К вопросу производства по уголовным делам с участием несовершеннолетних — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

К вопросу производства по уголовным делам с участием несовершеннолетних

2020-12-06 79
К вопросу производства по уголовным делам с участием несовершеннолетних 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Преступность несовершеннолетних сегодня является одной из ключевых проблем российского общества. Ежегодно возрастают количественные показатели подростковой преступности, она приобретает групповой и организованный характер. По статистике в Российской Федерации в период с января по август 2015 года было зарегистрировано 39774 преступления, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии [1].

В УПК РФ имеется гл. 50, устанавливающая особенности как досудебного, так и судебного производства в отношении несовершеннолетних. Однако следует иметь в виду, что данные особенности имеют льготный, щадящий, в сравнении с обычной процедурой, характер [2, С. 12.].

Кроме того, существенное значение имеет и особое психофизиологическое состояние несовершеннолетнего, его склонность к совершению не вполне обдуманных поступков, повышенная внушаемость [3, C. 102.].

Именно поэтому в гл. 50 УПК РФ закреплены гуманные положения, в которых отражены общепризнанные международно-правовые стандарты и требования, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних лиц [4, C. 169].

В законе также определен дополнительный перечень специфических обстоятельств, подлежащих обязательному доказыванию по каждому уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним. В соответствии со ст. 421 УПК РФ также устанавливаются: 1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения; 2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности; 3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

Возраст несовершеннолетнего устанавливается при помощи соответствующих документов. Если они отсутствуют или вызывают сомнение, то в соответствии с п. 5 ст. 196 УПК РФ проводится судебная экспертиза. Если экспертиза установила возраст подозреваемого или обвиняемого, то днем рождения нужно считать последний день соответствующего года. Если определен промежуток между максимальным и минимальным возрастом, то засчитывается минимальный.

Установление возраста несовершеннолетнего необходимо для определения, является ли обвиняемый субъектом преступления, поскольку согласно ч. 1 ст. 20 УК РФ общий возраст, с которого наступает уголовная ответственность, - 16 лет. Лишь в случаях, прямо указанных в законе (ч. 2 ст. 20 УК РФ), уголовная ответственность наступает с 14-летнего возраста. Кроме того, установление точного возраста несовершеннолетнего позволяет более индивидуализировать наказание в случае признания лица виновным по приговору суда.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 421 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних подлежат выявлению условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень его психического развития и иные особенности его личности. Это необходимо для выяснения того, в какой обстановке (благоприятной или неблагоприятной) происходило формирование личности подростка.

Кроме того, в ч. 2 ст. 421 УПК РФ закреплено, что при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Установление такого факта является основанием прекращения уголовного преследования в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. Влияние на несовершеннолетних старших по возрасту лиц (п. 3 ч. 1 ст. 421 УПК РФ) является дополнительным фактором, дестабилизирующим поведение подростка. Поэтому по каждому уголовному делу необходимо устанавливать:

1) старших по возрасту соучастников;

2) иных старших по возрасту лиц, которые сами не принимали участия в совершении преступления, однако оказали общее негативное воздействие на подростка.

Рассматривая участие несовершеннолетних субъектов в следственных действиях, обратимся к цифрам. Результаты изучения уголовных дел показывают, что из всех следственных действий, в которых принимали участие несовершеннолетние лица, допрос составляет 66,3 %, экспертиза – 14,6%, очная ставка – 12,4%, выемка – 2,7% [5]. Показатели остальных следственных действий (осмотр места происшествия, следственный эксперимент, предъявление для опознания) составляют менее одного процента каждый. Как видно из приведенных данных, в большинстве своем участие несовершеннолетних лиц в следственных действиях связано с получением от них информации, имеющей важное значение для правильного и полного установления обстоятельств предмета доказывания (ст. 68 УПК).

Важной гарантией обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних лиц на предварительном расследовании, а также условием успешного производства следственных действий с их участием следует считать привлечение в уголовный процесс специалиста в области возрастной педагогики и психологии.

В уголовном процессе распространено мнение, что педагог – это специалист, помогающий следователю установить психологический контакт с несовершеннолетним во время допроса.

Между тем в специальной литературе замечено, что основная функция педагога на допросе состоит в установлении контакта с ребенком, в педагогически правильной постановке вопросов, в обеспечении оптимального эмоционального состояния допрашиваемого. При этом не исключается, что помощь педагога может быть использована и при составлении протокола следственного действия для тщательной фиксации особенностей речи допрашиваемого ребенка.

В связи с этим будет наиболее удачной замена в УПК термина «педагог» на термин «специалист в области возрастной педагогики и психологии». Под таким специалистом следует понимать лицо, обладающее специальными познаниями в области педагогики и психологии несовершеннолетних, владеющее профессиональными навыками работы с детьми соответствующей возрастной группы и имеющее опыт такой деятельности.

Делаем вывод, что в юридической литературе предлагается более широко использовать помощь специалиста-педагога, чем это предусмотрено в действующем законодательстве. В частности, предлагается приглашать его при производстве не только допроса, но и очных ставок, предъявлении для опознания, проверке показаний на месте. Считаем, что исключительный характер вовлечения несовершеннолетних лиц в уголовное судопроизводство объясняется возможностью их частичного участия в производстве предварительного расследования, в производстве ограниченного числа следственных действий, а также важностью соблюдения конфиденциальности сведений о личности подростка на любом этапе судопроизводства.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.