Правовое положение осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Правовое положение осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы

2021-04-18 95
Правовое положение осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правовое положение личности составляет система юридических прав. обязанностей и законных интересов личности в их единстве(правовой статус),гражданство, правосубъектность, а также юридические гарантии прав, обязанностей и законностей и законных интересов личности.

Гражданство – означает закрепление правовой принадлежности лица к данному государству.

Правосубъектность – связана со способностью лица осознавать свои поступки и руководить ими.

Юридические гарантии прав, обязанностей и законных интересов обеспечивают их реализацию и защиту (правоприменительная деятельность в исправительных учреждениях, судебный контроль, прокурорский надзор).

Социально-правовое значение института правового положения осужденных в последнее время не охватывается только решением задач в сфере правоохранительной деятельности. Российская Федерация как правопреемник СССР является участником многочисленных международных договоров, в том числе по вопросам соблюдения прав лиц, отбывающих наказание. В числе таких документов следует назвать Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989 г.), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, Пекинские правила (1985 г.) и другие. Развитие правового статуса осужденных, особенно в свете указанных международных актов, служит своеобразным показателем желания и возможности России соблюдать принятые на себя обязательства.

В теории права принято выделять три вида правовых статусов: общий правовой статус граждан, специальный правовой статус какой-либо категории граждан и индивидуальное правовое положение гражданина. Правовое положение осужденных представляет собой разновидность специального правового статуса, который в свою очередь подразделяется на правовой статус лиц, отбывающих различные виды наказания (лишение свободы, исправительные работы и т.д.).

Отличительной чертой специального правового статуса осужденных является то, что он базируется на общем правовом статусе граждан России, поскольку в ст. 6 Конституции прямо указывается на то, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства Законом РФ “О гражданстве Российской Федерации” от 31 мая 2001г. не предусмотрено лишение гражданства по мотивам осуждения к уголовному наказанию. Более того, согласно ст. 20 этого закона, отбывание уголовного наказания является препятствием для выхода из гражданства России по желанию осужденного.

Наказание как разновидность государственного принуждения выражается в причинении виновному определенных лишений и ограничений (кары). В правовой форме оно выражается в виде ограничения прав и свобод человека и гражданина. Например, для осужденных к исправительным работам – ограничения в свободе выбора труда. Кроме того, в нормах гражданского, трудового, брачно-семейного и других отраслей права имеются положения, ограничивающие для осужденных права и свободы граждан России.

В условиях отбывания наказания происходит не только ограничение общих прав граждан, но и их конкретизация (детализация) и дополнение. Правовой статус осужденных следует рассматривать как межотраслевой правовой институт. При сохранении доминирующей роли норм уголовно-исполнительного права все большее число отношений, порождающих права, законные интересы и обязанности осужденного, регулируются нормами Конституционного, административного, трудового и иных отраслей права. Например, нормы, устанавливающие основания приобретения, владения осужденными огнестрельным оружием (ст. 13 Закона РФ “Об оружии”), гарантии обеспечения здоровья осужденных в местах лишения свободы (ст. 29 основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).

Таким образом, правовой статус лиц, отбывающих наказания, есть закрепленное нормами различных отраслей права и выраженное через совокупность прав, законных интересов и обязанностей положение осужденных во время отбывания наказания того или иного вида.

В содержание правового статуса осужденных входят права, законные интересы и обязанности. Они возникают и реализуются, как правило, в рамках уголовно-исполнительных правоотношений, но могут возникать и в отношениях, регулируемых нормами Конституционного, административного, гражданского и иных отраслей права.

Сущность прав осужденного заключается в предоставлении ему управомоченным лицом возможности определенного поведения или пользования социальными благами. Степень реализации такой возможности и соответственно степень притязаний осужденного на закрепленное правом поведение и блага определяются содержанием субъективного права.

Субъективное право осужденного есть закрепленная законом и гарантируемая государством реальная возможность определенного поведения осужденного или пользования им социальными благами, которая обеспечивается юридическими обязанностями должностных лиц органов, исполняющих наказания.

