Понятие, предмет, метод, принципы, источники уголовно-исполнительного права. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Понятие, предмет, метод, принципы, источники уголовно-исполнительного права. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства

2021-04-18 94
Понятие, предмет, метод, принципы, источники уголовно-исполнительного права. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В теории права признаками отрасли права обычно считают, наличие самостоятельного предмета правового регулирования. Традиционно считалось, что предметом исправительно-трудового права является регулирование порядка и условий исполнения (отбывания) уголовных наказаний, связанных с применением мер исправительно-трудового воздействия.

Но вопрос о самостоятельности исправительно-трудового права решался некоторое время неоднозначно. Имелись различные точки зрения. Так, например, высказывалась точка зрения, что исправительно-трудовое право является частью отрасли уголовного права (А.А. Герцензон, Е.Г. Ширвиндт, А.А. Пионтковский и др.). Следовательно, уголовно-исполнительное (исполнительно-трудовое) право не имеет ни собственного предмета, ни метода правового регулирования, отличного от уголовного права.

Другая точка зрения состояла в том, что исправительно-трудовое (уголовно-исполнительное) право представляет собой комплекс норм, взятых из уголовного, уголовно-процессуального, административного, гражданского, трудового, семейного и других отраслей права.

Современная точка зрения на эту проблему (принадлежащая Н.А. Стручкову, А.Е. Наташеву, А.С. Михлину, В.П. Артамонову и др.) состоит в том, что уголовно-исполнительное (исправительно-трудовое) право имеет собственный предмет и специфический метод регулирования, а также собственную систему правовых норм, обладающих специфическим содержанием.

В качестве предмета выступают общественные отношения, возникающие между осужденным и государством в лице его специальных органов в процессе и по поводу наказания и применения мер исправительного воздействия. Названные общественные отношения регулируются специально для этого созданными правовыми нормами, а сами правоотношения складываются как в процессе исполнения наказания, так и в результате организации и применения мер особого воспитательного воздействия на осужденных. Таким образом, уголовно-исполнительное (исправительно-трудовое) право, имея особый предмет регулирования, не может считаться частью уголовного права. В настоящее время в предмет уголовно-исполнительного права (УИП) входят общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех установленных уголовным законом наказаний и иных мер уголовной ответственности.

Дополнительным признаком самостоятельности отрасли права является наличие своего метода правового регулирования. Для уголовно-исполнительного права в качестве основного метода правового регулирования характерно закрепление метода властного приказа (императивный метод). Однако следует заметить, что в процессе регулирования исполнения и отбывания наказания имеет место диспозитивный метод, дающий право на выбор поведения, и метод поощрения.

Самостоятельность отрасли права определяется также наличием системы норм, закрепленных в УИК РФ, федеральных законах и подзаконных нормативных актах.

Таким образом, уголовно-исполнительное право следует определить как самостоятельную отрасль российского права, включающую в себя систему юридических норм, регулирующую общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) уголовных наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия, присущих определенным видам наказания.

Принципы уголовно-исполнительного права.

Уголовно-исполнительное право, как и другие отрасли права, имеет в своей основе основополагающие, руководящие идеи, т.е. принципы, которые находят свое выражение в различных формах. Одни сформулированы в определенной норме и одновременно пронизывают содержание других норм (ст. 9 УИК РФ, исправление осужденных и его основные средства). Другие – выражаются в содержании целых групп норм в форме основной идеи (ст. 8 УИК РФ, принципы уголовно-исполнительного законодательства РФ). Принципы тесно связаны с уголовно-исполнительным правом и не могут существовать вне его норм.

Принцип уголовно-исполнительного права – это правовая категория, выражающая социально-практическую сущность уголовно-исполнительного права и его качественные особенности.

По своему содержанию принципы представляют собой руководящие правовые идеи, выражающие основные правовые взгляды государства на характер уголовно-исполнительного права и регулирование общественных отношений при исполнении наказания. Эти правовые идеи, прежде чем стать принципами, находят свое выражение в уголовно-исполнительной политике, которая является основным источником формирования принципов уголовно-исполнительного права.

Система принципов уголовно-исполнительного права.

- Общеправовые – законность, гуманизм, демократичность и др.     

- Межотраслевые – неотратимость наказания, принцип справедливости, возможность исправления преступника и т.д.

- Отраслевые – дифференциация и индивидуализация исполнения наказания, соединение наказания с исправительным воздействием, стимулирование правопослушного поведения осужденных и другие.

Принцип законности выражен в обеспечении верховенства закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Данный принцип реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказания, должностными лицами, работниками организаций, взаимодействующих с учреждениями и органами, исполняющими наказания, общественными организациями, принимающими участие в исправлении осужденных, отдельными гражданами, посещающими места отбывания наказания, и самими осужденными.

