Раздел второй . Режиссура эстрадных номеров различных Жанров — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Раздел второй . Режиссура эстрадных номеров различных Жанров

2021-03-17 113
Раздел второй . Режиссура эстрадных номеров различных Жанров 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О в пародийном номере должны раскрываться черты не тс внешней манеры, но и внутренней несостоятельности об та пародии, что чаще всего выражается в приеме окари» ривания;

О пародия на эстраде создается, как правило, приемом лре} личения некоторых деталей характера, манеры поведения | речи пародируемого; здесь важны выпуклые и яркие узнг емые детали, а не подробный натуралистический портрет.

1 Бореи Ю. О комическом. М„ 1957. С. 208,

- Шароей И, Многоликая эстрада. М., 1995. С. 111—112.

' Дудник Г. «Я встретил вас...» // СЭЦ. 1984. N° 2. С. 24.

1 Пропп В. Проблемы комизма и смеха. М., 1976. С. 66.

' Райкин А. Воспоминания. СПб., 1995. С. 171.

' Тихвинская Л. Кабаре и театры миниатюр в России. 1908—1917. М., 199S.J

С. 214-215.

' Ардов В. Разговорные жанры на эстраде. М., 1968. С, 100. 1 Луковников С. Искусство моментального портрета // СЭЦ. 1985. № 1. С. 10. ' 1 Райкин А. Указ соч. С. 160. 1 Там же. С. 67.


Г Л А В А 11

Куплет и буриме

Два эстрадных речевых жанра — куплет и буриме — объеди­нены в одной главе по достаточно формальному признаку: и тот, и другой всегда представлены в стихотворных формах. Все ос­тальные признаки, объединяющие их, характерны для эстрадно­го номера вообще.

Куплет как разновидность речевых жанров эстрады

Часто возникает естественный вопрос: почему куплет отно­сится к речевым жанрам? Ведь он положен на музыку, куплет всегда поется. Это действительно так.

Музыка в куплете всегда имеет прикладное значение. Главное выразительное средство куплета — слово, острое и вызывающее смех.

Причем палитра этого смеха весьма разнообразна — от лег­кой иронии до едкой сатиры и даже сарказма. «Разговорный жанр на эстраде — по преимуществу жанр сатирический и юмористи­ческий. А куплеты как бы аккумулируют эти качала, — отмечал Г. Териков. — Сатира, выраженная в куплете, бывает наиболее отточенной.

В силу специфики куплеты не просто отражают явления современ­ ной жизни, они фокусируют внимание на особо важных моментах. Своеобразно отражая эпоху со всеми ее приметами — бытовыми, социальными, политическими, — куплеты сами становятся приме­ той времени» 1.

И воздействие на публику этого стихотворного текста уси­ливается музыкальным сопровождением.

197


Раздел второй. Режиссура эстрадных номеров различных жанров

Здесь можно провести аналогию с музыкальным фельетоном, который, несмотря на присутствие музыки, тоже относится к ре­чевым жанрам. Правда, роль музыки в музыкальном фельетоне более значительна, нежели в куплете. Однако в обоих случаях есть общее правило:

Музыка подчинена слову, она призвана усиливать его выразитель­ ность, образность, делает его более острым, и, что очень важно для эстрады, — более доходчивым, демократичным.

Простота куплетной формы

Подача материала намеренно облекается в общедоступную, не­ сколько упрощенную форму. В куплете может говориться о самых серьезных проблемах, но говориться это должно простым, зачас­ тую афористичным языком.

Куплет возник как народное искусство, но, если в нем при­сутствует сложное построение текста, он становится сложным и по восприятию. Так что демократизм — неотъемлемое свойство жанра куплета, возникшее исторически и сохранившееся до сих пор. Не может быть элитарного «высокоинтеллектуального» куп­лета. Чрезмерное усложнение стихотворной формы куплета, по­пытка вложить в него второй, третий план, усложнение мысли, — все это не для жанра куплета. Он замечателен именно своей про­стотой. Вот пример одного из куплетов Н. Смирнова-Соколь­ского:

Мы Гамлета печального

С его «быть иль не быть?»

Среди житья скандального

Успели позабыть.

Другой вопрос по времени

На нас подобно бремени:

•«А что, мол, здесь, дают иль не дают?»2

Но в этой простоте, наверное, и кроется загадка популярно­сти куплета, его исторической живучести — он практически ни­когда не сходил с эстрады, хотя и в нем были приливы и отливы популярности.

