Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2021-03-17 | 113 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
О в пародийном номере должны раскрываться черты не тс внешней манеры, но и внутренней несостоятельности об та пародии, что чаще всего выражается в приеме окари» ривания;
О пародия на эстраде создается, как правило, приемом лре} личения некоторых деталей характера, манеры поведения | речи пародируемого; здесь важны выпуклые и яркие узнг емые детали, а не подробный натуралистический портрет.
1 Бореи Ю. О комическом. М„ 1957. С. 208,
- Шароей И, Многоликая эстрада. М., 1995. С. 111—112.
' Дудник Г. «Я встретил вас...» // СЭЦ. 1984. N° 2. С. 24.
1 Пропп В. Проблемы комизма и смеха. М., 1976. С. 66.
' Райкин А. Воспоминания. СПб., 1995. С. 171.
' Тихвинская Л. Кабаре и театры миниатюр в России. 1908—1917. М., 199S.J
С. 214-215.
' Ардов В. Разговорные жанры на эстраде. М., 1968. С, 100. 1 Луковников С. Искусство моментального портрета // СЭЦ. 1985. № 1. С. 10. ' 1 Райкин А. Указ соч. С. 160. 1 Там же. С. 67.
Г Л А В А 11
Куплет и буриме
Два эстрадных речевых жанра — куплет и буриме — объединены в одной главе по достаточно формальному признаку: и тот, и другой всегда представлены в стихотворных формах. Все остальные признаки, объединяющие их, характерны для эстрадного номера вообще.
Куплет как разновидность речевых жанров эстрады
Часто возникает естественный вопрос: почему куплет относится к речевым жанрам? Ведь он положен на музыку, куплет всегда поется. Это действительно так.
Музыка в куплете всегда имеет прикладное значение. Главное выразительное средство куплета — слово, острое и вызывающее смех.
Причем палитра этого смеха весьма разнообразна — от легкой иронии до едкой сатиры и даже сарказма. «Разговорный жанр на эстраде — по преимуществу жанр сатирический и юмористический. А куплеты как бы аккумулируют эти качала, — отмечал Г. Териков. — Сатира, выраженная в куплете, бывает наиболее отточенной.
|
В силу специфики куплеты не просто отражают явления современ ной жизни, они фокусируют внимание на особо важных моментах. Своеобразно отражая эпоху со всеми ее приметами — бытовыми, социальными, политическими, — куплеты сами становятся приме той времени» 1.
И воздействие на публику этого стихотворного текста усиливается музыкальным сопровождением.
197
Раздел второй. Режиссура эстрадных номеров различных жанров
Здесь можно провести аналогию с музыкальным фельетоном, который, несмотря на присутствие музыки, тоже относится к речевым жанрам. Правда, роль музыки в музыкальном фельетоне более значительна, нежели в куплете. Однако в обоих случаях есть общее правило:
Музыка подчинена слову, она призвана усиливать его выразитель ность, образность, делает его более острым, и, что очень важно для эстрады, — более доходчивым, демократичным.
Простота куплетной формы
Подача материала намеренно облекается в общедоступную, не сколько упрощенную форму. В куплете может говориться о самых серьезных проблемах, но говориться это должно простым, зачас тую афористичным языком.
Куплет возник как народное искусство, но, если в нем присутствует сложное построение текста, он становится сложным и по восприятию. Так что демократизм — неотъемлемое свойство жанра куплета, возникшее исторически и сохранившееся до сих пор. Не может быть элитарного «высокоинтеллектуального» куплета. Чрезмерное усложнение стихотворной формы куплета, попытка вложить в него второй, третий план, усложнение мысли, — все это не для жанра куплета. Он замечателен именно своей простотой. Вот пример одного из куплетов Н. Смирнова-Сокольского:
Мы Гамлета печального
С его «быть иль не быть?»
Среди житья скандального
Успели позабыть.
Другой вопрос по времени
На нас подобно бремени:
|
•«А что, мол, здесь, дают иль не дают?»2
Но в этой простоте, наверное, и кроется загадка популярности куплета, его исторической живучести — он практически никогда не сходил с эстрады, хотя и в нем были приливы и отливы популярности.
