Трудовой деятельности дошкольника. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Трудовой деятельности дошкольника.

2020-11-19 92
Трудовой деятельности дошкольника. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

23.       Трудовое воспитание в дошкольном возрасте тесно связано с нравственным воспитанием: в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми. При условии целенаправленного педа­гогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств.

24.       Воспитатель учит детей выполнять трудовой процесс в определен­ной последовательности, проявляя при этом свои умения, ловкость, сноровку, деловитость, организованность. Он учит элементарно соотносить результат с поставленной целью, задачей. Полученный результат (посуда чистая, белье выстирано) дает основание судить о целенаправленности действий ребенка при выполнении работы, о проявлении элементарной ответственности. Задачи нравственного воспитания в труде имеют свою специфику. Их решение связано с формированием у ребенка таких качеств, которые характеризуют его отношение к труду и всему, что с этим связано: аккуратность, бережное отношение к вещам, взаимопомощь, дружелюбие. Эти качества не могут быть сформированы без специального педагогического руководства. Формирование их связано с воздействием на эмоциональную сферу ребенка, на включение в методику руководства таких средств и приемов, которые вызывали бы желание охотно принимать поставленную цель и достичь ее, заставляли бы испытывать радость от самого процесса труда. Результатом нравственного воспитания в труде должно стать не только умение, но и желание трудиться, в этом и проявляется качественная характеристика начал трудолюбия.

25.       Эффективность воспитания и обучения зависит от того, на­сколько эмоционально ребенок относится к обучению, к сложив­шейся ситуации, как переживает успехи и неудачи. Благодаря положительным чувствам сам процесс деятельности начинает восприниматься им как что-то само по себе положительное.

26.       Обучение детей трудиться и воспитание их в процессе труда - это два тесно переплетающихся способа педагогического воздействия на детей, которые не должны разрываться. Нравствен­ное воспитание в труде тесно связано с уровнем развития трудовой деятельности. Этот уровень различен на разных возрастных этапах дошкольного детства. Он может различаться даже в пределах одного возраста, хотя опора идет на общие закономерности развития.

27.       Известно, что в младшем дошкольном возрасте труд как самостоятельная деятельность еще не сформировался ни в сознании, ни в поведении детей. Часто включение их в трудовой процесс не отличается от их поведения в игре. Важно пронаблюдать и поведение младшего дошкольника во время выполнения поручений. Оно граничит с игровым действием, а иногда вообще превращается в игру (мытье пластмассовых игрушек, купанье кукол, расстановка игрушек по своим местам). Активно принимая поставленную взрослым задачу, малыши не могут еще действовать целенаправленно. Труд для них притягатель­ный и желанный благодаря новизне, необычности действия, благодаря тому, что можно подражать взрослым: стирать, как мама, накрывать на столы, как няня, как дежурные в старшей группе. Однако увлечение процессом «деланья» часто превращает труд малышей в игру, а игру в труд. Порой эти два вида деятельности настолько слиты, что их трудно разграничить.

28.       Старшие дошкольники уже хорошо различают игру и труд и соответственно ведут себя в них. Они знают последовательность выполнения определенного задания и практически никогда не превращают его в игру, а действуют согласно поставленной перед ними цели. Более того, многие творчески подходят к решению поставленной задачи. Например, некоторые старшие дошкольники отказываются поливать цветы водой из-под крана. При этом они говорят: «Надо, чтобы она постояла до завтра и согрелась», «Так нельзя поливать: растения не будут расти». Дети знают, что разные цветы надо и поливать по-разному: одни — в горшок, другие — в поддон, «а то корни загниют». Ребята поливают растения по порядку, последовательно, по-деловому переходя от одного растения к другому. Завершив работу, они ставят лейку на место, предварительно наполнив ее водой. Выполняя задание, дети осознают смысл своих действий. Старшие дошкольники хорошо представляют себе смысл предстоящей работы, ее последовательность.     

29.       Чем выше уровень развития трудовой деятельности, тем больше возможности для решения задач нравственного воспитания. Известно, что отношение к труду складывается очень рано, задолго до того, как малыш сможет самостоятельно выполнять трудовые поручения взрослых, овладеет навыками самообслужива­ния. Следует заметить, что некоторые дети уже в раннем возрасте обнаруживают негативное отношение к труду. Еще не столкнувшись с трудом, малыши отказываются трудиться. Воспита­ние отношения к труду, желания трудиться должно, начинаться рано, до овладения трудовыми навыками, и, конечно, продолжаться в процессе становления деятельности.

