Глава 9. Скетч , сценка и эстрадный диалог — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Глава 9. Скетч , сценка и эстрадный диалог

2021-03-17 209
Глава 9. Скетч , сценка и эстрадный диалог 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

• эстраде практически не существует явления, когда два артиста ятся только для исполнения какого - то одного скетча или диа - 1. Как правило, возникает устоявшаяся эстрадная пара, сатири­ ки и дуэт, основу репертуара которого составляет триада — скет -, сценки и диалоги.

Р. Карцев и В. Ильченко работали на стыке сценки и диало-причем часто сценку превращали в чистый эстрадный диа-эг, — совсем не пользуясь даже деталями костюмов, реквизитом, (разнообразным мизансценированием. Два артиста стояли у мик-| рофонов, играя репризный эстрадный диалог в конфликте харак­теров. Примером такого диалога может служить миниатюра! М. Жванецкого «У кассы». А вот миниатюру того же М. Жванец-кого «Дурочка* можно отнести к жанру сценки и даже — скетча, так как сюжетное построение там гораздо существеннее.

Основные положения для конспектирования:

О скетч — короткая комическая пьеса не более 20-ти минут (чаще — короче), написанная специально для исполнения с эст­рады для конкретных артистов;

О в скетче заняты, как правило, не более 2-х артистов; скетч иг­рается без декораций, с минимумом мебели и реквизита;

О сюжет скетча очень условен, в нем раскрывается только одна локальная тема, чаще всего сатирического характера; постро­ение текста в скетче — репризное, и часто сюжет служит как бы оправданием репризного построения скетча;

О к специфическим особенностям режиссуры скетча относится умение добиться от исполнителей сочетания психологической достоверности существования и условности характеров, кото­рые, по преимуществу, представляют собой эстрадные маски;

О тема скетча всегда актуальна и злободневна;

О скетчи на классической литературной основе, существующие на эстраде, имеют успех у публики только тогда, когда тема классического литературного произведения перекликается с проблемами сегодняшнего дня;

О одним из основных приемов в работе режиссера с актерами в скетче является апелляция исполнителей к зрительному залу,

181


Раздел второй. Режиссура эстрадных номеров различных жанров

когда последний становится как бы посредником между. тистами; особое значение это имеет в отыгрыше сценки;

О эстрадная сценка и диалог имеют еще более упрощенное др матургическое построение, чем скетч; здесь может отсутст вать сюжет, а лишь задается место действия (на палубе, в бинете и т. д.); в эстрадном диалоге зачастую отсутствует обозначение места действия, которым является реально щий концерт; в этом случае основа эстрадного диалога — сыщенность его репризами; типичным является эстрадн! диалог, который состоит из обмена репликами-репризам! часто на разные, не связанные между собой темы.

1 См.: Дмитриев ВО. Искусство советской эстрады. М., 1962. С. 18.

! Райкин А. Воспоминания. СПб, 1995. С. 90.

] РСЭ. 1946-1977. М., 1981. С- 138.

* Ардов В. Разговорные жанры на эстраде. М., 1968, С. 48.

5 Там же. С. 95.

6 Миронова М., Менакер А. «...В своем репертуаре». М., 1984. С. 242—243.


Г Л А В А 10

Пародия

Пародия — один из самых популярных эстрадных жанров. кий концерт обходится без такого номера, существуют и це-• эстрадные программы, состоящие из них. К пародиям часто

(шбегают артисты, не специализирующиеся в этом жанре, на-

ример, — конферансье.

родирование — комедийное преувеличение в подражании, та - •ое утрированно - ироническое воспроизведение характерных ин­ дивидуальных особенностей формы того или иного явления, кото - рое вскрывает комизм его и низводит его содержание» '. — опре­деляет Ю. Борев.

Секрет такой популярности и распространенности пародии в том, что этот жанр точно отвечает законам эстрады. Пародия всегда смешна, эксцентрична, требует четкого отбора выразитель­ных средств, лаконична, актуальна и д. д. То есть пародия вклю­чает в себя все признаки эстрадного искусства в целом. Другая причина такого широкого распространения пародии в том, что зритель всегда с удовольствием встречается с известной и попу­лярной личностью, пусть даже и в пародируемом исполнении.

