Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2020-10-20 | 107 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Как уже упоминалось, одним из подходов к развитию ребенка является метод измерений и индексов; он описывает норму с точки зрения среднестатистических достижений младенца на данном возрастном уровне. Кроме того, я подчеркивал, что наступление каждого возрастного уровня может чрезвычайно широко варьироваться, порой до плюс-минус двух месяцев. Для первого года жизни младенца подобный размах колебаний и впрямь очень велик, поскольку охватывает значительную часть хронологического возраста младенца.
Внутри этих статистических данных есть еще один критерий нормы. Тесты оценивают достижения и проявления младенца первого года жизни по шести секторам. Для так называемой «нормы» характерно, что в течение первого года жизни темп развития ребенка в каждом секторе разный и, соответственно, пропорция между уровнем достижений в шести секторах будет с каждым месяцем меняться.
Однако в некоторых случаях мы обнаруживаем (к этому вопросу я еще вернусь), что пропорция между отдельными секторами остается для одного и того же ребенка практически неизменной из месяца в месяц. Это указывает на то, что развитие, выраженное соотношением показателей в шести секторах (которая в норме должна в течение года меняться), оказалось под неким влиянием, которое препятствует вариациям или как-то на них воздействует. Подобное влияние обычно исходит из сферы отношений матери и ребенка, а его наличие в том или ином конкретном случае является достаточным поводом, чтобы его исследовать.
По поводу статистических критериев сказано достаточно. Несмотря на легкость и четкость, с какими удается получать и интерпретировать эти данные, я считаю их лишь дополнением к клинической картине. Весь вопрос в том, как описать саму клиническую картину.
|
Начнем с утверждения, что нормальный ребенок — это
внешне здоровый и активный индивид, в целом производящий впечатление вполне счастливого существа, за которое его родителям практически не приходится волноваться. Он хорошо ест, хорошо спит, хорошо растет, его вес и рост постоянно увеличиваются, с каждым месяцем он становится все сообразительнее и активнее, все более похож на человека. Он испытывает все большее эмоциональное удовольствие от присутствия родителей и вообще от окружающих, и, соответственно, они тоже все больше радуются ему.
Уже из этих обыденных слов становится очевидным, что нет ничего труднее, как описать норму. Однако последнее утверждение подводит нас вплотную к психоаналитическим критериям. То, что родители радуются ребенку, а ребенок родителям, — это непрофессиональное описание объектных отношений. Эти объектные отношения необходимо исследовать с точки зрения нормы. В главе 1 я отмечал, что в отношения мать—ребенок вовлечены два совершенно несхожих индивида, и то, что приносит удовлетворение матери, может кардинально отличаться от того, что доставляет удовольствие младенцу. Тем не менее основополагающим в нашей концепции нормальных объектных отношений является то, что они должны удовлетворять как мать, так и ребенка.
Начнем с матери: ее удовлетворение проистекает из роли, которую играют для ее личности вынашивание, рождение и воспитание ребенка. Следует помнить, что эти отно-
185
шения отличаются от любых других, какие только бывают в мире, поскольку тот самый ребенок, которого мать ныне держит на руках, еще недавно находился внутри нее и составлял часть ее собственного тела. В тот период ее привязанность к младенцу не дифференцировалась от ее привязанности к собственному телу, зародыш наделялся нарциссическим катексисом, первоначально предназначавшимся для собственного тела. Когда, рождаясь, ребенок отделяется от матери, женщина должна пройти через процесс расщепления, отрешиться от иллюзии, будто младенец по-прежнему сохраняет полную идентичность с ней. Это процесс постепенный. Долгое время любые достижения ребенка будут восприниматься ею как собственные, а любые его неудачи будут ее провалом. Психоаналитикам, имевшим возможность анализировать беременных или недавно разрешившихся от бремени женщин, прекрасно известны многообразные и противоречивые чувства матери. К ее отношению к ребенку сознательно или бессознательно будут примешиваться воспоминания о неудобствах, причиненных беременностью, о боли, вызванной родами, о самопожертвовании и радости периода кормления. Будет ли тот или иной фактор восприниматься как положительный или отрицательный, зависит не столько от того, что мы бы назвали его физической реальностью, сколько от его психологической реальности, то есть от того, что этот фактор означает в динамике собственной эмоциональной истории женщины. Поэтому не так уж странно, что ребенок, причинивший матери больше страданий и мучений, чем другие, может оказаться самым любимым.
|
При более пристальном изучении материнских чувств можно обнаружить бесконечное множество сложных факторов, также присутствующих в этой картине: пол ребенка; его личность; его место среди других детей в семье; возраст матери; ее отношения с собственными родителями; ее положение среди ее братьев и сестер — этот перечень можно продолжать сколько угодно. Однако я предоставляю воображению читателя перебирать неисчерпаемые варианты, ограничив свои рассуждения лишь одним аспектом: читатель, наверное, давно уже удивляется, как это я до сих пор не вспомнил о том, что у ребенка есть отец, а у его матери — муж!
