Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2021-02-05 | 111 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
а) — Вчера Юпик, опускаясь на землю, приземлился в саду. Встретил его садовод. Кто это такой?
Показал садовод ему свой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
— Юпик задумался. Что за чудо-овощи росли на грядках? У садовода перемешались семена, вот и получились такие чудеса. Названия овощей рассыпались на слоги и смешались друг с другом. Прислушайтесь к названиям чудо-овощей и скажите, какие овощи хотел вырастить садовод.
Дети называют слова, логопед на доске выставляет картинки с изображением овощей. Затем дети упражняются в определении количества слогов. Можно использовать игру «Магазин» — дети выбирают монету в один (два, три) рубля и «покупают» овощи с соответствующим количеством слогов.
б) — Побывал Юпик и в саду. Увидел разные фрукты. Отгадайте, какие?
Буду я сейчас водить,
Буду слоги говорить.
Слоги надо так поставить,
Чтобы слово получить.
Логопед мячом отстукивает слоги, бросает мяч ребенку, отгадавшему слово. Назвав слово, ребенок возвращает мяч логопеду.
Слоги: ши - гру; мон - ли; ва - сли; бло - я - ко; ман - рин - да; пель - а - син....
в) — Пошел Юпик в лес. Чтобы попасть туда, надо составить дорожку, но не простую, а слоговую дорожку, используя картинки.
У детей предметные картинки: лиса; сапоги; гитара; радуга; газеты; тыква; валенки; кирпичи; Чиполлино; нота; тарелка; капуста.
— Первое слово лиса. Следующее слово начинается с последнего слога слова лиса. С какого слога начинается следующее слово? Какое это слово? и т. д.
Откройте книгу на с. 40, рассмотрите, что Юпик там увидел? Кого он там увидел?
Юпик все слова зашифровал тремя слоговыми схемами.
|
Узнайте, какие слова зашифрованы в каждой схеме. Проведите «дорожки» от картинок к схемам слов.
Физминутка.
а) См. предыдущее занятие.
б) Пальчиковая гимнастика.
Корзинка
В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.
Про грибы
Раз, два, три, четыре, пять —
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб сорвал,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал,
Этот ел.
Ну а этот лишь глядел.
5. Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков (с. 40).
— Встретил Юпик в лесу детей. Вспомните, как их зовут.
Дети делят имена детей на слоги, читают слоговые схемы, называют гласный звук в каждом слоге. Соотносят количество гласных с количеством слогов.
Логопед делает вывод; В каждом слоге обязательно есть гласный звук, он образует слог. Слог даже может состоять из одного гласного звука (И - ра). Но чаще гласный звук дружит с согласными (Во - ва). Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
6. Упражнение в составлении слоговых схем слов «У кого что?»
— У Вовы в корзинке грибы. Составьте слоговую схему слова грибы. В каждом слоге обозначьте буквой гласный звук.
Дети работают с индивидуальными схемами или в тетрадях.
У Наташи мак.
У Иры малина.
Итог занятия.
— Напишите, какие гласные образовали каждый слог в слове.
Дети вписывают (или вставляют) буквы в перфокарты.
ЗАНЯТИЕ № 26
Тема: Ударение.
Цель: дать понятие о словесном ударении; учить выделять голосом ударный гласный звук; показать смыслоразличительную роль ударения; совершенствовать навык звуко-слогового анализа слова.
Оборудование: картинки, схемы, тетради, ручки, предметы посуды, альбом 1.
Ход занятия
Организационный момент.
Задание: выделить последний слог в слове.
Логопед показывает картинки, ребенок называет слог.
Знакомство с ударением,
а) Загадка:
Ох, ох, ох! Ох, ох, ох!
Здесь такой переполох!
Все бегут, несутся, скачут.
Им кричат: «Куда? Куда?»
Ну а кто-то громко плачет
От досады и стыда.
|
— Кто громко плачет? Почему?
б) Работа по пособию (с. 41).
Мы видим — из темного бора
Идет-ковыляет Федора.
Она тихо-тихо идет —
Посуду Федора зовет.
— Поможем Федоре ее позвать. Позовем вилку: вииилка.
Какой слог звучит сильнее? Какой гласный звучит дольше?
Мы ударяем голосом по звуку [и]. Делаем ударение. Звук [и] — ударный звук. Позовем чайник: чааайник. Какой слог звучит сильнее? Назовите ударный гласный звук.
Аналогично анализируются остальные слова: ножи, ложка, ведро, чашка, корыто, самовар, сито.
Логопед делает вывод: в каждом слове есть ударный слог, в котором гласный звук произносится сильнее и дольше. На этот гласный звук падает ударение. Ударение обозначается черточкой над гласной буквой.
Работа со слоговой схемой.
а) — Ударение» как невидимый молоточек, ударяет по слову.
Ударный слог,
Ударный слог —
Он назван так недаром ™
Эй, невидимка молоток,
Отметь его ударом!