Принцип гуманизма в уголовно-исполнительном праве находит свое выражение во многих институтах и нормах УИК РФ и других законах, регулирующих исполнение наказания, он закреплен во многих международных актах о правах человека и обращении с осужденными. Принцип гуманизма реализуется также в средствах исправительного воздействия наряду с жесткими требованиями режима, обеспечивающими, с одной стороны, дисциплину и порядок, а с другой - создающими условия для расширения прав и льгот осужденными.

Принцип демократизма, прежде всего, реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. Социальная значимость данного положения определяется тем, что осужденный (особенно к лишению свободы) существенно ограничивается в правах и поэтому особенно нуждается в соответствующей социальной защищенности. Данный принцип выражается в сущности организации процесса исправления осужденных, открытости учреждений и органов, исполняющих наказание (привлечение общественности к воспитательной работе, осуществление контроля за деятельностью органов, исполняющих наказания), оказание помощи освобождаемым от наказания и контроль за ними.

Принцип справедливости призван охранять интересы общества от новых преступных посягательств, восстанавливать нарушенное преступлением чувство справедливости. Этот принцип находит свое закрепление в ст. 1 УИК РФ, определяющей цели и задачи данной отрасли законодательства, в ст. 9 УИК РФ, регулирующей основные средства исправления осужденных и др.

Принцип неотвратимости исполнения наказания. В определенной степени данный принцип соотносится с требованием уголовно-процессуального права об обязательности приговора суда. В уголовно-исполнительном праве его реализация заключается в том, чтобы каждое назначенное судом наказание было надлежащим образом исполнено, а осужденный обязан претерпеть кару (лишения и ограничения прав), нести нравственные страдания в течение назначенного судом срока наказания.

Дифференциация исполнения наказания означает, что к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений, формы вины, поведения в процессе отбывания наказания применяется карательное воздействие в различном объеме. Один из методов дифференциации исполнения наказания – классификация осужденных и распределение их по видам исправительных учреждений. Индивидуализация исполнения наказания предполагает учет индивидуальных особенностей личности осужденного при отбывании им наказания. Так, например, в ст. 117 УИК РФ указывается, что при назначении дисциплинарного взыскания должны учитываться обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение.

Соединение наказания с исправительным воздействием предполагает, что исполнение всех видов наказания должно сопровождаться применением к осужденным различных мер воспитания. Правовым основанием для применения этих мер является приговор суда.

Принцип рационального применения мер принуждения и средств исправления осужденных реализуется, с одной стороны, путем применения мер ответственности осужденных за неисполнение своих обязанностей, нарушение установленного порядка отбывания наказания, а с другой – определения процесса исправления осужденных и его основных средств.

Стимулирование правопослушного поведения осужденных в уголовно-исполнительном праве реализуется посредством применения к осужденным мер поощрения, а также изменения условий отбывания наказания в лучшую сторону.

Рассмотренные выше принципы уголовно-исполнительного права тесно взаимосвязаны между собою и дополняют друг друга, поэтому и реализация их при исполнении наказания должна быть комплексной.

Таким образом, принципы уголовно-исполнительного права – это находящие в нем свое выражение руководящие основополагающие идеи, отражающие основные положения уголовно-исполнительной политики и характер всего права.

Источники уголовно-исполнительного права.

Под уголовно-исполнительным законодательством необходимо понимать систему законов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения и отбывания всех видов уголовных наказаний, и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

В недалеком прошлом ряд ученых к системе уголовно-исполнительного законодательства относили весь комплекс законов и ведомственных нормативных актов, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе исполнения и отбывания уголовных наказаний, связанных с мерами исправительного воздействия. В настоящее время законодатель определил, что Уголовно-исполнительное законодательство РФ состоит из Уголовно-исполнительного кодекса РФ и других федеральных законов (ч.1 ст. 2 УИК РФ).

Данная правовая формула позволяет всю совокупность законодательных актов, имеющих отношения к исполнению и отбыванию уголовных наказаний, представить в следующем системном построении:

Уголовно-исполнительное законодательство, непосредственно регулирующее общественные отношения, возникающие в процессе исполнения и отбывания уголовного наказания. Оно включает:

а) Уголовно-исполнительный кодекс РФ (1996 г.);

б) Закон РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”(1993 г.);

в) Федеральный Закон РФ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”.(1995 г.).

Федеральное законодательство, составляющее правовую основу отдельных видов деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. К таким законам, например, относятся:

а) Закон РФ “О безопасности”(1992 г.);

б) Закон РФ “О чрезвычайном положении”(2001 г.).

