Опыт реализации системы работы воспитателя по трудовой социализации дошкольников 4-5 лет и его результаты. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опыт реализации системы работы воспитателя по трудовой социализации дошкольников 4-5 лет и его результаты.

2020-11-19 103
Опыт реализации системы работы воспитателя по трудовой социализации дошкольников 4-5 лет и его результаты. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель данного этапа исследования: проверить результаты формирующего эксперимента. Для того чтобы проверить результаты, был проведен контрольный срез. В ходе контрольного среза использовались те же методики, что и в констатирующем эксперименте на 2-ух группах.

Если в ходе наблюдения в констатирующем эксперименте результаты были:                                                                                                       Таблица 5.

Результаты наблюдения за сформированностью отношения к труду

(количество учащихся)

Критерии

отношения к труду

Группа №1

Группа№2

В С Н В С Н
№1   1ч. 6ч. 3ч. 3ч. 5ч. 2ч.
№2 1ч. 5ч. 4ч. 3ч. 7ч. 0ч.
№3 1ч. 3ч. 6ч. 3ч. 7ч. 0ч.
№4 1ч. 5ч. 2ч. 6ч. 2ч.
№5 0ч. 4ч. 6ч. 1ч. 7ч. 2ч.
Среднее значение 1 1. ч. 4 ч. 5 ч. 2 ч. 6 ч. 1 ч.

 

В контрольном срезе результаты 1 группы значительно поднялись, это видно из таблицы (см. приложение 29,30). Обобщив результаты их можно представить в виде общей таблицы:                                             Таблица 6.

Критерии

отношения к труду

Группа №1

Группа№2

В С Н В С Н
№1 5ч. 5ч. 0ч. 3ч. 5ч. 2ч.
№2 4ч. 6ч. 0ч. 3ч. 7ч. 0ч.
№3 3ч. 7ч. 0ч. 3ч. 7ч. 0ч.
№4 3ч. 7ч. 0ч. 2ч. 6ч. 2ч.
№5 3ч. 7ч. 0ч. 1ч. 7ч. 2ч.
Среднее значение 4 ч. 6 ч. 0 ч. 2 ч. 6 ч. 1 ч.

Далее проведена беседа с детьми для выявления знаний о труде, и формировании у них нравственных мотивов. Обобщив результаты их можно представить в виде таблицы:                                          

Группа №1

Было Стало
В – 1 В – 3
С – 5 С – 7
Н – 4 Н – 0

Группа №2

Было Стало
В – 2 В – 2
С – 7 С – 7
Н – 1 Н – 1

                  


 

На основании таблиц можно составить сравнительный график:

 

                                                                                                            Рис 1.

Затем была повторно проведена беседа с детьми о труде взрослых (см. приложение 31). Проанализировав ответы можно составить общую таблицу по результатам.                                                                          Таблица 8.

Критерии

Группа №1

Группа №2

Было Стало Было Стало
Объем представлений достаточно полный. 1 ч. 3ч. 2ч. 2ч.
Объем представлений неполный. 5ч. 7ч. 7ч. 7ч.
Объем представлений недостаточен. 4ч. 0ч. 1ч. 1ч.

Так же была повторно проведена беседа о труде детей (см. приложение 32). Проанализировав ответы можно составить общую таблицу. Таблица 9.

Критерии

Группа №1

Группа №2

Было Стало Было Стало
Объем представлений достаточно полный. 1 ч. 3ч. 2ч. 2ч.
Объем представлений неполный. 5ч. 7ч. 7ч. 7ч.
Объем представлений недостаточен. 4ч. 0ч. 1ч. 1ч.

 

Обобщив все результаты контрольного среза можно представить их в виде диаграмм. Диаграммы групп по уровням развития нравственных качеств в труде. 1 группа:

Было                                                       Рис. 2.

Стало

2 группа: Осталась на прежнем уровне.

Вывод:

В итоге нашей работы получается, что отчетлива, видна динамика повышения уровня формирования положительных нравственных качеств детей в труде, в данной экспериментальной группе, в ходе проведенной работы. Отсюда следует, что гипотеза подтвердилась. У детей сформировались положительные отношения к самому себе, к людям, к труду. Они стали понимать значимость труда людей разных профессий для общества, стали более отзывчивы, самостоятельны, настойчивы. А для того, чтобы уровень нравственного воспитания в труде не понизился, родители и воспитатели должны заниматься воспитанием ребят сообща, советуясь друг с другом.