198
Глава 11. Куплет и буриме
Петист должен уметь сказать просто о сложном, доступно о важ - I, доходчиво о злободневном.
Поэтому простота формы совсем не означает убогости содер-
НИЯ.
Виды куплетов
Можно подразделить эстрадные куплеты на несколько ви-|дов: бытовые, развлекательные, социально-публицистические и политические. Конечно, в каждое время наиболее востребованным, а значит и популярным, становится тот или иной вид куплета. И речь не только о сиюминутной злободневности («Утром в газете — вечером в куплете^).
Например, в моменты чрезвычайной политизированности общества на первое место выходит политический куплет. Так, например, было в годы холодной войны. Тогда наиболее популярным исполнителем куплетов был И. Набатов, основу репертуара которого составлял политический куплет. Бичевал Набатов и китайский Гоминдан, и американских империалистов, и разжигателей войны. Его куплеты выполняли пропагандистский заказ тогдашней политической власти. И то, что сегодня эти тексты выглядят архаичными, совсем не значит, что тогда они воспринималась так же. Время диктовало темы. Вот, к примеру, что пел И. Набатов в 1954 году:
Факты, факты.
Я просмотрел все акты.
Подслушал все антракты
И наконец поймал:
Театр в Москве назвали Мх-АТОМ...
В ГАБТе ставят Трави-AT ОМ...
Куплетист Илья Наб-АТОМ
Выступает вместе с бр-АТОМ.
Факты... Факты...
А если нет сенсаций,
Из пальца высенсасываю я...3
Сегодня же эти куплеты представляют интерес разве что для историков.
199
Раздел второй. Режиссура эстрадных номеров различных жанров
Благодаря своей способности в острой и доходчивой я(форме выразить мысль, идею, — политический куплет всегда I держивался властями (особенно тоталитарными) как мое средство пропаганды среди широких масс. Так же можно; нивать и социально-публицистический куплет.
В моменты же снижения политизации общества на пер план всегда выходит куплет социальный, бытовой и развл* тельный. Так было, например, во времена НЭПа. Со сменой: оритетов в развитии общества меняются приоритеты куплет тем. Сегодня политический пропагандистский куплет -«а ля батов» выглядел бы нелепо. Он может существовать только i пародия (что очень тонко было сделано в фильме М. Козаке «Покровские ворота», где политического куплетиста в cti И. Набатова великолепно сыграл Л. Броневой).
|
Любой вид куплета всегда злободневен и отвечает теме сегодня него дня. но причина, по который тот или иной вид куплета ста * вится вдруг популярным, оттесняя другие его разновидности, висит от социально - политических приоритетов времени.
Форма куплета
Основная форма куплета — короткая строфа.
Куплетист объединяет одной темой несколько куплетов, которые исполняются подряд, в одном «заходе». И — это правило эмпири ческое — количество таких куплетов на одну тему не может превышать семи.
Опытные исполнители знают, что передержка губительна для восприятия куплета. После шести-семи куплетов обязательно делается пауза, артисты могут здесь поговорить со зрителем, должны отзвучать аплодисменты. И только после этого куплетист может начинать вторую серию куплетов.
Таким образом, куплетный номер общей продолжительностью б— 10 минут разбивается на несколько частей, в которых могут быть исполнены куплеты на разные темы, в качестве аккомпанемента могут быть использованы разные мелодии.
200
Глава 11. Куплет и буриме
f Само построение куплета подчиняется определенным усло-, которые выработались исторически и которые аккумули-• в себе опыт многих поколений артистов этого жанра.
лф ической особенности построения куплета относится реф -
. «Рефрен может представлять собой небольшой повторяющий -
•алог, особенно если исполнение куплетов возложено на двух
lee артистов.__________________________________________
В одном из спектаклей-шуток (капустников) Ленинградско->Дома актера был такой рефрен в форме диалога:
—А как у вас дела насчет картошки?
—Насчет картошки?
—Насчет картошки!
—Она уж поднимается на ножки.
—Уже на ножки?.. Я рад за вас!