30.       Трудовая деятельность подчинена логике, развивается в определенной последовательности, и в соответствии с нею ставятся и решаются воспитательные задачи. Представление о труде как целостном процессе должно включать все его структур­ные части. Если же мы не обнаруживаем у детей некоторых его частей, значит, надо полагать, что труд как самостоятельная деятельность пока не сложился.

31.       Цель — это представляемый результат деятельности. Способы осуществления — это необходимые действия для достижения цели, приобретения навыков и умений. Сюда же входят такие интеллек­туальные действия, как планирование и самоконтроль, во многом определяющие качество выполнения работы. Результат показывает соответствие деятельности поставленной цели. Мотив определяет цель деятельности, является ее побудителем. Все структурные компоненты деятельности тесно связаны между собой, находятся в определенной зависимости.

32.        Таким образом, при организации работы по трудовому воспитанию надо в той или иной мере оценивать значение различных компонентов трудовой деятельности. Учет их особенностей на каждой возрастной ступени позволяет дать характеристику трудовой деятельности как целостной, а это важно и необходимо для решения задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста в труде.

33.       Существуют компоненты, оказывающие непосредственное влияние на формирование личности ребенка, на воспитание у него нравственных качеств - это цель и мотив трудовой деятельности, именно они определяют ее личностный смысл. Другие компоненты труда могут оставаться нейтральными при воспитательном воздействии на личность, если педагог не использует их для этой цели специально.

34.       Стержнем формирования личности является отношение к поставленной цели, к процессу ее реали­зации, к достигнутому результату определяет отношение к трудовому процессу в целом. Поэтому надо иметь в виду, что в процессе формирования трудовой деятельности не все ее структурные компоненты прямо влияют на формирование эмоционально-положительного отношения к труду. Их воспитательное воздействие на личность ребенка может быть лишь при определенных условиях, позволяющих наполнять их нравственным содержанием. Тем самым будет создаваться и поддерживаться эмоционально-положительная основа на всех этапах трудового процесса, а не только на тех, когда воспитательное воздействие на личность того или иного компонента труда очевидно.

35.   Выводы:

36.       Для того чтобы труд стал средством нравственного воспитания, уже в дошкольном возрасте следует, наряду с привитием трудовых навыков, направлять усилия ребенка на общественно полезную работу, в которой рождается удовлетворение своей деятельностью для других, понимание своей связи со всеми. В труде формируются дружеские взаимоотношения: доброжелательность, умение уступить, оказать услугу, предложить помощь. Зарождаются деловые взаимоотношения, для которых характерно умение распределять и планировать общую работу, стремление самому доводить дело до конца, оказывать друг другу помощь и относиться с чувством ответственности к порученному делу. В труде дошкольники успешно усваивают и закрепляют нравственные нормы поведения.

37. Трудовое воспитание и трудовая социализация.

Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания

А.С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.

Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему. И Великий Ушинский, и А..C. Макаренко, В.A. Сухомлинский, Н.К. Крупская.

Некоторые из их высказываний я приведу в своей работе.

«Труд – первое основное условие всей человеческой жизни и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: Труд создал самого человека.»

Великий педагог В.А. Сухомлинский  писал, что «труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.»

Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе.

В.А Сухомлинский.

"Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства"

К. Ушинский.

Мысли Ушинского о трудовом воспитании достаточно глубоки. Ушинский утверждает что, материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья.

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов. А. С. Макаренко.

Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.

Особое значение Н.К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, - это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».

Вместе с тем она призывала педагогов учитывать возможности детей, особенности детского труда, его своеобразие, связь с игрой.

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

При организации труда воспитатель руководствуется той «Программой воспитания в детском саду», по которой педагог осуществляет педагогический процесс, которая определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой возрастной группе. В настоящее время существует не мало различных программ разных авторов, например,  в 1995 году коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им.А.И.Герцена (В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.) была разработана программа «Детство», работа по программе «Радуга» ведется по заказу Министерства образования России с 1989 г. Авторы программы (Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.) назвали ее «Радуга», сравнивая с семью цветами радуги. Программа «Кроха» разработана авторским коллективом Нижегородского института развития образования под руководством кандидата педагогических наук Г.Г. Григорьевой. «Программа воспитания и обучение в детском саду» (Под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.), рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации, выпущена в 2005 году в новой редакции.

 Постепенно от группы к группе задачи трудового воспитания усложняются и расширяются. Начиная со второй младшей группы, в разделе «Труд в природе» выделяется подраздел «Работа в уголке природы», а в старшей группе как самостоятельный вид труда вводится ручной труд.

