Формирование предпосылок к обучению грамоте. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Формирование предпосылок к обучению грамоте.

2020-11-19 80
Формирование предпосылок к обучению грамоте. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогические ориентиры:

¾ Изучение звукобуквенного состава слова.

¾ Наблюдение над звуковым составом слов, выделение общих и дифференциация сходных явлений, развитие фонематического анализа и синтеза.

¾ Формирования четких представлений о звуковом составе слова.

¾ Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова (слогового).

¾ Знакомство с элементарными правилами грамматики и правописания.

Планируемые результаты: овладение фонологической системой языка и звуковой аналитико-синтетической активностью как предпосылкой к обучению грамоте.

Перспективный план по формированию фонетико-фонематической стороны речи, совершенствованию навыков звукового анализа и синтеза, предпосылок к обучению грамоте в старшей логопедической группе.

НЕДЕЛЯ ЗВУКИ БУКВЫ НАВЫКИ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ГРАФОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ
    Сентябрь  
1

Обследование всех сторон речевого и психофизического состояния детей.

 

2
3
4
    Октябрь  
1 Звуки окружающего мира

Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков, фонематического восприятия на материале слов близких по звучанию. Знакомство с терминами «звук», «буква» представление о том, чем звук отличается от буквы. Знакомство с термином «гласный». Выделение начальных гласных. Анализ звукового ряда из двух гласных. Выделение заданного гласного из потока звуков. Чтение и звуковой анализ слов АУ, УА.

Управлять движениями кистей рук. Развитие оптико-пространственных ориентировок.

2 Звук и буква «А»
3 Звук и буква «У»
4 Звуки «А – У"
    Ноябрь  
1 Звук и буква «О»

Воспроизведение цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными. Придумывание слов на заданный звук. Знакомство с термином «согласный». Выделение последнего согласного. Анализ звукового ряда из двух, трех гласных. Слышать заданный звук в словах. Умение сравнивать слова по их длине (короткие и длинные). Понятие слог и умение оперировать им.

Уверенно пользоваться карандашом. Правильно его держать.

Ориентироваться на листе бумаги.

2 Звуки «А-О-У»
3 Звук и буква «И»
4 Звук и буква «М»
    Декабрь  
1 Звуки «М-Мь»

Воспроизведение цепочек слогов со стечением согласных. Анализ обратного слога из двух звуков АМ, АН, АБ и т.п. Выделение первого согласного в слове. Нахождение места звука в слове (начало, середина, конец). Дифференциация звуков на слух, выделение их из ряда звукосочетаний, наличие или отсутствие их в слове. Различение звуков по твердости – мягкости.

Продолжать заданный узор

2 Звук и буква «Н»
3 Звуки «Н– НЬ»
4 Звук и буква «Б»
    Январь
2 Звуки «Б-Бь»

Воспроизведение цепочки слогов со сменой ударения и интонации. С помощью звукового анализа определять характеристику звука. Умение подбирать слова на заданный звук. Выделение гласного в середине односложных слов типа «МАК».

3 Звук и буква «П»
4 Звуки «П – Пь»
    Февраль  
1 Звуки «Б-П»

Дифференциация звуков по звонкости – глухости. Выкладывание звуковых схем с подсчетом количества звуков. Составление звуковых схем с характеристикой каждого звука прямых и обратных слогов. Понятие «предложение». Придумывать предложение с заданными словами, исправлять деформированное предложение.

Штриховать в заданных направлениях разными видами штриховки

 

2 Звук и буква «Т»
3 Звуки «Т-Ть»
4 Звук и буква «Д»
    Март  
1 Звуки «Д – Дь»

Проводить звуковой анализ слов из трех звуков с составлением звуковой схемы. Понятие «ударение». Закрепление всех полученных навыков и умений и практическое их применение на новом материале. Преобразование предложения путем замены слова. Проводить звуковой анализ слогов и односложных слов с составлением звуковой схемы.

Обводить по контуру.

2 Звуки «Т – Д»
3 Звук и буква «К»
4 Звуки «К - Кь»
    Апрель
1 Звук и буква «Г»

Проводить звуковой анализ односложных слов с составлением звуковой схемы. Преобразование слов путем замены первого или последнего звука. Обозначение буквами гласных звуков в схеме слова.

2 Звуки «Г - Гь»
3 Звуки «Г-К»
4 Звук и буква «Ф»
    Май  
1 Каникулы

Закрепление полученных навыков и умений на разном материале. Дидактические игры «Поймай звук», «Цепочка слов», «Замени звук», «Подбери к схеме слово», «Составь слово из первых звуков картинок», «Звуковой плот», «Звуковое лото» и т.д.

Изображать предметы по образцу

2 Звуки «Ф-ФЬ»
3 Звук и буква «В»
4 Звуки «В - Вь»

Перспективный план по формированию фонетико-фонематической стороны речи, совершенствованию навыков звукового анализа и синтеза, формированию предпосылок  к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе.