198


Глава 11. Куплет и буриме

Петист должен уметь сказать просто о сложном, доступно о важ - I, доходчиво о злободневном.

Поэтому простота формы совсем не означает убогости содер-

НИЯ.

Виды куплетов

Можно подразделить эстрадные куплеты на несколько ви-|дов: бытовые, развлекательные, социально-публицистические и политические. Конечно, в каждое время наиболее востребован­ным, а значит и популярным, становится тот или иной вид куп­лета. И речь не только о сиюминутной злободневности («Утром в газете — вечером в куплете^).

Например, в моменты чрезвычайной политизированности общества на первое место выходит политический куплет. Так, на­пример, было в годы холодной войны. Тогда наиболее популяр­ным исполнителем куплетов был И. Набатов, основу репертуа­ра которого составлял политический куплет. Бичевал Набатов и китайский Гоминдан, и американских империалистов, и разжи­гателей войны. Его куплеты выполняли пропагандистский заказ тогдашней политической власти. И то, что сегодня эти тексты выглядят архаичными, совсем не значит, что тогда они воспри­нималась так же. Время диктовало темы. Вот, к примеру, что пел И. Набатов в 1954 году:

Факты, факты.

Я просмотрел все акты.

Подслушал все антракты

И наконец поймал:

Театр в Москве назвали Мх-АТОМ...

В ГАБТе ставят Трави-AT ОМ...

Куплетист Илья Наб-АТОМ

Выступает вместе с бр-АТОМ.

Факты... Факты...

А если нет сенсаций,

Из пальца высенсасываю я...3

Сегодня же эти куплеты представляют интерес разве что для историков.

199


Раздел второй. Режиссура эстрадных номеров различных жанров

Благодаря своей способности в острой и доходчивой я(форме выразить мысль, идею, — политический куплет всегда I держивался властями (особенно тоталитарными) как мое средство пропаганды среди широких масс. Так же можно; нивать и социально-публицистический куплет.

В моменты же снижения политизации общества на пер план всегда выходит куплет социальный, бытовой и развл* тельный. Так было, например, во времена НЭПа. Со сменой: оритетов в развитии общества меняются приоритеты куплет тем. Сегодня политический пропагандистский куплет -«а ля батов» выглядел бы нелепо. Он может существовать только i пародия (что очень тонко было сделано в фильме М. Козаке «Покровские ворота», где политического куплетиста в cti И. Набатова великолепно сыграл Л. Броневой).

Любой вид куплета всегда злободневен и отвечает теме сегодня него дня. но причина, по который тот или иной вид куплета ста * вится вдруг популярным, оттесняя другие его разновидности, висит от социально - политических приоритетов времени.

Форма куплета

Основная форма куплета — короткая строфа.

Куплетист объединяет одной темой несколько куплетов, которые исполняются подряд, в одном «заходе». И — это правило эмпири­ ческое — количество таких куплетов на одну тему не может пре­вышать семи.

Опытные исполнители знают, что передержка губительна для восприятия куплета. После шести-семи куплетов обязатель­но делается пауза, артисты могут здесь поговорить со зрителем, должны отзвучать аплодисменты. И только после этого купле­тист может начинать вторую серию куплетов.

Таким образом, куплетный номер общей продолжительностью б— 10 минут разбивается на несколько частей, в которых могут быть исполнены куплеты на разные темы, в качестве аккомпанемента могут быть использованы разные мелодии.

200


Глава 11. Куплет и буриме

f Само построение куплета подчиняется определенным усло-, которые выработались исторически и которые аккумули-• в себе опыт многих поколений артистов этого жанра.

лф ической особенности построения куплета относится реф -
. «Рефрен может представлять собой небольшой повторяющий -
•алог, особенно если исполнение куплетов возложено на двух
lee артистов.__________________________________________

В одном из спектаклей-шуток (капустников) Ленинградско->Дома актера был такой рефрен в форме диалога:

—А как у вас дела насчет картошки?

—Насчет картошки?

—Насчет картошки!

—Она уж поднимается на ножки.

—Уже на ножки?.. Я рад за вас!