Организуя трудовую деятельность воспитатели обеспечивают всестороннее развитие детей, помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и самостоятельность. Педагоги детского сада учитывают основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно:

- подчеркивают общественную значимость труда;

- следят за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;

- строго соблюдают нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления;

- постепенно расширяют самостоятельность детей;

- создают благоприятную психологическую атмосферу, формируют у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;

направляют внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий.

В средней группе хозяйственно-бытовой труд занимает большое место. Детям становится доступным овладение навыками ухода за игрушками, он уже может сам мыть их щеточкой с мылом, чистить, протирать влажной тряпкой от пыли, убирать стеллажи, приводить в порядок кукольные уголки, переодевать кукол и стирать кукольное белье, оформлять книжные уголки.

Такое содержание бытового труда доступно детям не только в плане овладения навыками, но и в воспитании в них прилежания, настойчивости, целеустремленности, т. е. развития нравственно-волевых качеств.

Немаловажно научить детей и способам осуществления контроля за правильностью своих действий, умению оценить результат и в случае необходимости — исправить ошибку. С этой целью воспитатель вновь опирается на уже известную детям последовательность работы и предлагает сопоставить результат с целью.

В средней группе расширяются возможности детей к участию в труде по уходу за растениями и животными. Воспитатель учит детей самостоятельно определять потребность растений в поливе, увлажнять землю на всей поверхности, наклоняя лейку поближе к ней. Внося луковичные растения (например, амариллис), взрослый предупреждает, что не следует лить воду на луковицу, учит рыхлить землю палочкой с заостренным концом, осторожными движениями, чтобы не повредить корни, разъясняет смысл такого ухода за растениями («сухая поливка»). Большой интерес проявляют дети к использованию пульверизатора для обрызгивания мелких листьев. Воспитатель разъясняет, какие листья не следует обрызгивать (поэтому одновременно дети узнают названия растений).

Разнообразнее становятся и приемы ухода за животными: дети учатся пользоваться ножом, нарезая кружочками морковь, крошат листья капусты, а также определять, сколько надо положить корма для кролика, хомяка, чтобы не оставалось лишнего корма и чтобы его хватило на весь день. Уход за животными уголка природы становится разнообразнее: дети учатся подливать воду в аквариум.

Закрепляются умения, связанные с посадкой лука, крупных семян растений. Им становятся доступными овладение такими умениями как подготовка земли к посадке комнатных растений(просеивание, разминание комочков) и на огороде: рыхление граблями, очистка от камней, веток, прошлогодней листвы.

В средней группе содержание индивидуальных поручений значительно расширяется. У детей этого возраста уже сформировано большое число навыков, связанных с хозяйственно-бытовым трудом, с уходом за растениями уголка природы. Более того, отпадает необходимость сопровождать каждое действие ребенка пятого года жизни показом, напоминанием о последовательности действий. Поэтому воспитатель использует индивидуальные поручения в тех случаях, когда их выполнение требует обучения ребенка новым умениям, или в случае, когда надо контролировать его работу.

Здесь новым требованием к детям является необходимость проявлять умение организовывать свою деятельность: подготовить необходимое оборудование, расположить его в наиболее удобной последовательности. Воспитатель учит детей осторожности и аккуратности, например, если ребенок небрежно несет чайную посуду, предупреждает, что делать это надо аккуратно, ставить на стол, не спеша, иначе можно разбить посуду.

В средней группе можно организовать общие поручения, в которых принимает участие несколько детей (3—5 человек).

Что нового вносит в организацию поручений предложение «вы вместе будете сегодня...»? Чтобы определить характерны особенности такой организации труда, необходимо ввести понятие «объективная структура» той деятельности, которая будет предложена детям. Понятно, что в выполнении общего поручения будет одновременно участвовать несколько детей Но что их объединяет? Например, дети моют игрушки в большом тазу. Каждый из них берет игрушку из корзинки, моет ее и ставит на поднос, затем берет следующую. Так же действуют и другие участники независимо от действий сверстников

Объединяющим моментом здесь является лишь обобщение итогов работы, «все вместе вымыли игрушки». Такое обобщение имеет большое воспитательное значение. Дети впервые встречаются с правилами: «Когда трудятся все вместе, результат получится лучшим», «Все вместе поработали — быстро справились с делом», «Результат получится качественным если каждый участник постарается и будет выполнять с вое задание тщательно, аккуратно», «Будешь трудиться небрежно — подведешь всех».

