Методы исследования проблемы трудовой социализации детей 4-5 лет. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Методы исследования проблемы трудовой социализации детей 4-5 лет.

2020-11-19 97
Методы исследования проблемы трудовой социализации детей 4-5 лет. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для анализа отношения детей 5-6 лет к труду были выделены следующие критерии: 

1. Представления о труде и трудовой деятельности.

2. Трудовые умения и навыки.

3. Способность к волевым действиям в трудовой деятельности.

4. Желание достичь хорошего результата в труде.

5. Желание трудиться, помогать взрослым.   

Охарактеризуем, каким будет наполнение каждого из этих критериев для высокого уровня сформированности трудовой социализации детей.     

1. Ребенок имеет представление о различных профессиях – повар, няня, врач, плотник, воспитатель, продавец, почтальон, пожарный, милиционер, строитель и другие. Может рассказать о результатах труда людей разных профессий для общества, о своем отношении к труду этих людей.

 2. У ребенка сформировались трудовые умения, навыки организации и планирования своего труда, осуществляется самоконтроль и самооценка. Ребенок овладел трудовыми навыками, может сам поставить цель своего труда, определить средства его выполнения и получить результат. На всех этапах труда ребенок контролирует свои действия и в конце работы может оценить свою работу.

 3. Ребенок проявляет нравственно-волевые качества (настойчивость, целеустремленность, ответственность за результат), у него сформирована готовность к труду, развита самостоятельность. Ребенок в труде проявляет настойчивость, целеустремленность, осознает важность своего труда и старается выполнять его качественно, чтобы получить хороший результат, проявляя при этом готовность трудиться.

 4. Ребенок стремится к получению качественного результата, хочет, чтобы результат порадовал людей.        

5.Ребенок проявляет умение и желание включаться в совместный труд, проявляет доброжелательность, активность, инициативу, осознает себя как члена детского коллектива.    

По критериям можно выделить уровни отношения дутей к труду:

По первому критерию высокому уровню соответствует - ребенок называет более 15 профессий и может рассказать о труде этих людей и выразить к 10 свое отношение.

Среднему уровню соответствует – ребенок знает 10 -15 профессий может рассказать о 9- 10 из них и выразить свое отношение.

Низкому уровню соответствует – ребенок может назвать меньше 10 профессий, рассказать о некоторых и выразить свое к ним отношение.

По второму критерию – высокому уровню соответствует – ребенок может спланировать этапы своего труда самостоятельно, выполнив все трудовые действия, может себя оценить в процессе выполнения труда.

Среднему уровню соответствует – ребенок может спланировать этапы труда, но выполнить только при помощи взрослого. Не всегда способен к самооценке.

Низкому уровню соответствует – ребенок планирует этапы труда совместно с взрослым, и выполняет их, часто обращаясь к взрослому, не может дать оценку выполненному трудовому действию.

По третьему критерию –

Высокому уровню соответствует – ребенок самостоятелен в труде, проявляет настойчивость, целеустремленность до конца работы, у него сформирована, готовность трудиться.

Среднему уровню соответствует – ребенок не всегда самостоятелен в труде, слабо выражена настойчивость и ответственность за результат, готовность трудиться проявляется, только используя помощь взрослого помощью взрослого.

Низкому уровню соответствует – ребенок не проявляет нравственно – волевых качеств в труде, трудится только совместно с взрослым.

По четвертому критерию –

Высокому уровню соответствует – ребенок стремиться выполнять трудовые действия качественно, видя нравственные мотивы в процессе труда

Среднему уровню соответствует – ребенок видит нравственные мотивы в труде, но при этом не всегда проявляет стремление трудиться качественно.

Низкому уровню соответствует – ребенок не видит нравственных мотивов и качество выполнения работы для него не важно.

По пятому критерию –

Высокому уровню соответствует – ребенок охотно включается в совместный труд, в нем он активен, внимателен к товарищам, часто бывает инициативен.

Среднему уровню соответствует – ребенок включается в совместный труд по мере необходимости, в труде часто активен, но работает только за себя, не относя себя к коллективу.

Низкому уровню соответствует – ребенок включается в совместный труд только по предложению взрослого, в труде мало активен, не обращает внимания на то, что он член детского коллектива и трудится, не зависимо от всех.