Следующий элемент правового статуса – законные интересы, которые имеют много общих черт с субъективными правами, но не тождественны им. В отличие от последних сущность законных интересов осужденных заключается в возможности стремления к самостоятельному поведению, свободе личного усмотрения в пользовании каким-либо социальным благом, как материального (получение дополнительных посылок), так и духовного (предоставление дополнительного свидания), что по сути является одним из элементов содержания законных интересов.

Объектом законных интересов могут быть социальные блага, существенно изменяющие правовое положение осужденного (перевод из исправительной колонии в колонию-поселение), так и не сопровождающиеся таковым (оказание материальной помощи при освобождении). Объекты законных интересов осужденных определенные юридические факты (например, отбытие определенной части срока наказания). Однако в реализации законных интересов (в числе других факторов) лежит оценка поведения осужденного.

Поэтому в качестве второго элемента содержания законных интересов осужденных следует считать возможность ходатайствовать (но не требовать) перед должностными лицами органов, исполняющих наказания, об их соответствующих действиях, направленных на реализацию законных интересов о переводе его на улучшенные условия содержания.

Третий элемент – возможность обращения к компетентным органам за защитой законных интересов.

Таким образом, законные интересы осужденного – это закрепленные в правовых нормах конкретные действия осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворяемыми в результате оценки его поведения администрацией органов, исполняющих наказания.

Сущность юридических обязанностей осужденных выражается в требовании необходимого, с точки зрения государства, поведения. Такое поведение осужденных обязательно, непререкаемо и обеспечивается мерами государственного принуждения. Содержание (структура) обязанностей включается в себя 2 элемента: 1) необходимость совершения определенных действий (обязанность трудиться в местах лишения свободы); 2) необходимость воздержания от установленных законом действий (увольнение осужденных к исправительным работам по собственному желанию, запрещение осужденных в исправительном учреждении иметь при себе деньги).

Таким образом, юридическая обязанность осужденных – это установленная в нормах права мера необходимого поведения осужденного во время отбывания наказания, обеспечивающая достижение цели уголовного наказания.

Правовой статус осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Закрепление правового положения осужденных в уголовно-исполнительном законодательстве необходимо оценивать с учетом положений Конституции РФ. Так, в ч.3 ст. 55 Конституции установлено, что права человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из этого следует, что ограничение прав гражданина не могут устанавливаться подзаконными, в том числе ведомственными актами. Ограничения общегражданских прав осужденных не могут устанавливаться законами субъектами Федерации, поскольку в соответствии со ст. 71 Конституции, уголовно-исполнительное законодательство отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации.

В уголовно-исполнительном законодательстве правовое положение осужденных закрепляется двумя путями: 1) установление нормативного определения правового положения осужденных; 2) регламентация прав, законных интересов и обязанностей.

Нормативное определение правового положения осужденных содержится в ст. 10 УИК РФ, где указывается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

С юридической точки зрения наказание представляет собой строго определенный правовыми нормами комплекс правоограничений. Обычные права гражданина ограничиваются или видоизменяются, некоторых прав осужденный может быть вообще лишен посредством установления соответствующего запрета.

В части 2 ст. 10 УИК РФ говорится, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Из содержания указанной нормы вытекает, что наказание не ведет к лишению осужденного российского гражданства. Это положение имеет важное политическое, юридическое и воспитательное значение. Общество не исключает их из своего числа членов. Исполнение наказания не прерывает духовную связь осужденного с обществом. Он продолжает пользоваться правами и несет свои гражданские обязанности. Вместе с тем комплекс изъятий и правоограничений в правовом статусе осужденного, предусмотренных уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством, будет уточнять конституционные права и обязанности гражданина, в определенной мере ограничения их.

При оценке правового положения осужденного к лишению свободы следует исходить из анализа правового статуса гражданина в трех сферах: социально-экономической, политической, личных прав и свобод.

1) Группа социально-экономических конституционных прав включает в себя: право на труд, отдых, охрану здоровья, материальное благосостояние, жилище, образование, пользование достижениями культуры, право на свободу научного, технического и художественного творчества (глава II Конституции РФ, ст. ст. 17-64).