Во второй половине года общие поручения могут становиться более сложными: предлагаемое задание включает в себя несколько разных дел и потому требует распределения между участниками. Например, детям поручается привести в порядок песочницу. Для этого надо перекопать песок, вымыть игрушки, которыми пользовались в играх с песком, почистить щеткой дощечки-перекрытия. С точки зрения воспитателя, не имеет большого значения, кто из детей и какую часть работы будет выполнять. Но для детей это небезразлично. Скажем мыть игрушки интереснее, чем чистить дощечки, и тогда надо научить детей, как следует договариваться о распределении работы, не обижая друг друга: выслушивать предложения, уступать, разъяснять желание заняться каким-либо делом, не допуская конфликтов. Поэтому педагог рассказывает детям, какие способы помогут избежать споров, например по очереди или сменяя друг друга.

 

     2.возникновение трудового воспитания.

1. Воспитание с древних времен до эпохи возрождения.

 

Исторический процесс весьма многогранен. Он охватывает и историю государств, и историю культур, и историю религий, и историю войн, и историю производительной деятельности, историю торгового обмена, историю рынков, денег, историю ремесел, городов, промышленных и финансовых центров. (Бартенев С.А. Экономич. ист.)

Одной из основных концепций научного познания общественно-исторических процессов является теория К. Маркса о пяти последовательно сменяющих друг друга социально-экономических формациях. В основе формационного подхода лежит изучение стадий, которые приводят в своем развитии общество. Наиболее крупные стадии – это общественно-экономические формации. В основе каждой формации лежит способ производства, «которыми люди производят необходимые им средства к жизни». Способ производства - это не только средства и предметы труда, но и формы социального поведения людей, традиции, средства общения, уровни профессионального мастерства, культуры.

Существует тесная связь между экономической жизнью и трудовой деятельностью людей и воспитанием детей на самых ранних ступенях общественного развития. Нас интересует педагогический аспект этого вопроса: при каких условиях происходила передача знаний и умений от старших поколений младшим. Для этого необходимо проследить историю трудового воспитания в разные исторические периоды.

 

1. 1. Воспитание в первобытно-общинном строе.

Происхождение воспитания в первобытном обществе естественным образом связано с развитием человека как природного и социального существа. Основным условием возникновения воспитания была трудовая деятельность первобытных людей и формировавшиеся при этом общественные отношения.

В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых в повседневном общении с ними. Он не столько готовился к жизни, как это стало позже, сколько прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался коллективному труду и быту. В труде и повседневном общении со взрослыми дети и подростки усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды и все свои обязанности. Сначала это происходило в процессе трудовой деятельности, всей бытовой и общественной жизни. В дальнейшем, воспитание становится особой сферой деятельности и сознания человека.

Разделение труда и социальных функций в дородовом обществе базировалось на естественно-биологических основах, вследствие чего существовало разделение труда между мужчинами и женщинами. Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду.

Также было возрастное деление общественного коллектива. Дородовое общество делилось на три возрастные группы: дети, полноценные и полноправные участники жизни и труда, и старики, не имеющие уже физических сил для полноценного участия в общей жизни. Родившийся человек сначала попадал в общую группу подрастающих и стареющих, где он возрастал в общении со сверстниками и стариками, умудренными опытом. Войдя в соответствующий биологический возраст и получив некоторый опыт общения, трудовые навыки, знания правил жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую возрастную группу.

 

Постепенно, человек занимает все более активную позицию по отношению к миру. Когда, с развитием общества, появились скотоводство, земледелие, ремесло, в связи с развитием производительных сил и расширением трудового опыта людей усложнялось и воспитание, которое приобрело более многосторонний и планомерный характер. Дети приучались к уходу за животными, земледелию, ремеслу. Тогда возникла необходимость в более организованном воспитании. Родовая община поручала воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям - старейшинам рода, которые готовили детей к жизни, труду, и посвящениям. Наряду с усвоенными трудовыми умениями и навыками они знакомили с правилами зародившегося религиозного культа, преданиями.

Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все народное творчество играло огромную роль в воспитании. Считается, что в основе их возникновения лежит именно трудовая деятельность. Д. Б. Эльконин отмечал изначальную связь игры и труда: «игра – это дитя труда». Усложнение орудий труда с неизбежностью приводило к тому, что включение детей в производительный труд взрослых отодвигается по времени. «Возникает такое положение, при котором ребенка нельзя учить овладению орудиями труда в силу их сложности, а так же в силу того, что возникшее разделение труда создаёт возможности выбора будущей деятельности, не определяемой однозначно деятельностью родителей. Возникают детские сообщества, в которых дети живут хотя и освобожденные от заботы о собственном пропитании, но органически связанные с жизнью общества. Обладая богатыми активизирующими возможностями, игра позволяет в условной форме моделировать основные составляющие различных видов трудовой деятельности» (Эльконин Д. Б.)