 

Заключение.

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых общест­вом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Это единст­венная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательно­го отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и лич­ностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и роди­телей — не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст — ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для не­го радость бытия, радость познания, радость взросления — обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Важная задача педагога — помогать ребенку в активном и самосто­ятельном приобретении собственного опыта, развивать его желания и потребности в получении определенных трудовых умений.

Труд позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комп­лекс качеств, формирующих умение учиться (понимание смысла учеб­ных задач, их отличия от практических задач; осознание способа вы­полнения действий; навыки самоконтроля, самооценки и др.). В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, во­ображение, мышление, внимание, воля; формируются основные ка­чества личности (самостоятельность, активность, целеустремленность). По мнению многих исследователей, для развития этих личностных качеств необходимо формирование трудолюбия.

Следует приобщать детей к здоровому образу жизни через по­сильный труд. В процессе труда у ребят укрепляются мышцы, раз­вивается сила, ловкость, выносливость, совершенствуются разнооб­разные движения. Дети приобщаются к порядку, учатся ухаживать за своим телом, понимая, что залогом здоровья является чистота.

Большое внимание необходимо уделять развитию эмоциональной сферы дошкольника. Если труд входит в его жизнь не однообразно, скучно и навязчиво, а интересно, радостно, увлекательно, ребенок по­лучает от него удовлетворение, чувствуя причастность к настоящему делу, радуясь своим успехам. Труд позволяет ребенку почувствовать свою самоценность, уверенность в своих возможностях. У ребенка формируется чувство хозяина по отношению к своей группе; он учит­ся организовывать свою бытовую сферу, постепенно и естественно ос­иливая необходимый для этого бытовой труд.

Таким образом, трудовое воспитание - это про­цесс, интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственно­го становления личности ребенка.

Список литературы:

1. С.А.Козлова, Н.К.Ледовских, В.Д. Калишенко и др.: Под ред. С.А.Козловой - Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений– М.:Издательский центр «Академия», 2002 г.

2. И.К.Курочкина - Как научить ребенка поступать нравственно – 2-е изд. – М., «Флинта»,2002г.

3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2000г.

4. Макаренко А.С. - Воспитание гражданина/Сост. Р.М. Бескина, 

М.Д. Виноградова. – М.: Просвещение, 1988г.

5. Урунтаева Г.А. - Дошкольная психология, учеб. пособие. М.: Академия, 2001г.

6. Психологическая энциклопедия. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакцией члена- корреспондента РАО А.А.Реана – С-Пб.; «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2005г.

 7. С.А.Козлова, Т.А.Куликова. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2000г.

 8. Эмоциональное развитие дошкольника. Пособие для воспитателей детского сада. Под редакцией А.Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985г.

 9. Дошкольная педагогика. Методика и организация коммунистического воспитания в детском саду. Под редакцией В.И. Логиновой и 

П.Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 1983г.

 10. Р.С.Буре, Л.Ф. Островская. Воспитатель и дети. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1985г.

 11. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. Под редакцией

Р.С.Буре. М.: Просвещение, 1987г.

 12. Мудрость воспитания. Книга для родителей. М.: Педагогика, 19887г.

 13. Нравственное воспитание в детском саду. Под редакцией В.Г.Нечаевой и Т.А. Марковой. М.: просвещение, 1978г.

 14. Воспитание дошкольника в труде. Под редакцией В.Г.Нечаевой. М.: Просвещение, 1983г.

 15. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. Под редакцией А.М.Виноградовой. М.: Просвещение, 1989г.

 16. Р.С.Буре, Г.Г.Година. Учите детей трудиться. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983г.

 17. Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. Под редакцией В.Г.Нечаевой и Т.А.Марковой. М. Просвещение, 1984 г.

 18. Программа воспитания и обучения в детском саду. Отв. Ред. М.А.Васильева. М.: Просвещение, 1985г.

 19. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. Под редакцией А.М.Виноградовой. 

М.: Просвещение, 1980г.

 20. И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учеб. заведений. М. Творческий центр. 2001г.

 21. Л.И. Каплан. Посеешь привычку – пожнешь характер. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1980г.

 22. В.С. Мухина. Детская психология. Учеб. для студентов пед. ин-тов.