Для уточнения мотивов, побуждающих дошкольников к труду, и его знаний о труде нами была проведена беседа с ребёнком с использованием карточек с картинками. На картинках размером 9x12 см изображены до­школьники в процессе труда:

- ребёнок чистит обувь, накрывает постель, пришивает пуговицу к рубашке;

-сажает лук, поливает цветы, кормит рыбок, рыхлит землю;

- стирает кукольное белье, моет игрушки, протирает с полок пыль;

- делает поделку из природного материала, склеивает коробку для семян.

Далее идет индивидуальная беседа:

Воспитатель: «Я сейчас буду показывать тебе картинки. На них нарисованы ребята, которые трудятся. А ты выберешь, какая тебе понравится».

Предъявляется первая серия картинок (труд по самообслу­живанию). Картинка, выбранная ребенком, остается на столе. Остальные убираются.       Воспитатель. Почему ты выбрал именно это дело из всех?

Подобным образом предъявляются остальные серии. Таким образом, перед ребенком остаются 4 картинки (по одной из каждой серии).

Ребенку задаются следующие вопросы:

Почему ты выбрал именно эту?

Какие инструменты тебе понадобятся, чтобы справиться с работой, изображенной на картинке?

Что ты будешь делать сначала, а что потом?

Как ты решишь, хорошо ли ты выполнил свое дело?

Если бы тебя попросили показать другому ребенку, кото­рый не умеет выполнять это дело, что бы ты ему показал, что разъяснил?

По ответамребенка мы можем судить: о наличии знаний об ин­струментах, необходимых для выполнения избранной работы, о последовательности трудовых операций, о планировании трудового процесса, самоконтроля и самооценки, о мотивах, побуждающих к труду.

Анализируя методику можно определить уровни развития знаний ребенка о труде, и о сформированности у него желания трудиться.

Для оценки представлений детей о труде взрослых была проведена беседа с детьми о труде взрослых (см. приложение3). Беседа позволяет определить полноту детских представлении о труде людей о содержании трудовых действий, об их последовательно­сти, о необходимых орудиях труда; окачестве трудовых действий; об отношении к труду, личностных качествах труженика; оважности труда.

По ответам детей можно определить уровень сформированности представлений о труде взрослых:

Высокий уровень. Объем представлений достаточно полный: в ответе есть характеристики труда взрослого в общей форме или на конкретных примерах.

Средний уровень. Объем представлений неполный: в ответе отсутствуют отдельные характеристики труда людей, нет оценки его важности.

Низкий уровень. Объем представлений недостаточен: ребенок отвечает только на наводящие вопросы, ответы односложны (см. приложение 4).

Затем была проведена беседа о труде детей, которая дает возможность понять, что побуж­дает детей включаться в труд: желание приносить пользу, помо­гать взрослым, заботиться о сверстниках, или это всего лишь пассивное послушание, стремление избежать отрицательных оценок в свой адрес.

В ходе беседы были заданы вопросы:

1. Как ты думаешь, зачем дети дежурят?

2. Какие дела выполняют дежурные?

3. Если бы воспитатель младшей группы попросил тебя научить детей дежурить, как бы ты стал это делать? О чем бы рассказал им?

4. Представь себе, что ты — воспитатель. Ты поручил не­скольким ребятам убрать вместе стеллаж с игрушками и стал наблюдать за ними. На что ты бы обратил внимание? Кого бы из детей похвалил и за что? А кому бы тебе пришлось что-то объяснить?            

Чтобы лучше узнать, уделяется ли внимание трудовому воспитанию детей дома, было проведено анонимное анкетирование родителей. Форма ответов «да», «нет».

Анкета для родителей.

1. Привлекаете ли вы своего ребенка к труду дома?

2.Есть ли у вашего ребенка постоянные трудовые обязанности?

3.Всегда ли ваш ребенок охотно выполняет трудовые поручения, проявляя интерес к работе?

4.Ваш ребенок выполняет трудовые действия по своей инициативе дома?         

5.Знакомите ли вы своего ребенка с трудом других людей, вызывая у них положительные чувства?

6.Может ли ваш ребенок назвать место вашей работы, профессию, коротко рассказать о том, чем вы занимаетесь, каковы ваши обязанности?


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.