Упражнение в слоговом анализе. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Упражнение в слоговом анализе.

2021-02-05 111
Упражнение в слоговом анализе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

а) — Вчера Юпик, опускаясь на землю, приземлился в саду. Встретил его садовод. Кто это такой?

Показал садовод ему свой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,        

Редисвекла, чеслук и репуста.

— Юпик задумался. Что за чудо-овощи росли на гряд­ках? У садовода перемешались семена, вот и получились та­кие чудеса. Названия овощей рассыпались на слоги и смешались друг с другом. Прислушайтесь к названиям чудо-овощей и скажите, какие овощи хотел вырастить садовод.

Дети называют слова, логопед на доске выставляет картинки с изображением овощей. Затем дети упражняются в определении количества слогов. Можно использовать игру «Магазин»дети выбирают монету в один (два, три) рубля и «покупают» овощи с соответствующим количеством слогов.

б) — Побывал Юпик и в саду. Увидел разные фрукты. Отга­дайте, какие?

Буду я сейчас водить,

Буду слоги говорить.

Слоги надо так поставить,

Чтобы слово получить.

Логопед мячом отстукивает слоги, бросает мяч ребенку, отга­давшему слово. Назвав слово, ребенок возвращает мяч логопеду.

Слоги: ши - гру; мон - ли; ва - сли; бло - я - ко; ман - рин - да; пель - а - син....

в) — Пошел Юпик в лес. Чтобы попасть туда, надо составить дорожку, но не простую, а слоговую дорожку, используя картинки.

У детей предметные картинки: лиса; сапоги; гитара; радуга; га­зеты; тыква; валенки; кирпичи; Чиполлино; нота; тарелка; капуста.

— Первое слово лиса. Следующее слово начинается с по­следнего слога слова лиса. С какого слога начинается сле­дующее слово? Какое это слово? и т. д.

Откройте книгу на с. 40, рассмотрите, что Юпик там уви­дел? Кого он там увидел?

Юпик все слова зашифровал тремя слоговыми схемами.

Узнайте, какие слова зашифрованы в каждой схеме. Прове­дите «дорожки» от картинок к схемам слов.

Физминутка.

а) См. предыдущее занятие.

б) Пальчиковая гимнастика.

Корзинка

В лес корзинку я беру

И грибы в нее кладу.

Про грибы

Раз, два, три, четыре, пять —

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб сорвал,

Этот пальчик чистить стал,

Этот резал,

Этот ел.

Ну а этот лишь глядел.

5.  Знакомство со слогообразующей ролью гласных зву­ков (с. 40).

— Встретил Юпик в лесу детей. Вспомните, как их зовут.

Дети делят имена детей на слоги, читают слоговые схемы, на­зывают гласный звук в каждом слоге. Соотносят количество глас­ных с количеством слогов.

Логопед делает вывод; В каждом слоге обязательно есть глас­ный звук, он образует слог. Слог даже может состоять из одного гласного звука (И - ра). Но чаще гласный звук дружит с согласными (Во - ва). Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

6.  Упражнение в составлении слоговых схем слов «У ко­го что?»

— У Вовы в корзинке грибы. Составьте слоговую схему слова грибы. В каждом слоге обозначьте буквой гласный звук.

Дети работают с индивидуальными схемами или в тетрадях.

У Наташи мак.

У Иры малина.

Итог занятия.

— Напишите, какие гласные образовали каждый слог в слове.

Дети вписывают (или вставляют) буквы в перфокарты.

ЗАНЯТИЕ № 26

Тема: Ударение.

Цель: дать понятие о словесном ударении; учить выделять голосом ударный гласный звук; показать смыслоразличительную роль ударения; совершенствовать навык звуко-слогового анализа слова.

Оборудование: картинки, схемы, тетради, ручки, предме­ты посуды, альбом 1.

Ход занятия

Организационный момент.

Задание: выделить последний слог в слове.

Логопед показывает картинки, ребенок называет слог.

Знакомство с ударением,

а) Загадка:

Ох, ох, ох! Ох, ох, ох!

Здесь такой переполох!

Все бегут, несутся, скачут.

Им кричат: «Куда? Куда?»

Ну а кто-то громко плачет

От досады и стыда.

— Кто громко плачет? Почему?

б) Работа по пособию (с. 41).

Мы видим — из темного бора

Идет-ковыляет Федора.

Она тихо-тихо идет —

Посуду Федора зовет.

— Поможем Федоре ее позвать. Позовем вилку: вииилка.
Какой слог звучит сильнее? Какой гласный звучит дольше?

Мы ударяем голосом по звуку [и]. Делаем ударение. Звук [и] — ударный звук. Позовем чайник: чааайник. Ка­кой слог звучит сильнее? Назовите ударный гласный звук.

Аналогично анализируются остальные слова: ножи, ложка, вед­ро, чашка, корыто, самовар, сито.

Логопед делает вывод: в каждом слове есть ударный слог, в ко­тором гласный звук произносится сильнее и дольше. На этот глас­ный звук падает ударение. Ударение обозначается черточкой над гласной буквой.

Работа со слоговой схемой.

а)  — Ударение» как невидимый молоточек, ударяет по сло­ву.