Осуществление воспитания особыми людьми, выделенными родовой общиной, расширение и усложнение его содержания и программы испытаний, которыми оно завершалось, все это свидетельствовало о том, что в условиях родового строя воспитание начало выделяться как особая форма общественной деятельности.

Постепенно господствующие группы населения - жрецы, вожди, старейшины, владеющие особенными знаниями (предсказания наводнений рек, приемы лечения людей), отделяли умственное образование от обучения занятиям, требующим физического труда. Таким образом, владение особыми знаниями сосредотачивалось в узких кругах и делалось их привилегией. Для обучения этим знаниям создавались специальные учреждения. Так, в Древней Мексике дети знатных людей были освобождены от физического труда, учились в особом помещении и изучали такие науки, которые не были известны детям простых людей (например, пиктографическое письмо, наблюдения за звездами, расчеты площадей). Это возвышало их над другими. В остальных семьях дети рано приучались к труду, перенимая опыт родителей.

Следущая ступень развития общества характеризуется появлением частной собственности и моногамной семьи. Возник индивидуальный брак. Семья стала одним из важнейших общественных явлений, основной экономической ячейкой общества, к ней перешли от родовой общины функции воспитания детей. Семейное воспитание стало массовой формой воспитания.

 

1. 2. Воспитание и обучение у древних славян.

Восточно-славянские племена, издавна жившие на территории Европейской части нашей страны прошли, как все народы, длительный путь исторического развития от времени дородового общества до периода разложения первобытнообщинного строя и разделения общества на классы.

Воспитание детей восточных славян при первобытнообщинном строе характеризовалось чертами, свойственными другим первобытным народам. Оно осуществлялось путем непосредственного участия детей во всей повседневной жизни общины, в трудовой деятельности соответственно с возрастом, в сопровождающих ее обрядах, празднествах, культовых актах и т. п. При этом прежде всего усваивались обряды и обычаи, связанные с почитанием земли-кормилицы, хлеба, старших и предков. Дети воспитывались всей родовой общиной: в раннем возрасте до 7-8 лет - женщинами, а затем мальчики и юноши - мужчинами, а девочки и девушки - женщинами. С появлением парной семьи произошла замена общественного воспитания детей семейным воспитанием. Семья во главе с отцом стала массовым органом воспитания и обучения детей. Дети наследовали виды занятий своих родителей - земледелие, охоту, скотоводство, ремесла.

Непосредственно участвуя во всей жизни семьи, дети приобретали необходимые им практические навыки и умения, усваивали взгляды, представления и понятия, моральные требования и нормы. Обучение ремеслам и искусствам, например изобразительному, осуществлялось отдельными искусными мастерами.

 

1. 3. Дальнейшее развитие педагогических взглядов в Европе

В результате дальнейшего исторического развития первобытнообщинный строй сменился новой общественной формацией – рабовладельческим строем. Этот период характеризуется с одной стороны дальнейшим развитием цивилизации: развиваются государства, люди получают новые знания, осваивают технологии и ремесла, а с другой стороны четким разделением на сословия. Специальные учреждения (школы) все более становились привилегией отдельных групп населения. Кроме "замкнутых жреческих или придворных школ, возникали и школы для" потребностей управления государством и хозяйством - это школы писцов, школы служащих и т. д. Большинство же детей простых людей и рабов не получали подготовки в школах; основные знания и навыки, связанные с трудом и нормами поведения, сообщали им родители и окружающие. Труд имел большое значение для жизни людей, об этом говорит тот факт, что в мифологии и религии древности важнейшее место занимали божества, так или иначе связанные с трудом (богини земледелия, виноградарства и т. п. у древних греков). Интересно, что возникновение танцев и музыки иногда связывают именно с трудовой деятельностью: сначала танцы и музыка имитировали трудовые действия, а позже стали выполнять роль средства организации деятельности в тех работах, где требовалось соблюдение определённого ритма.