Одним из наиболее важных прав в данной сфере является право на труд (ст. 37 Конституции), т.е. на получение гарантийной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

Право на труд, закрепленное в ст. 37 Конституции, распространяется и на лиц, лишенных свободы. Законодательное решение его реального осуществления нашло отражение в ст. 103 УИК РФ, где установлено, что администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к общественно-полезному труду с учетом их пола, возраста, состояния здоровья и, по возможности, специальности. Следовательно, в условиях лишения свободы ограничена возможность выбора осужденными рода занятий.

Осужденные имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (ч. 1 ст. 105 УИК РФ). Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж (ч. 3 ст. 104 УИК РФ).

Неразрывно с правом на труд связано право на отдых. Это в соответствии со ст. 37 Конституции обеспечивается установлением для рабочих и служащих 8-часового рабочего дня с сокращением рабочего дня для некоторых профессий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха. Реализация права лишенных свободы на отдых имеет свои особенности. В соответствии со ст. 104 УИК РФ для осужденных в исправительных учреждениях допускается суммированный учет рабочего времени.

Работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней в воспитательных колониях и 12 рабочих дней в иных исправительных учреждениях, который предоставляется с выездом за пределы исправительного учреждения или без него в соответствии со ст. 97 УИК РФ.

Гарантией права осужденных на охрану здоровья, предусмотренного Конституцией (ст. 41), является закрепленное в ст. 101 УИК РФ положение о том, что в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуется лечебно-профилактические учреждения. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. В соответствии со ст.2 Закона РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” обеспечение охраны и здоровья осужденных – одна из задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой.

Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 7 ст. 12 УИК РФ).

2) Политические конституционные права и свободы обеспечивают гражданам реальные возможности в управлении государственными и общественными делами, обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения, гарантируют свободы слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций (ст. ст. 28-31 Конституции РФ). В условиях лишения свободы эти гражданские права осужденных значительно видоизменяются и определяются УИК РФ и иным законодательством Российской Федерации. Так, например, в соответствии со ст. 32 Конституции РФ лица, осужденные к лишению свободы, не могут быть избраны в государственные органы власти.

3) Личные конституционные права граждан РФ гарантируют неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь здоровье, на личную свободу и имущество, на свободу вероисповедания (ст. ст. 25, 39 Конституции РФ).

Если говорить о личных конституционных правах лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, то в силу установленной изоляции их права существенно ограничены, сужены или видоизменены. Так, например, согласно ч. 5 ст. 82 УИК РФ осужденные, а также их помещения могут подвергаться обыску, а вещи осужденных – досмотру.

В соответствии со ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания наказания. Они имеют право на вежливое обращение со стороны персонала. Могут обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации и вышестоящие органы УИС, в суд, прокуратуру, органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты осужденных. Согласно ст. 15 УИК РФ предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной или письменной формах. Заявления и жалобы осужденных, адресованные в органы, указанные в ч. 4 ст. 12 УИК РФ, направляются через администрацию учреждений. Предложения, заявления и жалобы, адресованные в органы, осуществляющие контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказание, цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности.

Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов и иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.

Осужденные имеют право на личную безопасность (ст. 13 УИК РФ). При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу исправительного учреждения с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного. Начальник учреждения по заявлению осужденного либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного.

Осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии. К лицам, лишенным свободы, по их просьбе приглашаются священнослужители. Им разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация учреждения выделяет соответствующее помещение.

Осужденные обладают также специфическими правами и обязанностями, вытекающими из режима и установленными нормами уголовно-исполнительного законодательства. Так, например, часть IV статьи 11 УИК РФ определяет, что осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу и иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным. Осужденные имеют право на получение свиданий, посылок, передач и т.д.

Таким образом, правовое положение осужденных необходимо оценивать с учетом положений Конституции РФ.

7.1.3. Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Виды исправительных учреждений

Задачами учреждений и органов, исполняющих наказания являются:

а) исполнение приговора суда – под исполнением приговора суда понимается реализация требований приговора суда об исполнении наказания или применении иных мер уголовно-правового воздействия в точном соответствии с законом;

б) обеспечение процесса исправления осужденных - под исправлением осужденных понимается формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития (ст. 9 УИК РФ);

в) специальное (частное) предупреждение преступлений – под специальным (частным) предупреждением преступлений понимается предотвращение совершения лицами, отбывающими наказания, новых преступлений;

г) общее предупреждение преступлений – под общим предупреждением преступлений понимается предотвращение совершения преступлений со стороны граждан, не отбывающих наказания, путем устрашающего воздействия на них уголовного наказания.