И молоТОК стуЧИТ, стуЧИТ,
И ЧЕТко речь моя звуЧИТ.
А. Шибаев
б) — Юпик услышал Федору, взял молоточек и решил поставить ударение в слове вилка. Ударил молоточком.
Рассмотрите схему. На какой слог упало ударение? На какую гласную? Проверим, правильно ли Юпик поставил ударение. Произнесем слово с ударением.
Дети упражняются в постановке ударения в слове и обозначении его на схеме слова стакан.
Физминутка.
а) Пальчиковая гимнастика
Варись, кашка, в голубой чашке,
Варись побыстрей, булькай веселей.
Одна рука делает «чашку». Указательным пальцем другой руки выполнять круговые движения в «чашке».
б) «Гном».
— Кто живет под потолком? — Гном, — У него есть борода? — Да. — И манишка, и жилет? — Нет. — Как встает он по утрам? — Сам. | Руки вытянуты вверх. Руки «колпачком» над головой. Руки в стороны. Кисти рук у подбородка. Руки в стороны, руки к груди. Руки вытянуты вверх. Руки на поясе. |
в) — В лесу гномик выложил дорожку из плит. Дорожка не простая, а слоговая. Каждая плита — слог (с. 42).
Добрый гномик в башмачках
На высоких каблучках
По кирпичикам шагает,
По слогам стишок читает:
Ска-чет си-то, по по-лям,
А ко-ры-то по лу-гам.
— Прошагаем по плитам вместе с гномиком, проговаривая его стишок. На плиту с ударным слогом гномик ударял каблучками сильнее. Найдем плиты, по которым он ударял сильнее, поставим на них ударение.
|
г) — Ударение может передвигаться с одного слога на другой. Тогда оно, как волшебник, один предмет превращает в другой.
Дети рассматривают картинку «кружки и кружки». Сравнивают звучание слово, наблюдаю/?? перенос ударения и изменение значения слова.
— Ударение помогает различать слова. Поняла Федора,
что без посуды горе. Стала Федора добрей. Пообещала посуду мыть, не бить,
И сказала скалка:
«Мне Федору жалко».
И сказали утюги:
«Мы Федоре не враги».
Дети рассматривают картинки скалки, утюги. Произносят слова с ударением. Рассматривают схемы и соотносят слова со схемой.
Итог занятия.
Логопед демонстрирует предметы посуды. Дети произносят слово с ударением, выделяют ударный гласный в слове.
ЗАНЯТИЕ № 27
Тема: Звук [м].
Цель: уточнить произношение звука [м]; дать понятие о согласном звуке, звонком; учить интонированию звука [м]; обучать выделению звука [м] из состава слова; познакомить с анализом и синтезом обратного слога; развивать логическое мышление» внимание.
Оборудование: индивидуальные зеркала, сигнальные фонарики, схемы, предметные картинки с изображением домашних животных, альбом 1.
Ход занятия
Организационный момент.
У детей индивидуальные картинки с изображениями домашних животных.
— В деревне Масленкино жила маленькая девочка Маша. Во дворе у нее жили животные. Назовите их, выделяя голосом ударный гласный звук.
Артикуляционная гимнастика.
— Маша была маленькая, говорить еще не умела. Зато
умела плавно и звонко петь: у — а — и э — ы — о
Повторите песенки Маши.
Увидев маму, Маша без напряжения смыкала губы, Сделайте так же. А потом резко их размыкала. Посылала маме «Поцелуйчик». Пошлите и вы поцелуйчики своей маме.
3. Знакомство со звуком [м].
— О каком из домашних животных эта загадка?
Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое.
Логопед демонстрирует картинку коровы.
Ты куда идешь корова —
Длинные рога?
— М-м-м! — Мычит корова, —
Иду я на луга.
— Посмотрите и послушайте, как мычит корова.
Логопед произносит звук [ м ]. Указывает, что губы надо сомкнуть, но не выдвигать и не поджимать.
|
— Произнесите звук [н].
Дети хором и индивидуально произносят звук [ м ], наблюдая за артикуляцией в зеркало.
— Губы сомкнуты. Воздух не может пройти через рот» Губы построили преграду. Воздух нашел другой путь: выходит через нос.
Логопед делает вывод; Если при произнесении звука воздух встречает преграду, то такие звуки называются согласными.
— Звук [м] гласный или согласный? Почему?
4. Анализ артикуляции звука [м].
— Расскажите о звуке [м] по схеме.
Губы сомкнуты, но без напряжения. Воздушная струя идет через нос. Голос работает. Дети тыльной стороной ладони ощущают напряжение гортани.
— Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос.
Если горлышко дрожит,
Значит звонкий звук бежит.
Звук [м] звонкий, так как в его произношении участвует голос.
Логопед знакомит с условным обозначением звука [ м ].
— Звук [м] обозначается синей фишкой с колокольчиком. Колокольчик на фишке «говорит», что звук [м] звонкий.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!