В V - IV веках до н. э. в Афинах бурно развивалась культура; развились естествознание, математика, история, искусство, литература, замечательная греческая архитектура и скульптура. Афиняне считали идеальным человеком того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении, и стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Но этот идеал полностью относился только к социальной верхушке - рабовладельцам. Физический труд считался обязанностью лишь рабов. В Афинах дети до 7 лет воспитывались дома. Мальчики с этого возраста начинали посещать школу, а девочки получали дальнейшее воспитание в семье, приучаясь к домашнему хозяйству.

Аристотель дал ряд рекомендаций по семейному воспитанию. Аристотель считал, что физическое, нравственное и умственное воспитание взаимосвязаны. В области нравственного воспитания Аристотель, выдвигавший в своей философии волевое, деятельное начало, придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков (приучение, частое повторение желательных действий) и разум - таковы три источника нравственного воспитания. Для выработки добродетели необходимы продуманные упражнения, формирующие привычки и навыки нравственного поведения. Добродетелью является поведение, избегающее во всем крайностей: как избытка, так и недостатка. Аристотель в отличие от Платона полагал, что семья не устраняется от воспитания, на ней главным образом лежит забота о нравственном воспитании.

Вершиной древнегреческой философии являются взгляды выдающегося философа-материалиста Демокрита (460-370 гг. до н. э.) Он много внимания уделяет в своих трудах вопросам воспитания, обращается к законам природы, к подлинному знанию, которое разрушает суеверие и страх. Одним из первых Демокрит выдвинул вопрос о природосообразности воспитания. «Природа и воспитание подобны» - писал он. Демокрит указывал, что учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда, подчеркивал огромную роль труда в воспитании и требовал постоянного труда, который от привычки к нему делается легче. Он предостерегал от дурного примера и считал очень важным упражнения в нравственных поступках. Демокрит будил критическое отношение к рабовладельческим устоям, звал к настоящему познанию природы, к соединению воспитания с трудом.

Феодальное общество

В феодальном обществе господствующими сословиями были светские феодалы и духовенство, владевшие всей землей и крестьянами, трудившимися на этой земле. Большое значение в жизни западноевропейских стран имела католическая церковь, которая распространяла свое влияние на все сферы человеческой жизни. Труд как «Следствие первородного греха (Книга Бытия), презираемый феодальным обществом, мало-помалу становится социальной ценностью, вплоть до того, что вызывает осуждение праздности, но делится на высшие и низшие формы, к последним относится ручной труд». (Ле Гофф)

Образование так же приняло преимущественно богословский характер. Раньше, всего оформились монастырские школы. В некоторых монастырях были внутренние и внешние школы: в первых учились мальчики, которые потом шли в монахи, и жили они в монастырях; во внешних школах - дети жителей данного церковного прихода, как правило это были дети дворян. Однако, основная масса народа не получала образования в школах; дети воспитывались родителями в повседневном труде.

В городах ремесленники и купцы не были удовлетворены церковными школами и вели борьбу с монополией церкви в области образования. Они открывали свои школы, где их дети изучали чтение и письмо на родном языке, а обучение ремеслу велось в домашней мастерской. В семьях и мастерских ремесленников сложилась система ремесленного ученичества. «Поучение труду и самый труд осуществлялись одновременно: овладевая трудовыми навыками, ученики проявляли большую сноровку и ловкость».

Таким образом, зарождение и развитие в недрах феодального общества капиталистического способа производства вызвало существенные изменения во взглядах на воспитание. Появились новые теории. Появились и школы, которые должны были удовлетворять потребности в образовании нового класса.

 

1. 4. Воспитание на Руси

Образование Киевского княжества представляло собой естественный процесс консолидации, социально-экономического, культурного сплочения восточно-славянской ветви. Создание мощного политического союза, объединившего под властью киевских князей многочисленные племена создало благоприятные условия для развития

в Киевском государстве высокой культуры, просвещения, новых форм воспитания и обучения.

Появляются новые школы, училища при монастырях для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству. Под 1028 годом летопись отмечает, что князь Ярослав в Новгороде «собрал от старост и поповых детей 300 учити книгам». Смоленский князь Роман Ростиславович организовал ряд школ. Галицкий князь Ярослав Осмомысл (XIII век) заводил училища и предписывал монахам обучать детей в монастырях.

В связи с классовым расслоением общества появляется неравное воспитание для детей разных социальных слоев. Так, согласно свидетельствам летописи в X веке в княжеских домах появляются специальные лица для воспитания и обучения княжеских детей, в том числе и военному искусству. Дети простых людей воспитывались в семье. Их учили сельскохозяйственному труду домашним работам. Отдавали к мастерам учиться какому-


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.