Исполнение уголовного наказания – важная функция государства, обеспечивающая реализацию уголовно-исполнительной политики. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда (ст. 43 УК РФ).

Виды уголовных наказаний разнообразны. Их исполнение возложено действующим законодательством на различные учреждения и органы государства, максимально обеспечивающие достижение целей наказания.

Новый Уголовный кодекс изменил действующую систему наказаний, исключил отдельные их виды и ввел новые. Вместе с тем Уголовный кодекс, который введен в действие с 1 января 1997 года, сохранил принцип преемственности.

Закон дополнил, либо изменил редакцию, но сохранил содержание ряда уголовных наказаний. К ним следует отнести:

- лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (в прежней редакции – лишение воинского или специального звания);

- исправительные работы (было – исправительные работы без лишения свободы);

- содержание в дисциплинарной воинской части (было – наказание в виде направления в дисциплинарный батальон);

- и, наконец, традиционный вид наказания – лишение свободы в новой редакции, приобретшее два подвида: а) лишение свободы на определенный срок и б) пожизненное лишение свободы.

Вместе с тем законодатель нормативно закрепил четыре новых вида наказаний. Это:

- обязательные работы;

- ограничение по военной службе;

- ограничение свободы;

- арест.

Все виды наказаний последовательно выстроены от более легкого к более серьезному: от штрафа до смертной казни.

Уголовно-правовая классификация видов наказания приведена в ст. 45 УК РФ и сводится к определению основных и дополнительных видов наказания.

Следует отметить, что в УИК РФ нашли отражение все виды уголовных наказаний, предусмотренных ст. 44 УК РФ.

Изложение системы уголовных наказаний не самоцель. Законодатель в зависимости от видов уголовных наказаний определил также учреждения и органы, их исполняющие.

Обратимся к содержанию статьи 16 УИК РФ. Часть первая определяет, что наказание в виде штрафа исполняются судом, вынесшим приговор. Для этого в составе судебных органов функционирует институт судебных приставов-исполнителей.

Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства осужденного. Эти функции возложены на инспекции исправительных работ.

Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью законодатель возложил на шесть видов различных учреждений и органов, тем самым закрепив де-юре фактически сложившуюся ситуацию. Это такие учреждения и органы, как уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденного в отношении осужденных, не лишенных свободы. Согласно ч. 3 ст. 16 УИК РФ, исполнение этого вида уголовного наказания на ряду с уголовно-исполнительной инспекцией возложено на администрацию организации по месту работы осужденного, а также органы, правомочные в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующими видами деятельности (например, коммерческая деятельность).

Кроме того, это наказание исполняется исправительными центрами, дисциплинарными войсковыми частями и исправительными учреждениями. В свою очередь исправительные учреждения исполняют этот вид уголовного наказания как меру дополнительную к лишению свободы. Данное обстоятельство наиболее актуально для решения вопроса трудоиспользования осужденных, содержащихся в колониях-поселениях.

Наказания в виде исправительных работ исполняются уголовно-исполнительной инспекцией.

Наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы и смертной казни исполняются учреждениями уголовно-исполнительной системы.

Лишение специального, воинского или почетного звания исполняется судом, вынесшим приговор.

Наказания в отношении военнослужащих исполняются:

- содержание в дисциплинарной воинской части – специально предназначенными для этого воинскими частями;

- арест - гарнизонными гауптвахтами;

- ограничение по службе – командованием воинских частей по месту прохождения службы военнослужащими.

Лица, осужденные условно, находятся под контролем уголовно-исполнительной инспекции.

Анализ ст. 16 УИК РФ свидетельствует о попытке разработчиков кодекса сформировать систему правоохранительных органов и учреждений на базе существующих учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, наделив их дополнительными функциями.

Назначение и виды исправительных учреждений (ст. 74 УИК РФ).

