Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2020-11-19 | 77 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Программа предназначена для детей от 4,5 до 7,5 лет.
Срок освоения программы – 2 года.
Разработчик: Ларина Е.А.
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Иваново 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
1.Пояснительная записка ……………………………………………………………...…3-8
1.1. Методическая и нормативно – правовая основа программы ……………………...…3
1.2. Цель, задачи, принципы ………………………………………………………………..4
1.3. Особенности развития обучающихся, значимые для разработки
и реализации рабочей программы…………………………………………………………..5
1.4 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования …………….....7
2. Система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе ….....9-43
2.1. Проектирование образовательной деятельности
по профессиональной коррекции речи……………………………….…………………….10
2.1.1. Формы организации образовательной деятельности ……………………………...10
2.1.2. Совершенствование лексико-грамматических средств языка
и развитие связной речи………………………………………………………………….....11
2.1.3. Развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, формирование предпосылок к обучению грамоте………19
2.1.4. Коррекция звукопроизношения. Педагогические ориентиры……………………..23
2.1.5. Организованная образовательная деятельность учителя - логопеда
в старшей логопедической группе…………………………………………………………25
2.1.6. Организованная образовательная деятельность учителя - логопеда
в подготовительной логопедической группе……………………………………………....26
|
2.1.7. Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда……………….26
2.1.8. Планируемые результаты освоения программы……………………………………27
2.2. Интеграция усилий учителя-логопеда и других участников образовательной деятельности……………………………………………………………..28
2.2.1. Совместная коррекционная работа учителя – логопеда и воспитателя логопедической группы………………………………………………………………….…30
2.3. Система работы с семьями воспитанников………………………………………...…33
2.3.1. Основные направления совместной деятельности учителя-логопеда
и родителей………………………………………………………………………………….33
2.3.2. Формы работы с семьями воспитанников. …………………………………………33
2.4. Интегрированные занятия в системе работы логопедической группы……………..36
2.5. Инструментарий для определения эффективности освоения детьми
содержания рабочей программы (система мониторинга)………………………………..37
2.5.1. Критерии оценки индивидуального развития речеязыковых компетенций……..38
3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение …………...…44-47
3.1.Учебно-методический комплект УМК, используемый для работы по программе…44
3.2. Предметно-пространственная развивающая среда…………………...........................45
3.3. Материально-техническое оснащение логопедического кабинета……………….....45
4. Литература……………………………………………………………………………...…48
5. Приложения……………………………………………………………………………….49
Пояснительная записка
Рабочая программа речевого развития детей с ОВЗ предназначена для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) от 4,5 до 7,5 лет. Она обеспечивает образовательную деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речевого развития с учетом их психофизического развития и индивидуальных возможностей. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с общим недоразвитием речи различного генеза (по клинико-педагогической классификации). Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р.Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у детей дошкольного возраста определяется тремя уровнями речевого развития и может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.). Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.
|
Рабочая программа содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей-логопатов. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательной области «Речевое развитие», соответствующей ФГОС ДО. Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с образовательной программой МБДОУ и направлена на ее реализацию. Она не является статичной по своему характеру.
В основе программы лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты. Теоретической и методологической основойпрограммы являются: положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.
Цель, задачи, принципы.
Целью данной рабочей программы является формирование и коррекция речевого потенциала воспитанников ДОУ, а так же создание условий для максимального раскрытия индивидуальных возможностей каждого ребенка.
|
Главная задача рабочей программы заключается в коррекции речевого развития детей с ТНР и формирование предпосылок к успешному обучению в школе. Для этого дети должны овладеть навыками речевого общения с окружающими на основе владения всеми средствами родного языка.
1.Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.- М.: Просвещение, 2008.
В содержании программы учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы организации коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии.
В программе реализованы, в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения, следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:
• принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
• принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
• принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской
речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
• принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого
нарушения;
• деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в развитии речи.
Педагогические ориентиры.
Осуществлять профессиональную коррекцию звукопроизношения:
¾ развивать артикуляторную моторику;
¾ осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций;
¾ Работать над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи;
¾ формировать звукопроизношение и слухопроизносительные дифференцировки;
¾ совершенствовать навыки анализа и синтеза звукового состава слова;
|
¾ отрабатывать навыки элементарного фонематического анализа и формирование способности к осуществлению более сложных его форм с постепенным переводом речевых умений во внутренний план.
Планируемые результаты: овладение звуковой и интонационной культурой речи.
Данный вид работы проводится по индивидуальным планам коррекции каждого ребенка и отражается в планах профессиональной коррекции звукопроизношения.