М.: Просвещение, 1985г.

 23. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие. Под редакцией В.И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 1986г.

 24. Воспитание дошкольника в труде. В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Загик и др. М.: Просвещение, 1980.

25.Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя дет. сада. В.В. Гербова, Р.А. Иванкова, Р.Г.Казакова и др.:Сост. Г.М. Лямина. М.: Просвещение 1984.

26.Культура, нравственность, человек: Автореферат, АНРУ, Изд. «Фан»,Ташкент,1991 г. – Ак. Наук республики Узбекистан ин-т фил-ии и права им. И.М. Муминова.

27. Субботский Е.В. Психологические основы нравственного развития личности дошкольника. Автореферат диссертации на соискательстве ученой степени доктора психологических наук, М. 1983г. Изд. Московского ун-та.

28. Психолого – педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста: Сб. науч. трудов/Редкол.: Т.С. Комарова, и др. – М., Изд – во АПНСССР- 1983.

29.Формирование социально – психологической готовности к труду. Сборник научных трудов, отв. ред. Я.Л.Коломенский. Минск пединститут им. А.М.Горького – 1987.

30. Психология совместного труда детей: Кн. Для воспитателя детского сада, учителя. Я.Л.Коломинский, Б.П. Жизневский, Л.А.Холева и др.:Под. ред. Я.Л. Коломинского – Мн. нар. просв.-1987.

31. Дошкольная педагогика: Методика и организация воспитания в детском саду. Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой – М.: Просвещение, 1983.

32. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. - М., 1988.

33. Крухлет М. В.Проблема целостного развития ребенка-дошколь­ника как субъекта трудовой деятельности. - СПб, 1995.

34.Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство – Пресс,2004.

35.Обучение и воспитание до­школьников в деятельности. Под ред. Р. С. Буре. — М., 1994.

36.Буре Р. С, Година Г. Н. Учите детей трудиться. — М., 1983.

37. ГульянцЭ. К., БазикИ.Я. Что можно сделать из при­родного материала.— М., 1984.

38. Эмоциональное развитие дошкольника. Под ред. А. Д. Кошелевой. — М., 1985.

39. Кокорева Н. Н., Бондаренко А. К. Любить труд на род­ной земле. — М., 1987.

40. Воспитание дошкольника в труде. Под ред. В. Г. Нечаевой. — М., 1974.

41. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. — СПб., 2002.

42 КуцаковаЛ.В. Конструирование и ручной труд в дет­ском саду. — М., 1990.

43.. Куцакова Л. В. Дошкольники трудятся. Комплект метод. пособий. — М., 1996.

44. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольни­ков.- М., 1991.

45. НеверовичЯ. И. Пси­хология личности и деятельности дошкольника. — М., 1965.

46. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском са­ду. Под ред. Р. С. Буре. - М., 1987.

47. Сергеева Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.— М., 1987.

48. ТаллерЛ. А. Все начинается с примера. — Минск, 1982.

49. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М., 2007.

50.Л.В. Куцакова. Нравственное воспитание в детском саду. – М,200

 

                        

 

 

                                                Приложения.

 

                               

 

                                 

                      Таблица №1 по критериям наблюдения.

Ф.,И.

1

2

3

4

5

6

В С Н В С Н В С Н В С Н В С Н В С Н
1.Карпова Настя                                                               С     С     С     С     С       Н
2.Васильев Коля                                                               Н     Н     Н   С       Н     Н
3.Мартынова Кристина                                               В     В     В     В       С     С  
4.Прусаков Данил                                                            Н     Н     Н   С       Н     Н
5.Веселов Иван                                                              С       Н     Н   С       Н     Н
6.Челленяк Виолетта                                                     С     С     С       Н   С     С  
7.Балутин Данил                                                            С       Н     Н     Н     Н     Н
8.Рябинина Арина                                                           Н   С     С       Н   С     С  
9.Юлдашева Алина                                                       С     С       Н     Н     Н   С  
10.Габдурахманова Ангелина   С     С     С       Н     Н   С  

 

 

                                                                                                     

                                                                                                          

                                                                                             

                                                                                                        

 

 

                                                                                                      Приложение 1.

                            Таблица №2 по критериям наблюдения.