Исправительные учреждения предназначены для отбывания (исполнения) уголовного наказания в виде лишения свободы. Они являются исходным базисным компонентом уголовно-исполнительной системы (УИС).

Исправительными учреждениями являются:

· Исправительные колонии (ИК), которые предназначены для отбывания

наказания осужденных, достигшими совершеннолетия, в виде лишения свободы. Они подразделяются на:

а) колонии-поселения. Закон предусматривает три вида колоний-поселений:

- для осужденных за преступления, совершенные по неосторожности

- для осужденных за умышленные преступления небольшой и средней тяжести (срок до 5 лет);

- для осужденных, переведенных из исправительных колоний общего и строго режимов в порядке поощрения;

б) колонии общего режима. В них отбывают наказание впервые осужденные к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой или средний тяжести и тяжких преступлений, а также лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше пяти лет. В колониях общего режима отбывает наказания основная масса осужденных. По своим характеристикам они весьма разнородны, поэтому введено правило о раздельном их содержании на обычных, облегченных и строгих условиях;

в) колонии строго режима. В этих колониях отбывают наказания осужденные мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершения особо тяжких преступлений; при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы. В колониях строгого режима имеются такие же условия содержания, как и в колониях общего режима;

г) колонии особого режима. В них отбывают наказание осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишениям свободы. В колониях особого режима также действует правило раздельного содержания осужденных, т.е. они могут содержаться на обычных, облегченных и строгих условиях.

· Тюрьмы. В тюрьмах отбывают наказание осужденные к лишению свободы

на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний. В тюрьмах устанавливаются общий и строгий режимы. На строгом режиме содержатся осужденные, поступившие в данное исправительное учреждение, и осужденные, переведенные с общего режима за злостные нарушения. На общем режиме содержатся осужденные переведенные со строгого режима по отбытии не менее одного года срока наказания.

На строгом режиме не могут содержаться осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы.

· Воспитательные колонии (ВК). В них отбывают наказания

несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года. Устанавливается четыре вида условий отбывания наказания: а) обычные; б) облегченные; в) льготные; г) строгие.

· Лечебные исправительные учреждения (ЛИУ) и лечебно-профилактические

учреждения. В этих учреждениях отбывают наказания осужденные к ограничению свободы, аресту, лишению свободы, больным алкоголизмом или наркоманией, а также страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемость, применяются принудительные меры медицинского характера по решению суда.

· Следственные изоляторы (Сизо). Они выполняют функции ИУ в отношении

осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Осужденные к лишению свободы, в отношении которых приговор вступил в законную силу, по общему правилу отбывают наказания в ИУ соответствующего вида режима. Вместе с тем в ряде случаев возникает необходимость оставления в Сизо или тюрьме, несмотря на то, что суд определил ему в приговоре отбывания наказания в ИК. Оставляются в Сизо или тюрьме впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которым отбывание наказания назначено в ИК общего режима с их согласия. Такая категория осужденных оставляется в Сизо или тюрьме решением начальника Сизо или тюрьмы при наличии согласия осужденного в письменной форме.

Осужденных оставленных в Сизо или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, содержат на условиях, предусмотренных для лиц, отбывающих наказания в ИК общего режима. Эта категория осужденных содержится отдельно в не запираемых общих камерах и пользуется правом ежедневной прогулки продолжительностью два часа.

 

 

 

  

 

 

 

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ЛИТЕРАТУРА

Нормативные акты.

· Конституция РФ, 1993 г.

· Гражданский кодекс РФ, ч.1-1994 г., ч.2-1996 г., ч.3-2001 г., ч.4-2006 г.

· Семейный кодекс РФ, 1995 г.

· Уголовный кодекс РФ, 1996 г.

· Уголовно-исполнительный кодекс РФ, 1996 г.

· Трудовой кодекс РФ, 2001 г.

· Уголовно-процессуальный кодекс РФ, 2001 г.

· Гражданско-процессуальный кодекс РФ, 2002 г.

· Кодекс РФ об административных правонарушениях, 2001 г.

· Всеобщая декларация прав человека, 1948 г.

· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 1996 г.

· Конвенция о правах ребенка, 1989 г.

· ФЗ «О статусе судьи в РФ», 1992 г.