Эти законы обеспечивали введение в УИК РФ такого правового института, как режим особых условий (ст. 85 УИК РФ).

в) Закон РФ “Об оперативно-розыскной деятельности”(1995 г.), который послужил правовым основанием нормативного закрепления оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях (ст. 84 УИК РФ) и т.д.

Законодательные акты, дополняющие процесс правового регулирования конкретных общественных отношений, к которым отсылает уголовно-исполнительный кодекс. Это такие, как:

а) Трудовой кодекс РФ. Например, в ч. 2 ст. 103 УИК РФ говорится, что осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами I и II группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством РФ о труде и законодательством РФ о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством РФ о труде.

б) Гражданско-процессуальный кодекс РФ. В ч. 2 ст. 107 УИК РФ говорится, что удержания по исполнительным листам и другим исполнительным документам производятся в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом РФ.

в) Кодекс об административных правонарушениях регулирует административно-правовую деятельность сотрудников исправительных учреждений.

На более высокий уровень, нежели уголовно-исполнительное законодательство, авторы УИК РФ поставили международно-правовые акты. Так, в ч. 2 ст. 3 УИК РФ установлено, что если международным договором РФ установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством РФ, то применяются правила международного договора.

Законодатель не включил в структуру и содержание уголовно-исполнительного законодательства РФ подзаконные нормативные акты (ст. 2 УИК РФ). Вместе с тем он предоставил право Федеральным органам исполнительной власти принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказания (ст. 4 УИК РФ). Данное обстоятельство позволяет судить о правомерности формирования самостоятельной системы нормативно-правовых актов, изданных правительством РФ, министерством юстиции РФ и другими компетентными органами РФ по вопросам исполнения уголовных наказаний. Такие нормативно-правовые документы включают:

- постановления правительства РФ;

- приказы, инструкции, наставления, уставы, Правила, изданные МЮ РФ;

- нормативные акты локального характера, изданные субъектами РФ.

Наиболее распространенными из них являются ведомственные нормативные акты, регулирующие предметные общественные отношения в процессе исполнения и отбывания уголовных наказаний в форме инструкций и правил. Например, в Правилах Внутреннего распорядка исправительных учреждений установлен порядок изъятия запрещенных вещей и документов; порядок приема осужденных к лишению свободы в исправительное учреждения; определен перечень и количество вещей и предметов, которые осужденным разрешается иметь при себе; порядок предоставления выездов за пределы мест лишения свободы, Министерству юстиции РФ (МЮ РФ) и Министерству здравоохранения делегированы полномочия определять порядок оказания медицинской помощи лицам, осужденным к лишению свободы.

Нормативные акты, принимаемые МЮ РФ совместно с другими органами управления, носят процедурный характер и, как правило, не должны устанавливать дополнительные обязанности осужденных или ограничивать их в правах. В тех случаях, когда ведомственные акты затрагивают права и законные интересы граждан, органы управления должны иметь соответствующие полномочия, а при принятии таких актов обязаны их регистрировать в Министерстве юстиции и, как этого требует п. 3 ст. 15 Конституции, официально публиковать для всеобщего сведения (неопубликованные законы не могут применяться).

Таким образом, под уголовно-исполнительным законодательством необходимо понимать систему нормативных актов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения и отбывания наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

К существующим формам (источникам) уголовно-исполнительного права относятся: Конституция РФ, УИК РФ, Закон РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”, постановления правительства РФ, совместные приказы и распоряжения МЮ РФ, а также приказы и распоряжения МЮ и других министерства и ведомств.

Акты республик, входящих в состав Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев и областей не могут рассматриваться в качестве источников уголовно-исполнительного права. Они являются актами о применении норм права.

Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства реализуются учреждениями и органами, исполняющими наказания, которые, исходя из требований ст. 1 УИК РФ, должны обеспечивать исполнение предписаний приговора суда о виде и сроке наказания, достижения исправления осужденных, предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Задачами уголовно-исполнительного законодательства являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определения средств исправления осужденных, охрана их права, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Задачи уголовно-исполнительного законодательства реализуются учреждениями и органами, исполняющими наказание, которые должны обеспечивать исполнение приговора суда, вступившего в законную силу.

Наконец, задачи уголовно-исполнительного законодательства реализуются путем постановки более конкретных задач учреждениям и органам, исполняющим отдельные виды наказаний. Так, Закон РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” сформулировал задачи по исполнению приговоров судов: обеспечение правопорядка и законности при исполнении лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений; привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального обучения; обеспечение охраны здоровья осужденных; содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Решение общих и конкретных задач осуществляется в процессе деятельности учреждений посредством применения комплекса мер исправительного воздействия на осужденных.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.