Имя, фамилия ребенка | Дата | Содержание работы | Результаты работы |
01.01. | Планируемые результаты и приемы коррекционного воздействия. | Достижения и неудачи. |
Формы планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда представлены в виде комплексно-тематического планирования.
Модель календарно-тематического планирования.
Образовательная область. Темы. Планируемые результаты развития интегративных качеств через цель и задачи. | Образовательная деятельность совместно с учителем-логопедом | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьей |
Формы организации работы | |||
Сентябрь, 1-3 недели
Сентябрь, 4 неделя
2.1.5. Организованная образовательная деятельность учителя-логопеда в старшей логопедической группе.
|
Виды образовательной деятельности |
Формы работы |
Периодичность проведения | ||
1 период (сентябрь- ноябрь) | 2 период (декабрь-февраль) | 3 период (март-май) | ||
1. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи | Групповая и подгрупповая | 1 | 1 | 1 |
2.Формирование фонетико-фонематических процессов и предпосылок к обучению грамоте. | Групповая и подгрупповая | 2 | 2 | 2 |
3.Коррекция звукопроизношения | Индивидуально- подгрупповая | Ежедневно | Ежедневно | Ежедневно |
2.1.6. Организованная образовательная деятельность учителя- логопеда
Формы работы
Периодичность проведения
В середине каждого коррекционно-развивающего занятия проводится физкультминутка или динамическая пауза, по своему содержанию связанная с темой занятия. Перерывы между коррекционно-развивающими занятиями не менее 10 минут. В середине группового или интегрированного занятия учитель-логопед проводит релаксационную паузу.
В середине учебного года (январь) для воспитанников организуются недельные каникулы, вовремя которых проводятся только индивидуальные занятия и логопедические развлечения.
Учителя-логопеда
Дни недели | Время работы | Вид деятельности |
Пн. 14.00-18.00 | 14.00-14.30 | Ведение документации |
14.30-15.00 | Взаимодействие с педагогами | |
15.00-16.00 | Индивидуальные занятия | |
16.00-16.30 | Фронтальное занятие | |
16.30-17.30 | Взаимодействие с родителями | |
17.30-18.00 | Индивидуальные занятия | |
Вт. 9.00-13.00 | 9.00-9.30 | Фронтальное занятие |
9.30-12.00 | Индивидуальные занятия | |
12.00-12.30 | Ведение документации | |
12.30-13.00 | Взаимодействие с педагогами | |
Ср. 9.00-13.00 | 9.00-12.00 | Индивидуальные занятия |
12.00-12.30 | Ведение документации | |
12.30-13.00 | Взаимодействие с педагогами | |
Чт. 9.00-13.00 | 9.00-9.30 | Фронтальное занятие |
9.30-12.00 | Индивидуальные занятия | |
12.00-12.30 | Ведение документации | |
12.30-13.00 | Взаимодействие с педагогами | |
Пт. 9.00-13.00 | 9.00-12.00 | Индивидуальные занятия |
12.00-12.30 | Ведение документации | |
12.30-13.00 | Взаимодействие с педагогами |
Планируемые результаты освоения программы.
¾ Ребенок обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
¾ усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о
предметах и явлениях окружающего мира;
¾ употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с
эмотивным значением, многозначные;
¾ умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
¾ умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого);
¾ правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;
¾ умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;
¾ умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с использование подчинительных союзов;
¾ составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания;
¾ умеет составлять творческие рассказы;
¾ осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;
¾ владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;
¾ владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;
¾ осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ
¾ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
¾ умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений;
¾ знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий),
¾ умеет их воспроизводить;
¾ правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
¾ воспроизводит слова различной звукослоговой структуры.
План работы учителя-логопеда с участниками
образовательной деятельности.
Направления работы | Содержание работы | Время проведения |
Работа
с
Детьми
Работа
с
Родителями
Работа
с
Воспитателями
Работа
с
Музыкальным
Руководителем
Работа с
Медицинскими
Работниками
Задачи учителя – логопеда
Коррекционная работа
Создание условий для речевой активности и подражательности, преодоление речевого негативизма
Обследование речеязыковых компетенций детей, психофизических процессов, связанных с речью, состояние мелкой и артикуляционной моторики.
Обсуждение результатов обследования.
Составление психолого-педагогической характеристики каждого ребенка и группы в целом. Составление индивидуального образовательного маршрута (при необходимости).
Расширение кругозора детей через экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, предметно-практическую деятельность просмотр мультфильмов, спектаклей, чтение художественной литературы.
Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания и осмысленного восприятия речи.
Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам
Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине, цвете предметов (сенсорное воспитание)
Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей
Занятия по рекомендации логопеда, контроль за речью детей тактичное исправление ошибок.
Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях:
использование их на занятиях, в практической деятельности, в играх, в повседневной жизни
Развитие памяти детей путём заучивания речевого материала разного вида
Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию
Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений.
Развитие умений объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы.
План консультативно-методической работы
с педагогическим коллективом.
Месяц |
Содержание работы
Консультация «Государственный стандарт дошкольного образования. Планирование по стандартам»
Разбор речевого и психического статуса детей (динамика).
Консультация-практикум для воспитателей МБДОУ «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Совместная подготовка к проведению ПМПК.
Консультация «СУ-ДЖОК терапия» Практические занятия.
Анализ коррекционно-педагогческой работы за год. Определение задач на новый учебный год.
Речеязыковых компетенций.
Оценка индивидуального и обще группового развития речеязыковых компетенций осуществляется путем выставления баллов, которые соответствуют уровню речевого развития.
1. СОСТОЯНИЕ ЛЕКСИКИ
ГРАММАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Звуковой анализ и синтез.
1 балл- задания по звуковому анализу и синтезу ребенку не понятны.
2 балла- Задания выполняются со значительной помощью взрослого, при этом чаще всего неправильно. Не слышит звуки в слове, затрудняется выделять их из состава слова и определять их последовательность.
3 балла – Ребенок повторяет цепочки слогов с оппозиционными звуками, умеет выделять конечный и начальный согласный из слов. Наличие ошибок, которые исправляются самостоятельно после повторного проговаривания, однако некоторые ошибки не устраняются даже после повторного акцентированного проговаривания.
4 балла – умеет определять количество и последовательность звуков в слове, но иногда допускает отдельные ошибки, неточности, которые при акцентировании на них самостоятельно исправляются.
5 баллов - Задания выполняются правильно.
Звукопроизношение.
1 балл- Нарушены все основные группы звуков.
2 балла- нарушение звукопроизношения двух – трех групп звуков.
3 балла - нарушение звукопроизношения одной группы звуков. Все остальные звуки в норме, но в спонтанной речи отмечается смазанность в определенных фонетических группах.
4 балла – Под контролем все звуки в норме, но в спонтанной речи часть звуков иногда может произноситься неправильно, но ошибки исправляются самостоятельно или после стимулирующей помощи ("Скажи еще раз красиво").
5 баллов - Правильное, отчетливое произношение всех звуков.
Слоговая структура слов.
1 балл - Слоговая структура грубо нарушена. Наблюдается сокращение числа слогов.
2 балла - Наблюдается множество ошибок при передаче звуконаполняемости слов любой слоговой структуры. А именно перестановки и замены звуков и слогов; повторение слогов; добавление лишних.
3 балла - Допускает ошибки (перестановки слогов) при передаче звуконаполняемости слов сложной слоговой структуры.
4 балла – Слоговая структура нарушена незначительно и только на фоне предложения нарушает слоговую структуру сложных слов.
5 баллов - Слоговая структура в норме.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
4.1. Вербальная память (память, ориентированная на запоминание слов)
1 балл – не может повторить ни одного слова.
2 балла –запоминает два-три слова в другой последовательности.
3 балла - запоминает все предъявленные слова, но при неоднократном повторении некоторые не в той последовательности.
4 балла –повторяет все слова, но меняет их последовательность.
5 баллов – вербальная память соответствует возрастной норме.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Пересказ.
1 балл - Пересказ недоступен.
2 балла - Используются повторные наводящие вопросы. Связность значительна нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушена последовательность изложения. Использует только простые синтаксические конструкции.
3 балла - Пересказ составлен по наводящим вопросам. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связного воспроизведения текста, смысловые несоответствия. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых систем.
4 балла - Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно- стилистических элементов; единичные нарушения предложений.
5 баллов - Пересказ составлен самостоятельно, подробно и последовательно.
ОБЩИЕ ОЦЕНОЧНЫЕ БАЛЛЫ
1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает и не имеет представлений по указанному критерию речеязыковой компетенции.
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания и имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию речеязыковой компетенции.
3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого и имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию речеязыковой компетенции.
4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания и имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию речеязыковой компетенции.
5 баллов – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно и имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию речеязыковой компетенции.
Результаты обследования заносятся в таблицу мониторинга с выведением среднего балла или процента по компетенции каждого ребенка и группы в целом.
Мониторинг речеязыковой компетенции детей _____логопедической группы ____ 20__г.
Ф.И. ребёнка
Состояние лексики
Грамматическая компетенция
Фонологическая компетенция
Связная речь
Психологическая компетенция
Звукопроизношение
итоговый показатель по компетенции
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!