· ФЗ «О прокуратуре РФ», 1995 г.

· ФЗ «О судебной системе в РФ», 1996 г.

· ФЗ «Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», 1993 г.

· ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», 1993 г.

· ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», 1995 г.

· ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», 1996 г.

· ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», 1999 г.

· ФЗ «О гражданстве РФ», 2002 г.

· ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ», 2004 г.

· ФЗ «О муниципальной службе в РФ», 2007 г.

· ФЗ «Об опеке и попечительстве», 2008 г.

· Указ Президента РФ «Об ответственности за нарушение трудовых прав граждан», 1994 г.

· Постановление Правительства РФ «О приемной семье», 1996 г.

· Постановление Правительства РФ «О детском доме семейного типа», 2001 г.

· Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, 2001 г.

· Постановление Верховного суда РФ «О применении судами Семейного кодекса РФ при рассмотрении отцовства и о взыскании алиментов», от 26.10.1996 г.

· Закон РБ «О патронатном воспитании в РБ», 2006 г.

· ФЗ «Об актах гражданского состояния», 1997 г.

2. Учебная литература.

1. Гражданское право России. Учебник. Под ред. Алексеева С.С. - М.: 2009.

2. Гражданское право. Учебник. Е.Н. Абрамов, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгущева. - М.: 2010 г.

3. Семейное право РФ. Учебное пособие. Л.В. Воробьева. - М.:2011 г.

4. Семейное право России. Учебник. Л.Ю. Грудцина. – М.: 2011 г.

5. Семейное право России. Учебник. Л.М. Пчелинцева. – М.: 2009 г.

6. Семейное право. Учебник. М.В. Антокольская. – М.: 2010 г.

7. Комментарий к семейному кодексу РФ. А.М. Нечаева. – М.: 2011 г.

8. Трудовое право России. Учебник. Под ред. Е.Б. Хохлова, В.А. Сафонова. – М.: 2010 г.

9. Трудовое право России. Учебник. (Отв. ред. Ю.П. Орловский), А.Ф. Нуртдинова. – М.: 2011 г.

10.Трудовое право. Курс лекций. В.Н. Толкунова. – М.: 2009 г.

11.Уголовное право России. Учебник. Под ред. А.Н. Игнатова. – М.: 2011 г.

12.Уголовное право. Учебник. Под ред. И.В. Шишко. – М.: 2011 г.

13.Уголовное право РФ. Учебник. Под ред. Л.В. Иногамовой – Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. – М.: 2009 г.

14.Уголовное право России. Особенная часть. Учебник. Под ред. Ф.Р. Сундурова, М.В. Талан. – М.: 2012 г.

15.Уголовно-исполнительное право. Учебник. В.И. Селиверситов. – М.: 2009 г.

16.Уголовно-исполнительное право. Учебник. В.Б. Малинин, Л.Б. Смирнов. – М.: 2009 г.

17.Уголовно-исполнительное право. Учебник. П.Е. Конегер, М.С. Рыбак. – М.: 2011 г.

3. Дополнительная литература.

1. Антокольская М.В. Алименты на содержание детей // Российская юстиция. 1995 г. №3.

2. Беспалов Ю. Защита прав несовершеннолетних // Российская юстиция. 1996 г. №10.

3. Ермаков В.Д. Некоторые вопросы социальной и правовой защиты детей в современной России // Право ребенка. – М.: 1997 г.

4. Мельникова Э. Ветрова Г. Российская модель ювенальной юстиции (теоретическая концепция) // Правозащитник. – 1996 г. №4.

5. Мирсагатова М.Н. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: проблема формирования государственной системы // Семья в России. – 1997 г. №3.

 

 

 

 

 

Правовое обеспечение

социальной работы

 

Учебное пособие

 

 

Составители:

Александр Петрович Мезенец

Алла Александровна Туева

 

 

Подписано в печать                   формат 60х84 1/16.

Гарнитура Таймс. Бумага “Снегурочка”.

Тираж 500 экз. Заказ №

Верстка, печать выполнены в ООО “Издательский центр “Аркаим”.

450003, г. Уфа, ул. Нехаева, 94,/ Тел.: (347) 251-78-29

 

                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.161 с.