Виды пародии на эстраде

Существуют следующие виды эстрадных пародий: на какую-то личность (артист, политический деятель и т. п.);

на художественное событие (спектакль, литературное или му­зыкальное произведение, фильм и т. п.);

на политическое или общественное явление (реклама, поли­тическая избирательная компания и т. п.);

183


Раздел второй. Режиссура эстрадных номеров различным жанров

— на социальные и бытовые явления (студенческая жизнь, ра­
бота городских служб и т. п.);

— на художественные штампы и художественные явления (опе­
ра, балет и т. п.).

Эстрадная пародия — это всегда театрализованный номер, ибо в нем исполнитель не может не пользоваться всем арсеналом актер­ ского искусства: действие с учетом предлагаемых обстоятельств, создание характера и характерности в слове, пении и в пластике, общение, оценка и т. п.

Так, например, строит свои пародии одна из самых извест­ных современных исполнительниц в этом жанре Е. Воробей: каж­дая ее пародия — это как бы маленький спектакль. Нередко в пародии используются и внешние выразительные средства теат­ра — грим, костюм, реквизит. Пародия — жанр, который требует от артиста проявления актерских способностей и навыков актер­ского мастерства.

Почему пародия не просто имитация или подражание?

Пародия становится таковой только тогда, когда пародист предла­ гает зрителю еще и свою собственную ироничную или сатириче­ скую оценку пародируемого лица или явления.

Он его критикует, слегка подшучивает, зло высмеивает, по­здравляет с удачной находкой, одобряет, отрицает и так далее.

В пародии всегда присутствует отношение пародиста к пародиру­ емому, что и отличает ее от простого похожего, внешнего подра­жания — имитации.

Таковы, например, пародии Г. Казакова. «Начинал Геннадий Хазанов как пародист. У него в каждой пародии возникал точ­ный образ, но при этом артист сохранял свое собственное „я": он держал дистанцию между собой и изображаемым лицом»2.

Очень часто пародия имеет сатирическую окраску, в этом случае представляя собой, если можно так сказать, жанр уничи­жительный. Даже в самой острой публицистике, где говорится о трудных и проблемных явлениях, всегда существует как бы «свет в конце тоннеля», всегда предлагается какой-то выход из поло­жения. В пародии, как правило, этого нет. Пародия, в основном,

184


Глава 10. Пародия

кмеивает, она убивает смехом. Но ведь смех обладает еще и юсобностъю возвышать смеющегося над осмеиваемым.

Поэтому режиссер, работая над номером в жанре пародии, егда должен помнить этимологию самого слова пародия. В пе-гводе с греческого это сложное слово состоит из следующих: ira — около, ode — песня.

[ Пародия всегда находится около объекта изображения, а не пред - [ ставляет собой полную, до конца цельную имитацию.

Можно сказать, что пародия — не является точно выполнен­ной копией живописного полотна, которую трудно отличить от оригинала. Пародия, если использовать эту аналогию, — кари­катура, дружеский шарж, набросок, рисунок, которые отдельны­ми деталями напоминают оригинал. И во всем этом читается от­ношение к оригиналу.

Известный в свое время артист эстрады Г. Дудник условно делил пародистов на три категории3.

1. Пародии, в которых артист не только внешне, а главным об­
разом внутренне перевоплощается в другого человека. Наи­
более яркий пример — творчество Ираклия Андронникова.
Когда Ираклий Луарсабович показывал Алексея Толстого или
Остужева, зрители как бы переставали видеть самого Андрон­
никова, а ощущали изображаемый персонаж во всей полноге,
даже не будучи с ним знакомым и никогда не видя его. Сам
Андронников признавался, что, изображая кого-нибудь из из­
вестных писателей и артистов, настолько «влезал в их шкуру*,
что в голову начинали приходить мысли, которые ему самому
никогда бы не пришли. Искусство Андронникова — высшая
степень внутреннего перевоплощения в конкретное лицо.

2. Пародии, в которых артист создает дружеские шаржи на из­
вестных мастеров сцены, общественных и политических дея­
телей. Таким было искусство Зиновия Гердта. Он показывал
своих героев и похоже, и чуть иронично, пропуская свои шар­
жи через личное, весьма уважительное отношение к оригина­
лу пародии.

3. Самая большая категория — имитаторы, которые больше всего
заботятся о чисто голосовой, интонационной похожести. В этом
жанре в свое время очень популярным был Виктор Чистяков.

185



Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.