Ударный слог,

Ударный слог —

Он назван так недаром ™

Эй, невидимка молоток,

Отметь его ударом!

И молоТОК стуЧИТ, стуЧИТ,

И ЧЕТко речь моя звуЧИТ.

                      А. Шибаев

б) — Юпик услышал Федору, взял молоточек и решил по­ставить ударение в слове вилка. Ударил молоточком.
Рассмотрите схему. На какой слог упало ударение? На какую гласную? Проверим, правильно ли Юпик поста­вил ударение. Произнесем слово с ударением.

Дети упражняются в постановке ударения в слове и обозначе­нии его на схеме слова стакан.

Физминутка.

а) Пальчиковая гимнастика

Варись, кашка, в голубой чашке,

Варись побыстрей, булькай веселей.

Одна рука делает «чашку». Указательным пальцем другой руки выполнять круговые движения в «чашке».

б) «Гном».

 

— Кто живет под потолком? — Гном, — У него есть борода? — Да. — И манишка, и жилет? — Нет. — Как встает он по утрам? — Сам. Руки вытянуты вверх. Руки «колпачком» над головой. Руки в стороны. Кисти рук у под­бородка. Руки в стороны, руки к груди.   Руки вытянуты вверх. Руки на поясе.

в) — В лесу гномик выложил дорожку из плит. Дорожка не простая, а слоговая. Каждая плита — слог (с. 42).

Добрый гномик в башмачках

На высоких каблучках

По кирпичикам шагает,

По слогам стишок читает:

 

Ска-чет си-то, по по-лям,

А ко-ры-то по лу-гам.

— Прошагаем по плитам вместе с гномиком, проговари­вая его стишок. На плиту с ударным слогом гномик ударял каблучками сильнее. Найдем плиты, по которым он ударял сильнее, поставим на них ударение.

г) — Ударение может передвигаться с одного слога на дру­гой. Тогда оно, как волшебник, один предмет превраща­ет в другой.

Дети рассматривают картинку «кружки и кружки». Сравнива­ют звучание слово, наблюдаю/?? перенос ударения и изменение зна­чения слова.

— Ударение помогает различать слова. Поняла Федора,
что без посуды горе. Стала Федора добрей. Пообещала посу­ду мыть, не бить,

И сказала скалка:

«Мне Федору жалко».

И сказали утюги:

«Мы Федоре не враги».

Дети рассматривают картинки скалки, утюги. Произносят слова с ударением. Рассматривают схемы и соотносят слова со схемой.

Итог занятия.

Логопед демонстрирует предметы посуды. Дети произно­сят слово с ударением, выделяют ударный гласный в слове.

 

ЗАНЯТИЕ № 27

Тема: Звук [м].

Цель: уточнить произношение звука [м]; дать понятие о со­гласном звуке, звонком; учить интонированию звука [м]; обучать выделению звука [м] из состава слова; поз­накомить с анализом и синтезом обратного слога; разви­вать логическое мышление» внимание.

Оборудование: индивидуальные зеркала, сигнальные фо­нарики, схемы, предметные картинки с изображением домашних животных, альбом 1.

Ход занятия

Организационный момент.

У детей индивидуальные картинки с изображениями домашних животных.

— В деревне Масленкино жила маленькая девочка Ма­ша. Во дворе у нее жили животные. Назовите их, выделяя голосом ударный гласный звук.

Артикуляционная гимнастика.

— Маша была маленькая, говорить еще не умела. Зато
умела плавно и звонко петь:           у — а — и                            э — ы — о

Повторите песенки Маши.

Увидев маму, Маша без напряжения смыкала губы, Сде­лайте так же. А потом резко их размыкала. Посылала маме «Поцелуйчик». Пошлите и вы поцелуйчики своей маме.

3.  Знакомство со звуком [м].

О каком из домашних животных эта загадка?

Сама пестрая,

Ест зеленое,

Дает белое.

Логопед демонстрирует картинку коровы.

Ты куда идешь корова —

Длинные рога?

— М-м-м! — Мычит корова, —

Иду я на луга.

— Посмотрите и послушайте, как мычит корова.

Логопед произносит звук [ м ]. Указывает, что губы надо сомк­нуть, но не выдвигать и не поджимать.

— Произнесите звук [н].

Дети хором и индивидуально произносят звук [ м ], наблюдая за артикуляцией в зеркало.

— Губы сомкнуты. Воздух не может пройти через рот» Гу­бы построили преграду. Воздух нашел другой путь: выхо­дит через нос.

Логопед делает вывод; Если при произнесении звука воздух встречает преграду, то такие звуки называются согласными.

— Звук [м] гласный или согласный? Почему?

4.  Анализ артикуляции звука [м].

— Расскажите о звуке [м] по схеме.

Губы сомкнуты, но без напряжения. Воздушная струя идет через нос. Голос работает. Дети тыльной стороной ладони ощущают на­пряжение гортани.

— Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос.

Если горлышко дрожит,

Значит звонкий звук бежит.

Звук [м] звонкий, так как в его произношении участву­ет голос.

Логопед знакомит с условным обозначением звука [ м ].

— Звук [м] обозначается синей фишкой с колокольчиком. Колокольчик на фишке «говорит», что звук [м] звонкий.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.