В конечном счете отец ребенка — это кульминация первых объектных отношений матери. Он — конечный про-
дукт тех изменений, которые претерпели объектные отношения матери, начиная с первых предобъектных отношений к груди, продолжая формированием либидинозного объекта в лице ее матери, переносом этих отношений на отца в эдиповой фазе и завершая их осуществлением со своим любовником и мужем, отцом ее ребенка. Похож ли на него ребенок? Оказались ли они соперниками? До сих пор я в основном говорил о том, как младенец воспринимает и реагирует в циклическом взаимодействии в рамках объектных отношений, как он формируется и в конечном счете достигает установления либидинозного объекта. Но мы не должны оставлять в стороне и тот факт, что для матери ребенок тоже становится главным объектом любви и, подобно всем объектам любви, он, прежде всего, служит для нее источником удовлетворения.
|
Это удовлетворение бывает нарциссическим и объект-нолибидинозным. Используя структурный подход, мы могли бы сказать, что Я, Оно и Сверх-Я матери получают от ребенка удовлетворение. Следовательно, удовлетворение, которое мать может получить от своих отношений с ребенком, зависит от ряда условий: а) от природы элементов, составляющих ее личность; б) от изменений, которые эти конституирующие элементы претерпели к моменту, когда она произвела на свет дитя; в) от того, каким образом данный ребенок в соответствии со своим наследственным оснащением сумеет синтезировать эти различные элементы личности матери и вместе с тем будет отвечать требованиям внешней реальности.
В то же время объектные отношения служат удовлетворению совершенно иных нужд младенца. Прежде всего, организм младенца находится в процессе быстрого созревания и развития, а потому сам характер потребностей ребенка быстро изменяется. Следовательно, характер и способ удовлетворения должны прогрессивно изменяться на каждом последующем уровне развития. На самом примитивном уровне, когда Я еще не функционирует, достаточным будет удовлетворение потребностей скорее физиологических, нежели психологических. Такое удовлетворение означает для младенца безопасность, обеспечивает разрядку вызванного этой потребностью напряжения и при определенных обстоятельствах избавление от неприятного напряжения. После возникновения Я младенец может получить удовлетворение
187
только в отношениях, которые постепенно становятся все более разнообразными и сложными. Чтобы поспеть за развитием ребенка, реакции матери на инициативу малыша должны удовлетворять как либидинозные, так и агрессивные влечения, причем по возможности в форме циклического взаимодействия. Эти взаимодействия постоянно происходят между матерью и ребенком, со временем становясь все более разветвленными и разнообразными. Материнские реакции на действия малыша облегчают интеграцию процессов созревания. Эти реакции требуют все большего усложнения структуры детского Я и ведут к формированию многообразной системы. В то же время нарастающая сложность Я расширяет гамму удовлетворения, которого ребенок отныне требует от объектных отношений.
|
Я понимаю, что моя попытка определить нормальные объектные отношения остается смутной и расплывчатой. Трудно, а то и вовсе невозможно, подобрать формулу, чтобы выразить многообразие бесшумных приливов и отливов, безмолвных, невидимых, мощных, но в то же время почти незаметных течений, пронизывающих эти отношения. Не будет излишним еще раз подчеркнуть и повторить, что объектные отношения осуществляются в виде постоянных взаимодействий между совершенно неравными партнерами — матерью и ребенком; что каждый из них вызывает у другого реакцию; что эти межличностные отношения образуют поле постоянно перемещающихся сил. Возможно, кто-нибудь скажет, что объектные отношения, способные удовлетворить и мать и ребенка, — это отношения, в которых взаимодействующие силы дополняют друг друга; при этом не только оба партнера получают удовлетворение, но и сам факт, что один из партнеров получил удовлетворение, вызывает удовлетворение и у другого. От вдумчивого читателя не ускользнет, что последнее утверждение могло бы послужить вполне корректным описанием любовных отношений мужчины и женщины, их взаимных чувств при половом акте. Однако, как я уже говорил выше, что представляют собой любовные отношения, если не кульминацию объектных отношений?
Само совершенство отношений между двумя существами, столь точно настроенными друг на друга и связанными столь многими явными и неявными узами, влечет за собой возможность серьезного расстройства, если эта связь разладится. Для этого необязательно даже, чтобы произошел
разлад между партнерами, вполне достаточно, чтобы один из партнеров — как правило, это мать — оказался не в ладах со своим окружением. Формирующее влияние матери неизбежно приводит к тому, что ее собственные проблемы отразятся на развитии ребенка, причем словно в увеличительном стекле. Именно поэтому расстройства в отношениях матери и ребенка предоставляют нам обилие информации как о патологии и ее этиологии, так и о нормальном развитии. На следующих страницах я опишу некоторые отклонения в развитии младенца и рассмотрю объектные отношения, превалирующие в подобных случаях, насколько мне удалось это выяснить.
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!