Некоторые пробелы, возникающие в области охраны труда — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Некоторые пробелы, возникающие в области охраны труда

2020-12-06 86
Некоторые пробелы, возникающие в области охраны труда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) [1]. Именно в силу принятой на себя обязанности по защите прав и свобод человека, в том числе права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (п. 3 ст. 37 Конституции РФ), государство определило основные направления своей политики в области охраны труда.

В настоящее время правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками, направленные на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья ра­ботников в процессе трудовой деятельности, содержатся не только в разделе Х Охрана труда Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) [2], но и в главе 41 Трудового кодекса РФ «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями», главе 42 «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет» и т. д.

Правовое регулирование охраны труда в России создает фундамент для разработки и реализации комплекса мер по созданию условий для максимальной защищенности жизни и здоровья работников, которые должны со­ответствовать международным нормам в этой области, а в дальнейшем и превышать эти требования. Реализация права работников на охрану труда невозможна без четко действующей системы, как государственного контроля (надзора), так и профсоюзного контроля за охраной труда.

Существовавшая ранее система оценки состояния условий труда, а именно аттестация рабочих мест с 1997 года по 2013 год, не повлияла на улучшение сос ­ тояния производственного травматизма, условий труда, снижение заболеваемости на производстве. Одна из причин такого явления связана с отсутствием или недостаточностью данных об условиях труда работников. Так, по данным Роструда, полученным Госинспекциями труда в субъектах Российской Федерации с 1 сентября 2008 г. (с момента обязательного предоставления работодателями сводных ведомостей по аттестации рабочих мест) по 1 июля 2013 г., количество хозяйствующих субъектов, предоставивших материалы аттестации рабочих мест (далее – АРМ), сос­тавило:

– всего 146 689 или 3 % от всех хозяйствующих субъектов;

– количество рабочих мест, на которых проведена АРМ 7 020 594 (15,1%);

– количество за­нятых на рабочих местах, на которых проведена АРМ, 11 073 695 (15,6%);

– ко­личество работников, занятых на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда и или несоответствующими по травмоопасности или обеспечению средствами индивидуальной защиты, без малого 7 млн. человек (6 159 616) или 46,6% от общей чис ­ ленности занятых на аттестованных местах [3].

Получается, что практически по­ловина достоверно обследованных рабочих мест несут опасность для здоровья работников.

С 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации «О специальной оценке условий труда» [4] и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» [5].

По замыслу разработчиков, процедура специальная оценка условий тру ­ да (далее – СОУТ) призвана стать универсальным инструментом для перехода от формального подхода к предоставлению гарантий и компенсаций к подходу, учитывающему только фактическое воздействие на организм работника вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Это должно, во-первых, обеспечить максимально объективное решение вопроса о том, необходимы ли компенсации за работу под воздействием вредных и опасных производственных факторов. А во-вторых, стимулировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий труда, в охрану труда, в том числе для того, чтобы освободиться от дополнительных страховых взносов. Необходимо учесть то, что сложившаяся практика показала, что объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах процедура аттестации рабочих мест не дала.

Недобросовестно к аттестации рабочих мест относятся и сами работодатели, так как согласно с ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [6], плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. В целях исключения проверок и сокрытия незаконных действий ор­ганизации большинство работодателей по истечении 3-х летнего срока существования организации закрывают прежнюю организацию и тут же открывают новую, изменяя наименование организации и оставляя деятельность прежней.

В соответствии с поправками, внесенными в Трудовой кодекс РФ для работников, условия труда на рабочих местах, которые по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, предусмотрены следующие льготы: работа не более 36 часов в неделю; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам составляет 7 календарных дней. Данные льготы могут быть заменены, денежной компенсацией, на основании отраслевого (межотрас-
левого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору.

В Федеральном законе «О специальной оценке условий труда» предусмотрены повышенные требования к штату и приборному обеспечению организаций, выполняющим специальную оценку, обязательность страхования ответственности, увеличение объема итоговой документации, затраты, связанные с обучением и сертификацией экспертов проводящих специальную оценку условий труда. Как нам представляется, это неизбежно повлияет на уменьшение числа организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда, а значит, в дальнейшем приведет к увеличению стоимости СОУТ и, как следствие, к увеличению затрат работодателей, а в целях обеспечения порядка на рынке услуг по оценке условий труда необходимо повысить ответственность организаций, осуществляющих специальную оценку условий труда, а именно ввести обязательное страхование гражданской ответственности вследствие использования результатов оценки условий труда.

Кроме того, необходимо развивать институт государственного контроля, в част­ности, предусмотренную  ст. 216.1 Трудового кодекса РФ государственную экспертизу условий труда. Госэкспертиза проводится с целью оценить качество специальной оценки условий труда и фактические условия труда работников, а также установить, правильно ли предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных со­юзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

В целях совершенствования государственного регулирования и усиления контроля и надзора за деятельностью организации в сфере охраны труда необходимо внести изменения в ч. 2 ст. 9 Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», указать пункт исключения: проверки, соблюдения охраны труда, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны тру­да в пределах их полномочий. Также следует регулярно осуществлять мониторинг условий труда, так как статистика должна быть объективной, современной ситуации состояния охраны труда в организациях с целью выявления и оперативного решения назревших проблем.

Таким образом, существующая нормативная база иг­рает важную роль в сфере обеспечения безопасности работников, но при вни­мательном изучении и систематизации соответствующих процедур можно сделать вывод о том, что ни законодательно, ни нормативно они не нацелены на решение главной задачи – сохранения здоровья работника. Другая важная проблема – низкое качество обучения работников по безопасному производству работ, а также дефицит грамотных специалистов по охране труда, что также связано с наличием пробелов в профессиональной подготовке.

 

Список использованных источников:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изм. и доп.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.


2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

3. Герасимова Т. В списке не значится // Охрана труда и социальное страхование. 2013. № 10. С.8.

4. О специальной оценке условий труда: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 52 ч.1, ст. 6991.

5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона: «О специальной оценке условий труда»: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 123, ст. 1238.

6. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. № 52 (ч. 1), ст. 6249.

 

Хромов Дмитрий Юрьевич,

студент 42-НБ группы очной формы обучения ВГУЮ (РПА Минюста России), г. Москва

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.