Разумеется, этот рефрен пародийный, он высмеивает бес-1 смысленность дурного эстрадного репертуара. Но он интересен и как прием. Вот еще удачный рефрен из эстрадного репертуара:

Сказать, что взятка — это чересчур. Сказать: подарок — слишком деликатно... Назвать нахальством — это чересчур, Сказать: нескромность — слишком деликатно.

(Авторы — А. Арго и Я. Адуев)»*.

Яркий и запоминающийся рефрен — необходимая принад­лежность эстрадного куплета. Такие рефрены очень удачно со­чинял, к примеру, известный в 30-х годах XX века автор купле­тов Я. Ядов: -аВ 30-е гг. П. Муравский включил в свой репертуар куплеты „Счастливый путь" и „Это нам не трудно" Я. Ядова. В них преобладала общественная тематика в сатирическом осве­щении:

На собрании в отчете Вскрыть грехи в своей работе —

Это ведь не трудно. И признаться в разгильдяйстве, И покаяться в зазнайстве —

Это ведь не трудно. Громко каяться часами,

201


Раздел второй, режиссура эстрадных номеров различных жанров

Плакать горькими слезами

Тоже ведь не трудно. Но, покаявшись публично, Стать работником отличным —

Это очень трудно!»5

Разновидности куплетного рефрена, который ввел в куплет­ную практику Ядов, впоследствии неоднократно встречались во многих произведениях этого жанра. Например: -«Это не искусст­во — вот это вот искусство», «Это всем известно — вот это не известно», «Мы это точно знаем, а это мы не знаем» и т. д. Прак­тически не встречается куплетов, в которых бы отсутствовал рефрен. Можно привести пример куплетов М. Ножкина, кото­рые пели в эстрадном спектакле «Двенадцать разгневанных жен­щин» М. Миронова и А. Менакер:

...От друга сбежала подружка, От деда сбежала старушка. Товарищи, граждане, люди, А завгра-то, завтра что будет?,..В троллейбусы еле влезаем, В автобусы чудом вползаем, И едем, обнявшись как братья, И рвутся костюмы и платья. Товарищи, граждане, люди, А аавтра-то, завтра что будет?»-*

К особенностям построения куплетной формы относится на­личие в них «захода» и «сброса». Очень точно описал, что это такое, В. Ардов:

«Успех куплетов часто предопределен тем, что в конце каждой строфы любая тема получает неожиданное, почти никогда зара­ нее не угадываемое разрешение. Концовка строфы, пуант, или, как говорят куплетисты, „сброс " по своей неожиданности напоминает фокус, трюк.

Обычно первая строфа куплетного номера — вводная. Куп­летисты называют ее „заходом". „Заход" определяет прием. Ска­жем, если в первой строфе говорится:

Люблю читать я иногда Газетные рекламы..., —

202


Глава 11. Куплет и буриме

»ясно, что в качестве приема будут использованы тексты газет-реклам. Чаще всего вводная строфа объясняет, какой реф-выбран для данных куплетов.

За вводной строфой идут собственно куплеты, в которых зные темы освещаются в рамках выбранного приема. Последняя строфа — завершающая.... Куплетная строфа имеет определенную конструкцию. {Возьмем, к примеру, строфу из куплетов П. Григорьева „Преступ-'ление и наказание" (50-е годы XX столетия. — И. Б.):

Зам один в каком-то тресте Совершил хищение. Он присвоил тысяч двести, Это — преступление. Казнокрада сняли с места Прочим в назидание. Он теперь директор треста, Это — наказание!

Первые четыре строчки — экспозиция, обозначение темы. Пятая и шестая строчки — развитие темы. И последние две — „сброс", в котором концентрируется заряд сатиры»7.

В принципе куплет органически сопротивляется ярким фор­мам театрализации, так как, даже имея дело с авторским текстом, артист должен добиться того, чтобы возникало ощущение, буд­то он доносит до зрителя собственную личностную позицию.

Разнообразное миэансценирование, активный пластический ком­ понент, театрально подробные грим и костюм — все это жанр куп­ лета, как правило, не приемлет.

Маска куплетиста

Основной элемент театрализации в куплете — создание характе­ра, маски.

Нужно учитывать то обстоятельство, что куплеты, которые исполняются парой (что происходит так же часто, как и соло), требуют выстраивания системы взаимоотношений между парт­нерами, системы общения между ними. Возникает элемент диа-

203



Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.