), пела точно такие же песни-небылицы. Удивительный синтез изменяемого и неизменного, устойчивого и вариативного составляют суть изустной традиции бытования произведений народного творчества.
С изустной традицией бытования произведений народного творчества народной (песенного и инструментального) и их вариативностью связана другая сторона бытования народной песни - региональность (локальность). «Изучать народное пение должно по разным городам», - писал Д. Кашин в книге «Песни русского народа» (1838). Возникновение местных стилей, «мелодических говоров», как иначе фольклористы называли региональные традиции, обусловлено многими причинами, среди которых - природные и климатические условия, хозяйственный и бытовой уклад, тип почвы. В.М. Щуров писал: «Сильное эмоциональное воздействие на народных певцов оказывает окружающая природа. Из-за различий природной среды, песни жителей степей, по-видимому, должны отличаться от песен, звучащих в лесной полосе, народное искусство суровых северных районов не может быть абсолютно похоже фольклору местности с солнечным, теплым климатом. На характер и манеру пения при этом влияют особенности окружающего певцов пространства: в горах голос звучит иначе, чем в открытом поле»
|
Не только между разными этносами, но и внутри одного региона могут возникать очаги традиций более мелкого, локального характера. Так, на территории Костромской и Нижегородской областей бытовала пастушья барабанка, о которой ничего не знали жители соседних Владимирской и Кировской областей. В Вохомском районе Костромской области в свадебном обряде отсутствовала «елочка» - непременный символ девичества. Особая четвертитоновая традиция исполнения свадебного плача в Пинежье, обряд «похорон дударя» в Новгородской области, обычай отмечать середину Великого Поста в Костромской области с выпеканием обрядового печенья и пением средокрестных песен - все это примеры локальных традиций.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!