 

НЕДЕЛЯ ЗВУКИ БУКВЫ НАВЫКИ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ГРАФОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ
    Сентябрь  
1 Звук и буква «Ы». Буквы «И – Ы»

Проводить звуковой анализ односложных слов с составлением звуковой схемы. Преобразование слов путем замены первого или последнего звука. Выделение гласных Ы, И в конце слова. Обозначение буквами гласных звуков в схеме слова.

Составление букв из мозаики.

2 Звуки «С – Сь». Буква «С».
3 Звуки «З – Зь». Буква «З».
4 Звуки «С-З»
    Октябрь  
1 Звук и буква «Ц»

Определение места звука в словах. Подбор слов на заданный звук. Звуковой анализ слова (ШУТ, ШАГ). Дифференциация близких звуков на слух, выделение их из ряда звукосочетаний, наличие или отсутствие их в слове. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных. Слоговой анализ 2-х, 3-х сложных слов с составлением слоговых схем. Соотнесение слова и слоговой схемы. Правила ЖИ, ШИ. Звуковой анализ слов типа ЖУК, ШУБА.

Выкладывание букв из шнурочка и мозаики, лепка из пластилина.

2 Звук и буква «Ш»
3 Звук и буква «Ж»
4 Звуки «Ш-Ж»
    Ноябрь  
1 Звук и буква «Э»

Отличия звука от буквы. Чтение слов из двух открытых слогов и слов из трех букв. Преобразование слов путем замены первых или последних звуков. Понятие предложения, схемы. Правила написания предложения. Преобразование слов путем замены одной буквы. Звуковой анализ слов типа МАЙКА, ЕДУ, ЭХО.

«Рисование» по тонкому слою манки и в воздухе.

2 Буква «Й»
3 Звук и буква «Е»
4 Буквы «Е-Э»
    Декабрь  
1 Звук и буква «Ё»

Выкладывание трехбуквенных слов. Узнавание «зашумленных» изображений букв. Деление слов на слоги. Составление слоговой схемы слова. Полный анализ слова типа ЕЛКА, ЮЛА. Составление звуковой схемы.

Штрихование в заданных направлениях разными видами штриховки.

 

2 Буквы «Ё-О»
3 Буквы «Ё-Е»
4 Буква «Ю»
    Январь
2 Буквы «Ю-У»

Подбор слов к схемам разных типов. Полный анализ слов типа ЧАЙ, ЧАЙКА, ЯМА, составление звукослоговой схемы. Выкладывание и чтение их. Чтение слов с пропущенной буквой, вставка нужной.

3 Буквы «Я»
4 Буквы «Я-А»
    Февраль  
1 Звук и буква «Ч»

Различение близких звуков по акустическим признакам. Правила ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Звуковой анализ слов типа ЩЕКИ, ЧАСЫ, ЧАЩА. Умение составлять предложения по схеме и наоборот.

Закрепление умения составлять буквы из различных предметов, трансформировать их.

2 Звуки и буквы «Ч-Ц»
3 Звук и буква «Щ»
4 Звуки и буквы «Ч-Щ»
    Март  
1 Звук и буква «Л»

Осознанное чтение слов и предложений. Анализ и печатание односложных слов со стечением согласных в начале и конце слов (слон, мост) двусложных слов с двумя стечениями согласных (планка) и введение их в предложения. Умение составлять предложения по схеме и наоборот, исправлять деформированные предложения. Понятие «ударения».

Различать правильно и неправильно написанные буквы, допечатывать незаконченные.

2 Звуки «Л-Ль»
3 Звуки и буквы «Л-В»
4 Звуки «Ль- Й»
    Апрель
1 Звук и буква «Р»

Составление новых слов из заданных букв, слогов. Звуковой анализ и синтез различной сложности. Чтение слов различной сложности в игровых ситуациях. Подбор звуков и слов к схемам. Печатание под диктовку. Преобразование слов путем замены букв. Преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. Чтение и печатание простых предложений. Осознанное чтение небольших текстов.

2 Звуки «Р-Рь»
3 Звуки «Л-Р»
4 Звуки «Рь-Ль»
    Май  
1 Каникулы

Звуковой анализ слов типа СЪЕЛ, ЛЬЕТ. Работа над трехсложными словами со стечением согласных и закрытыми слогами (абрикос, апельсин) и введение их в предложения. Закрепление полученных знаний с использованием различных игровых приемов и на разном материале. Дидактические игры: «Разведчики», «Слово рассыпалось», «Вставь букву», «Ребус», «Изограф», «Кроссворд», «Составлялки», «Прочти – подбери» и т.д.

Закрепление полученных навыков и умений

2 Буква «Ь»
3 Буква «Ъ»
4 Буквы «Ь-Ъ»

Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.