Разумеется, этот рефрен пародийный, он высмеивает бес-1 смысленность дурного эстрадного репертуара. Но он интересен и как прием. Вот еще удачный рефрен из эстрадного репертуара:
|
Сказать, что взятка — это чересчур. Сказать: подарок — слишком деликатно... Назвать нахальством — это чересчур, Сказать: нескромность — слишком деликатно.
(Авторы — А. Арго и Я. Адуев)»*.
Яркий и запоминающийся рефрен — необходимая принадлежность эстрадного куплета. Такие рефрены очень удачно сочинял, к примеру, известный в 30-х годах XX века автор куплетов Я. Ядов: -аВ 30-е гг. П. Муравский включил в свой репертуар куплеты „Счастливый путь" и „Это нам не трудно" Я. Ядова. В них преобладала общественная тематика в сатирическом освещении:
На собрании в отчете Вскрыть грехи в своей работе —
Это ведь не трудно. И признаться в разгильдяйстве, И покаяться в зазнайстве —
Это ведь не трудно. Громко каяться часами,
201
Раздел второй, режиссура эстрадных номеров различных жанров
Плакать горькими слезами
Тоже ведь не трудно. Но, покаявшись публично, Стать работником отличным —
Это очень трудно!»5
Разновидности куплетного рефрена, который ввел в куплетную практику Ядов, впоследствии неоднократно встречались во многих произведениях этого жанра. Например: -«Это не искусство — вот это вот искусство», «Это всем известно — вот это не известно», «Мы это точно знаем, а это мы не знаем» и т. д. Практически не встречается куплетов, в которых бы отсутствовал рефрен. Можно привести пример куплетов М. Ножкина, которые пели в эстрадном спектакле «Двенадцать разгневанных женщин» М. Миронова и А. Менакер:
...От друга сбежала подружка, От деда сбежала старушка. Товарищи, граждане, люди, А завгра-то, завтра что будет?,..В троллейбусы еле влезаем, В автобусы чудом вползаем, И едем, обнявшись как братья, И рвутся костюмы и платья. Товарищи, граждане, люди, А аавтра-то, завтра что будет?»-*
К особенностям построения куплетной формы относится наличие в них «захода» и «сброса». Очень точно описал, что это такое, В. Ардов:
«Успех куплетов часто предопределен тем, что в конце каждой строфы любая тема получает неожиданное, почти никогда зара нее не угадываемое разрешение. Концовка строфы, пуант, или, как говорят куплетисты, „сброс " по своей неожиданности напоминает фокус, трюк.
Обычно первая строфа куплетного номера — вводная. Куплетисты называют ее „заходом". „Заход" определяет прием. Скажем, если в первой строфе говорится:
Люблю читать я иногда Газетные рекламы..., —
202
Глава 11. Куплет и буриме
»ясно, что в качестве приема будут использованы тексты газет-реклам. Чаще всего вводная строфа объясняет, какой реф-выбран для данных куплетов.
За вводной строфой идут собственно куплеты, в которых зные темы освещаются в рамках выбранного приема. Последняя строфа — завершающая.... Куплетная строфа имеет определенную конструкцию. {Возьмем, к примеру, строфу из куплетов П. Григорьева „Преступ-'ление и наказание" (50-е годы XX столетия. — И. Б.):
|
Зам один в каком-то тресте Совершил хищение. Он присвоил тысяч двести, Это — преступление. Казнокрада сняли с места Прочим в назидание. Он теперь директор треста, Это — наказание!
Первые четыре строчки — экспозиция, обозначение темы. Пятая и шестая строчки — развитие темы. И последние две — „сброс", в котором концентрируется заряд сатиры»7.
В принципе куплет органически сопротивляется ярким формам театрализации, так как, даже имея дело с авторским текстом, артист должен добиться того, чтобы возникало ощущение, будто он доносит до зрителя собственную личностную позицию.
Разнообразное миэансценирование, активный пластический ком понент, театрально подробные грим и костюм — все это жанр куп лета, как правило, не приемлет.
Маска куплетиста
Основной элемент театрализации в куплете — создание характера, маски.
Нужно учитывать то обстоятельство, что куплеты, которые исполняются парой (что происходит так же часто, как и соло), требуют выстраивания системы взаимоотношений между партнерами, системы общения между ними. Возникает элемент диа-
203
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!