Ф.,И

1

2

3

4

5

6

В С Н В С Н В С Н В С Н В С Н В С Н
1.Алексеев Леша   В     В     В     В     В     В    
2.Жебелева Лиза     С     С     С       Н   С     С  
3.Чистяков Илья     С     С     С     С     С     С  
4.Гашкова Лиза       Н   С     С     С     С     С  
5.Бакулина Ксюша     С     С     С     с     С     С  
6.Петров Дима     С   В     В       С       Н     Н
7.Фекличев Егор   В     В     В     В       С     С  
8.Сергеев Никита       Н   С     С       Н     Н     Н
9.Александрова Саша     С     С     С     С     С     С  
10.Катрюк Влад   В       С     С     С     С     С  

 

                                                                                                           

 

                                                                                                          

 

                                                                                                        Приложение 2

                                  План беседы о труде взрослых.

Воспитатель: «Ты, наверное, видел, как трудятся взрослые. О каких про­фессиях ты можешь рассказать?»

После перечисления ребенком знакомых ему профес­сий педагог предлагает: «Расскажи про работу кого-нибудь из них...»

Если такой вопрос, заданный в общей форме, вызывает у него затруднения, необходимо сформулировать его более раз­вернуто:

— Представь себе, что ты пришел посмотреть на работу (указывается та профессия, которая была названа ребенком). Расскажи, что ты увидишь?..

— А какие вопросы ты захочешь задать взрослому? О чем тебе захочется узнать?

— А теперь представь себе, что ты уже стал взрослым. К тебе пришли ребята из детского сада посмотреть на твою работу. Что ты им покажешь? О чем расскажешь?

Если даже на такие конкретные вопросы ребенок затруд­няется ответить, ему предлагаются наводящие вопросы:

— Например, твоя мама решила приготовить на обед кот­леты. Что она будет делать сначала, что потом?

— А как она будет готовить котлеты, чтобы они были вкусными и понравились всей семье?

— Какое значение имеет мамина работа на кухне для всей семьи?

 

 

                                                                                              Приложение 3.

Таблица №3, по критериям беседы о труде взрослых группа№1.

Ф.И. 1 критерий 2 критерий 3 критерий
1.Карпова Настя                                                               ×  
2.Васильев Коля                                                               ×
3.Мартынова Кристина                                               ×    
4.Прусаков Данил                                                            ×
5.Веселов Иван                                                                ×
6.Челленяк Виолетта                                                     ×  
7.Балутин Данил                                                              ×
8.Рябинина Арина                                                         ×  
9.Юлдашева Алина                                                       ×  
10.Габдурахманова Ангелина   ×  

 

                                                                                                 

 

 

                                                                                                   Приложение 4.

Таблица №4, по критериям беседы о труде взрослых группа№2.

Ф.И. 1 критерий 2 критерий 3 критерий
1.Алексеев Леша   ×    
2.Жебелева Лиза     ×  
3.Чистяков Илья     ×  
4.Гашкова Лиза     ×  
5.Бакулина Ксюша     ×  
6.Петров Дима     ×  
7.Фекличев Егор   ×    
8.Сергеев Никита       ×
9.Александрова Саша     ×  
10.Катрюк Влад     ×  

 

 

                                                                                              Приложение 4.

Таблица №5, по критериям в беседе о труде детей группа №1.

Ф.И. 1 критерий 2критерий 3 критерий
1.Карпова Настя                                                               ×  
2.Васильев Коля                                                               ×
3.Мартынова Кристина                                               ×    
4.Прусаков Данил                                                            ×
5.Веселов Иван                                                                ×
6.Челленяк Виолетта                                                     ×  
7.Балутин Данил                                                              ×
8.Рябинина Арина                                                         ×  
9.Юлдашева Алина                                                       ×  
10.Габдурахманова Ангелина   ×  

 

                                                                                                    Приложение 5.

Таблица №6, по критериям в беседе о труде детей группа №2.

Ф.И. 1 критерий 2 критерий 3 критерий
1.Алексеев Леша   ×    
2.Жебелева Лиза     ×  
3.Чистяков Илья     ×  
4.Гашкова Лиза     ×  
5.Бакулина Ксюша     ×  
6.Петров Дима     ×  
7.Фекличев Егор   ×    
8.Сергеев Никита       ×
9.Александрова Саша     ×  
10.Катрюк Влад     ×  

 

 

                                                                                                   Приложение 5.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.